Введение 4
Глава 1 Научный анализ проблемы развития мышления у младших дошкольников посредством дидактических игр 8
1.1 Особенности мышления детей младшего дошкольного
возраста 8
1.2 Развитие мышления детей младшего дошкольного
возраста 11
1.3 Дидактическая игра в формировании мышления младшего
дошкольника: значение и виды дидактических игр 13
Глава 2 Экспериментальное изучение мышления младших дошкольников и способов его развития с помощью дидактических игр 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Диагностика уровня онтогенеза наглядно-действенного
мышления у детей младшей группы 23
2.3 Разработка и апробирование плана работы по развитию
наглядно действенного мышления посредством
познавательных игр детей второй младшей группы 35
2.4 Влияние дидактических игр на развитие наглядно -
действенного мышления детей во второй младшей группе 36
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение
Актуальность исследования состоит в том, что современные темпы развития общества диктуют то, что необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные принимать решения и способные нести ответственность за них. А это зависит в том числе, от развития личности в младшем дошкольном возрасте. Именно это является истоком дальнейшего развития человека.
В младшем дошкольном возрасте происходит стремительное развитие ребенка, в том числе и его психическое развитие, а мышление является наивысшим психическим процессом, происходящим в человеческом сознании [2] .
Особое внимание к проблеме изучения процесса развития мышления у детей посвящены труды ученых-психологов. Среди них работы Л.С. Выготского [6], А.Л. Венгера [8], Н.Н. Поддьякова [23], Ж. Пиаже [27]и другие.
Указанная проблема актуальна и в настоящее время.
Дошкольный возраст является основным периодом для развития мышления ребёнка. Математические понятия, связи, зависимости могут быть осознаны только путём мыслительных действий, поэтому обучение детей математике является важнейшим фактором развития мышления ребёнка [28].
Знакомство с миром математики начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Работы ведущих психологов и педагогов говорят о ведущей роли обучения в формировании мышления. Такой переход основан на теории развивающего обучения, созданной выдающимся советским психологом Л.С. Выготским, который утверждал, что «обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой» [10].
Математика даёт огромные возможности для развития мышления [5].
При этом наглядно-действенное мышление как уже указано выше является ранним видом мышления человека.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что необходимо более глубоко изучать особенности развития вышеупомянутого вида мышления у детей в вышеуказанный период их возраста. Именно этот вид мышления развивается у человека в начале его жизни и любые погрешности в его развитии могут отрицательно сказаться на последующем умственном развитии ребенка, так как этот вид мышления является исходным для формирования в дальнейшем более сложных форм мышления.
Анализ научных исследований и психологической практики позволяют выявить следующие противоречие между потребностью развития у детей младшего дошкольного возраста мышления с помощью действий и малочисленностью методических рекомендаций, посвященных применению дидактических игр в целях развития указанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
На основе вышеуказанного противоречия мной была определена проблема настоящего исследования: каково влияние познавательных игр на развитие вышеуказанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально проверить вероятность формирования наглядно-действенного мышления у младших дошкольников посредством дидактических игр и его развитие при помощи их.
Объект исследования: процесс онтогенеза мышления у младших дошкольников.
Предмет исследования: особенности онтогенеза мышления детей младшего дошкольного возраста посредством познавательных игр.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи познавательных игр будет более действенным, если: корректно избрана совокупность познавательных игр; по избранному комплексу познавательных игр выработаны развивающие занятия, нацеленные на развитие у детей вышеуказанного вида мышления; корректно выработаны консультации для родителей по использованию познавательных игр в целях развития у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенного мышления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи исследования: изучит специальную литературу, посвященную особенностям развития менталитета у детей младшего дошкольного возраста; выполнить исследование степени онтогенеза указанного выше вида мышления у детей второй младшей группы; разработать и апробировать план работы по развитию наглядно-действенного мышления через познавательные игры; определить влияние познавательной игры на онтогенез указанного выше вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения вышеуказанных задач и доказательства выдвинутой выше гипотезы был использован теоретический метод исследования, заключающийся в освоении и исследовании особого назначения литературы по проблеме исследования.
Также был использован и практический метод исследования, заключающийся в выполнении детьми диагностических заданий на определение наглядно-действенного мышления у детей двух младших групп Автор: С.Д. Забрамная [31].
Кроме того, в работе также был использован метод обработки данных.
Теоретическую и методологическую основу исследования составило освоение и разбор специальной литературы М.И. Еникеева, А.А. Крылова,
B. С. Мухиной [17], Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова [24],
C. Д. Забрамной [9], по проблеме исследования онтогенеза вышеуказанного вида мышления у младших дошкольников и разбор специальной литературы А.К. Бондаренко, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, Е.О. Смирновой по применению дидактических игр в младшем дошкольном возрасте [4].
Новизна исследования состоит в мотивированности возможности развития вышеуказанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты изучения особенностей онтогенеза мышления у младших дошкольников дополняют научные данные в этой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут найти применение у педагогов, психологов, воспитателей.
Опытной базой исследования явилось МАДОУ ЦРР - детский сад № 65 «Радость» ГОЩ. В проверке принимали участие 40 младших дошкольников, условно разделенных на две группы по 20 человек.
Целью настоящей работы являлось теоретически доказать и экспериментально проверить вероятность формирования наглядно-действенного мышления у младших дошкольников посредством
дидактических игр и его развитие при помощи их. В ходе проведенного исследования в данной работе указанная цель была достигнута. При помощи познавательных (дидактических) игр вышеуказанный вид мышления у младших дошкольников развивается более эффективнее.
В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, заключающиеся в изучении специальной литературы, посвященной особенностям развития менталитета у детей младшего дошкольного возраста. Было выполнено исследование степени онтогенеза указанного выше вида мышления у детей второй младшей группы. Был разработан и апробирован план работы по развитию наглядно-действенного мышления через познавательные игры. Было выявлено влияние познавательной игры на онтогенез указанного выше вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Ученные доказали, что дидактические игры является отличным способом для развития психических познавательных процессов, мыслительных операций, помогают подготовить ребенка к учебной деятельности в школе.
Продиагностировав особенности вышеуказанного вида мышления у детей II младших групп (экспериментальной и контрольной) выявили недостаточный уровень развития мышления. У детей слабо сформированы временные и пространственные представления, восприятие цвета и формы и слабо развито наглядно-действенное мышление.
Был разработан и апробирован план работы познавательных игр, направленный на развитие наглядно-действенного мышления в исследуемой II младшей группе. В результате было установлено то, что, играя дети лучше усваивают материал, правильно выполняют поставленные перед ними задачи. Выявив влияние дидактических игр на онтогенез вышеуказанного вида мышления у детей II младших групп, была определена эффективность работы воспитателя по развитию вышеуказанного вида мышления у детей II младшей группы посредством дидактических игр.
В ходе выполнения настоящей работы гипотеза исследования о том, что онтогенез наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи познавательных игр будет более действенным, если: корректно избрана совокупность познавательных игр; по избранному комплексу познавательных игр выработаны развивающие занятия, нацеленные на развитие у детей вышеуказанного вида мышления; корректно выработаны консультации для родителей по использованию познавательных игр в целях развития у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенного мышления также была доказана.
Таким образом, гипотеза доказана, поставленные задачи решены, цель достигнута.
1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению // Дошкольное воспитание
2007. №3.
2. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе / В.Н. Аванесова. - Издание второе, исправленное. - Москва : Просвещение, 1979. 176 с.
3. Блехер Ф. Н. Математика в детском саду и нулевой группе. М., 2011.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 2009. 160 с.
5. Белошистая А. Понятие «величина» в дошкольных программах математического образования // Дошк. воспитание. 2006. № 11. С. 81-89.
6. Веракса А. Н. Развитие памяти дошкольников // Дошкольное образование. 2008. №3.
7. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1995. 144 с.
8. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. М. : Просвещение, 2008. 128 с.
9. Габова М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Дет. сад: теория и практика. 2013. № 12. С. 16-29.
10. Иванова О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь .2013 г.). / О.В. Иванова. Уфа : Лето, 2013. С. 48-52.
11. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов среднеспециальных педагогических учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 416 с.
12. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 2007.
13. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М. 2004. С. 237.
14. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред.Т.А. Марковой. М. : Просвещение, 2002.
15. Метлина А. С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. М. : Просвещение, 2000.
16. Мухина В. С. Детская психология. М. : Просвещение, 1985. 271 с.
17. Метлина А. С. Математика в детском саду. М. : Просвещение, 2004.
18. Методы формирования элементарных математических
представлений // Дошкольное воспитание. 2005. К - 2. С. 26-30.
19. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. КН. 1. Общие основы психологи: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. М. : ВЛАДОС, 2006. 687 с.
20. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошкольное образование» / Е.О. Смирнова. М. : ВЛАДОС, 2005. 119 с.
21. Педагогика : Учебник / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002.
22. Перова М. П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М. : Просвещение,
2008. 428 с.
23. Перова М. П. Дидактические игры и упражнения по математике для детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
24. Середенко П. В., Должикова А. В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях. Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное. Южно-Сахалинск, 2009.
25. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. М. : Генезис, 2008. 80 с.
26. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. СПб., 2009.
27. Сулина И., Серова З., Михайлова З. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов // Дошкольное воспитание. 2006. С. 20.
28. Сербина Е. В. Математика для малышей. М. : Просвещение, 2008.
29. Тихеева Е. И. Счёт в жизни маленьких детей. Изд. Музея «Жизнь ребёнка», 2011.
30. Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 2004.
31. Ушинский Д. Б. Избранные педагогические сочинения. М., 2011.
32. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6 т.-Т.4. М. : Педагогика, 1988. С. 41.
33. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 2006. 304 с.