Организация логопедической работы в дошкольном учреждении
|
Введение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической помощи дошкольникам в системе образования
1.1. Организация логопедической работы в коррекционной группе
детского сада
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с речевыми нарушениями
1.3. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном
процессе логопедической группы
Глава 2. Эмпирическое исследование организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Условия организации логопедической работы в группе
2.3. Коррекция речевых нарушений у детей: диагностика,
планирование работы, результаты
2.4. Выводы и практические рекомендации
Заключение
Литература
Приложение
Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической помощи дошкольникам в системе образования
1.1. Организация логопедической работы в коррекционной группе
детского сада
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с речевыми нарушениями
1.3. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном
процессе логопедической группы
Глава 2. Эмпирическое исследование организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Условия организации логопедической работы в группе
2.3. Коррекция речевых нарушений у детей: диагностика,
планирование работы, результаты
2.4. Выводы и практические рекомендации
Заключение
Литература
Приложение
К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.) [21].
Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.
В связи с вышеуказанным тему исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов ХХ века.
Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.
Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий, задач .....................
Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.
В связи с вышеуказанным тему исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов ХХ века.
Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.
Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий, задач .....................
Подводя итоги проведенного теоретико-практического исследования, можно убедиться в том, что организация логопедической работы в коррекционных группах дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа предполагает системность, целенаправленность и поэтапность. Основными этапами являются: 1 – логопсиходиагностика; 2 – планирование коррекционной работы по устранению общего речевого недоразвития в соответствии в отдельными периодами на основе программного обеспечения и индивидуально-дифференцированного личностного подхода; 3 – отслеживание динамики происходящих изменений в речевом развитии детей, оценка эффективности логопедической работы в зависимости от создания необходимых условий.
В связи с поставленной целью исследования рассмотрены именно те условия, которые обеспечивают систему и качество логопедической работы и позволяют объединять усилия логопеда и воспитателей в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов проделанной в группе логопедической работы дает возможность сделать соответствующие выводы, подтверждающие выдвинутое предположение (гипотезу), и дать практические рекомендации. Действительно, преодоление общего речевого недоразвития обеспечивается посредством системы логопедической работы в коррекционной группе ДОУ, что предполагает организацию следующих условий:
создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды, естественной речевой среды, особого режима работы, целесообразного сочетания фронтальных и индивидуальных форм работы, наличие профессионализма педагогов, интеграции усилий логопеда, воспитателей и родителей;
систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре речевого нарушения у детей;
взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей группы.
Возможность создания указанных условий является основой эффективности всей логопедической работы в группе и преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный эксперимент в коррекционной группе показывает, что система логопедической работы обеспечивает коррекцию речевого дефекта и формирование основных компонентов речевой системы: правильное звукопроизношение и целостное восприятие речи, лексико-грамматическую сторону, включая систему словообразования и словоизменения, связность речевого высказывания разного уровня. Кроме того, дети овладевают элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению чтению в подготовительной группе детского сада.
Перспективными направлениями настоящего исследования могут стать изучение проблемы взаимодействия в логопедической работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей детей с речевым недоразвитием.
В связи с поставленной целью исследования рассмотрены именно те условия, которые обеспечивают систему и качество логопедической работы и позволяют объединять усилия логопеда и воспитателей в преодолении общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов проделанной в группе логопедической работы дает возможность сделать соответствующие выводы, подтверждающие выдвинутое предположение (гипотезу), и дать практические рекомендации. Действительно, преодоление общего речевого недоразвития обеспечивается посредством системы логопедической работы в коррекционной группе ДОУ, что предполагает организацию следующих условий:
создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды, естественной речевой среды, особого режима работы, целесообразного сочетания фронтальных и индивидуальных форм работы, наличие профессионализма педагогов, интеграции усилий логопеда, воспитателей и родителей;
систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре речевого нарушения у детей;
взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей группы.
Возможность создания указанных условий является основой эффективности всей логопедической работы в группе и преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный эксперимент в коррекционной группе показывает, что система логопедической работы обеспечивает коррекцию речевого дефекта и формирование основных компонентов речевой системы: правильное звукопроизношение и целостное восприятие речи, лексико-грамматическую сторону, включая систему словообразования и словоизменения, связность речевого высказывания разного уровня. Кроме того, дети овладевают элементами грамоты, что формирует готовность значительной части детей к обучению чтению в подготовительной группе детского сада.
Перспективными направлениями настоящего исследования могут стать изучение проблемы взаимодействия в логопедической работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей детей с речевым недоразвитием.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ
НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - СРЕДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2013 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С РАННИМ АУТИЗМОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми с ОНР III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С РАННИМ АУТИЗМОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по развитию лексики у старших дошкольников с OHP III уровня в процессе дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Преодоление общего недоразвития речи у старших дошкольников в
условиях логопункта
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по подготовке к обучению детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2022



