Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания 10
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Игры экологического содержания как средство формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания 26
2.1 Выявление уровня сформированности природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание и организация работы по формированию природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания 36
2.3 Динамика уровня сформированности природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список испытуемых, участвующих в эксперименте 55
Приложение Б Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента 56
Приложение В Картотека игр экологической направленности 57
Приложение Г Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента 58
Приложение Д Тематическое планирование совместной деятельности с детьми 59
Работа по формированию словаря у детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи - одна из важных задач в настоящее время. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет содержание речевого развития детей. В качестве таких результатов выступают:
• овладение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Особенно актуальной проблема развития речи и формирования словаря является для детей в возрасте 6-7 лет. Природоведческая работа в дошкольной образовательной организации имеет важное значение, так как одним из средств обогащения словаря дошкольника является природа. Общее недоразвитие речи, согласно исследованиям Р.Е. Левиной, является такой формой речевого нарушения, когда формирование всех компонентов речи нарушено. При этом страдает как звуковая, так и смысловая сторона речевой деятельности.
Возникновение общего недоразвития речи III уровня сопровождается зачастую и такими тяжелыми нарушениями, как алалия и афазия. Кроме того, общее недоразвитие речи может сопровождаться и фонационными расстройствами, среди которых ринолалия, дизартрия и другие. Кроме звучания речи нарушено и его фонематическое восприятие. Все эти нарушения приводят к тому, что речь наступает позже, чем у детей нормы.
Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова при этом подчеркивают, что нарушения речи и низкий уровень развития речевой деятельности у детей связаны с бедным жизненным опытом дошкольников, а также неточностями в дифференцировании представлений об окружающем мире.
Н.Ф. Виноградова в своих исследованиях говорит о том, что, созерцая природу, ребенок учится правильно употреблять в речи такие термины, как цвет, величина, форма, свойства предметов окружающего мира, однако овладение данными терминами не будет успешно проходить, если дошкольник не владеет природоведческими понятиями.
Изучением данной проблемы занимались такие ученые, как Н.Ф. Виноградова, Т.А. Маркова, Н.Н. Кондратьева и другие. Однако, несмотря на актуальность данной проблемы, число детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня не владеющих необходимым уровнем развития речи и овладения природоведческими понятиями растет, что свидетельствует о недостаточной методической разработанности процесса формирования у данной категории дошкольников природоведческого словаря.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием игр экологического содержания в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности игр экологического содержания как средства формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания.
Объект исследования: процесс формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: игры экологического содержания как средство формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из данной проблемы, была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в предположении о том, что формирование природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания возможно, если:
• отобраны игры экологического содержания с учетом индивидуальных особенностей развития природоведческого словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• включены игры экологического содержания в образовательную деятельность воспитателя и ребенка;
• обогащен центр познавательного развития играми экологического содержания в соответствии с категориями «Живая природа», «Растительный мир» и «Взаимодействие человека с природой».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания.
2. Выявить уровень сформированности природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать, апробировать содержание работы по формированию природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания.
4. Выявить динамику уровня сформированности природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• положения о единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
• комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
• исследования особенностей формирования природоведческого словаря дошкольников, изложенные в работах Н.Ф. Виноградовой, А.П. Иваненко;
• исследования в области изучения особенностей формирования природоведческого словаря у детей с общим недоразвитием речи Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой;
• исследования в области использования игр природоведческого содержания с детьми дошкольного возраста Т.И. Тарабариной, Е.И. Соколовой, С.Н. Николаевой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ детский сад № 210 «Ладушки» городского округа Тольятти. В эксперименте принимали участие 12 детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности игр экологического содержания в формировании природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня; подобраны игры экологического содержания с учетом индивидуальных особенностей развития природоведческого словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования:
• определены критерии качественной оценки сформированности природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• дано теоретическое обоснование возможности формирования природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов: игр экологического содержания в соответствии с категориями «Живая природа», «Растительный мир» и «Взаимодействие человека с природой» по формированию природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (20 источников), 5 приложений. Работа иллюстрирована 2 рисунками и 13 таблицами.
В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования четко сформулированы требования к речевому развитию дошкольников. Среди этих требований обогащение словарного запаса. Н.Ф. Виноградова в своих исследованиях говорит о том, что, созерцая природу, ребенок учится правильно употреблять в речи такие термины, как цвет, величина, форма, свойства предметов окружающего мира, однако овладение данными терминами не будет успешно проходить, если дошкольник не владеет природоведческими понятиями. В тоже время понятия, раскрывающие видовые признаки животных и растений, их особенности и взаимосвязи, являются одними из сложных для понимания детьми дошкольного возраста.
Чтобы оценить уровень сформированности природоведческого словаря дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, были выделены, основываясь на результатах теоретической части исследования, критерии, отобраны диагностические методики. В результате проведенного на констатирующем этапе эксперимента были получены данные, свидетельствующие о низком уровне сформированности природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы мы предположили, что формирование природоведческого словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игр экологического содержания возможно, если:
• отобраны игры экологического содержания с учетом индивидуальных особенностей развития природоведческого словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня;
• включены игры экологического содержания в образовательную деятельность воспитателя и ребенка;
• обогащен центр познавательного развития играми экологического содержания в соответствии с категориями «Живая природа», «Растительный мир» и «Взаимодействие человека с природой».
Для оценки динамики уровня сформированности природоведческого словаря у испытуемых проводились те же методики, которые проводились на констатирующем этапе. Полученные результаты свидетельствуют, что у детей повысился уровень сформированности природоведческого словаря в процессе использования игр экологического содержания, подобранным в соответствии с категориями «Живая природа», «Растительный мир» и «Взаимодействие человека с природой». Высокий уровень повысился на 24%, низкий снизился на 40%.
Таким образом, результаты исследования носят достоверный и практико-ориентированный характер. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997. 400 с.
2. Ахметшина Л. Р. Содержание и методы экологического воспитания дошкольников: Автореф. канд. пед. наук. М., 2002. 31 с.
3. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.,1992.
4. Востокова Н. Н. Общение как средство развития речи у дошкольников с ОНР // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. 2013. 62-68 с.
5. Гаркуша Ю. Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Московский социальный институт, 2001. 294 с.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: старшая группа. М. : Мозаика-синтез, 2016. 144с.
7. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Аркти, 2004. 168 с.
8. Данилова М. З. Занимательная экология // Воспитание дошкольников. 2010. № 5. С.25-33
9. Иваненко А. П. Словарная работа в детском саду. Запорожье, 1975. 167 с.
10. Иванова А. И. Живая экология : Программа экологического образования дошкольников : учебник. М. : ТЦ Сфера, 2013.
11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
12. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : Аркти, 2004.
13. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 184 с.
14. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. 128 с.
15. Протасова Е. В. Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков: Автореф. канд. пед. наук. Казань, 1998. 18 с.
...