Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №107007

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации 10
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации 10
1.2 Особенности организации работы педагогов по психолого-
педагогическому сопровождению адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации 22
Глава 2 Экспериментальное исследование организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации 35
2.1 Изучение уровня адаптации детей 3-4 лет к условиям
дошкольной образовательной организации 35
2.2 Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной
образовательной организации 43
2.3 Выявление динамики уровня адаптации детей 3-4 лет к
условиям дошкольной образовательной организации 51
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А Список детей 3-4 лет, участвующих в экспериментальной работе 62


В современном обществе социально-политические и социально-экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста, поступающие в группы дошкольных образовательных организаций. Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде дошкольного учреждения. Это подтверждается в законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), в котором отмечается право каждого человека на образование, создание условий для развития и социальной адаптации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) одной из основных задач является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Эта задача в условиях современной дошкольной образовательной организации является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильной организации работы по адаптации у детей младшего дошкольного возраста могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в дошкольной образовательной организации и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации на современном этапе является актуальной.
Проблемы социальной адаптации и социализации личности представлены в работах Л.С. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, Л.Н. Кагана, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и другими. В социальной педагогике проблема адаптации подрастающего поколения рассматривается в работах Е.Н. Приступы, Г.Ф. Кумариной, Д.А. Обухова, А.В. Мудрика и др.
В психолого-педагогических исследованиях А.Я. Варга, В.В. Столина, А.С. Спиваковской особо подчеркивается роль семьи в адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Семья является главным инструментом социализации ребенка, поскольку именно родители - главные социальные партнеры ребенка, которые обеспечивают его готовность к взаимодействию в социальной среде и адаптацию в ней. В связи с этим организация психолого-педагогического сопровождения по адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации должна проводиться в тесном взаимодействии с родителями.
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Это противоречия между:
- социальным заказом общества в социально-активных детях и, в тоже время, ухудшением организации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации;
- одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования об «охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» и осложнением адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Поиск путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно-обоснованных подходов к взаимодействию педагогов с родителями в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования: каковы особенности психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации?
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор его темы: «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание работы по организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс адаптации детей 3-4 лет при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования - мы предположили, что специально организованное психолого-педагогическое сопровождение способствует адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации, если:
- создать атмосферу в группе, которая благоприятно и эмоционально-положительно влияет на поведенческие реакции детей;
- использовать сюжетные игры, способствующие более комфортной и легкой адаптации детей 3-4 лет;
- организовать взаимодействие с родителями (законными представителями), направленное на формирование у них педагогической компетентности по данному вопросу.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определена необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
1) изучить проблему психолого-педагогического сопровождения адаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию;
2) изучить уровень адаптации детей 3-4 лет при поступлении в дошкольную образовательную организацию;
3) разработать содержание и организовать психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации;
4) выявить динамику уровня адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретической основой исследования являются:
- концепции психолого-педагогического сопровождения (Т.И. Чиркова, Р.М. Битянова);
- теоретические положения об адаптации как процессе привыкания и приспособления человека к условиям жизни (Ж. Пиаже, А.И. Захаров, О.А. Андриенко и другие ученые);
- теоретические положения о сущности и особенности адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации (Р.В. Танкова- Ямпольская, Н.Д. Ватутина, А.И. Захаров и другие ученые);
- теоретические подходы к организации периода адаптации детей в условиях дошкольной образовательной организации (Н.Д. Ватутина, Е. Шмидт-Кольмер, Е.О. Севостьянова и другие ученые).
Исследование предлагает комплексное использование таких методов, как:
- теоретический анализ и изучение психологической, педагогической и философской литературы по проблеме исследования, включая обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных;
- методы сбора эмпирических данных: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), прямое и косвенное наблюдение, анкетирование родителей;
- методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Названные методы позволили выявить современное состояние проблемы исследования, сделать выводы об эффективности адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации, а также обосновать и в ходе экспериментальной работы апробировать содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Новизна исследования заключается в разработке качественной характеристики уровней адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования явилось МАДОУ МО г. Нягань Д/с № 11 «Ёлочка». В эксперименте приняли участие 14 детей 3-4 лет второй младшей группы и 14 родителей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты, во-первых, позволяют определить содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации; во-вторых, делают возможным эмпирически подтвердить, что специально организованное психолого-педагогическое сопровождение способствует адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации; в-третьих, могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 источников), 1 приложения. Работа иллюстрирована 5 рисунками и 8 таблицами

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: теоретически обосновано и экспериментально апробировано содержание работы по организации психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
В своей работе мы рассматриваем адаптацию как приспособление организма к новой среде, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в ДОО.
Разработка единых требований к поведению ребенка, координация взаимодействия родителей с ребенком в домашних условиях и педагогов с ребенком в условиях ДОО - является важнейшим условием, способствующим адаптации детей 3-4 лет к изменениям в их образе жизни. Недостаточная подготовка к условиям ДОО влечет за собой многочисленные медицинские и психологические трудности: дети начинают часто болеть, плакать целыми днями, у них проявляются невротические реакции, психосоматические проявления, ухудшаются сон и аппетит.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации понимается, как сложный процесс взаимодействия педагогов и родителей, направленный на успешность адаптации, проявляющейся в поведенческих реакциях детей и в продолжительности адаптационного периода.
В результате констатирующего исследования было установлено, что у большинства детей 3-4 лет выявлен средний и низкий уровень адаптации к условиям дошкольной образовательной организации и необходима организация специального психолого-педагогического сопровождения их адаптации с учетом их индивидуальных особенностей и с привлечением родителей.
Мы предположили, что специально организованное психолого-педагогическое сопровождение способствует адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации, если:
- создать атмосферу в группе, которая благоприятно и эмоционально-положительно влияет на поведенческие реакции детей;
- использовать сюжетные игры, способствующие более комфортной и легкой адаптации детей 3-4 лет;
- организовать взаимодействие с родителями (законными представителями), направленное на формирование у них педагогической компетентности по данному вопросу.
На этапе формирующего эксперимента была проведена экспериментальная работа по организации специального психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет с учетом их индивидуальных особенностей и с привлечением родителей.
Работа с детьми в рамках специально организованного психолого-педагогического сопровождения, способствующего адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации включала в себя формирование у детей положительного эмоционального состояния, желания ходить в детский сад, навыков общения.
С целью познакомить детей с детским садом, мы играли с ними в сюжетные игры. Сюжеты игр были разнообразными: приезд детей в сад и отъезд их матери/отца; свободная игра детей; конфликты; мероприятия; гигиена и питание; сон; прогулка; возвращение родителей.
Также в рамках психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации мы организовали взаимодействие с родителями (законными представителями), направленное на формирование у них педагогической компетентности по вопросам адаптации детей 3-4 лет к условиям ДОО.
Взаимодействие с родителями было организовано по следующим направлениям:
- информационно-просветительская работа с родителями, которая включала в себя групповые и индивидуальные консультации, раскрывающие особенности адаптации детей 3-4 лет к ДОО;
- оптимизация взаимоотношений родителей и детей для успешной адаптации;
- подготовка ребенка к посещению ДОО через совместную деятельность с родителями в новой социальной среде для ребенка, идентификация ребенка с опытом близкого взрослого, что способствует менее травматичной разлуке с ним, чаще всего с матерью, постепенному вступлению в общество и более легкой адаптации к новым условиям жизни в ДОО.
Проведенная работа по организации специального психолого-педагогического сопровождения адаптации детей 3-4 лет с учетом их индивидуальных особенностей и с привлечением родителей оказалась успешной, о чем свидетельствуют следующие количественные данные, полученные на этапе контрольного эксперимента:
- показатель низкого уровня адаптации снизился на 14,3%;
- показатель среднего уровня адаптации снизился на 14,2%;
- показатель высокого уровня адаптации увеличился на 28,5%.
Было отмечено, что эмоциональное состояние нормализовалось у большинства детей, улучшился сон и аппетит, дети научились устанавливать адекватные социальные контакты со взрослыми и сверстниками.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н. В. Соколовская. Волгоград : Учитель, 2008. 188 с.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО : практическое пособие. Воронеж : «Учитель», 2006. 236 с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль : Академия, 2001. 295 с.
4. Глебов В. Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации // Дошкольное воспитание. 2013. № 11. С. 116-120.
5. Гризик Т. И., Бабаева Т. И. Участники адаптационного периода :
ребёнок - родители - педагоги // Дошкольное воспитание. 2010. № 9.
С. 57-61.
6. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОО. М. : ТЦ Сфера, 2005. 25 с.
7. Долгова В. И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников // BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY/SO CIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES: Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08 - August 14, 2013). Chief editor - Pavlov V. V. London, 2013. С. 33-34.
8. Долгова В. И., Гольева Г. Ю., Крыжановская Н. В.
Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании : монография. М. : Издательство Перо, 2015. 192 с.
9. Долгова В. И., Попова Е. В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками : монография. М. : Издательство Перо, 2015. 208 с.
10. Доронова Т. А., Голубева Л. Г. Адаптация ребенка к ДОО: новые подходы // Обруч : образование, ребенок, ученик. 2006. № 5. С. 32-34.
11. Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 12-15.
12. Евстратова Е. А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. СПб. : Союз, 2003. 276 с.
13. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М. : Проспект, 2010. 560 с.
14. Жердева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду : возрастные особенности, адаптация, сценарии дня. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 192 с.
15. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОО и семьи. М. : Просвещение, 2007. 79 с.
16. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОО : методический аспект. М. : ТЦ Сфера, 2005. 80 с.
17. Зубова О. Л. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада // Дошкольное воспитание. 2004. № 7. С. 66-77.
18. Ильина И. С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. М. : Просвещение, 2008. 176 с.
19. Калинина Р. Р. Ребёнок пошёл в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2008. № 4. С. 2-9.
20. Карнаухова В. К., Кушнарева М. Д. Социальная технология адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского дома // Научное обозрение. 2007. № 6. С. 116-119.
21. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОО. 2-е изд. М. : Айрис-пресс. 2006. 112 с.
22. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М. : Академия, 2005. 176 с.
23. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОО с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М. : ТЦ Сфера, 2004. 112 с.
24. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М. : Академия, 2008. 170 с.
25. Кошелева А. Д., Ильина И. Ю. Аффективное поведение и его проявление в младшем дошкольном возрасте // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995. 128 с.
26. Мокрогузова Т. В. Адаптация ребенка к ДОО // Логопед. 2013. № 10. С. 78-84.
27. Немов Р. С. Психология. М. : Владос, 2003. 688 с.
28. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А. П. Астахова. Минск : Современная школа, 2010. 928 с.
29. Островская Т. В. Игровая методика введения детей в условия детского сада // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 99-106.
30. Остроухова А. В. Успешная адаптация // Обруч. 2000. № 3. С. 16-18
31. Павлова Л. Н. Второй год жизни : Мамина школа // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. С. 104-110.
32. Пыжьянова Л. П. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2003. № 2. С. 14-16.
33. Савва Л. И., Трубайчук Л. В., Долгова В. И. и другие. Феномен развития детей дошкольного возраста : коллективная монография. М., 2013. 234 с.
34. Серова И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям группы массового детского сада // Дефектология. 2012. № 6. С. 68-74.
35. Сидоркина Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение
адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование. Красноярск : КГПУ им.
В. П. Астафьева, 2013. 92 c.
36. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации : монография. Волгоград : Учитель. 2010. 188 с.
37. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй : практическое пособие. М. : АРКТИ, 2006. 80 с.
38. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Проблема адаптации к ДОО детей младшего возраста // Дошкольная педагогика. 2013. № 7. С. 6-10.
39. Трофимова О. В., Волкова Т. М., Галка Н. А. Организация
успешной адаптации детей к дошкольному учреждению посредством создания целенаправленного комплекса мероприятий // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). Москва : Буки-Веди, 2012. С. 139-142. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2094/ (дата обращения: 16.02.2020).
40. Цыбикжапова Д. С. Адаптация детей к ДОО // Молодой ученый. 2017. № 18 (152). С. 346-348. URL: https://moluch.ru/archive/152/43093/ (дата обращения: 26.02.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ