Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование логических действий у младших школьников на уроках русского языка

Работа №107041

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы132
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирование универсальных логических действий у младших школьников 11
1.1 Понятие универсальных логических действий и проблема его исследование в психолого-педагогической литературе 11
1.2 Условия формирование универсальных логических действий у младших школьников на уроках русского языка 25
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных логических действий у младших школьников на уроках русского языка 38
2.1 Изучение уровня сформированности универсальных логических действий у младших школьников 38
2.2 Методика формирования универсальных логических действий у младших школьников на уроках русского языка 60
2.3 Анализ и обобщение результатов 74
Выводы по второй главе 93
Заключение 95
Список используемой литературы 97
Приложения 103

В современном обществе, принято считать, что успешность человека зависит от того, какими знаниями умениями и навыками он обладает, а так же от степени его заинтересованности в собственном развитии и совершенствовании. Нынешняя система образования предполагает, что школа играет исключительную роль в жизни человека, так как школа готовит учащихся к жизни в постоянно изменяющемся обществе.
Государство предъявляет школе определенные требования, которые она должна выполнить, поэтому на данный момент важно не только научить снабдить ребенка определенными знаниям, умениями и навыками, но и снабдить его такими универсальными способами и формами действия, которые помогут ему в дальнейшем успешно реализовать себя в непрерывно развивающемся обществе.
Современные дети младшего школьного возраста сегодня живут в мире информационных технологий и встречаются с ними на каждом шагу. Поколение детей, которые сегодня впервые садятся за школьные парты требуют иного педагогического подхода, отличного от того, который применялся ранее. Мышление современных детей на момент прихода в школу уже обладает некоторой логичностью и самостоятельностью.
Важно помнить, что младший школьный возраст является сензентивным периодом развития детей и наиболее активным этапом формирования и развития универсальных логических действий. В ходе формирования и развития универсальных логических действий у детей происходит усвоение основ логических операций, в которые входят анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и другие. Эти логические операции являются основной базой овладения школьной общеобразовательной программы.
Одним из основных положений ФГОС НОО второго поколения является формирование у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые входят в состав метапредметного блока планируемых результатов освоения образовательных программ.
То есть основной задачей школы является: во-первых, развитие у детей «умения учиться», а во-вторых, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию. Исходя из этих положений ФГОС НОО, дети уже в начальной школе должны овладеть определенными универсальными логическими действиями. Поэтому одной из самых важных задач учителей начальных классов является формирование и развитие у детей самостоятельной логики мышления, которая позволяет младшим школьникам строить умозаключения и высказывания, логически связанные между собой, приводить доказательства, делать выводы, обосновывать свои суждения и самостоятельно приобретать нужные знания.
Изучением развития интеллектуальных процессов и, в частности, процессов логического мышления и логических действий занимались многие знаменитые психологи и педагоги. Среди них П.П. Блонский, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, А. Н. Леонтьев, А. В. Гальперин, Б. С. Волков и многие другие. Исследования данных ученых легли в основу психолого-педагогических концепций развивающего обучения В. В. Давыдова и Л. В. Занкова, Н.Н. Поспелова, Е. Н. Кабановой-Меллер, Д. Б. Эльконина, И.С. Якиманской, центральной идеей которого является развитие умственных способностей учащегося как субъекта учебной деятельности.
В настоящее время проблема развития и формирования логического мышления и универсальных логических действий у младших школьников лежит в основе многих педагогических технологий. О важности данной проблемы говорили видные отечественные педагоги и методисты прошлого и современности, такие как Г. А. Бакулина, О. К. Тихомиров, Р. С. Немов, И. С. Якиманская, А. В. Белошистая, В. Н. Дружинин, Г. И. Железовская, А. О. Карабанова О. Б. Ковалева, Д. Г. Левитес и другие.
Имеется ряд педагогических исследований известных авторов и педагогов-новаторов, таких как Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, А. А. Люблиская, доказывающих, что если организовывать педагогическое воздействие систематически, то основные интеллектуальные и мыслительные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
Современная концепция развития универсальных учебных действий, положенная в основу ФГОС НОО, основана на системно-деятельностном подходе, который был разработан таким авторами, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. Сама Концепция разрабатывалась группой под руководством А. Г. Асмолова группой авторов: Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления у младших школьников должна носить системный характер. Эта работа должна быть ориентирована на формирование универсальные логические действий и мыслительных операций, выступающих условием и средством организации обучения. При этом, исследования психологов П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, А. З. Зака, М. В Гамезо, К. Д. Ушинский, О. Н. Васильева, Л. С. Сахарова, позволяют сделать вывод о том, что результат процесса формирования логических действий напрямую зависит от форм и способов организации развивающей работы.
Таким образом, проблема изучения логического мышления и формирования универсальных логических действий, как составной части логического мышления, является актуальной, так как только человек, способный адекватно мыслить и анализировать может стать активным субъектом своей деятельности и полезным членом современного общества.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью изучения проблемы формирования и развития универсальных логических действий младших школьников на уроках русского языка в начальной школе;
2) недостаточной разработанностью в научной и методической литературе путей формирования и развития универсальных логических действий учащихся начальных классов на уроках русского языка;
3) необходимостью в создании условий формирования и развития универсальных логических действий младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.
На основании всего вышесказанного, анализа психологической, педагогической и философской литературы нами была сформулирована основная проблема исследования: в чем заключаются наиболее эффективные методические и практические пути формирования универсальных логических действий младших школьников на уроках русского языка в начальной школе?
В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Формирование универсальных логических действий у младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: сформировать универсальные логические действия у младших школьников на основе экспериментально разработанной методики обучения.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: методика формирования и развития универсальных логических действий у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза нашего исследования основывается на предположении о том, что формирование и развитие универсальных логических действий у младших школьников на уроках русского языка будет более эффективным, если:
• будет разработан и внедрен комплекс упражнения по русскому языку, обусловленный механизмом становления действий логического мышления;
• на уроках русского языка будут использоваться методы обучения, направленные на развитие и формирование универсальных логических действий;
• используемые методы обучения на уроках русского языка будут учитывать последовательность формирования логических действий у младших школьников;
• на уроках русского языка будет реализовываться технология по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации, представленных разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема).
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы нами были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы с целью уточнения компонентов универсальных логических действий у младших школьников, формируемых на уроках русского языка.
2. Выявить уровень сформированности универсальных логических действий у младших школьников на уроках русского языка.
3. Разработать экспериментальную методику формирования универсальных логических действий младших школьников на уроках русского языка.
4. Доказать эффективность разработанной экспериментальной методики формирования универсальных логических действий у младших школьников на уроках русского языка.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблеме нашего исследования; метод обобщения) и эмпирические (педагогический эксперимент, состоящий их констатирующего, формирующего и контрольного этапов, метод тестирования, осуществляемый с помощью диагностических методик).
Экспериментальная база исследования: МБУ СОШ № 61 г. Тольятти, 4 «В» и 4 «Б» классы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материал, представленный в работе, может быть использован студентами педагогических специальностей, методистами, занимающимися данной проблемой, а также учителями начальных классов и администрациями школ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретической психолого - педагогической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что понятие «универсальные логические действия» напрямую связано с процессом логического мышления и универсальными учебными действиями. Сам термин «универсальные учебные действия» появился сравнительно недавно в рамках контекста федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и через данное понятие раскрываются условия и механизмы процесса усвоения обучающимися знаний, формирования у них картины мира и мировоззрения, а также структуру учебной деятельности учащихся. Универсальные учебные действий имеют несколько видов, в числе которых называют познавательные учебные действия, в число которых и входят универсальные логические действия.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам уточнить условия, способствующие, на наш взгляд, развитию логических действий у младших школьников. Важными условиями формирования логических действий у младших школьников является: использование различных средств и методов; обучение школьников сравнивать, обобщать, анализировать; обучение и процесс формирования логических действий у младших школьников должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства, использование разнообразных развивающих материалов. Также одним из условий формирования логических действий у младших школьников является учет особенностей психического развития детей данного возраста.
Младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом формирования познавательных действий, в ходе которого закладываются основы осуществления логических действий анализа, синтеза, обобщения, ограничения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы.
Педагогический эксперимент, представленный во второй главе нашей работы состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе нашей работы была проведена диагностика уровня развития логического мышления младших школьников по пяти методикам: методика, разработанная Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра; школьный тест умственного развития (ШТУР); диагностика сформированности действий логического мышления, разработанная Н. Ф. Талызиной; методика «Логические задачи», разработанная А.3. Заком; тест «Логические операции».
Анализ и интерпретация данных этих методик позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень сформированности логических действий у детей младшего школьного возраста, а на формирующем этапе разработать специальную методику, состоящую из комплекса упражнений, направленных на повышение уровня сформированности логических действий.
Повторная диагностика по тем же методикам, осуществленная на контрольном этапе эксперимента, выявила рост показателей и значительное повышение уровня сформированности логических действий в экспериментальной группе, что подтвердило эффективность разработанной нами методики.
Сама разработанная нами методика содержала упражнения, направленные как на развития отдельных действий - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, так и на общее развитие универсальных логических действий.
Таким образом, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.


1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А Володарская. - М.: Просвещение, 2014. - 152с.
2. Бакулина, Г.А. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка: необходимость и возможности [Текст] / Г.А. Бакулина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3876-3880.
3. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка [Текст] / Г.А. Бакулина, Н. В. Дембицкая, Е.А. Обухова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 280 с.
4. Белошистая, А.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной систем занятий: Монография [Текст] / А.В. Белошистая, В.В. Левитес - Мурманск: МГПУ, 2009. - 104 с.
5. Блонский, П.П. Психология и педагогика [Текст] / П.П. Блонский. - М.: Юрайт, 2016. - 166 с.
6. Бунеева, Е. В. Программа по русскому языку [Текст] / Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2014. - 200 с.
7. Бунеева, Е.В. Учебник «Русский язык» 4 класс в 2-х частях [Текст] / Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, О.В. Пронина. 5-е изд., перераб. - М.: Баласс, 2014. - Ч.1 - 160с., Ч.2 - 144 с.
8. Вакуленко, Ю.А. Веселая грамматика. Разработки занятий, задания, игры [Текст] / Ю. А. Вакуленко, - М.: Учитель, 2013. - 224 с.
9. Васильев, О.Н. Учебно-методический комплекс «Логика»: Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных факультетов [Текст] / О.Н. Васильев, В.Н. Гуляхин - Волгоград.: ВолГУ, 2003. -124 с.
10. Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст] / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2004. - 144 с.
11. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. Логические схемы и таблицы: Учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Волков. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 512 с.
12. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Текст] / С. Г. Воровщиков // Интернет-журнал «Эйдос», 2007. - 5 с.
13. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 200с.
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 459 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ