ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ
АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ЮНОШЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Атлетическая гимнастика и ее влияние на физическое развитие 7
1.2. Атлетическая гимнастика в системе дополнительного образования 12
1.3. Анатомо-физиологические особенности развития юношей 18
Выводы по главе 23
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .... 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 28
Выводы по главе 29
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30
3.1. Методика занятий атлетической гимнастикой с юношами в
системе дополнительного образования 30
3.2. Обоснование эффективности опытно-экспериментального
исследования 32
Выводы по главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа тренировок для экспериментальной группы 52
Актуальность исследования. В современном обществе здоровье является основной ценностью, важнейшим ресурсом и необходимым условием, обеспечивающим развитие человека. Укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Физическая культура и спорт - важная часть системы физического воспитания подрастающего поколения. В последние десятилетия наиболее популярным видом спорта среди молодежи является атлетическая гимнастика.
Атлетическая гимнастика - одно из наиболее эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. В процессе занятий атлетической гимнастикой и силовыми упражнениями происходит «укрепление опорно-двигательного аппарата - костей, связок, сухожилий, мышц, усиливается кровоснабжение мышечных тканей, что способствует их развитию» [8]. Выполнение комплекса упражнений с отягощениями «положительно влияют на белковый обмен, усиливают анаболические процессы, вследствие чего улучшается способность организма к регенерации, возрастает его сопротивляемость заболеваниям» [4].
Педагогическая целесообразность занятий атлетической гимнастикой заключается в том, что при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества. Кроме того, данный вид спорта способствует физическому оздоровлению, а также формирует чувство ответственности, взаимной поддержки и взаимопомощи, помогает формированию дружного коллектива учащихся.
Однако, в настоящее время система общего среднего образования в силу объективных причин не позволяет разрешить проблему повышения уровня физического состоянии учащихся. Это связано с тем, что уроки физической культуры и их недостаточное количество в системе школьного образования могут дать лишь 11 - 17% двигательной активности [30].
Поэтому возникает противоречие между необходимостью физического развития и недостаточностью физической нагрузки.
Проблема исследования: как влияет атлетическая гимнастика на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования?
Теоретической базой исследования являлись работы таких авторов, как В. Висневски; Р.Б. Пустильник; М.В. Блиснов и др., утверждающих, что атлетическая гимнастика является эффективным средством общей физической подготовки, гармонического развития, улучшения внешних форм человека. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме влияния атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс на занятиях атлетической гимнастикой в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: влияние атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
Цель исследования: обосновать воздействие занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования исследовать возможности влияния атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
2. Оценить физическое развитие юношей, занимающихся атлетической
гимнастикой в системе дополнительного образования.
3. Разработать и апробировать методику занятий атлетической гимнастикой для юношей в системе дополнительного образования;
4. Оценить эффективность опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: мы предположили, что применение разработанной автором методики позволит значительно повысить уровень физического развития юношей при занятиях атлетической гимнастикой в системе дополнительного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - анализ научно-методической литературы по теме исследования; - антропометрические измерения; - исследование (оценка) показателей функционального состояния кардиореспираторной системы; - педагогическое наблюдение; - педагогический эксперимент; - анализ и интерпретация эмпирических данных (методы математической статистики).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработана методика занятий атлетической гимнастикой в системе дополнительного образования;
- экспериментально подтверждено положительное влияние разработанной методики на физическое развития юношей.
Теоретическая значимость заключается исследования возможностей влияния атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
Практическая значимость: разработанная методика может быть рекомендована для занятий атлетической гимнастикой для юношей в системе дополнительного образования
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 6 таблиц, 7 рисунков, список используемой литературы (35 источников), 1 приложение. Текст работы изложен на 53 страницах.
Атлетическая гимнастика занимает особое место среди занятий спортом, так как комплекс упражнений позволяет не только совершенствовать силовые показатели, но и учит правильно их расходовать. Не зря атлетическая гимнастика считается оздоровительно-восстановительным видом спорта, поскольку допустимо заниматься с любыми видами нагрузок. Этот вид спорта доступен для граждан любых категорий, имеющих различные уровни физической подготовки.
Атлетическая гимнастика - одно из наиболее эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Многообразие упражнений и возможность дозирования нагрузки делает атлетическую гимнастику важнейшим средством оздоровления практически для всех возрастов. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире наблюдается рост интереса к атлетической гимнастике у лиц различного возраста.
В рамках данной работы было исследовано влияние атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
Педагогический эксперимент проходил с октября 2019 года по март 2020 года на базе МБУДО СДЮСШОР 7 «Акробат».
Исследование включало в себя четыре этапа:
На первом этапе была сформулирована тема исследования. Также на этом этапе были сформулированы основные принципы исследования, его гипотеза, цели и задачи. Также на данном этапе был проведен анализ литературных источников по проблеме, подобраны методы исследования.
На втором этапе разработана экспериментальная методика занятий по атлетической гимнастике для юношей в системе дополнительного образования.
На третьем этапе было проведено собственное исследование: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. На данном этапе были сформированы контрольная и экспериментальные группы.
На четвертом этапе был проведен качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследований были обобщены и на их основе были сформулированы выводы и оформлена выпускная квалификационная работа.
С юношами экспериментальной группы занятия по атлетической гимнастике проводились по разработанной нами методике, а юноши контрольной группе занимались по стандартной программе.
После 5 месяцев занятий по разработанной методике была оценена ее эффективность. Для этого была проведена повторная диагностика показателей физического развития и показателей функционального состояния кардиореспираторной системы участников КГ и ЭГ.
Анализируя данные повторного тестирования показателей физического развития участников КГ и ЭГ можно сделать вывод, что все показатели физического развития у участников обеих групп были улучшены:
- вес юношей в КГ увеличился на 4,6%, а в ЭГ - на 5,4%;
- окружность грудной клетки у юношей в КГ увеличилась на 7,4%, а в ЭГ - на 5,4%;
- жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у юношей в КГ увеличилась на 6,9%, а в ЭГ - на 7,4%; составила 3790,3±198,4, а в ЭГ 3674,3±116,5;
- кистевая динамометрия правой руки у юношей в КГ увеличилась на 24%, а в ЭГ - на 31,9%.
Анализируя данные повторной диагностики показателей функционального состояния кардиореспираторной системы участников КГ и ЭГ можно сделать вывод, что все показатели у участников обеих групп были улучшены:
- индекс Руфье-Диксона в КГ увеличился на 9,4%, в ЭГ - на 12,6%;
- проба Штанге в КГ увеличилась на 8,3%, а в ЭК - на 15,1%;
- проба Генчи в КГ увеличилась на 9,0%, а в ЭГ - на 16,2%.
Таким образом, полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность разработанной нами методики.
На основании полученных данных можно сделать выводы, что разработанная методика может быть рекомендована для занятий атлетической гимнастикой для юношей в системе дополнительного образования.
Полученные в ходе эксперимента результаты позволили подтвердить гипотезу, которая была выдвинута автором работы, согласно которой применение разработанной автором методики позволит значительно повысить уровень физического развития юношей при занятиях атлетической гимнастикой в системе дополнительного образования.
1. Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. - Ростовна- Дону.: ЦВВР, 2000. - 454 с.
2. Биомеханика : учебник для студентов средних и высших учебных заведений по физической культуре / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова.
-Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 669 с.
3. Блиснов, М.В. Средства и методы педагогического контроля при занятиях мужчин силовыми упражнениями с оздоровительной направленностью : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / М.В. Блиснов. - Санкт-Петербургский НИИ физ. культуры.
- Санкт-Петербург, 1997. - 16 с.
4. Бугаев, Г.В. Организация и проведение урока по легкой атлетике в общ еобразовательной школе: Учебно-метод. пособие. / Г.В. Бугаев, В.С. Зыков, Л.Н. Чурикова, В.Н. Щеглов. - Воронеж: ВЦНТИ. 2008. - 171 с.
5. Введение в легкую атлетику : учебно-методическое пособие / составитель В. И. Никитин. — Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - 42 с.
6. Висневски, В. Методика занятий атлетической гимнастикой со студентами вузов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / В. Висневски. - Москва: Гос. ин-т физ. культуры 1989. - 24 с.
7. Врублевский, Е. П. Легкая атлетика: основы знаний в вопросах и ответах : учебное пособие / Е. П. Врублевский. — 2-е изд., испр. и дополн. — Москва : Спорт-Человек, 2016. — 240 с.
8. Грецов, Г. В., Войнова, С. Е., Германова, А. А. Теория и методика
обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика : учебник : для образовательных учреждений высшего профессионального
образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению подготовки "Физическая культура" / Под редакцией Г. В. Грецова и А. Б. Янковского. - Москва : Академия, 2017. - 287 с.
9. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика. Энциклопедия : энциклопедия : в 2 томах / В. Б. Зеличенок, В. Н. Спичков, В. Л. Штейнбах. — Москва : Спорт-Человек. 2013. - 832 с.
10. Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.
11. Легкая атлетика. Первый чемпионат мира : учебное пособие / составители В. С. Акилов [и др.]. - Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - 38 с.
12. Легкая атлетика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В. В. Прохоренко, С. Г. Дзержинский, Л. Б. Дзержинская ; Российская акад. народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации, Волгоградский фил. - Волгоград : ФГБОУ ВО РАНХиГС Волгоградский фил., 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
13. Леньшина, М. В. Легкая атлетика в программах по физической культуре для общеобразовательной школы до и после принятия ФГОС второго поколения : учебное пособие / М. В. Леньшина. — Воронеж : ВГИФК, 2020. — 17 с.
14. Морозов, В. О. Легкая атлетика: техника и методика тренировки : учебно-методическое пособие / В. О. Морозов ; научный редактор А. В. Кирьякова. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 119 с.
15. Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 205 с.
16.Образцов, П.И. Психолого-педагогическое исследование:
методология, методы и методика / П.И. Образцов. - Орел, 2012. - 145 с.
17.Орлов, Р. В. Легкая атлетика. Краткая энциклопедия спорта : энциклопедия / Р. В. Орлов. -Москва : Спорт-Человек, 2006. - 527 с.
18. Основы правил соревнований по легкой атлетике : учебно¬методическое пособие / составитель И. А. Золотухина. - Барнаул : АлтГПУ, 2015. - 174 с.
19. Подвижные игры на занятиях легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, общефизической подготовкой : учебно-методическое пособие / составители Ю. И. Якунин, С. Н. Якунина. — пос. Караваево : КГСХА, 2017. — 38 с.
20. Попов, Г.И. Биомеханика : учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности "Физическая культура" / Г. И. Попов. - . - Москва : Академия, 2008. - 253с.
21. Пустильник, Р.Б. Технология индивидуального оздоровления
юношей 15-17 лет средствами атлетической гимнастики : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04// Р.Б. Пустильник. -
Смоленск, 2001. - 147 с.
22. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными
особенностями детского организма : учебник для студентов
образовательных учреждений среднего профессионального образования / М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов. - Москва : Академия, 2009. - 381 с.
23. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для высших учебных заведений физической культуры / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Москва : Советский спорт, 2012. - 618 с.
24. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта :
учебник / В. М. Смирнов. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
25. Теория и методика обучения легкой атлетике в школе : учебное пособие для студентов / С. Н. Монастырев, О. А. Григорьев ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный педагогический университет". - Воронеж : ВГПУ, 2019. - 146 с.
26. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков / Под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - Москва : КНОРУС, 2017.—366 с.
27. Теория и методика физического воспитания : Учебник для ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Л. П. Матвеева и проф. А. Д. Новикова. - Москва : Физкультура и спорт, 1976. - 302 с.
28. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 521900 "Физическая культура" и специальности 022300 - "Физическая культура и спорт" / Под ред. Ю. Ф. Курамшина. - Москва : Советский спорт, 2010. - 463 с.
29. Тиссен, П.П. Теория и методика обучения физической культуре : учебно-методическое пособие / П.П. Тиссен, Т.А. Ботагариев. — Оренбург : ОГПУ, 2019. — 127с.
30. Теория и методика избранного вида спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры): учеб. пособие / Т.А. Завьялова, А.А. Кылосов, Г.А. Павлов, А.Л. Подосенков, Ю.П. Шарков, С.Е. Шивринская; под общ. ред. С.Е. Шивринской. - Череповец: ЧГУ, 2013.-257 с.
31. Теория и методика легкой атлетики : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 050100 - Педагогическое образование (профиль "физическая культура") / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - Москва : Академия, 2013. - 463 с.
32. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура и спорт» (раздел «Легкая атлетика»): учебно-методическое пособие / составитель Х. К. Ансоков. — Нальчик : Кабардино-Балкарский ГАУ, 2019. — 197 с.
33. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания. / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 175 с.
34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. -М.: Академия, 2008. - 480 с.
35. Шубина, М. В. Использование средств легкой атлетики на занятиях по физической культуре в вузе : учебное пособие / М. В. Шубина. - Киров : ВятГУ, 2019. - 96 с.