Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Обучение движениям в видах спорта со сложной координационной структурой 7
1.2. Характеристика технической подготовки в групповой спортивной акробатике 11
1.3. Классификация рабочих положений (осанок) при выполнении упражнений в парно-групповой акробатике 16
Выводы по главе 20
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 24
Выводы по главе 25
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 26
3.2. Методика обучения техническим приемам в групповой спортивной акробатике 29
3.3. Анализ результатов исследования 34
Выводы по главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность исследования. Спортивная акробатика относится к группе сложно-координационных видов спорта. Акробатика - это красивый и зрелищный вид спорта, который пользуется большой популярностью в последние годы. Обучение движениям в видах спорта со сложной координационной структурой представляет центральную проблему педагогического процесса. Особенно актуально совершенствование теоретических и методических основ обучения акробатическим, гимнастическим упражнениям. Спорт высших достижений в последние десятилетия характеризуются интенсивным развитием. Высокое техническое мастерство требует более детального подхода на всех этапах многолетней подготовки. Теория и практика физической культуры и спортивной тренировки уделяет особое внимание проблеме повышения функциональных возможностей спортсменов в видах спорта со сложной координацией, особенно к возможностям вестибулярного анализатора как системы, играющей важную роль в ориентации спортсмена в пространстве и выполнении сложных двигательных актов.
Для адекватного выбора средств и методов подготовки в спортивной акробатике требуются исследования по определению двигательно-координационных способностей, необходимых спортсменкам для качественного выполнения соревновательных упражнений. Однако данная проблема в специальной литературе разработана недостаточно.
На современном этапе развития теории спорта деятельность спортсмена рассматривается как сложное социально-биологическое явление. Как отмечает в своих работах Балабанов В.Н.: «в многолетней системе спортивной подготовки этап начальной подготовки является очень важным. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития двигательно-координационных способностей спортсменок, закладывать основы техники владения базовыми элементами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике» [30].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в спортивной акробатике
Предмет исследования: методика обучения техническим приемам в групповой спортивной акробатике
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная методика обучения техническим приемам в групповой акробатике будет способствовать более качественному освоению базовых элементов, улучшит развитие двигательно-координационных способностей спортсменок.
Цель исследования: совершенствовать методику обучения техническим приемам групповой акробатики.
Задачи исследования:
1. Определить уровень физической и технической подготовки девочек в групповой акробатике.
2. Разработать и внедрить экспериментальную методику обучения техническим приемам групповой акробатики.
3. Определить влияние экспериментальной методики на уровень физической и технической подготовки девочек в групповой акробатике.
Научная новизна:
• Разработана методика обучения техническим приемам групповой акробатики;
• экспериментально подтверждено положительное влияние разработанной методики на технический и физический уровень подготовленности девочек в групповой акробатике.
Практическая значимость. Данная методика обучения техническим приемам групповой акробатики может быть рекомендована для использования в тренировочном процессе девочек групповой акробатике на начальном этапе спортивной подготовки.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось ГАУ СШОР №1 г. Тольятти.
Бакалаврская работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 10 таблицы, 9 рисунков, список используемой литературы. Основной текст работы изложен на 46 страницах.
В результате экспериментальной работы нами были сформулированы следующие выводы:
1. Анализ литературных источников по теме исследования позволил нам разработать технологию обучения техническим приемам девочек 8-13 лет, занимающихся акробатикой. Это способствовало развитию физической и технической подготовленности.
2. Тестирование на начальном этапе эксперимента показало, что обе группы находятся на одном уровне общей физической, специальной физической и технической подготовленности. На этапе углубленной спортивной подготовки, девочки одного возраста и были отобраны для специализации групповая спортивная акробатика. Результаты показывают, что необходимо четко выстраивать техническую подготовку и развитие исполнительского мастерства юных акробаток. Для этого нами была разработана методика оптимизации технической подготовки девочек 8-13 лет в групповой спортивной акробатике.
3. Проверка эффективности предложенной технологии оптимизации показывает достоверный уровень (р <0,05) развития физических качеств в экспериментальной группе в тестах:
• «Фламинго (кол-во попыток)» - уменьшение количества попыток в среднем на 0,6 раза в экспериментальной группе (50%).
• «Щучка (кол-во раз)» - увеличение количества повторений в среднем на 6,5 раз (44%).
• «Поднимание туловища лежа на животе (кол-во раз)» - увеличение количества повторений в среднем на 5,6 раз (35%).
• «Угол на стоялках (с)» - увеличение времени выполнения теста на 4,5 секунд (50%).
• «Шпагат (баллы)» - результат увеличился на 0,6 балла (50%).
• «Индивидуальное упражнение 1 (баллы)» - увеличение результата на 1,2 балла (26%).
• «Индивидуальное упражнение 2 (баллы)» - увеличение результата на 0,9 балла (19%).
• «Групповое упражнение 1 (баллы)» - увеличение результата на 1,3 балла (20%).
• «Групповое упражнение 2 (баллы)» - увеличение результата на 2 балла (20%).
Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтвердили гипотезу, выдвинутую в начале эксперимента, что внедрение разработанной методики обучения техническим приемам в групповой акробатике будет способствовать более качественному освоению базовых элементов, улучшит развитие двигательно-координационных способностей спортсменок.
1. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2001. - 105 с.
2. Бумарскова, Н.Н. Комплексы упражнений для развития гибкости: учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 128 с.
3. Болобан, В.Н. Статодинамическая устойчивость тела спортсмена и системы видов спорта сложных по координации. 2012.№4. С.17-21.
4. Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики. Том 2 [Электронный ресурс]: учебник/ Гавердовский Ю.К., Смолевский В.М.— Электрон. текстовые данные. — М.: Советский спорт, 2014. — 232 с.
5. Быченков, С. В. Физическая культура [Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов / С. В. Быченков, О. В. Везеницын. - Саратов: Вузовское образование, 2016. - 270 с
6. Германов, Г.Н. Двигательные способности и навыки. Разделы теории физической культуры [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.Н. Германов. - Воронеж: Элист, 201. — 303 с.
7. Горячева, Н.Л., Андреенко Т.А., Вишнякова С.В. Исследования двигательной деятельности партнеров при выполнении вольтижных упражнений в женской групповой акробатике// Современные проблемы науки и образования. - 2015 - №1-1.; URL: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=18049 (дата обращения: 24.02.2020).
8. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований [Электронный ресурс]: учеб. -метод. пособие / В. П. Губа, В. В. Пресняков. - Москва: Человек, 2015. - 283 c.
9. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки [Электронный ресурс]: методы оценки и прогнозирования: морфобиомеханический подход: науч.- метод. пособие / В. П. Губа. - Москва: Советский спорт, 2012. - 384 с.
10. Гуревич, П. С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник / П. С. Гуревич. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
11. Гужаловский, А. Ф. Развитие двигательных качеств у школьников. • Минск: Нар. освгга, 1978. - 88 с.
12. Жигайлова, Л.В. Разработка модельных характеристик показателей технической подготовленности акробатов мужских групп высокой квалификации /Л.В. Жигайлова, Н.Н. Пилюк, В.В. Тронев //Материалы научной и научно-методической конференции профессорско- преподавательского состава КГУФКСТ 2017 г. Краснодар. - С. 32-34.
13. Загайнов, Р Психология современного спорта [Электронный ресурс]: Записки практического психолога спорта: [учеб. пособие] / Р Загайнов. - Москва: Советский спорт, 2012. - 292 с
14. Запорожанов, В.А. Контроль в спортивной тренировке. 4-е изд. М.: Астрель, 2008. 155 с
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 2011.
...