ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ
ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ 8
1.1 Общая характеристика спортивной ориентации и спортивного
отбора 8
1.2. Критерии спортивного отбора и прогнозирования результатов в
спорте 15
1.3. Особенности организации начального отбора у юных гандболистов.. ..20
1.4. Характеристика физической и технической подготовки в гандболе 27
Выводы по главе 32
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. ..33
2.1. Задачи исследования 33
2.2. Методы исследования 33
2.3. Организация исследования 36
Выводы по главе 37
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 38
3.1. Обоснование методики, направленной на сопряженное развитие
физических способностей и технической подготовленности юных гандболистов 40
Выводы по главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Актуальность исследования. Уровень достижений в современном спорте чрезвычайно высок. Для того, чтобы быть успешным на спортивной арене необходимо иметь специфические морфологические особенности и уникальные способности. Отбор и ориентация формируют структуру многолетней тренировки в спорте.
В исследованиях Гандельсман А.Б. и Смирнова К.М. [12] показана значимость наследственности, морфологических, физиологических и психологических факторов при занятиях определенными видами спорта.
Гандбол долгие годы остаётся одной из наиболее популярных спортивных игр в России и в мире. Политика государства в области развития детско-юношеского спорта направлена на развитие гандбола. Однако, традиционной методики отбора в гандболе юных гандболистов может быть недостаточно. Так как гандбол - это сложная, с точки зрения техники и тактики, командная работа, а также продолжительная по времени игра, далеко не каждый способен стать профессиональным гандболистом. Одних физических качеств и мотивации может быть недостаточно для роста спортивного мастерства. На начальном этапе подготовки гандболистов важную роль играет спортивный отбор.
Проблеме изучения организации спортивного отбора гандболистов посвящены работы таких учёных, как Филин В.П. [90], Волкова Л. В. [10], Шестакова М.М. [95] и др.
Однако, на практике наблюдается недостаточная методическая разработанность данной проблемы.
Следовательно, одной из приоритетных задач на этапе начального обучения в гандболе является выявление основных компонентов физических способностей, необходимых гандболистам, которые будут способствовать улучшению техники спортсмена, а значит, и его квалификации.
Теоретической базой исследования стали:
- концепции и основные линии исследований, в которых рассматриваются особенности спортивной игры в гандбол [Шестаков М.П., Шестаков И.Г., 1997; Полишкис М. С., Выжгин В.А., 2009; Алексеенко Э.В.,2014; Комаров А. В., 2016];
- исследования критериев спортивного отбора и прогнозирования результатов [Губа В.П.. 2003; Никитушкин В.Г., Квашук П.В., 2008; Осташев П. В., 2012; Волков Л. В., 2013; Бриль М.С., 2015];
- методики физической и технической подготовки юных спортсменов на начальном этапе многолетней тренировки в гандболе [Игнатьева В.Я., Камис А., 2009; Селуянов В. Н., Шестаков М. П., 2010; Беленков А.Б., Воронков А.Б., 2014; Голомазов С.В., Шинкаренко. А.А., 2014; Голомазов С. В., 2015];
- научные труда, отражающие вопросы спортивной тренировки [Зимкин Н. В., 2011; Дьячков В. М., 2010; Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В., 2014; Верхошанский Ю.В.. 2015; Гандельсман А.Б., 2015; Голомазов С. В., 2015; Платонов В.Н., 2017; Виноградов Г.П., 2017].
Объект исследования - специфика физической и технической подготовки в гандболе.
Предмет исследования - исследование влияния физической подготовленности на овладение юными спортсменами техническими действиями игры в гандбол.
Цель работы - исследование взаимосвязи технической и физической подготовленности гандболистов.
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
1. Изучить исходный уровень технической и физической подготовленности гандболистов, участвующих в исследовании.
2. Разработать методику, направленную на сопряженное развитие физических способностей и техническую подготовленность гандболистов группы начальной подготовки.
3. Определить взаимосвязь технической подготовленности гандболистов экспериментальным методом.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что методика спортивного отбора на начальном этапе многолетней подготовки позволит в более короткий период повысить уровень физической, технической и тактической подготовленности юных гандболистов;
- совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мере зависит от соответствующих физических способностей и, наоборот, - чем выше уровень физических способностей для выполнения конкретного упражнения, тем быстрее оно осваивается.
В работе применялись методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания и спорта:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Методы математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование организовано на базе физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет (ТГУ). В исследовании принимали участие спортсменки, занимающиеся в спортивной секции волейбола.
Практическая значимость заключается в том, что представленные в исследовании экспериментальные данные о взаимосвязи физической и технической подготовки в гандболе на этапе начальной подготовки могут быть использованы в практике учебно-тренировочных занятий тренерами по гандболу и другим видам спорта.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения; содержит 12 таблиц, список используемой литературы (97 источников). Основной текст работы изложен на 57 страницах.
В результате проведенных исследований мы пришли к следующим выводам:
1. Проведя тестирование двух групп ЭГ и КГ до начала педагогического эксперимента, нами было выявлено, что начальный уровень физической и технической подготовленности между группами одинаков.
2. Полученные результаты свидетельствуют о том, что сопряженное развитие физических качеств во взаимосвязи с технической подготовкой начинающих гандболистов, является важным фактором для организации эффективного учебно-тренировочного процесса.
3. Полученные в результате исследований данные свидетельствуют о значительном приросте технической и физической подготовленности у спортсменов ЭГ:
- достоверно улучшились показатели (Р<0,05), характеризующие уровень развития физической подготовленности: бег на 20 м, прыжок в длину с места, отжимание с прыжком и хлопком.
- достоверно улучшились показатели (Р<0,05), характеризующие уровень развития технической подготовленности: бросок гандбольного мяча на дальность (м).
4. В КГ также произошли положительные изменения в показателях технической подготовленности, но, к сожалению, они не были статистически значимыми.
5. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась результатами проведенного исследования.
Проявляясь в деятельности, физические способности практически неотделимы от двигательных умений. Совершенствование техники того или иного двигательного действия в решающей мере зависит от соответствующих физических способностей и, наоборот, - чем выше уровень физических способностей для выполнения конкретного упражнения, тем быстрее оно осваивается.
1. Алексеенко Э.В. Сила-техника-скорость// Гандбол в России. - М.: Спорт, 2014. - С.21-22.
2. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка. - М.: Физкультура и спорт, 2005.- 188с.
3. Андреев С. Н. Командные игры. - М.: Паматур, 2001. - 450 с.
4. Беленков А.Б., Воронков А.Б. Силовая подготовка гандболиста// Гандбол в России, 2014. -№4. - С.30-31.
5. Вайнбаум Я.С. Гигиена физических упражнений: учебное пособие для вузов, 3-е изд.стреотипн. - М.: Академия, 2015. - 240с.
6. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Флинта, 2008. - 381 с.
7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С.77-87.
9. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки [Электронный ресурс]: учебник / Виноградов Г.П., Виноградов И.Г. - М.: «Спорт», 2017. - 408 с.
10. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2013. - 280 с
11. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект): Учебное пособие. - М.: Медицина, 2016. -156с.
12. Гандельсман А.Б. Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - 3-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 2015. - 230с.
13. Грачев О.К. Физическая культура: Учебное пособие, 2-е изд. -
М.: ИКЦ "МарТ", 2015. - 481 с.
14. Гандбол: Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР (учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования)/ Составители В.Я. Игнатьева, И.В. Петрачева. - М.: РГУФКСМиТ, 2015. - 139с.
15. Геселевич В.А. Медицинский справочник тренера. - М.:
Физкультура и спорт, 2016. - 189с.
16. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2009. - 224с.
17. Голомазов С.В. Тренировка точности/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Советский спорт, 2014. - 160 с.
18. Голомазов С. В. Теоретические основы тренировки ловли и
отражения мячей вратарями/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: ТВТ
Дивизион, 2015. - 280 с.
19. Голомазов С. В. Теоретические основы совершенствования точности действий с мячом/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спортакадем - пресс, 2011. - 250 с.
20. Голомазов С. В. Методика тренировки техники игры / С.В.
Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спортакадем-пресс, 2011. - 210 с.
21. Голомазов С В. Методика тренировки «техники реализации
стандартных положений»/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спортакадем- пресс, 2011. - 180 с.
22. Голомазов С. В. Методика совершенствования техники эпизодов игры/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спортакадем-пресс, 2011. - 190с.
23. Голомазов С. В. Универсальная техника атаки/С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спортакадем-пресс, 2011. - 210 с.
24. Голомазов С. В. Теоретические основы и методика контроля технического мастерства/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: Спортакадем- пресс, 2011. - 140 с.
25. Голомазов С.В. Тренировка специальной работоспособности гандболистов/ С.В. Голомазов, А.А. Шинкаренко. - М.: 2014. - 190 с.
26. Губа В. П. Основы распознавания раннего спортивного таланта. - М.: Терра-спорт, 2003. - 180 с.
27. Дзагания Д. Г. Исследование возрастной динамики морфофункциональных показателей гандболистов// Теория и практика физ. культуры. - 1996.- № 4. -С 29.
28. Дембо А.Г. Спортивная медицина: учебник для институтов ф.к. - 3-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 2016. - С.44-65.
29. Дьячков В. М. Совершенствование физической подготовки спортсменов//Вопросы спортивной тренировки, 2010. - №2. - С.38-45.
30. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.Д. Спортивные игры.- М.: Академия, 2004. - С.56-63.
31. Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для средних и высш. учеб. зав. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2015 - 462 с.
32. Железняк Ю.Д., Петров П.К.. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: АСА0ЕМ1А, 2009. - 272с.
33. Захаров Е.Н., Карасёв А.В., Сафонов А.В. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств)/ Под общей ред.А.В. Карасёва. - М.: Лептос, 2014. - 187с.
34. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, 4-е из. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - С.78-84.
35. Зациорский В. М. О величине и системе нагрузок в спортивной тренировке//Теория и практика физической культуры, 2010. - №2. - С.38-40.
36. Зимкин Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - С. 62-65.
37.Зотов В.П. Моделирование соревновательной деятельности
гандболистов высокой квалификации. - К.: Здоровья, 1986. - 145с.
38. Евсеев Ю.И. Физическая культура. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 52
382с.
39. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - М.: Академия, 2013. - 209 с.
40. Евтушенко А.Н. С мячом в руке. — М.: Физкультура и спорт,1986. - 176с.
41. Игнатьева В.Я. Нормативные требования подготовленности гандболистов на возрастных этапах// Теория и практика физической культуры, 2005. - № 2. - С.50-58.
42. Игнатьева В.Я., Камис А. Контроль за физической подготовленностью гандболистов высокой квалификации различных игровых амплуа // Теория и практика физической культуры, 2009. - №3. - С.37-44.
43. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Учебник тренера по гандболу. - M.: Советский спорт,1996. - 267с.
44. Изаак В.И. Экспериментальное обоснование методики физической и технической подготовки гандболистов старших разрядов//Теория и практика физической культуры, 2000. - № 2. - C.44-48.
45. Клусов Н.П. Тактика гандбола. - М.: Советский спорт, 1980. -
С.34-45.
46. Комаров А. В. Гандбол: Учебное пособие для тренеров. - М.: Физкультура и спорт, 2016. - 180 с.
47. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой, системность, адаптация, здоровье. - М.: ФОН, 1995. - 395 с.
48. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник. -М.: Советсткий спорт, 2010. - 464с.
49. Латышкевич Л. А., Турчин И. Е., Маневич Л.Р. Гандбол: учебное пособие для ИФК. - Киев: Здоровье, 2007. - 300с.
50. Латышкевич Л.А., Маневич Л.Р. Техническая и тактическая подготовка гандболистов. - Киев: Здоровья, 1981. - 188с.
51. Лисенчук Г. А. Управление подготовкой гандболистов. - Киев. Олимпийская литература, 2003. - 260 с.
52. Лях В.И. Развивая координационные способности: Обучение подвижным играм в начальной школе//Физическая культура в школе», 2016. - №4. - С.31-33.
53. Макарова Г. А. Спортивная медицина. Учебник-М.: Советский спорт, 2007. - 124с.
54. Михайлова Т.В. Дневник спортсмена [Электронный ресурс]: методическое пособие / Т.В. Михайлова, В.П. Губа. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2017. - 78 c
55. Матвеев Л. П. Общая теория спорта: Учебник. - М.: Советский спорт, 2007 - 245с.
56. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для ИФК. — М.: Физкультура и спорт, 1997. - 398с.
57. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. - М.: Физическая культура, 2005. - 544с.
58. Менхин Ю.В. Физическая подготовка спортсмена: Учебное пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 1993. - С.64-72.
59. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 2008.- С. 67-73.
60. Миронович С.П. Современные тенденции в развитии мирового мужского гандбола // Проблемы спорта высших достижений. - Минск: Беларусь, 1994. - №3. - С.77-84.
61. Миронов С.П. Спортивная медицина: национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. -1184 с.
62. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280с.
63. Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов// Теория и практика физической культуры, 1984. -№ 10. - C.16-
20.
64. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков: Монография. - М.: Теория и практика физической культуры, 2016. - 332с.
65. Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов// Теория и практика физической культуры, 2008. - №10. - С. 18-20.
66. Никитушкин В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: учебник / В. Г. Никитушкин. - М.: Советский спорт, 2013. - 280 с.
67. Никитюк Б.А. Интегративно - антропологические основы физического воспитания и детско - юношеского спорта// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2006. - №1 -С.6-10.
68. Осташев П. В. Прогнозирование способностей. - М.: Советский спорт, 2012. - 160 с.
69. Оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие/ Е.С. Богомолова, А.В. Леонов, Ю.Г. Кузмичев, Н.А. Матвеева и др. - Н.Новгород: Издательское агентство Типограф, 2006. - 260с.
70. Павлов С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка// Теория и практика физической культуры, 2009. - №1. - С. 12-17.
71. Полишкис М.С. Гандбол: Учебник для институтов ФК/ М. С. Полишкис, В.А. Выжгин. - М.: Физкультура, образование и наука, 2009. - 250 с.
72. Петрачева И.В. Оценка эффективности техники гандбольного броска // Теория и практика физической культуры, 2008. - №12. - С.14-20.
73. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и её практические приложения. - М.: Советский спорт, 2015. - С.316-326.
74. Платонов В.П. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - К.: Олимпийская книга, 2017. - 408с.
75. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно -
соревновательным процессом в спортивных играх. - М.: Физкультура,
образование и наука, 1996. - 300 с.
76. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков. - 2-е изд. - М.: Академия, 2012. - 456 с.
77. Сарсания С.К., Селуянов В.Н. Физическая подготовка в спортивных играх: Учеб пособие для ин-тов и техникумов физ. культуры и училищ олимпийского резерва. - М.: ГЦОЛИФК, 2001. -83 с.
78. Селуянов В. Н. Определение одаренности и поиск талантов в спорте / В.Н. Селуянов, Шестаков М. П. - М.: Спортакадем -пресс, 2010. - 210с.
79. Спортивная медицина: Учебник для ИФК/ Под. ред. В. JI. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 304 с.
80. Современная система спортивной подготовки/ Под ред. Сыча В.Л., Суслова Ф.Л., Шустина Б.Н. - М.: Физкультура и спорт, 1995. -178с.
81. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов Высших пед. учебных заведений / Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М. - М.:Издательский центр «Академия», 2001-345с.
82. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Медицина, 2001. - 520 с.
83. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. - М.: Владос-пресс, 2002. - 608с.
84. Спортивная метрология: Учебник для ин-тов физ. культуры / Под. ред. В. М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256с.
85. Соколов А. В. Теория и практика диагностики функциональных резервов организма / А.В. Соколов, Р.Е. Калинин, А.В. Стома. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2015. - 176 с.
86. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. Я. М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 2006. - 240 с.
87. Тихвинский С.Б., Аулик И.В. Определение, методы и оценка физической работоспособности детей и подростков. - М.: Медицина, 2006. - С. 171-189.
88. Физиология мышечной деятельности: Учебник для вузов/ Под ред. Я. М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 347 с.
89. Физиология человека: Учебник для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов/ Под общ. ред. В. И. Тхоревского. - М.: Физкультура, образование и наука, 2001. - 492 с.
90. Филин В.П. Становление и перспективы развития теории и
методики юношеского спорта// Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка, 1998. - №2. - С.23-25.
91. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 208с.
92. Фойгт В.В., Здоренко Ю.И. Исследование возможности моделирования при нападении против организованной защиты в гандболе/ сб. научных трудов. - Киев: КГИФК, 2008. - С.61-64.
93. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 478 с.
94. Хрущев С. В. Детская спортивная медицина. - 2-е изд. - М.: Медицина, 2010. - 378с.
95. Шестаков М.М. Методические основы индивидуализации подготовки в командных спортивных играх// Теория и практика физической культуры, 1999. - №3. - С. 12.
96. Шестаков М.П., Шестаков И.Г. Тактическая подготовка гандболистов. М.: Издательство «Физкультура, Образование и Наука», 1997. - С.77-80.
97. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 3-е изд. стереотипн., 2016. - С.44-56.