Введение 9
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности 13
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности 13
1.2. Факторы конкурентоспособности 16
1.3. Методы оценки конкурентоспособности 21
Глава 2. Исследование основных конкурентов рынка справочно-правовых программ в г. Томске 28
2.1 Анализ и характеристика компании ООО «ИЦ КонсультантЪ» и ее
продуктов 28
2.2 Анализ и характеристика конкурентов и их продуктов 35
2.3 Маркетинговый анализ рынка справочно-правовых систем в г. Томске 46
Глава 3. Анализ конкурентной среды компании ООО «ИЦ КонсультантЪ» и разработка рекомендаций для повышения конкурентоспособности 49
3.1 Анализ внешней среды компании на основе PESTLE - анализа 49
3.2 Анализ условий конкуренции в отрасли на основе пяти сил по методике
М. Портера 54
3.3 Выявление приоритетных конкурентов компании и углубленный анализ
их деятельности 56
Заключение 67
Список используемых источников 69
Приложение А 71
Приложение Б 75
Приложение В 78
Приложение Г 84
Приложение Д 87
Приложение Е 91
Приложение Ж 93
Приложение З 100
Приложение И 103
Приложение К
Приложение Л 108
Приложение М 109
В настоящее время в нашей стране вокруг правовой информации сложилась целая индустрия. Одним из направлений деятельности в этой сфере стало создание компьютерных справочных правовых систем (СПС). Приобретая правовую систему, потребитель платит за инструмент хранения, поиска и анализа необходимой ему информации, а также за сервис и услуги по обработке и передаче новых документов.
Начало эпохи автоматизации правовой информации можно отнести к выходу в 1975 г. Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 558. Там указывалось на необходимость введения государственной регистрации нормативных актов и предусматривалось создание Научно-информационного центра при ВНИИ советского законодательства при Министерстве юстиции СССР. В то время доступ к такой информации носил строго ограниченный характер. Однако с приходом в эту сферу коммерческих структур в конце 80-х - начале 90-х годов правовая информация стала доступна более широкому кругу заинтересованных лиц.
Сформировался рынок СПС. Структура его неоднородна: с одной стороны, это профессиональные системы, различные по своему наполнению. Основное назначение таких систем - обеспечение доступа к актуальной информации пользователей с различными финансовыми возможностями, будь то представители крупного, среднего или малого бизнеса. Информация в системах подобного рода обновляется один раз в неделю или ежедневно. Такая оперативность иногда жизненно необходима для пользователей, работающих с правовыми системами по долгу службы. С другой стороны, системы для индивидуального пользования (ежемесячные издания на компакт-дисках), доступные по цене широкой аудитории и позволяющие обращаться к правовой информации по мере необходимости.
До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу - поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационноправовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа, проведенная специалистами-разработчиками которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов). Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление о всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы - это актуальность правовой информации.
В настоящий момент в России работают большое количество фирм, разрабатывающих обеспечение СПС, и оказывающие услуги по информационному обеспечению потребителей. Широкое признание среди постоянных пользователей получили коммерческие СПС, такие как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», «Главбух». Фирмы-разработчики таких систем уделяют основное внимание, во-первых, разработке и совершенствованию программных технологий и возможностей оболочек, во- вторых, развитию сервисных центров поддержки СПС. Как правило, в развитии коммерческих СПС проявляются сходные тенденции - расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшение программной оболочки систем, введение новых технологических возможностей. Фирмы-разработчики СПС вводят в свои технологии то лучшее, что используется конкурентами. Вместе с тем, между существующими СПС сохраняется много отличий, связанных с различными подходами к построению баз, к принципам их пополнения и высокая степень конкуренции.
Компания не сможет добиться коммерческого успеха на рынке, удержать свои позиции и преимущества в конкурентной среде, если не определит для себя, что составляет его конкурентоспособность и не определит круг задач по повышению конкурентоспособности.
Конкурентоспособность фирмы - это ее способность бороться за рынок, сохранять и увеличивать свою долю на нем, способность опережать других, используя новейшие технологии и ноу-хау, умение максимально эффективно использовать ресурсы, добиваясь того, чтобы выпускаемая продукция или предоставляемые услуги были более конкурентоспособными, чем товары и услуги конкурентов, и полнее удовлетворяли потребности потребителей.
Управление конкурентоспособностью - одна из самых важных составляющих деятельности фирмы. Каждая фирма должна определить свои конкурентные преимущества и слабые стороны, чтобы выработать стратегию конкурентной борьбы, в рамках которой будет определен набор конкретных краткосрочных и стратегических действий, которые необходимо совершить для повышения конкурентоспособности. Для успешного управления конкурентоспособностью необходимо изучать различные пути ее повышения. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Цель выпускной квалификационной работы - проведение анализа конкурентоспособности компании ООО «ИЦ КонсультантЪ» и разработать рекомендации по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
У Вывести понятие и сущность конкурентоспособности;
У Рассмотреть факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг;
У Изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности услуги;
У Исследовать аспекты внешней среды, которые влияют на развитие рынка справочно-правовых систем;
S Исследовать конкурентоспособность предприятия ООО «ИЦ КонсультантЪ» и его продуктов в сравнении с конкурентами;
S Разработать рекомендации для повышения конкурентоспособности компании ООО «ИЦ КонсультантЪ».
Объектом исследования выступает ООО «ИЦ КонсультантЪ».
Предмет исследования - конкурентоспособность данной компании и его продуктов в сравнении с конкурентами.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные гипотезы, концепции, представленные в современной мировой и отечественной экономической науке по проблеме повышения конкурентоспособности продукции на предприятии.
В работе использованы следующие методы: факторный анализ, статистический метод, наблюдение, системный подход к изучаемому вопросу, балансовый метод, нормативный метод.
Эмпирической базой исследования явились законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность в данной области исследования; а также материалы, полученные в компании ООО «ИЦ КонсультантЪ».
Проблема конкурентоспособности продукции и организации носит в условиях инновационной экономики универсальный характер. Решение этой проблемы является важным фактором социально-экономического развития и одним из главных условий экономического благополучия для страны, а также для каждого потребителя.
Конкурентоспособность товара и компании реализующего товар, соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном отраслевом рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности выполняемых функций, направленных на достижение результата.
Таким образом, для обеспечения конкурентоспособности организация должна постоянно работать над оптимизацией качества, затрат по его обеспечению и цен реализации, добиваясь преимущества по этим показателям перед основными конкурентами и оценивая результаты своей деятельности с позиций потребителя, так как его мнение решающее. Отказ потребителя в пользу конкурента указывает на низкую конкурентоспособность.
В настоящей работе рассмотрены основные теоретические основы: понятие и сущность конкурентоспособности, определены факторы, оказывающие на нее влияние, выделены методы оценки конкурентоспособности. Проведен анализ внешней среды, которая непосредственно влияет на отрасль и компанию, и углубленный анализ продукции компании и ее конкурентов, выявлена позиция на рынке, слабые и сильные стороны компании по отношению к конкурентам. Предложены рекомендации для повышения конкурентоспособности компании.
С помощью них компания может обеспечить себе преимущественное положение на рынке, сформировать в сознании потребителей особое отношение к себе и повысить их лояльность.
Достигнута цель дипломной работы, то есть была проведена оценка компании ООО «ИЦ КонсультантЪ», предложены рекомендации для повышения конкурентоспособности на томском рынке.
Как выяснилось, слабой стороной компании являются высокие цены на продукцию, она для некоторых потенциальных потребителей кажется недостижимой. Было рекомендовано не изменять ценовую стратегию, а выходить на новую целевую аудиторию - новаторов, для которых характерен доход средний и выше среднего. Они являются платежеспособным населением, которым было бы интересно использовать в своей работе лучшую систему.
Так же компании было предложено усовершенствовать внешнюю оболочку, т.к. интерфейс так же является слабой стороной СПС. Это первое, что видят пользователи системы, поэтому для поддержания лояльности клиентов необходимо принять меры для повышения данного показателя.
Рекомендации были восприняты руководством компании положительно, и переданы в соответствующие отделы для разработки внедрения, что свидетельствует об полезности результатов проведенного исследования.
1. Акулич И.Л., Демченко Е.В. Основы маркетинга. - М.: Высшая школа,1999. -236 с.
2. Суркова Е.В., Основы маркетинга: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 152 с.
3. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2011.
4. Владимирская А., Владимирский П. Нестандартный учебник по рекламе. Рекламные игры для взрослых. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -320 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. - Спб.: Издательский Дом «Нева», 2014.
6. Чикатуева Л.А., Третьякова Н.В. Маркетинг / Под редакцией Федько В.П. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
7. Голубков Е.П. Проектирование элементов комплекса маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №6. с. 37-41.
8. Маркетинговые коммуникации: Учебник / Под ред. А.Н. Король, Н.М. Герасименко, С.А. Пиханова и др. - Хабаровск, 2013.
9. Дейан. Стимулирование сбыта. - СПб.: Издательство Нева, 2003. -128 с.
10. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник для вузов, 3-е издание, перераб. и доп. - М.: Финпресс, 2008. - 704 с.
11. Ламбен Жан Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб.: Наука, 2006. - 589 с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Бизнес-книга, ИМА - Кросс. Плюс, 1995.-702 с.
13. Дж.Траут, РайсПозиционирование:Битва за узнаваемость, 2004, Спб
14. Маркетинг: Учебное пособие / под ред. Т.Н. Парамоновой. - М.: КНОРУС, 2013.
15. Музыкант В.Л.. Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. - М.: Армада-пресс, 2012.
16. Официальный сайт компании MaryKay [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.marykay.ru.
17. Официальный сайт государственного комитета статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.gks.ru
18. Ромат Е.В. Реклама: Учебник для студентов специальности «Маркетинг» - 3- е изд., перераб. и доп. - Киев. Харьков: НВФ «Студцентр», 2000 - 480с.
19. Хартли Р. Ошибки и успехи в маркетинге. Вильямс, 2003. 480 с.
20. Сборник лучших материалов, выпущенный к XIII Конференции по Карьере «Побеждаем вместе». - 13-15 марта 2013. - Москва. - 204 с.
21. Маняк И.А. Обучающий семинар национальной ветви. - Белые ночи, 11 выпуск. - Санкт-Петербург - 20,21 января 2007. - 479 с.
22. Основы бизнеса. Руководство Независимых Консультантов по красоте. - 06.2012.
23. Тихоничева А.Н. Сборник мотивационных программ для сотрудников Компании Mary Kay. Все в твоих руках. Москва - 40 с.
24. Ламбен Жан Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. - СПб.: Наука, 2006. - 589 с.
25. Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 560 с.
26. Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев. - М: Экономика, 2005. - 350 с.
27. Ассель Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2012.
28. Багиев Г.Л. Маркетинг: Учебник. - СПб.: Питер, 2013.
29. Голубков Е.П. Меркетинговые исследования: теория, практика, методология: Учебник. - М.: Финпресс, 2013.