Введение
Глава I Договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров
1.1Понятие договора коммерческой концессии
1.2Особенности договора коммерческой концессии и его отличия от
смежных договоров
Глава II Общая характеристика договора коммерческой концессии
2.1Существенные условия договора коммерческой концессии
2.2Стороны договора коммерческой концессии, их права и
обязанности
Глава III Некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии
Заключение
Список используемых источников
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что договор коммерческой концессии в системе предпринимательских договоров занимает особое место, поскольку коммерческая концессия является инструментом, способствующим эффективному развитию как национальной, так и мировой экономики. Анализ понятия «договор коммерческой концессии» и его интерпретация в конкретной правовой ситуации являются особо значимыми в рамках современного предпринимательского сообщества.
Предпосылкой появления в отечественном законодательстве рассматриваемого института являлось то обстоятельство, что в современном мире достаточно большую известность получил такой способ организации и ведения бизнеса как франчайзинг. Франчайзинг получил преимущественное распространение в западных странах, в частности в США. Главная цель франчайзинга заключается в том, чтобы создать сеть организаций, занимающихся определённым видом предпринимательской деятельности, под единой торговой маркой либо товарным знаком, применяющих в собственной деятельности аналогичные маркетинговые операции, ценовую политику, а также способы и формы реализации продажи товаров и услуг.
Существуют различные точки зрения относительно определения понятия франчайзинг. В большинстве случаев это доктринальные понятия. Хотя есть и понятия, данные различными международными организациями, поскольку франчайзинг известен в большей степени в зарубежной правовой системе. В отечественном законодательстве отсутствует легальное понятие франчайзинга. Однако существует мнение о том, что понятие франчайзинг является идентичным российскому понятию коммерческая концессия. Такая точка зрения находит своё отражение у многих отечественных цивилистов. Хотя самого законодательного определения не находит коммерческая концессия, а вот договор коммерческой концессии такое закрепление получил. Чтобы разобраться в понятии «коммерческая концессия» необходимо обратиться к доктринальным мнениям учёных по данному вопросу. Под коммерческой концессией понимается предоставление предпринимателем другой стороне своей бизнес-модели, получившей большую популярность на соответствующем рынке.
Договор коммерческой концессии в действующем российском законодательстве является ещё достаточно новым видом договоров. Данный договор хотя и имеет некоторые схожести с другими видами договоров, например, авторскими, лицензионными, но при этом относится к категории самостоятельных договоров. Договор коммерческой концессии обладает рядом особенностей, среди которых выделяют определённый субъектный состав договора, его объект, содержание, а также права и обязанности сторон. Именно эти черты отграничивают данный договор от других видов, на первый взгляд схожих.
Рассматривая общую характеристику договора концессии, отдельное внимание следуют уделить существенным условиям такого договора. Первым таким условием, как и у любого другого договора, выступает его предмет. Предмет договора всегда является специфичным. В данном случае предметом выступает комплекс исключительных прав. Вторым же и последним существенным условием является условие о вознаграждении. Следующим аспектом в данной характеристике выступают стороны договора коммерческой концессии, которые чётко определены в гражданском законодательстве. Круг прав и обязанностей сторон данного договора достаточно широк. При этом права сторон могут подлежать ограничению в соответствии с законом для того, чтобы обеспечить равноценное удовлетворение их потребностей.
При реализации договора коммерческой концессии могут возникать некоторые трудности, связанные с его правовым регулированием. Почву для данных трудностей составляет некоторое несовершенство гражданского законодательства, например, не в полной мере раскрыто толкование важнейших терминов договора концессии. Основными проблемными аспектами являются форма договора, срок его действия и иные моменты, касающиеся коммерческого обозначения и его изменения. Чтобы избежать сложностей при использовании договора коммерческой концессии, необходимо руководствоваться сложившейся судебной практикой.
Цель исследования состоит в комплексном теоретико-практическом анализе института коммерческой концессии.
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
-определить понятие «договор коммерческой концессии»;
-выявить особенности договора коммерческой концессии и его отличия;
-изучить существенные условия договора коммерческой концессии;
-рассмотреть круг обязанностей и прав сторон договора коммерческой концессии;
-проанализировать некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии.
Объект исследования: общественные отношения, опосредующие заключение, изменение и прекращение договора коммерческой концессии.
Предмет исследования: нормы, регламентирующие институт договора коммерческой концессии.
Методология исследования: при написании работы использовались следующие методы: анализ, обобщения, дедукция и формально-юридический метод.
Структура работы обусловлена темой исследования и включает в себя введение, три главы, заключение и список используемых источников.
Таким образом, обобщив информацию, можно заключить, что в современных условиях рыночной экономики договор коммерческой концессии является актуальным и эффективным способом развития малого бизнеса, что в свою очередь ведёт к подъёму национальной экономики. Каждая успешная страна занимается таким своеобразным видом предпринимательской деятельности, получившим большое распространение по всему миру. В западных странах данная деятельность именуется франчайзингом, а в Российской Федерации - коммерческой концессией. Конечно, понятия «франчайзинг» и «коммерческая концессия» не являются полностью идентичными, они имеют определённые тонкости, как в своём содержании, так и правовом регулировании. Однако достаточно большое количество учёных соглашаются с тем, что их всё-таки можно считать тождественными, поскольку их цель состоит в предоставлении исключительных прав той или иной организации, которая будет работать под их популярной и известной торговой маркой. Для такой организации это прекрасная возможность стать частью налаженной системы деловой активности, а также развивать собственный бизнес на основе полученного по договору коммерческой концессии комплекса исключительных прав, в который также входят секреты производства, имидж, метод сбыта и иные ценные, необходимые сведения для развития и ведения бизнеса.
Несмотря на относительную новизну договора коммерческой концессии, он уже занял особое место среди предпринимательских договоров. Предпринимательская деятельность постоянно находится в развивающимся положении, а значит и судебная практика по применению договора коммерческой концессии не стоит на месте. Данное обстоятельство имеет значение, поскольку реализация такого договора неизбежно ведёт к совершенствованию его правового регулирования.
Тем не менее, проведенное исследование позволило выявить ряд проблем правового регулирования.
Во-первых, спорным моментом является положение гражданского законодательства о досрочном расторжении договора, поскольку законодательство не обозначает какие-либо правовые последствия. Способом преодоления правовой неопределённости в данном случае служит положение о недействительности досрочного расторжения при отсутствии его регистрации. Необходимо отметить, что срок, подлежащий для уведомления противоположной стороне договора (шесть месяцев), не может быть сокращён, но при этом существует возможность его увеличения. Кроме этого, открытым остаётся вопрос об определении разных сроков для уведомления сторон договора о его расторжении. Так, гражданское законодательство не устанавливает определённый запрет на установление разных сроков в отношении правообладателя или пользователя и при этом имеется возможность согласования различных условий, то есть определения разных сроков для уведомления о расторжении договора коммерческой концессии соответственно для правообладателя и пользователя.
Во-вторых, проблемным положением данного договора является преимущественное право пользователя на заключение нового договора на прежних условиях. У правообладателя может не возникнуть обязанность по заключению договора, если в нём будет ограничено пространство его действия конкретным местом. Здесь актуальным выступает ответ на вопрос: предоставляются ли новые права к моменту прекращения первоначальных прав или же необходима замена данных прав в последствие? В одном случае замена прав происходит в более поздний срок, и действие самого договора подлежит восстановлению, а в другом - замена прав несёт в себе изменение договора, а прекращение действия договора выступает его досрочным прекращением. На наш взгляд, замена данных прав производится не позднее прекращения действия первоначального договора. Но при этом, соотношение действующих статей Гражданского кодекса по данному поводу является не чётким и не определённым.
Таким образом, использование договора коммерческой концессии в отечественной правовой системе не так широко, как в западных странах. Тем не менее, это не означает, что договор коммерческой концессии не получил распространения среди национальных предпринимателей и коммерческих организаций. Ведь при реализации данного договора его стороны получают достаточно большое количество перспектив, в частности достижение высоких доходов. Применение успешной бизнес-модели ведёт как к расширению производственной силы конкретной франчайзинговой сети на соответствующем товарном рынке, так и к развитию национальной экономики. Увеличение предприятий, занимающихся таким видом деятельности, неизбежно ведёт к новым рынкам сбыта, причём не только отечественным. Что свою очередь приводит к подъёму мировой экономики в целом.
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31, ст. 4398.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994.
-№ 32, ст. 3301.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. - 29.01.1996.
-№ 5, ст. 410.
4.Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2006.
-№ 52(часть 1), ст. 5496.
5.Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О коммерческой тайне» // Собрание законодательства РФ. - 09.08.2004. - № 32, ст.3283.
6.Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 03.07.16) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 01.03.1999. - № 9, ст. 1096.
2.Специальная литература:
7.Бессонова А. В. Проблематика определения существенных условий договора коммерческой концессии // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 5-3. - С. 242-245.
8.Васильева И. В., Васильев Т. Н. Правовое регулирование договора коммерческой концессии в Российской Федерации // Экономика, социология и право. 2016. № 11. - С. 107-112.
9.Васильева И. В., Васильев Т. Н. Сравнительно-правовой анализ коммерческой концессии и франчайзинга // Экономика, социология и право. 2016. № 12. - С. 114-119.
10.Власенко Я. В. Коммерческая концессия, франчайзинг (франшиза): соотношение понятий / Я. В. Власенко // Феномен человека: сб. статей. - Подольск, 2015. - С. 83-88.
11.Вязовская Т. Н. Проблемы правового регулирования договора франчайзинга // Право и практика. 2013. № 3. - С. 15-23.
12.Демичева Е. А. Дифференцирование договора коммерческой концессии от смежных договоров // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 6. - С. 54-59.
13.Еремин А. А. Некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в свете изменений Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 4(105). - С. 114-119.
14.Еремин А. А. Применение и развитие договора коммерческой концессии в российском и зарубежном законодательстве // Вестник Тверского государственного ун-та. Серия: право. 2014. № 4. - С. 73-83.
15.Еремин А. А. Соотношение понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия» в российском и международном законодательстве / А. А. Еремин // Пятый Пермский международный конгресс ученых- юристов: сб. тр. науч. конф. - Пермь, 2014. - С. 83-84...