ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1 Сущность понятия «опрос» 5
1.2 Виды опроса на уроках русского языка 6
1.3 Значение использования различных видов и форм опроса на уроках русского языка 12
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 16
2.1 Педагогическая практика применения опроса на уроках русского языка 16
2.2 Фрагменты уроков русского языка с применением различных видов опроса 19
2.3 Эффективность использования опроса на уроках русского языка 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Выбор темы обусловлен необходимостью анализа видов опроса как актуализации опорных знаний. Актуальность этой темы возникла в связи с переходом на коммуникативную модель обучения. Опрос не осуществляется на должном уровне, однако в школе на уроках нужно использовать различные формы и виды опроса.
Опрос учащихся – один из важных структурных элементов урока по русскому языку. Также как проверка домашнего задания, опрос является очень удобным и эффективным способом проверки знаний, умений и навыков учащихся, подготовки к усвоению нового материала и средством связи с предыдущим В практике обучения часто возникают расхождения между программой обучения и реальными результатами. В связи с этим управление учебным процессом необходимо осуществлять на основе обратной связи, т.е. систематического получения информации о том, как происходит усвоение учебного материала учащимися. Такую обратную связь в учебном процессе обеспечивает контроль.
Каждый урок, каждый ответ ученика, каждая его письменная работа дают учителю материал, на основании которого он может судить о трудностях, испытываемых учеником, о степени усвоения им сведений, получаемых по учебному предмету. Эффективный контроль над работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, с другой стороны, являются важнейшим условием успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся.
Поэтому в настоящее время организация опроса на уроках русского языка в школе является наиболее актуальной и требует детального изучения.
Объектом исследования мы избрали опрос учащихся на уроке русского языка. Выбор темы обусловлен необходимостью анализа видов опроса, как актуализации опорных знаний.
Предмет исследования: условия, способствующие эффективной организации опроса на уроках русского языка в школе.
Целью данной работы является изучение видов опроса на уроках русского языка, а также методическая оценка опросов. Для достижения данной цели была изучены и проанализированы соответствующие школьные учебники.
Для реализации поставленной цели, предлагается решить следующие задачи:
изучить современную методическую литературу по данному вопросу;
дать определение понятия “опрос” и в соответствии с этим отобрать фактический материал, необходимый для анализа;
описать виды опроса на уроках русского языка;
обобщить результаты, сделать выводы;
Практическая значимость работы состоит в возможности использование ее результатов на уроках русского языка.
Методы исследования: анализ и изучение литературы, анализ понятийно-терминологической системы, классификация и обобщение.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Опрос - один из широко распространенных методов контроля. Отличается тем, что позволяет достаточно быстро получить большой объем нужной информации от учеников путем сбора ответов на перечень заранее подготовленных вопросов. Опрос дает возможность выявить знания и навыки учащихся и их умение применять эти знания в речевой практике; способствует углублению и совершенствованию знаний и навыков, а также развитию мышления и речи учащихся. Таким образом, опрос, являясь средством проверки, в то же время имеет и большое обучающее значение.
Виды опроса на уроках русского языка: в зависимости от формы речи (опрос – письменный, устный); в зависимости от места ответа ученика (опрос с места, опрос у доски, опрос у стола); в зависимости от времени проведения (опрос текущий - итоговый); в зависимости от традиции (традиционный опрос, нетрадиционный (в форме тестов, проектов, с использованием элементов без машинного программирования); в зависимости от этапа обучения (опрос при объяснении нового материала, опрос в процессе закрепления, опрос при организации, опрос на уроке изучения); в зависимости от количества опрашиваемых (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный опрос, коллективный опрос, уплотненный опрос).
Практика показывает, что учителя часто используют фронтальный опрос. Это вид опроса достаточно эффективен в качестве умственной зарядки, помогающий мобилизовать внимание учащихся, помогает регулярно повторять изученный ранее материал. Но этот вид опроса не дает полной картины глубины усвоения материала.
Индивидуальный опрос может быть устным, письменным и компьютеризированным. Устный - для проверки усвоения формулировок понятий, определений, законов, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления, умения приводить факты, подтверждающие то или иное положения. Это может быть устный монологический ответ (по плану, данному учителем, по самостоятельно составленному плану, по таблице, по опорным примерам); задание на составление таблиц, классификационного характера и т.д.
Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действий проверяется при письменном индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объему самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, раздаточному материалу; различных упражнений с последующей самопроверкой.
Некоторые ученые следующие виды и формы опроса относят к нетрадиционным.
Трафареты обеспечивают экономию времени на выполнение упражнений, закрепление материала, помогают опросить всех учащихся и выставить большое количество оценок. Перфокарты используют в качестве упражнений, углубляющих, закрепляющих, а также контролирующих знания, умения учащихся, их применение даёт возможность установить степень усвоения учащимися нового материала или пробелы в изученном ранее;
Тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов.
Нетрадиционные виды опроса повышают интерес учащихся к предмету. Они позволяют организовать на уроках русского языка деятельностей ситуации, способствующие лучшему усвоению программного материала и, в целом, логического мышления.
Преимущества перед традиционными методами контроля знаний:
1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля.
2. Оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.
3. Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.
Опыт показывает, что постоянных высоких качественных результатов в диагностических работах добиваются те учителя, которые работают по четко спланированной системе ежедневного опроса, которые умело сочетают различные виды устного и письменного, индивидуального и коллективного опросов.
1. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова. – М.:Просвещение, 2018. –145с.
2. Баринова, Е.А. Методика русского языка [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Е.А. Баринова. – М.:Просвещение, 2020. - 368с.
3. Блинов, Г.И. Практические и лабораторные занятия по методике русского языка/ Г.И. Блинов. – М.: Просвещение, 2019. – 222с.
4. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2019. – С.144.
5. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – С.144.
6. Богданова, Г.А. Опрос на уроках русского языка [Текст]: Кн. Для учителя: Из опыта работы / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2019. – 144с.
7. Бурцева, Л. П. Методика профессионального обучения. Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - Москва: Наука, 2015. - 160 c. Незаметдинова, С.Ф. Орфографическая работа [Электронный ресурс]. –
8. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка. Учебное пособие / Ф.И. Буслаев. - М.: Либроком, 2016. - 360 c
9. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Рассказовъ, 2021. – 360 с.
10. Воронцов, А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся / А.Б. Воронцов. – М.: Просвещение, 2018. – 164с.
11. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников / З.А. Гриценко. - М.: Академия, 2012. - 352 c.
12. Добротыслова, В.Ф. Преподавание русского языка в 1-4 классах. Метод. пособие для учителя / В.Ф. Добротыслова. – М.: Просвещение, 2018. – 131с.
13. Ерецкий, М.И. Проверка знаний, умений и навыков М.И. Ерецкий. – М.: Азбука, 2018. – 183с.
14. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках Б.П. Есипов. – М.: Просвещение, 2020. – 254с.
15. Зиновьева, Т.И. Методика обучения русскому языку. Практикум. Учебное пособие для СПО / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. - Москва: Наука, 2016. - 309 c.
16. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. – М.: Издательский центр Академия, 2021. – 304с.
17. Иванова Л. Ф. Современные подходы к контролю обученности учащихся // Дидактика. - 2021. - № 2. - С. 47-53.
18. Коллеги - педагогический журнал Казахстана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/21-1-0-5254.
19. Королев М. Ф., Полле А. Б., Романькова Н. В. Образовательные стандарты и контрольно-оценочная деятельность. /Королёв М. Ф - М., 1996.
20. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2021. – 121 с.
21. Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - М.: Издательский центр Просвещение, 2020. – 444с.
22. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Издательский центр Академический проект, 2020. - 590с.
23. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Academia, 2019. - 464 c.
24. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка [Текст]: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр Академия, 2018. - 464с.
25. Мартьянов, Е.А. Педагогическая оценка: сущность, проблемы, виды в условиях реализации ФГОС НОО / Е. А. Мартьянов// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. — 2018.-№3(8). — С.76-81.
26. Нейман, Ю. М. Педагогическое тестирование как измерение / Ю.М. Нейман. — М.: Азбука, Центр тестирования МО РФ, 2019. – 98с.
27. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.А. Юзефавичус и др.; под ред. Крившенко Л.П. – М.: Проспект, 2018. – 429 с.
28. Полонский, В.М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. – М.: Просвещение, 2019. – 153с.
29. Потемкина, Т. В. Формы и виды контроля на уроках русского языка [Текст]: дидактические материалы к лекциям / Т. В. Потемкина, Н. Н. Соловьева. — М.: Министерство образования РФ, 2018. — 208с.
30. Сапа, А. В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы [Текст] / А. В. Сапа // ЭКСПЕРИМЕНТ И ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ: журн. для учителей, педагогов, воспитателей образоват. учреждений. - 2019. - № 1. - C. 71-80
31. Сердобинцева Е. А. Учебное портфолио как нетрадиционная форма контроля оценки литературных компетенций школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера — 2021. — №8 — с.186-187.
32. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин- тов / А.В. Текучев. — М.: Просвещение, 2019. — 414с.
33. Узорова, О.В. Словарные слова: 1 – 2 классы / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2019. – 128с.
34. Учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/02/02/statya-vidy-i-formy-oprosa-na-urokakh-russkogo-yazyka .
35. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка [Текст]: Сборник сочинений для учителей / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 2019. – 675с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2018. – 48 с.6.
37. Чипышева, Л.Н. Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условиях введения в действие ФГОС НОО / Л. Н. Чипышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. — 2018.-№3(8). — С.136-143.
38. Шанский Н.М., Тихонов А. Н.. Современный русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. -- 2-е изд., испр. и доп. -- М.: Просвещение, 2019. -- 256 с.
39. Щукина, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукина. – М.: Просвещение, русский язык, 2018. – 231с.
40. Яковлев, Н.М. Методика и техника урока в школе / Н.М. Яковлев. – М.: Просвещение, 2018. – 281с .