Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование 10
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 18
Глава 2 Экспериментальное исследование развития речевой
активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование ... 26
2.1 Выявление уровня развития речевой активности у детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание и организация работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование 37
2.3 Динамика уровня развития речевой активности
у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 53
Заключение 61
Список используемой литературы 66
Приложение А Списки детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня, участвующих в экспериментальной работе ... 69
Приложение Б Стимульный материал для проведения
диагностического задания 2 «Повтори по образцу» 70
Приложение В Материал к презентации коллекции магнитов
В дошкольном возрасте ребёнок приобретает множество умений и навыков. Одним из самых важных приобретений является речь. Этот навык ребёнок приобретает постепенно с возрастом.
Главной особенностью будущего обучения ребенка в школе и его условий общего развития является умение грамотно и правильно выстраивать предложения и формулировать речь для общения со сверстниками и взрослыми.
Взрослые играют роль хранителя знаний, которые они могут передать только через речь. Проанализировав источники специальной литературы, мы можем сделать вывод о том, что большинство дошкольников не владеют навыками связной речи на уровне своего возраста. Именно по этой причине обучение связной речи в наше время относится к одной из актуальных проблем.
Речь относится к главным средствам общения и орудиям мышления, которые возникают и формируются в процессе диалога. А связная речь является самой сложной формой речевой деятельности.
Сходной проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и многие другие ученые. Проанализировав литературу по данной теме, были выявлены наиболее освещенные вопросы по развитию речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Эта тема достаточно актуальна и изучена на современном уровне, так как в логопедии делается акцент на развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня связной речи, в том числе и речевой активности.
Одной из непростых форм речевой деятельности является именно связная речь. Формируется она на протяжении всего дошкольного возраста. На каждой возрастной ступени речевые задачи усложняются, так же с этим происходит изменение в методах обучения.
Свои мысли дошкольники должны грамматически правильно и связно высказывать к концу детского сада. Эта речь должна быть выразительной и живой. Связная речь - основа связных мыслей. В данной речи должна прослеживаться логика мышления, умение осмысливать и выражать свою речь в правильном и последовательном высказывании. По развитию связной речи дошкольника можно говорить, на каком уровне у него сформировано умение правильно говорить.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. В настоящее время среди дошкольников увеличивается количество детей с достаточно сложными речевыми нарушениями, при которых страдает формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, смысловой стороны речи и других. Эти дети составляют особую группу детей с речевым недоразвитием, относящихся по психолого-педагогической классификации к общему недоразвитию речи.
Вопросы диагностики и организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста освещены во многих исследованиях (Л.С. Волкова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Г.П. Шашкина и другие авторы). Авторами указывается, что одной из главных задач в рамках развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня является развитие речевой активности.
В психолингвистических исследованиях Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина и других ученых отмечено, что развитие связной речи - центральная линия становления речевой деятельности в детском возрасте, требующая достаточно сформированных фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков. Овладение ею - это наивысшее достижение дошкольников в речевом развитии, так как связная речь относится к сложной форме речевой деятельности, и носит характер последовательного системного и развернутого изложения.
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста следует уделять внимание развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня: формированию у них навыков описания, повествования и рассуждения, поскольку овладение ими помогает в развитии как коммуникативной, так и познавательно-исследовательской деятельности. Особо важным является развитие навыков составления повествований, так как оно позволяет точно и логично передавать развивающиеся действия, сюжеты, что способствует формированию у ребенка умения рассказывать, на которое опирается школьное обучение.
Анализ методических подходов и практики организации педагогического воздействия показывает, что вопросам развития связной речи уделяется недостаточно внимания, используются традиционные методы работы, разработанные для детей с нормальным речевым развитием, и не учитывающие механизмы, и структуру нарушения, в случае его наличия. Данные недочеты сказываются на развитии у детей с общим недоразвитием речи III уровня умения высказываться, выдерживая структуру и используя соответствующие лексико-грамматические конструкции.
Мы в своем исследовании предлагаем обратиться к технологии культурных практик - коллекционирование. Разновидность познавательно-исследовательской деятельности - коллекционирование, способствует развитию речевой активности у детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как в процессе работы с экспонатами коллекции дети активно участвуют в обсуждении историй каждого экспоната.
Вышеперечисленные недостатки обуславливают актуальность и значимость нашего исследования, которое посвящено проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Теоретический анализ проблемы развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня позволил выявить противоречие между необходимостью развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием потенциала технологии культурных практик - коллекционирование в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить роль технологии культурных практик - коллекционирование как средства развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: технологии культурных практик - коллекционирование, как средство развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование будет возможным, если:
- определены темы, основания и предметы в рамках содержания коллекций;
- реализована поэтапная совместная деятельность детей, педагога и родителей воспитанников по созданию, оформлению и презентации коллекций;
-в ходе коллекционирования будут создаваться ситуации, которые позволят ребенку самостоятельно изъявить желание поделиться собственными впечатлениями.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
2. Выявить уровень развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
4. Выявить динамику уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
- эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
- психолингвистические концепции и положения лингвистики о специфике развития связной речи и речевой активности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Н.И. Жинкин, Т.А. Ладыженская, А.Н. Леонтьев, М.Р. Львов, А.Р. Лурия, О.Н. Нечаева, С.Л. Рубинштейн, И.В. Щерба);
- теоретические и научно-методические положения о клинических и психолого-педагогических проявлениях речевого недоразвития в дошкольном возрасте (В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева);
- методические подходы к развитию связной речи у дошкольников (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.Б. Филичева);
- теоретические положения о детском коллекционировании (Н.М. Короткова, Е.А. Сидякина).
Новизна исследования заключается в следующем: выявлены потенциальные возможности технологии культурных практик - коллекционирование в развитии речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня; определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано содержание работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами и учителями-логопедами дошкольных образовательных организаций разработанных диагностических материалов и содержания образовательной работы по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование.
Экспериментальная база исследования. МБУ детский сад № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня по 15 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (30 источников), 3 приложения. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 5 таблицами.
Речь относится к главным средствам общения и орудиям мышления, которые возникают и формируются в процессе диалога. А связная речь является самой сложной формой речевой деятельности.
Сходной проблемой занимались Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ястребова и многие другие ученые. Проанализировав литературу по данной теме, были выявлены наиболее освещенные вопросы по развитию речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Эта тема достаточно актуальна и изучена на современном уровне, так как в логопедии делается акцент на развитие у детей с общим недоразвитием речи III уровня связной речи, в том числе и речевой активности.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. В настоящее время среди дошкольников увеличивается количество детей с достаточно сложными речевыми нарушениями, при которых страдает формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетики, лексики, грамматики, смысловой стороны речи и других. Эти дети составляют особую группу детей с речевым недоразвитием, относящихся по психолого-педагогической классификации к общему недоразвитию речи.
Мы в своем исследовании предлагаем обратиться к технологии культурных практик - коллекционирование. Разновидность познавательно-исследовательской деятельности - коллекционирование, способствует развитию речевой активности у детей с общим недоразвитием речи III уровня, так как в процессе работы с экспонатами коллекции дети активно участвуют в обсуждении историй каждого экспоната.
Целью констатирующего этапа эксперимента было - выявление уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В констатирующем этапе эксперимента принимали участие 2 группы детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня МБУ детского сада № 104 «Соловушка» г.о. Тольятти по 10 человек в каждой (экспериментальная и контрольная группы).
Основываясь на исследования В.П. Глухова, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой мы обосновали показатели уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. В соответствии с показателями мы подобрали диагностические задания.
По результатам констатирующего эксперимента мы констатировали, что к низкому уровню развития речевой активности мы условно отнесли 4 ребенка (40%) экспериментальной группы и 5 детей (50%) контрольной группы; к среднему уровню мы условно отнесли 5 детей (50%) экспериментальной группы и 4 ребенка (40%) контрольной группы; к высокому уровню мы условно отнесли 1 ребенка (10%) экспериментальной группы и 1 ребенка (10%) контрольной группы.
Результаты исследования демонстрируют необходимость разработки и реализации содержания работы развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Технология культурных практик - коллекционирование имеет достаточный потенциал для организации такой работы.
На формирующем этапе было разработано содержание и была организована работа по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование в соответствии с показателями речевой активности.
Мы предположили, что развитие речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование будет возможным, если:
- определены темы, основания и предметы в рамках содержания коллекций;
- реализована поэтапная совместная деятельность детей, педагога и родителей воспитанников по созданию, оформлению и презентации коллекций;
-в ходе коллекционирования будут создаваться ситуации, которые позволят ребенку самостоятельно изъявить желание поделиться собственными впечатлениями.
На первом этапе реализации технологии культурных практик - коллекционирование в соответствии темой и содержанием работы из комплексно-тематического плана адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее - АООП ДО) для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня мы определили темы коллекций.
Далее мы выбрали одну тему коллекции, определили, по каким основаниям могут быть собраны экспозиции в рамках этой коллекции.
На первом ценностно-ориентационном шаге в совместной деятельности мы использовали различные формы работы, направленные на развитие у детей и родителей интереса к миру общественных отношений, отраженному в коллекциях, мотивируя детей принять участие в обсуждении.
Работа по созданию коллекции осуществлялась в рамках календарно-тематического планирования - тема недели «Защитники Отечества». Решались задачи в рамках АООП ДО и задачи в рамках развития речевой активности детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня:
- формировать у детей умение устанавливать лексико-смысловые отношения между объектами коллекционирования и переносить их в виде законченной фразы-высказывания;
- формировать у детей умение правильно использовать способы сочинительной связи;
- формировать у детей умение использовать разнообразные лексические средства: сравнения, антонимы, синонимы, слова- определения и разные части речи;
- формировать у детей умение правильно выстраивать композицию высказывания-описательного рассказа, соблюдая правильную структуру: начало, середина, конец;
- формировать у детей умение придумать интересный, развёрнутый сюжет, соблюдая логическую последовательность;
- формировать у детей умение излагать текст плавно, с интонацией, в умеренном темпе.
Следуя представленному нами алгоритму технологии культурных практик - коллекционирование, мы провели с детьми работу по сбору коллекции «Магниты» по основаниям: «Путешествие: (курортное)» и «По увлечению»; коллекции «Открытки» по основаниям: «По памяти» и «Праздничные».
Таким образом, в результате сбора коллекции «Магнитов» по основаниям: «Историческое: Памятники ВОВ городов Поволжья», «Путешествие: (курортное)», «По увлечению» и сбора коллекции открыток по основаниям: «По памяти» и «Праздничные», в рамках технологии культурных практик - коллекционирование, у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня было сформировано осознанное отношение к истории своей семьи, эмоционально-положительного отношение к героическому прошлому нашей страны через установление духовной взаимосвязи ребенка между собой и предметами коллекционирования; значительно повысилась речевая активность по всем показателям.
Результаты контрольного этапа исследования демонстрируют положительную динамику уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в экспериментальной группе:
- количество детей с низким уровнем развития речевой активности снизилось на 20%;
- количество детей с высоким уровнем развития речевой активности увеличилось на 40%.
Это свидетельствует о том, что работа, организованная на формирующем этапе, оказалась успешной.
В контрольной группе, исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о том, что результаты не изменились и динамики уровня развития речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня контрольной группы не наблюдается.
Анализ результатов показал, что проведенная работа по развитию речевой активности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством технологии культурных практик - коллекционирование оказалась успешной.
Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. М. : Академия, 2013. 448 с.
2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. М. : Сфера, 2011. 80 с.
3. Богуш А. М., Аматьева Е. П., Хаджирадева С. К. Культура речевого общения детей дошкольного возраста. Х. : Ранок, 2011. 288 с.
4. Венгер Л. А., Мухина, В. С. Психология. М. : Просвещение, 2003. 385 с.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2006. 224 с.
6. Гатауллина Е. В., Краснова Н. С. Реализация технологии культурных практик - коллекционирование - в образовательном процессе ДОО // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 13 / Под ред. О. В. Дыбиной [и др.]. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. С. 49-54.
7. Глухов В. П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М., 1989. С. 44.
8. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учебное пособие для студентов пед. вузов. М. : Астрель, 2005. 351 с.
9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологические особенности развития дошкольников. М. : Эксмо, 2009. 176 с.
10. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей шестого года жизни : Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. : Синтез, 2000. 24с.
11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : Книга для логопеда. Екатеринбург : АРД ЛТД, 1998. 320 с.
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М. : Академия, 2000. 416 с.
13. Крылова Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33)).
14. Крылова Н. Б. Культурология образования. М. : Народное
образование, 2000. 272 с.
15. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении : история и современность : сб. статей. М., 2007. С. 132-138.
16. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. М. : Владос, 2000. 414 с.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М. : НПФ Смысл, 2012. 392 с.
18. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Издат. Центр «Академия», 2009. С. 358-369.
19. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 680 с.
20. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М. : Академия, 2007. 640 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2015. 713 с.
22. Сидякина Е. А., Дружинина М. А. Коллекционирование как интегрированная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. О. В. Дыбиной [и др.]. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. 390 с.
23. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М. : Академия, 2012. 256 с.
24. Смирнова О. Е. Детская психология. СПб. : Питер, 2017. 304с.
25. Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет : Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. М. : Вентана-граф, 2015. 288 с.
26. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. М. : Литера, 2007. 34 с.
27. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. 256 с.
28. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
29. Филичева Т. Б. Развитие речи дошкольника : Методическое пособие с иллюстрациями. М. : Литур, 2001. 80 с.
30. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 384 с.