ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ
1.1. Современные социально- психологические подходы к пониманию
процесса и показателей эмоционального выгорания 7
1.2. Особенности профессиональной деятельности менеджеров по
продажам как фактор выгорания 24
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Результаты исследования 43
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей
эмоционального выгорания менеджеров по продажам 56
Выводы по второй главе 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
В последние десятилетия в отечественной психологии существенно возрос интерес к такому явлению в профессиональной деятельности работников сферы «человек-человек» как профессиональные деструкции. Это постепенно накапливающиеся изменения с одной стороны в структуре деятельности, с другой в личности работника. Изменения негативно влияют на целостность личности, ее адаптивные возможности, продуктивность деятельности. Одним из критериев дезинтеграции развития личности под влиянием профессии является синдром эмоционального выгорания.
За рубежом исследование этого феномена проводится уже более 30 лет. Разработаны вопросы причин возникновения, профессиональной принадлежности лиц наиболее подверженных этому расстройству, описание симптоматики и веса каждого из них в целом явлении, возможные пути профилактики и коррекции последствий (Х.ДЖ. Фрейденберг, С. Маслач, Е. Махер, К. Кондо, А. Пайнс, П. Торнтон, М. Лейтер и др.).
В отечественной психологии исследование данного явления началось несколько позже и связано с такими негативными явлениями профессиональной деятельности как: высокие нервно-психические нагрузки на рабочем месте, которые не снимают своей остроты и вне рабочего пространства; недостаток полноценного отдыха и досуга, обеспечивающего снятие напряжения; социальная напряженность и неуверенность в том, что рабочее место будет сохранено в будущем; безмерное повышение информационного давления на нервную систему, выходящее за пределы возможностей обработки этой информации.
Профессиональная деятельность специалистов, работающих с людьми, связана с предельными нагрузками на зрительный и слуховой анализаторы, с постоянным использованием речи. К физиологическим факторам в работе менеджера добавляются психологические нагрузки. В течение всего дня приходится держать себя «в форме», быть внимательным и предупредительным. Большое количество контактов и быстрое переключение внимания требуют высокого эмоционального напряжения и при этом стабильности. Специфика работы в продажах заключается не только в необходимости тесных контактов с людьми, но и в обязанности постоянно поддерживать дружелюбную атмосферу этих контактов.
Продавец, в отличие от клиента, не может позволить себе быть грубым, резким, не может позволить себе проявить свое плохое настроение — это совершенно однозначно будет проявлением его профессиональной непригодности. Менеджер по продажам должен выглядеть оптимистичным, уверенным, открытым к общению человеком, готовым решить все проблемы своего клиента. При этом данные требования в разной степени предъявляются специалистам, работающим в разных сферах торговли. Это могут быть крупные супермаркеты по продаже элитных товаров или сетевой супермаркет с большим числом клиентов. В психологической науке на сегодня имеется большое число исследований влияния личностных особенностей менеджеров на состояние их профессионального выгорания и практически полностью отсутствуют исследования влияния организационного фактора на выгорание менеджера.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью выявления особенностей эмоционального выгорания менеджеров по продажам в зависимости от организационного фактора деятельности.
Цель исследования: выявить особенности эмоционального выгорания менеджеров в зависимости от характеристик трудовой деятельности.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания менеджеров по продажам, работающих в разных условиях труда.
Гипотеза исследования: особенности и степень эмоционального выгорания менеджера определяются содержанием трудовых действий, отношением руководства к работнику, возможностями карьерного роста, отношением с коллегами и личными придирками руководства.
Задачи исследования:
5. Теоретически изучить проблему эмоционального выгорания менеджера.
6. Обосновать выбор методов исследования согласно поставленной цели.
7. Провести экспериментальное исследование особенностей эмоционального выгорания менеджеров в зависимости от интенсивности труда и рабочего окружения.
8. Проанализировать полученные результаты исследования и обобщить их.
Методы исследования:
- метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования;
- психодиагностические методы: опросник «MBI» К. Маслач и С. Джексон. В
адаптации Н.Е. Водопьяновой. Методика используется для определения уровней трех компонентов «профессионального выгорания»:
эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений.
- опросник «Определение психического выгорания» Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
- «Анкета оценки трудовых функций и интенсивности трудовой деятельности» В.А. Толочек.
- метод математико-статистического анализа (непараметрический критерий Пирсона).
База исследования: Исследование проводилось на базе торговой сети ООО «Мегастрой», сеть «Магнит» и Торгового центра «Русь на Волге». Всего в исследовании приняли участие 24 человека.
Многочисленные исследования эмоционального выгорания последних лет в основном направлены на исследование взаимосвязи личностных особенностей и симптомов выгорания. Целью же данного исследования явилось выявление особенностей эмоционального выгорания менеджеров по продажам в зависимости от характера работы и рабочего окружения.
В исследовании выявлены основные недостатки в организации условиях труда, которые негативно влияют на его эффективность, процесс профессиональной деятельности и состояние психоэмоционального здоровья работников. В их число входят:
• Стрессогенные условия работы (интенсивные нагрузки на психику, неритмичная работа, «штурмовщина»);
• Характер признания и уважения работника (невысокая заработная плата; уважение коллег по работе);
• Творческая самореализация и карьерный рост (отсутствие возможности повышения квалификации; неясные перспективы продвижения по службе);
• Прессинг руководства (недостаточная квалификация руководства; завышенные требования)
• Характер труда (однообразие, отсутствие возможности для отдыха и переключения с одного вида деятельности на другой)
На основании результатов данного эмпирического исследования можно сделать выводы об особенностях эмоционального выгорания менеджеров по продажам в зависимости от условий труда и рабочего окружения. Испытуемые, не показавшие признаков эмоционального выгорания, не испытывают стресса на работе, так как интенсивность их контактов с покупателями оптимальна и они не прибегают к переработкам. Они видят перспективы своего профессионального развития, не испытывают прессинга со стороны руководства и удовлетворены признанием и уважением со стороны коллег по работе.
Испытуемые с ярко выраженными признаками выгорания отличаются падением работоспособности, развитием утомления и деперсонализацией. Долгое пребывание в этом психическом состоянии представляет серьезную угрозу соматическому и психическому здоровью работника.
Психоэмоциональное истощение менеджеров по продажам взаимосвязано с организационными характеристиками профессиональной деятельности такими как: интенсивность контактов с покупателями, вынужденные переработки, монотонность трудовых действий, завышенные требования руководства, отсутствие удовлетворенности материальным и моральным поощрением за труд. Деперсонализация связана с теми же характеристиками организации деятельности менеджера на рабочем месте. Отсутствие оптимизма, низкая оценка профессиональной компетентности и заинтересованности в работе взаимосвязаны с отсутствием возможностей для карьерного роста, неудовлетворенностью уровнем заработной платы и признания со стороны руководства.
Таким образом, работоспособность во многом определяется состоянием психического здоровья менеджера по продажам. Общее снижение работоспособности осознается им как невозможность продолжать свою деятельность должным образом. Внимание, как один из основных психических процессов необходимых менеджеру по продажам, страдает в первую очередь. Расстройство внимания выражается в сужении его объема, ухудшении переключения и распределения. Монотонность и однообразие деятельности усугубляет этот процесс. В моторной сфере утомление вызывает нарушение ритма, точности и координации движений. Работа на кассовом аппарате требует точности и выверенности движений. Увеличивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Снижаются показатели кратковременной памяти, темп мышления, точность и скорость образования логических взаимосвязей. В целом отмечается ухудшение качества умственной работы. Снижается эффективность самоконтроля и соответственно возрастает число ошибочных действий. Требования руководства постоянно направлены на снижение их числа в работе. В состоянии утомления ослабляются важные характеристики воли: решительность, настойчивость, выдержка. Это отражается на качестве взаимодействия с покупателем. Постоянное сдерживание негативных реакций в адрес покупателя приводит к развитию психосоматических заболеваний у менеджера по продажам.
1. Абрамова, Г. С. Синдром «эмоционального выгорания» у
медработников [Текст] / Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. - М.: Наука, 2008. -407 с.
2. Агапова, М. В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности [Текст] / М.А. Агапова, 2004. - 184 с.
3. Аминов, Н. А. Психодиагностика специальных способностей социальных работников [Текст] / Н.А. Аминов // Под. ред. И.А. Зимней. - М.: Наука, 2002. - С. 29-47.
4. Аминов, И. А. Синдром «эмоционального выгорания» как вид профессиональной дезадаптации [Текст] / И.А. Аминов, Д.В. Шпитальный // Профессиональный потенциал. - 2002. - №1. - С. 37-43.
5. Айсина, P. M. Неконгруэнтный имидж менеджера как фактор риска его эмоционального выгорания [Текст] / Р.М. Айсина // Материалы Четвертого международного симпозиума по имиджеологии. - М., 2006. - С. 24 - 25.
6. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст]/ А.Г. Асмолов. - М.:
Просвещение, 2010. - 371 с.
7. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2008. - 349 с.
8. Банников, Г. С. Роль личностных особенностей в формировании структуры депрессии и реакций дезадаптации [Текст] / Г.С. Банников. - М.: Сфера, 2008. - 222 с.
9. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб., 1999. - 105 с.
10. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Филин, 2009. - 175 с.
11. Васькин, Е. В. О профессии продавца [Текст] / Е.В. Васькин, В.В. Усов. - М.: Мысль, 2002. - 271 с.
12. Водопьянова, Н. Е. Психическое «выгорание» и качество жизни [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2003. - 581 с.
13. Водопьянова, Н. Е. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности [Текст] / Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова, Е.С. Старченкова // Вестник СПбГУ. - 2007. - №13. - С. 18 - 24.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 2006. - 435 с.
15. Гринберг, Дж. Управление стрессом [Текст] / Дж. Гринберг. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
16. Донская, Л. В. Гигиена и психология труда работников торговли
[Текст] / Л.В. Донская. - М.: Сфера, 2009. - 281 с.
17. Зейгарник, Б. В. Саморегуляция в норме и патологии [Текст] / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. - 2009.- №.2. - С.12-24.
18. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Сфера, 2007.- 211 с.
19. Зеер, Э. Ф. Психология профессиональной деструкции [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Наука, 2007. - 473 с.
20. Кадыров, И. М. Взаимодействие когнитивных и аффективных
компонентов в структуре самосознания: на модели невротических
расстройств [Текст] / И.М. Кадыров. - М.: Академия, 2000. - 224 с.
21. Карпов, А. В. Психология менеджмента [Текст] / А.В. Карпов. - М., 2009. - 583 с.
22. Кардош, Л. Этика в торговл [Текст] / Л. Кардош. - М.: Академия, 2005. - 271 с.
23. Киселева, М. А. Психосоциальная идентификация современного Российского менеджера-предпринимателя [Текст] / М.А. Киселева. - М.: Академия, 2007. - 148 с.
24. Климов, Е. А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 400с.
25. Козина, Н. В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников [Текст] / Н.В. Козина. - СПб.: Питер, 2008. - 230 с.
26. Компан, Е. Ю. Факторы формирования и развития синдрома профессионального угасания [Текст] / Е.Ю. Компан. - М.: Сфера, 2003. - 386 с.
27. Крапивина, О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих [Текст] / О.В. Крапивина. - М.: Прогресс, 2004. - 200 с.
28. Краснянский, Э. В. Профессия — продавец [Текст] / Э.В. Краснянский. - М.: Мысль, 2006. - 271 с.
29. Кучевская, Н. В. Коллективы предприятий торговли [Текст] / Н.В. Кучесвкая, О.И. Зотова. - М.: Наука, 2005. - 284 с.
30. Ларенцова, Л. И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов [Текст] / Л.И. Ларенцова // Клиническая психология. - 2003. - №4. - С.82-86.
31. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] / К. Маслач // Вопросы психологии. - 2008. - №4. - с. 45-87.
32. Маслач, С. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления [Текст] / С. Маслач. - М.: Наука, 2000.- 483 с.
33. Нальчаджан, А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, методы, стратегии) [Текст] / А.А. Нальчаджан. - Ереван, 2008. - 263 с.
34. Нарватова-Бочавер, С. К. Copingbehavior в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нарватова-Бочавер // Психологический журнал. - 2007. - №5. - С. 18-39 .
35. Орел, В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии [Текст] / В.Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С.90-101.
36. Орел. В. Е. Личностные детерминанты возникновения синдрома психического выгорания у медицинских работников [Текст] / В.Е. Орел, Т.В. Большакова // Экология человека. - 2005. - № 3. - С. 40 -44.
37. Орел. В. Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания [Текст] / В.Е. Орел. - Ярославль, 2005. - 449 с.
38. Постылякова, Ю. В. Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности [Текст] / Ю.В. Постылякова // Психологический журнал. - 2005. - №6. - С. 35-43.
39. Привалова, О. Д. Психическая устойчивость как фактор успешности профессиональной деятельности менеджеров малого бизнеса [Текст] / О.Д. Привалова. - М.: Просвещение, 2004. - 260 с.
40. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Пряжников Н.С. , Пряжникова Е.Ю. - М: Академия, 2005. - 500с.
41. Самыгин, С. И., Психология управления [Текст] / С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Наука, 2007. - 127 с.
42. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья [Текст] / М.М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. - 2002. - №2. - С. 14-19.
43. Толочек, В. А. Проблемы современной психологии труда [Текст] / В.А. Толочок. - М.: Сфера, 2001. - 253 с.
44. Умняшкина, С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Текст] / С.В. Умняшкина. - М.: Академия, 2001. - 362 с.
45. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 2004. - №6 - С.57-84.
46. Чутко, Л. Синдром менеджера. Эмоциональное выгорание и управление стрессом [Текст] / Л. Чутко. - М.: Сфера, 2010. - 291 с.
47. Шаталов, Н. Н. Руководство к практическим занятиям по профессиональным болезням [Текст] / Н.Н. Шаталов, В.Г. Артамонова. - М.: Медицина, 2001. - 208 с.
48. Шейнов, В. П. Психология и этика делового контакта [Текст] / В.П. Шейнов. - Минск , 2006. - 275 с.
49. Экономика торговли [Текст] / Под ред. А.И. Покровского. - М.: Академия, 2010. - С. 34-54.
50. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика [Текст] // Под редакцией Б.А. Душкова. - Екатеринбург, 2000. - С. 19-28.