Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений подростков в деятельности школьных служб примирения 10
1.1. Культура взаимоотношений как педагогическая проблема 10
1.2. Деятельность школьной службы примирения как фактор формирования культуры взаимоотношений подростков 21
1.3 Педагогические условия, способствующие формированию культуры взаимоотношений подростков 28
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования культуры взаимоотношений подростков 38
2.1. Выявление уровня сформированности у подростков культуры взаимоотношений 38
2.2. Реализация психолого-педагогических условий по формированию культуры взаимоотношений подростков 54
2.3. Динамика сформированности культуры взаимоотношений у подростков 64
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение А Анкета «Культура взаимоотношений» 88
Актуальность темы. На современном этапе в условиях мировой пандемии многие страны переживают глобальные трудности экономического и политического характера, а также межэтнические и религиозные конфликты, стихийные бедствия, рост заболеваний. Это как катализатор духовного падения человека, потери веры в будущее.
Педагогические и психологические рекомендации сводятся к необходимости создания новых дистанционных программ воспитания и обучения. Но без главных составляющих, построенных на единстве трех начал: духовного, нравственного и интеллектуального, невозможно представить ни одну воспитательную программу.
В «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [80], которая опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством, одной из основных задач является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России. Возникает необходимость создания условий для развития и самореализации каждого человека, воспитание у детей и молодежи способности противостоять проявлениям без духовности, формированию навыков межличностного общения и высокой культуры взаимоотношений.
Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрению в воспитательный процесс общеобразовательной школы содержательных и значимых, технологий, новаторских подходов к формированию культуры взаимоотношений учащихся, а также существующими противоречиями: между необходимостью общества в высокоразвитых, коммуникабельных, творческих, с высоким уровнем культуры, личностях, способных реализовать себя в любой сфере деловых взаимоотношений, и отсутствием единой концепции и теоретических аспектов изучения культуры взаимоотношений среди подростков; между требованиями современного общества относительно проявления личностью культуры взаимоотношений в деловой и личной сфере и отсутствием у подростков знаний и умений межличностного взаимодействия; между потребностью школьников в этой возрастной категории в положительных, содержательных взаимоотношениях со сверстниками и трудностями в выборе ими адекватного поведения.
Выделенные противоречия выявили проблему исследования: поиск условий, способствующих формированию культуры взаимоотношений подростков в школьном коллективе.
Грамотно организованная внеурочная деятельность будет способствовать в разрешении этих противоречий. Создание школьных активов, молодежных объединений, школьных служб примирения, волонтерских отрядов, которые ориентированы на расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их самостоятельности, индивидуальных способностей, удовлетворение интересов и налаживание позитивных взаимоотношений со сверстниками.
Современные зарубежные и отечественные ученые рассматривали проблему культуры взаимоотношений как феномена в достижении личностью успеха в деловой и личностной сферах (В. Уилмот, Е. Головаха, М. Николс, А. Пиз, С. Хибелс, К. Хоган, Г. Чайка); изучение особенностей межличностных взаимоотношений подростков (В. Белкина, М. Красовицкий, А. Мудрик, А. Реан, О. Товбаз, Д. Фельдштейн); исследование эмоциональной основы и мотивов взаимоотношений подростков (И. Бех, Л. Божович, Т. Кириленко); воспитание этики взаимоотношений и культуры общения подростков (В. Белоусова, И. Романишин, В. Штыфурак, Н. Щуркова); выяснение роли учителя в воспитании положительных взаимоотношений школьников (И. Дубровина, А. Поенко, М. Рыбакова, Л. Фридман).
В историко-педагогических источниках прослеживается идея воспитания у детей культуры взаимоотношений на основе уважения, человеколюбия, ценностного отношения к других (Аристотель, М. Аврелий, П. Верджерио, Я. Коменский, Дж. Локк, А. Макаренко, Ф. Рабле, В. Сухомлинский, С. Френе).
Существенное значение для нашего исследования имеют труды, в которых раскрываются содержание, формы и методы организации воспитательной внеурочной деятельности школьников (В. Белоусова, В. Воронов, И. Кравченко, В. Оржеховская, А. Столяренко, Н. Хамская).
Но стоит отметить, что научных исследований которые раскрывают сущность и содержание формирование культуры взаимоотношений подростков во внеурочной деятельности, нет. Социальная значимость и практическая необходимость повышения культуры взаимоотношений в подростковой среде, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность данной проблемы и определили выбор темы нашего диссертационного исследования: «формирование культуры взаимоотношений подростков в деятельности школьных служб примирения».
Объект исследования - процесс формирования культуры взаимоотношений подростков.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у подростков культуры взаимоотношений в деятельности служб примирения.
Цель исследования - выявить, научно обосновать и экспериментально проверить условия формирования культуры взаимоотношений подростков в деятельности школьных служб примирения.
Выявленное противоречие, обозначившаяся проблема, поставленная цель исследования позволили сформулировать гипотезу: формирование культуры взаимоотношений подростков в деятельности школьных служб примирения возможно, если:
• раскрыта сущность понятия «культура взаимоотношений подростков» как система взаимосвязанных компонентов;
• обоснована и разработана структура модели системообразующим компонентом которой является программа внеурочной деятельности;
• обеспечивается взаимосвязь знаний, умений и навыков культуры взаимоотношений у подростков в процессе деятельности службы примирения.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ сущности и содержания формирования культуры взаимоотношений подростков на разных этапах развития педагогической науки.
• Раскрыть структуру понятия «культура взаимоотношений подростков» как системы взаимосвязанных компонентов и выявить особенности взаимоотношений подростков в деятельности служб примирения.
• Разработать и внедрить модель формирования культуры взаимоотношений подростков в деятельности служб примирения, экспериментально проверить ее эффективность.
• Определить критерии, показатели и уровни сформированности культуры взаимоотношений подростков и выявить современное ее состояние в воспитании у школьников.
Теоретическую основу исследования составляют научные положения о закономерности развития детей подросткового возраста (И. Бех, Л. Божович, В. Сухомлинский, Д. Фельдштейн); особенности межличностных взаимоотношений подростков (М. Красовицкий, А. Мудрик, Л. Фридман); учение о закономерности воспитательного процесса (И. Бех, А. Киричук, Л. Лузина, И. Харламов); научные выводы о роли специально организованной деятельности и общения в развитии личности школьника (В. Белоусова, А. Бодалев, С. Карпенчук, В. Мясищев, Н. Щуркова); Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;, Конвенция ООН «о правах ребенка» и другие нормативно-информационные документы в сфере гражданского образования, духовно- нравственного развития и воспитания детей и молодежи.
С целью решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы был применен комплекс методов исследования:
• теоретические: анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов, базовых понятий, сравнение, систематизация, моделирование, обобщение, что позволило раскрыть состояние разработки проблемы исследования, ее актуальность, уточнить содержание и структуру понятия «культура взаимоотношений подростков»; системно-структурный, сравнительный анализ для определения экспериментальной модели формирование культуры взаимоотношений подростков во внеурочной деятельности;
• эмпирические: анкетирование, беседы с подростками, учителями, тестирование, прямое и косвенное наблюдение за поведением школьников, организацией их во внеурочной деятельности, самооценки, применялись с целью изучения уровней сформированности у подростков культуры взаимоотношений и обоснование выводов о целесообразности оптимизации их для повышения уровня их культуры во взаимодействии;
• экспериментальные (констатирующий, формирующий эксперимент) использовались с целью моделирования и проверки эффективности обоснованных теоретических положений по формированию культуры взаимоотношений подростков;
Опытно-экспериментальной базой исследования выступила Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №13 имени Бориса Борисовича Левицкого».
Научная новизна полученных результатов заключается в том, что разработана структурно-функциональная модель формирования культуры взаимоотношений подростков в деятельности служб медиации.
Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке и апробации модели формирования культуры взаимоотношений подростков во внеурочной деятельности, во внедрении в практику курса для учащихся 7-9 классов «Культура взаимоотношений», педагогического практикума для родителей «Родители и ребенок: гармонизация взаимоотношений». Материалы диссертации могут использоваться для дальнейшего совершенствование программ и пособий по нравственному воспитанию подростков.
Основные положения, выносимые на защиту:
• Понятие культура взаимоотношений - это уровень этической зрелости каждой личности, уровень ее культуры, который проявляется в положительном отношении к другому человеку, в признании его ценности, неповторимости, уважения его индивидуальности, личного пространства, в способности строить бесконфликтные отношения, обеспечивая эффективное решение задач общения;
• включенная в модель программа внеурочной деятельности включает в себя выяснение сути проблемы, теоретические сведения, присутствие творческой и коммуникативной деятельности учащихся, а также рефлексивную деятельность. Данные формы работы способствуют формированию знаний подростков, моделей поведения, коммуникативных качеств;
• формирование культуры взаимоотношений - это системная деятельность учителей, родителей, школьников, по созданию во внеурочное время оптимальных условий для включения их в активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности, способах проявления культуры взаимоотношений, выработка соответствующих взглядов, убеждений, чувств, формирование умений, навыков, привычек поведения, развитие волевых усилий по соблюдению культуры взаимоотношений.
Апробация и внедрение результатов работы осуществлялась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа №13 имени Бориса Борисовича Левицкого». Результаты исследования докладывались на заседаниях методического и педагогического советов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа №13 имени Бориса Борисовича Левицкого» и следующих конференциях:
• научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ»;
• профессиональный нетворкинг «Воспитание! Воспитание? Воспитание...»;
• XI региональная отчетно-выборная конференция ОО «Ассоциации детских служб примирения Самарской области»;
По проблеме исследования опубликовано 2 статьи.
Установлению структуры магистерской диссертации способствовали цели и задачи исследования: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, одно приложение.
С помощью анализа литературных источников были определены базовые понятия исследования, проанализировано состояние исследуемой проблемы, обоснована сущность понятий «культура взаимоотношений подростков», «формирование культуры взаимоотношений подростков»;
На основе теоретического анализа и обобщения различных подходов к рассмотрению культуры взаимоотношений мы пришли к выводу, что культура взаимоотношений сочетает в себе определенный комплекс общекультурных знаний, идей, взглядов, ценностных представлений, умений и навыков, способность к прогнозированию ситуаций, саморегуляции действий, культуру общения, речи и поведения. Поэтому культуру взаимоотношений подростков мы определили как интегральное образование школьника, которое характеризует усвоение им моральных ценностей, норм, принципов, моделей поведения, принятых в обществе, и способность органично и последовательно воплощать их в межличностном взаимодействии.
На основании теоретического материала создана теоретическая модель формирования культуры взаимоотношений подростков, включающей следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный.
Для практической апробации эффективности теоретической модели был организован и проведен педагогический эксперимент на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №13 имени Бориса Борисовича Левицкого».
Проведенный эксперимент полностью подтвердил гипотезу нашего исследования и позволил сделать следующие выводы:
• основой для совершенствования взаимоотношений подростков, выявления и развития их индивидуальности, порождения и утверждения чувства самоценности, значимости, формирования уважительного отношения к ним сверстников является внеурочная деятельность;
• теоретическое обобщение трудов, в которых раскрываются особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми во внеурочное время, свидетельствует о свойственных поведению школьников подросткового возраста конфликтность, отсутствие опыта саморегуляции, умений этической межличностного взаимодействия, искаженные формы самоутверждения;
• культура взаимоотношений представляет собой совокупность нравственных знаний, ценностных представлений в сфере норм, принципов, правил взаимоотношений, практических умений и навыков, применение которых в межличностных взаимоотношениях способствует взаимопониманию, эмоциональному благополучию и обеспечивает эффективное решение задач общения;
В нашем исследовании показано, каким образом внеурочная деятельность способна повысить уровень сформированности у подростков культуры взаимоотношений. На констатирующем этапе эксперимента при помощи диагностических методик был определен уровень сформированности у подростков культуры взаимодействия контрольной и экспериментальной групп.
Согласно структуре разработаны критерии развития культуры взаимоотношений подростков, выделено три уровня ее сформированности (высокий, средний, низкий) и выявлены подростковые группы, которые соответствуют обобщенным характеристикам каждого уровня. По результатам констатирующего эксперимента, 36% школьников имели низкий уровень сформированности культуры взаимоотношений, что объясняется недостаточным развитием у них навыков саморегуляции эмоций, действий, поступков, неумением выбирать положительные формы общения со сверстниками, избегать конфликтных ситуаций или эффективно их решать.
Подводя итоги, можно отметить, что формирование культуры взаимоотношений возможно только лишь при особенном отношении к общей внеурочной деятельности. Необходима организация деятельности служб примирения с целью расширения моральных знаний и накопление опыта этического поведения у подростков, а также вовлечения родительской общественности в воспитательный процесс. Организация методической работы с учителями, работа с родителями по развитию их педагогической культуры и с целью гуманизации играют важную роль в формировании личности ребенка. Таким образом, разработанная нами модель способна результативно развивать культуру взаимоотношений у школьников. Данное исследование подтвердило гипотезу нашего исследования. Цель исследования можно считать достигнутой.
1. Аллахвердова О.В. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб: Санкт-Петербургское филос. о-во, 2008. 127 с.
2. Алиуллина А.А. Формирование нравственной культуры учащихся-подростков средствами естественнонаучных дисциплин: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2009.
3. Анн Л.Ф. Саморазвитие личности: программа соц.-психол. тренинга. Йошкар-Ола, 2001. 122 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2016. 282 с.
5. Анцупов А.Я., Малышев А.А. Введение в конфликтологию. Как предупреждать и разрешать межличностные конфликты. К.: МАУП, 1996. 104 с.
6. Афанасьев В.В., Грибкова О.В., Уколова Л.И. Методология педагогического исследования. М.: ГАОУ ВО МГПУ, 2017. 137 с.
7. Баженов В.Г., Баженова В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 347 с.
8. Басов М.Я. Общие основы педологии / отв. ред. Е.В. Левченко. М.: Изд-во Алетейя, 2007. 773 с.
9. Бех И.Д. избранные научные труды. воспитание личности. Черновцы: Букрек, 2015. 840 с.
10. Бех И. Д. Природа духовного у человека. Воспитание произвольного побуждения как средство овладения воспитанником духовной ценностью // Методист. 2015. № 11. С. 13-19.
11. Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека. Москва-Воронеж, 1997. С. 97-131.
12. Белоусов В.А. Проблема определения сущности связи // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2007. № 1. С. 129-134.
13. Белькович В.Ю. Журнал педагогической диагностики развития ребёнка. Подготовительная к школе группа. М.: Русское слово, 2020. 213 с.
14. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
15. Болотова В.В. К проблеме многообразия культурных феноменов: дис. ... канд. псих. наук. М., 1996. 213 с.
...