База исследования: Районный Дом культуры с. Бичура (Республика Бурятия).
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Детский праздник как объект педагогического исследования 6
1.1. Понятие «Праздник» 6
1.2. Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей 10
2. Содержание и методика организации детского праздника 19
2.1. Методические требования к проведению физкультурных праздников 19
2.2. Разработка спортивно–игровой программы для детей 7–11 лет 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ГЛОССАРИЙ 35
В «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» подчеркивается необходимость улучшения качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи. В концепции обозначены задачи и условия формирования физической культуры и спорта: необходимость обеспечения гражданам равных возможностей заниматься физической культурой и спортом, формирования у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в данном виде культуры.
Эти задачи можно решить путем использования физкультурно–оздоровительных праздников. Физкультурный праздник нацелен на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
В педагогическом наследии накоплен определенный фонд знаний по проблеме физкультурно–оздоровительного развития дошкольников. В работах Ю. Ф. Змановского, Н. А. Ноткиной, Т. И. Осокиной, М. А. Руновой, В. А. Шишкиной уделяется внимание физическому развитию детей дошкольного возраста, так как именно в эти годы происходит становление двигательной деятельности, совершенствуются функции организма ребенка, развивается нервная система. Практические разработки физкультурных праздников С. А. Шмакова, В. Г. Яковлева, С. П. Афанасьева, А. Н. Щербак помогает создать собственный сценарий с учетом уровня развития детей конкретной группы.
Физкультурный праздник нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей. Свободное и непринужденное взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Актуальность работы заключается в том, чтобы современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. страдают гиподинамией. Физкультурно–спортивные праздники являются одним из средств приобщения детей к физической культуре. Способствуют развитию физических качеств, повышению эмоционального тонуса, активности не только детей, но и их родителей, дают возможность самовыразиться.
Проблема исследования: возможно ли применение праздников в качестве эффективной формы физического воспитания детей.
Объект исследования – физкультурные праздники как оздоровительный, познавательный, воспитательный процесс.
Предмет исследования: влияние физкультурных праздников на процесс формирование гармонического развития ребенка младшего школьного возраста.
Цель исследования – определение значимости праздников в процессе физического воспитания детей.
Задачи исследования:
– исследовать феномен праздника с опорой на отечественные и зарубежные источники;
–выявить значение физкультурных праздников в физическом воспитании детей;
–выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников;
– рассмотреть примеры проведения спортивного праздника.
Методы исследования: изучение, обработка и систематизация теоретического и практического материала. В качестве работы
В качестве методологической основы изучения в работе применялись:
– теоретические и методические аспекты формирования личности подростка в процессе праздника (Д.М. Генкин, А.И. Мазаев, А.Ф. Некрыловой, Г.Н. Тубельской, Г.П. Черного, С.А. Шмаков);
– методология, ориентированная на осмысление физической культуры с позиций культурологического, гуманистического подходов (Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, Е.В. Утишева и др.).
Практическая значимость заключается в возможности использования предлагаемых рекомендаций в организации физкультурно–спортивных праздников.
База исследования: Районный Дом культуры с. Бичура
Руководствуясь определением «досуга», следует отметить, что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно–творческая деятельность, дополнительное образование и др. Поэтому, сфера досуга молодого поколения требует особого внимания со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, но в определенном смысле сферой именно культурного времяпрепровождения, содержащей культурно – созидающий потенциал, преобразующей нравственные знания в нравственные убеждения и новые нравственные потребности, культурные нормы и принципы в нормы, и принципы сознательного социально–значимого поведения молодых людей.
Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких шагов в этом направлении. На сегодняшний день есть определенный и положительный опыт функционирования именно с целью удовлетворения детского населения в их потребностях культурной организации досуга различных учреждений. Широко распространена организация массовых детских праздников, имеются центры художественного творчества, спортивные и дополнительного образования.
Ведь праздник – важная часть жизни ребенка. Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию.
1. Бахтин М. Творчество Француа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. /М.Бахтин.– М.: Эксмо, 2015. –С. 5.
2. Бережная, А.В. Культурно–досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. – 2016. – № 4. – С. 20.
3. Видякин, М.В. Спортивные праздники и мероприятия в школе / М.В. Видякин. – М.: Учитель, 2011. – 127 с.
4. Воловикова М.И. Психология масс в контексте праздничной культуры/ М.И. Воловикова // Социальная и экономическая психология. – 2016. – Т. 1. – № 3 (3). – С. 111–121.
5. Гвоздев А. Массовые празднества. Об истории массовых празднеств и о массовых празднествах при Советской власти./А.Гвоздева.//Рабочий и театр. – 2017. – с.З.
6. Генкин Д.М. Массовые праздники. Учебное пособие именно для студентов институтов культуры. /Д.М.Генкин. –М.: Просвещение, 2005. – 140 с.
7. Готовцева, А.Г. Организация спортивных праздников в процессе физического воспитания младших школьников / А.Г. Готовцева. // Меридиан. – 2017. – № 4 (7). – С. 75–77.
8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М.: АСТ, 2018. – 736 c.
9. Иванов А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр/А.В. Иванов // Детский досуг. – 2011. – № 4. – С. 46–74.
10. Кибалко В.В. Понятие «Праздник». Анализ определений и их осмысление /В.В.Кибалко,// Наука. Искусство. Культура.– 2017.– вып. 4(16) – С.162–170
11. Кравченко, А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов./ А. И. Кравченко. –10–е изд. – М.: Академический проект, 2020. – 496 с.
12. Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования. /В.П. Курбатов. – Томск: Изд-во ТГАСУ, 2014. – С. 133.
13. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения./В.Я.Лысова. – М.: АРКТИ, 2015. – 3–4с.
14. Мазаев А.И. Праздники как социально–художественное явление. Опыт историко–теоретического исследования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://teatr–lib.ru/Library/Mazaev/fest
15. Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных объединений/Л.Б.Малыхина // Детский досуг. – 2012. – № 3. – С. 14–23.
16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: АСТ, 2018. – 736 c.
17. Орлов О.Л. Российский праздник как историко–культурный феномен: Автореф.дис. /О.Л. Орлов. – СПб., 2014.– С.18.
18. Петров, Б.Н. Массовые спортивно–художественные представления: Основы режиссуры, технологии, орг. и методики: учеб.пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры /Б.Н. Петров. – М.: СпортАкадемПресс, 2016. – 352 с.
19. Погадаев, Г.И. Организация и проведение физкультурно–оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 классы / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2019. – 111 с.
20. Попова, В. Н. Праздник как социокультурный феномен : учеб. пособие / В. Н. Попова – Екатеринбург : Изд–во Урал. Ун-та, 2017. – 84 с.
21. Предигер, А.В. Организация и проведение спортивно–массовых мероприятий / А.В. Предигер. // Начальная школа. – 2019. – № 5. – С. 75–76
22. Прибыщенко М.Н. и др. Спортивные праздники круглый год. [Текст] /Прибыщенко М.Н., Колесник В.И., Трушкин А.Г., Громак Е.С. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 288с.
23. Родыгин Б.И. Планирование и учет работы по физическому воспитанию / Б. И. Родыгин. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 320с.
24. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды [Текст] / И. М. Снегирев. – Москва: Кучково поле, 2011. – 543 с.
25. Спортивные праздники круглый год / М.Н. Прибыщенко, В.И. Колесник, А.Г. Трушкин, Е.С. Громак. – М.: ИКЦ МарТ, 2014. – 288 с.
26. Тимофеева, В.В. Спортивные праздники как одна из форм работы по физическому воспитанию в школе / В.В. Тимофеева, О.В. Шиленко // Актуальные проблемы физического воспитания студентов. – 2020. – С. 85–89.
27. Ткач, Н.В. Особенности проведения спортивных праздников в общеобразовательной школе / Н.В. Ткач. // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – №1. – С. 90.
28. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2018. – 800 c.
29. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]/ И. Ф. Харламов. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 276с.
30. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2013. – 480с.
31. Чикалова, Г.А. Методика разработки сценариев спортивно–художественных представлений: учеб. пособие / Г.А. Чикалова. – Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2017. – 123 с.
32. Шумилова В.А. Спортивно-развлекательные праздники в детском саду./ В.А. Шумилова. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2015.– 70с.