Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет на уроках русского языка

Работа №106987

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет на уроках русского языка 8
1.1 Формирования общеинтеллектуальных умений у детей школьного возраста как психолого-педагогическая проблема исследования 8
1.2 Роль уроков русского языка в формировании у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений 17
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений на уроках русского языка 21
2.1 Выявление у детей 11-12 лет сформированного уровня общеинтеллектуальных умений 21
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений на уроках русского языка 33
2.3 Оценить динамику у детей 11-12 лет в сформированном уровне общеинтеллектуальных умений 38
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Результаты уровней сформированности у школьников общеинтеллектуальных умений 57
Приложение В Примеры ребусов 61

Актуальность темы исследования. Проблема развития общеинтеллектуальных умений в процессе обучения занимает особое место в практической деятельности учителя. Учебная деятельность подростков предъявляет высокие требования к их активности и самостоятельности. Развитие теоретического мышления необходимо для того, чтобы они могли учиться достаточно глубоко. Подростки часто не умеют использовать обобщающие понятия для познания действительности, и эта неспособность связана с тем, что обобщающие понятия, выводы и умозаключения не формируются при изучении явлений и фактов, а запоминаются.
Сегодня большое внимание уделяется подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. Следовательно, возрастает роль школы в формировании активных, предприимчивых, творческих и духовно богатых граждан. Современное образование должно пробуждать у обучающихся интерес к знаниям, побуждать у них заинтересованность в углублении знаний и способствовать проявлению инициативы и самостоятельности в обучении.
При решении учебных и познавательных задач каждый учащийся должен обладать интеллектуальными и мыслительными умениями, которые помогут ему в учебной деятельности. Эти навыки часто называют общими интеллектуальными умениями.
К общеинтеллектуальным умениям относятся умения, обеспечивающие развитие продуктивного мышления, то есть способствующие изменению умственного развития учащихся, повышению уровня их познавательной активности и разрешению сложившихся противоречий.
Изучению общеинтеллектуальных способностей было посвящено большое количество научных исследований как зарубежных, так и отечественных авторов: В.Н. Дружинин, Н.Б. Горюнова, Ж. Пиаже, Р.С. Немов, С.О. Теплякова, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, М.П. Целикова.
Данные учёные посвятили свои труды изучению природы интеллекта, отмечая особую роль школы в формировании общеинтеллектуальных способностей у детей.
Особенностям общеинтеллектуального развития школьников 11-12 лет на уроках русского языка в условиях традиционной системы обучения посвящены научные исследования Г.А. Бакулиной, Е.А. Обуховой, Н.В. Дембицкой.
Теоретический анализ проблемы исследования позволил констатировать важность и актуальность данной проблемы. Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречие: между необходимостью формирования общеинтеллектуальных умений детей 11-12 лет и недостаточным использованием в этом процессе уроков русского языка.
Поэтому для исследования нами была выбрана тема «Формирование общеинтеллектуальных умений детей 11-12 лет на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы возможности формирования общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет на уроках русского языка?
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном изучении возможности формирования общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет.
Предмет исследования процесс формирования общеинтеллектуальных умений детей 11-12 лет на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет на уроках русского языка будет возможным, если:
• подобраны упражнения по русскому языку в соответствии с возрастными возможностями детей и показателями общеинтеллектуальных умений;
• в темы по русскому языку включены разработанные упражнения, блиц-викторины и дидактические игры.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ проблемы формирования общеинтеллектуальных умений детей и выделить особенности формирования у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений на уроках русского языка.
2. Выявить уровень сформированности у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений.
3. Разработать и реализовать содержание работы по формированию у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений на уроках русского языка.
4. Оценить динамику уровня сформированности у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• концепции возрастного развития школьников, описанные в трудах Н.В. Носковой, С.Л. Рубенштейна, Т.В. Скляровой, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
• положения теории развития личности в системе (С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев);
• исследования Д.В. Ярцева, А.А. Панкратовой, А.А. Лучниковой, В.В. Катуновой по интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста;
• работы исследователей, посвященные потенциалу возможности использования уроков русского языка в формировании у детей интеллектуальных умений (М.В. Волковой, Л.Ю. Крючковой, Н.Л. Ганькиной, Л.П. Голод, Г.А. Бакулиной).
Методы исследования:
• теоретические: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проходило на базе МБУ «Школа № 66» г. о. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 6 «А» класса в количестве 20 человек.
Новизна исследования: определены потенциальные возможности формирования общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет на уроках русского языка.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания работы по формированию общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет на уроках русского языка, а также в обосновании и описании уровней сформированности общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений на уроках русского языка, может быть использован на практике учителями русского языка и литературы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 наименования) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 10 таблиц, 16 рисунков. Основной текст работы изложен на 56 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной характеристикой учебной деятельности является то, что она осуществляется в интеллектуальных действиях.
Общеинтеллектуальные умения присутствуют при решении любой когнитивной задачи и рассматриваются некоторыми учеными как своего рода этапы (звенья) в сложной иерархически организованной системе умственной деятельности.
С целью формирования у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений на уроках русского языка, нами была проведена экспериментальная работа, которая осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Осуществлялась она на базе МБУ «Школа №66» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие учащиеся 6 «А» класса: мальчики и девочки в количестве 20 человек. Возраст испытуемых составил 11-12 лет.
На констатирующем этапе выявляли у детей 11-12 лет сформированный уровень общеинтеллектуальных умений. С этой целью использовали нами следующие методики: краткий ориентировочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик; методика «Простые аналогии», предложенная Т. Марцинковской; методика «Установление закономерностей»; методика «Исследование мгновенного мышления».
По результатам 4-х методик у большинства школьников было выявлено преобладание среднего и низкого уровней сформированности общеинтеллектуальных умений.
В связи с этим, на формирующем этапе экспериментального исследования нами были разработаны и реализованы занятия по формированию у детей 11-12 лет общеинтеллектуальных умений на уроках русского языка.
Каждый урок русского языка включал в себя 2-3 упражнения, направленных на развитие быстроты мышления, логичности и гибкости мыслительного процесса, умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки и мысленно их обобщать.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности общеинтеллектуальных умений у учеников 6-го класса, принявших участие в экспериментальной работе. Для повторной диагностики нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы.
По результатам проведения всех методик на контрольном этапе экспериментальной работы, у большинства школьников преобладает высокий уровень сформированности общеинтеллектуальных умений. Так, низкий уровень сформированности общеинтеллектуальных умений у школьников снизился с 35 % до 1 %, средний уровень также снизился с 50 % до 35 %, а вот количество испытуемых с высоким уровнем сформированности общеинтеллектуальных умений наоборот увеличилось с 15 % до 64 %.
Это говорит о том, что формирование общеинтеллектуальных умений у детей 11-12 лет на уроках русского языка возможно благодаря подобранным и реализованным на формирующем этапе эксперимента упражнениям, блиц-викторинам и дидактическим играм.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, а цель - достигнута.


1. Абдубакова Л. В. Интеллектуальное развитие школьников // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 578-580.
2. Азбука воспитания: Развиваем внимание, развиваем логическое мышление. М. : Мой мир, 2017. 170 с.
3. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М. : Просвещение, 2018. 46 с.
4. Айзенк Г. Д. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.111-131.
5. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: пособие для учителя. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. 240 с.
6. Бакулина Г. А. Субъективизация процесса обучения как фактор развития устной и письменной речи младших школьников: автореф. диссерт. М., 2020. 430 с.
7. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка: 1, 2, 3 классы. Киров, 2018. 270 с.
8. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка: Пособие для учителя. М. : Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2018. 240 с.
9. Бахир В. К. Развивающее обучение / Начальная школа. 2007. № 5. С.26-31.
10. Волина В. В. Учимся играя: Веселая грамматика. М. : Новая школа, 2014. 240 с.
11. Волкова М. В. Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка / Слободской: Знание, 2013. 128с.
12. Ганькина Н. Л. Тренировочные упражнения по русскому языку СПб. : Издательский Дом Литера, 2017. 128с.
13. Голод Л. П. Интеллектуальное развитие на уроках русского языка: Из опыта работы. Минск, 2020. 142 с.
14. Горина Л. В. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка. Инта: Знание, 2019. 76 с.
15. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования / Сборник Начальное образование в России. М. : Просвещение, 1994. 98 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ