1.1 СТУПЕНИ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА ЧТЕНИЯ В НОРМЕ..................................................................................................................................... 4
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА
ЧТЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ........................................................................7
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ
НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ
2.1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИОЛОГИИ И
ПАТОГЕНЕЗЕ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ............................................................................11
Г) НАРУШЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОВЛАДЕНИИ ЧТЕНИЕМ...............................................................................................................................15
Д) НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ .................................................................................................16
Глава III. ПРИЁМЫ
ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ.
3.1.ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ
НА РАЗЛИЧНЫХ СТУПЕНЯХ ФОРМИРОВАНИЯ
НАВЫКА.................................................................................................................................17
Учения о нарушениях чтения существуют уже более ста лет, но и в настоящее время вопросы диагностики и коррекции нарушений чтения являются актуальными и сложными. Проблема совершенствования навыка чтения актуальна Проблемами нарушения чтения у детей занимались клиницисты-невропатологи - Ткачев Р.А. и Мнухин С.С.; педагоги, психологи, дефектологи - Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев, Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Р.И.Лалаева, А.Н.Корнев и многие другие.
Трудности в овладении школьными навыками, в том числе и чтением особенно распространены в настоящее время. как в массовой, так и в специальной школе. Формы проявления этих трудностей различны по степени яркости и не всегда вовремя определяются педагогами. Между тем они оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, психическое и речевое развитие детей.
Важность работы по совершенствованию процесса чтения определяется значением чтения в образовании. Не овладев в достаточной степени навыком чтения, ребенок испытывает затруднения при изучении других предметов школьного курса. Чтение занимает ведущее место в развитии познавательной деятельности и обогащении жизненного опыта учащихся, является важным источником их развития, образования и воспитания. Чтение становится основой при формировании правильных представлений об окружающем мире.
Поэтому важно своевременно выявить нарушения чтения, определить их причину в каждом отдельном случае и правильно построить систему коррекционной работы с такими детьми.
Цель нашей работы: усовершенствовать работу по профилактике и коррекции нарушения чтения у слабовидящих детей.
Мы поставили задачи:
1. Изучить литературные источники зарубежных и отечественных авторов по проблеме нарушения чтения.
2. Рассмотреть современное состояние вопроса о нарушениях чтения.
3. Ознакомиться с приемами повышения скорости чтения на различных ступенях формирования навыка.
полувековой период изучения проблемы менялись неоднократно, и, тем не менее, единой точки зрения еще не найдено. Ни у кого не вызывает сомнений, что существуют дети и с избирательными нарушениями чтения. Однако сущность этого явления понимается по-разному.
Из современных исследований ученых видно, что в патогенезе расстройства чтения принимают участие три типа онтогенеза:
задержанное развитие;
асинхронии развития;
парциальное психическое недоразвитие.
Дизонтогения могут быть представлены в разной степени в зависимости от клиники.
Классификации нарушений чтений строятся по различным критериям:
по степени выраженности нарушений чтения;
в зависимости от нарушения деятельности анализатора, участвующего в акте чтения;
нарушения тех или иных психических функций;
по данным учета операций процесса чтения.
Нарушения чтения у слабовидящих проявляются:
в замедлении процесса овладения чтением;
в замедлении темпа, скорости чтения;
в большом количестве стойких и специфических ошибок.
Симптоматика и течение дислексии во многом зависят от вида дислексии, степени выраженности, а также от этапа овладения чтением.
У детей с таким нарушением наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа, неточность в определении формы, величины.
Отмечаются нарушения устной речи:
нарушения звукопроизношения;
бедность словаря;
неточность употребления слов;
неправильное оформление речи, чаще всего связная речь нарушена.
.....................
1. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Изв.АПН РСФСР, 1950, вып.70.
2. Беккер Р. Нарушение речи как фактор, обуславливающий затруднения в обучении чтению и правописанию: V научная сессия по дефектологии. М., 1967.
3. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения чтению. М., 1963.
4. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.
5. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. М., 1987.
6. Каше Г.А Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. М., 1957.
7. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.
8. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
9. Костромина С.Н. Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М, : Ось-89, 2001.
10. Кузнецова Е.В., Тихонова А.И. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. М.,1999.
11. Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.
12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 1998.
13. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие.- СПб., 1998.
14. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. М., 1978.
15. Лалаева Р.И. Характер дислексий и пути их устранения у учеников 1-2 класса вспомогательной школы. // Педагогические пути устранения речевых нарушений. Л., 1976.
16. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб, 2001.
17. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М., 1940.
18. Логопедия / под ред.Волковой Л.С., Шаховской С.М., М.,1998.
19. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.
20. Назарова Л.К. Обучение грамоте. М., 1965.
21. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. «Дельта», 1996.
22. Парамонова Л.Г. Нарушение речи учащихся вспомогательной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. М., Л., 1973.
23. Понятийно-терминологический словарь логопеда./ Под ред. Селиверстова В.И. – М:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997, с.144.
24. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
25. Спирова Л.Ф. Недостатки чтения и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовых школ. М., 1965.
26. Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология №5, 1998.
27. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия) // Расстройства речи у детей и подростков / под ред. Ляпидевского С.С. М., 1965.
28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, с.8-9.
29. Хватцев М.Е. Логопедия, М., 1969.
30. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. – М., 1997- часть II – С. 283 – 511.
31. Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития. М., 1994.
32. Цыпина Н.А. Ошибки в чтении у первоклассников с задержкой психического развития. // Дефектология №5, 1972.
33. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии №5, 1956.