ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
|
Введение 4
Глава 1 Научный анализ проблемы развития мышления у младших дошкольников посредством дидактических игр 8
1.1 Особенности мышления детей младшего дошкольного
возраста 8
1.2 Развитие мышления детей младшего дошкольного
возраста 11
1.3 Дидактическая игра в формировании мышления младшего
дошкольника: значение и виды дидактических игр 13
Глава 2 Экспериментальное изучение мышления младших дошкольников и способов его развития с помощью дидактических игр 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Диагностика уровня онтогенеза наглядно-действенного
мышления у детей младшей группы 23
2.3 Разработка и апробирование плана работы по развитию
наглядно действенного мышления посредством
познавательных игр детей второй младшей группы 35
2.4 Влияние дидактических игр на развитие наглядно -
действенного мышления детей во второй младшей группе 36
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение
Глава 1 Научный анализ проблемы развития мышления у младших дошкольников посредством дидактических игр 8
1.1 Особенности мышления детей младшего дошкольного
возраста 8
1.2 Развитие мышления детей младшего дошкольного
возраста 11
1.3 Дидактическая игра в формировании мышления младшего
дошкольника: значение и виды дидактических игр 13
Глава 2 Экспериментальное изучение мышления младших дошкольников и способов его развития с помощью дидактических игр 17
2.1 Организация и методы исследования 17
2.2 Диагностика уровня онтогенеза наглядно-действенного
мышления у детей младшей группы 23
2.3 Разработка и апробирование плана работы по развитию
наглядно действенного мышления посредством
познавательных игр детей второй младшей группы 35
2.4 Влияние дидактических игр на развитие наглядно -
действенного мышления детей во второй младшей группе 36
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение
Актуальность исследования состоит в том, что современные темпы развития общества диктуют то, что необходимы самостоятельно мыслящие люди, способные принимать решения и способные нести ответственность за них. А это зависит в том числе, от развития личности в младшем дошкольном возрасте. Именно это является истоком дальнейшего развития человека.
В младшем дошкольном возрасте происходит стремительное развитие ребенка, в том числе и его психическое развитие, а мышление является наивысшим психическим процессом, происходящим в человеческом сознании [2] .
Особое внимание к проблеме изучения процесса развития мышления у детей посвящены труды ученых-психологов. Среди них работы Л.С. Выготского [6], А.Л. Венгера [8], Н.Н. Поддьякова [23], Ж. Пиаже [27]и другие.
Указанная проблема актуальна и в настоящее время.
Дошкольный возраст является основным периодом для развития мышления ребёнка. Математические понятия, связи, зависимости могут быть осознаны только путём мыслительных действий, поэтому обучение детей математике является важнейшим фактором развития мышления ребёнка [28].
Знакомство с миром математики начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Работы ведущих психологов и педагогов говорят о ведущей роли обучения в формировании мышления. Такой переход основан на теории развивающего обучения, созданной выдающимся советским психологом Л.С. Выготским, который утверждал, что «обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой» [10].
Математика даёт огромные возможности для развития мышления [5].
При этом наглядно-действенное мышление как уже указано выше является ранним видом мышления человека.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что необходимо более глубоко изучать особенности развития вышеупомянутого вида мышления у детей в вышеуказанный период их возраста. Именно этот вид мышления развивается у человека в начале его жизни и любые погрешности в его развитии могут отрицательно сказаться на последующем умственном развитии ребенка, так как этот вид мышления является исходным для формирования в дальнейшем более сложных форм мышления.
Анализ научных исследований и психологической практики позволяют выявить следующие противоречие между потребностью развития у детей младшего дошкольного возраста мышления с помощью действий и малочисленностью методических рекомендаций, посвященных применению дидактических игр в целях развития указанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
На основе вышеуказанного противоречия мной была определена проблема настоящего исследования: каково влияние познавательных игр на развитие вышеуказанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально проверить вероятность формирования наглядно-действенного мышления у младших дошкольников посредством дидактических игр и его развитие при помощи их.
Объект исследования: процесс онтогенеза мышления у младших дошкольников.
Предмет исследования: особенности онтогенеза мышления детей младшего дошкольного возраста посредством познавательных игр.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи познавательных игр будет более действенным, если: корректно избрана совокупность познавательных игр; по избранному комплексу познавательных игр выработаны развивающие занятия, нацеленные на развитие у детей вышеуказанного вида мышления; корректно выработаны консультации для родителей по использованию познавательных игр в целях развития у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенного мышления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи исследования: изучит специальную литературу, посвященную особенностям развития менталитета у детей младшего дошкольного возраста; выполнить исследование степени онтогенеза указанного выше вида мышления у детей второй младшей группы; разработать и апробировать план работы по развитию наглядно-действенного мышления через познавательные игры; определить влияние познавательной игры на онтогенез указанного выше вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения вышеуказанных задач и доказательства выдвинутой выше гипотезы был использован теоретический метод исследования, заключающийся в освоении и исследовании особого назначения литературы по проблеме исследования.
Также был использован и практический метод исследования, заключающийся в выполнении детьми диагностических заданий на определение наглядно-действенного мышления у детей двух младших групп Автор: С.Д. Забрамная [31].
Кроме того, в работе также был использован метод обработки данных.
Теоретическую и методологическую основу исследования составило освоение и разбор специальной литературы М.И. Еникеева, А.А. Крылова,
B. С. Мухиной [17], Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова [24],
C. Д. Забрамной [9], по проблеме исследования онтогенеза вышеуказанного вида мышления у младших дошкольников и разбор специальной литературы А.К. Бондаренко, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, Е.О. Смирновой по применению дидактических игр в младшем дошкольном возрасте [4].
Новизна исследования состоит в мотивированности возможности развития вышеуказанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты изучения особенностей онтогенеза мышления у младших дошкольников дополняют научные данные в этой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут найти применение у педагогов, психологов, воспитателей.
Опытной базой исследования явилось МАДОУ ЦРР - детский сад № 65 «Радость» ГОЩ. В проверке принимали участие 40 младших дошкольников, условно разделенных на две группы по 20 человек.
В младшем дошкольном возрасте происходит стремительное развитие ребенка, в том числе и его психическое развитие, а мышление является наивысшим психическим процессом, происходящим в человеческом сознании [2] .
Особое внимание к проблеме изучения процесса развития мышления у детей посвящены труды ученых-психологов. Среди них работы Л.С. Выготского [6], А.Л. Венгера [8], Н.Н. Поддьякова [23], Ж. Пиаже [27]и другие.
Указанная проблема актуальна и в настоящее время.
Дошкольный возраст является основным периодом для развития мышления ребёнка. Математические понятия, связи, зависимости могут быть осознаны только путём мыслительных действий, поэтому обучение детей математике является важнейшим фактором развития мышления ребёнка [28].
Знакомство с миром математики начинается уже в младшем дошкольном возрасте. Работы ведущих психологов и педагогов говорят о ведущей роли обучения в формировании мышления. Такой переход основан на теории развивающего обучения, созданной выдающимся советским психологом Л.С. Выготским, который утверждал, что «обучение идёт впереди развития и ведёт его за собой» [10].
Математика даёт огромные возможности для развития мышления [5].
При этом наглядно-действенное мышление как уже указано выше является ранним видом мышления человека.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что необходимо более глубоко изучать особенности развития вышеупомянутого вида мышления у детей в вышеуказанный период их возраста. Именно этот вид мышления развивается у человека в начале его жизни и любые погрешности в его развитии могут отрицательно сказаться на последующем умственном развитии ребенка, так как этот вид мышления является исходным для формирования в дальнейшем более сложных форм мышления.
Анализ научных исследований и психологической практики позволяют выявить следующие противоречие между потребностью развития у детей младшего дошкольного возраста мышления с помощью действий и малочисленностью методических рекомендаций, посвященных применению дидактических игр в целях развития указанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
На основе вышеуказанного противоречия мной была определена проблема настоящего исследования: каково влияние познавательных игр на развитие вышеуказанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически доказать и экспериментально проверить вероятность формирования наглядно-действенного мышления у младших дошкольников посредством дидактических игр и его развитие при помощи их.
Объект исследования: процесс онтогенеза мышления у младших дошкольников.
Предмет исследования: особенности онтогенеза мышления детей младшего дошкольного возраста посредством познавательных игр.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи познавательных игр будет более действенным, если: корректно избрана совокупность познавательных игр; по избранному комплексу познавательных игр выработаны развивающие занятия, нацеленные на развитие у детей вышеуказанного вида мышления; корректно выработаны консультации для родителей по использованию познавательных игр в целях развития у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенного мышления.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи исследования: изучит специальную литературу, посвященную особенностям развития менталитета у детей младшего дошкольного возраста; выполнить исследование степени онтогенеза указанного выше вида мышления у детей второй младшей группы; разработать и апробировать план работы по развитию наглядно-действенного мышления через познавательные игры; определить влияние познавательной игры на онтогенез указанного выше вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения вышеуказанных задач и доказательства выдвинутой выше гипотезы был использован теоретический метод исследования, заключающийся в освоении и исследовании особого назначения литературы по проблеме исследования.
Также был использован и практический метод исследования, заключающийся в выполнении детьми диагностических заданий на определение наглядно-действенного мышления у детей двух младших групп Автор: С.Д. Забрамная [31].
Кроме того, в работе также был использован метод обработки данных.
Теоретическую и методологическую основу исследования составило освоение и разбор специальной литературы М.И. Еникеева, А.А. Крылова,
B. С. Мухиной [17], Р.С. Немова, Ж. Пиаже, Н.Н. Подьякова [24],
C. Д. Забрамной [9], по проблеме исследования онтогенеза вышеуказанного вида мышления у младших дошкольников и разбор специальной литературы А.К. Бондаренко, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, Е.О. Смирновой по применению дидактических игр в младшем дошкольном возрасте [4].
Новизна исследования состоит в мотивированности возможности развития вышеуказанного вида мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты изучения особенностей онтогенеза мышления у младших дошкольников дополняют научные данные в этой области.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут найти применение у педагогов, психологов, воспитателей.
Опытной базой исследования явилось МАДОУ ЦРР - детский сад № 65 «Радость» ГОЩ. В проверке принимали участие 40 младших дошкольников, условно разделенных на две группы по 20 человек.
Целью настоящей работы являлось теоретически доказать и экспериментально проверить вероятность формирования наглядно-действенного мышления у младших дошкольников посредством
дидактических игр и его развитие при помощи их. В ходе проведенного исследования в данной работе указанная цель была достигнута. При помощи познавательных (дидактических) игр вышеуказанный вид мышления у младших дошкольников развивается более эффективнее.
В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, заключающиеся в изучении специальной литературы, посвященной особенностям развития менталитета у детей младшего дошкольного возраста. Было выполнено исследование степени онтогенеза указанного выше вида мышления у детей второй младшей группы. Был разработан и апробирован план работы по развитию наглядно-действенного мышления через познавательные игры. Было выявлено влияние познавательной игры на онтогенез указанного выше вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Ученные доказали, что дидактические игры является отличным способом для развития психических познавательных процессов, мыслительных операций, помогают подготовить ребенка к учебной деятельности в школе.
Продиагностировав особенности вышеуказанного вида мышления у детей II младших групп (экспериментальной и контрольной) выявили недостаточный уровень развития мышления. У детей слабо сформированы временные и пространственные представления, восприятие цвета и формы и слабо развито наглядно-действенное мышление.
Был разработан и апробирован план работы познавательных игр, направленный на развитие наглядно-действенного мышления в исследуемой II младшей группе. В результате было установлено то, что, играя дети лучше усваивают материал, правильно выполняют поставленные перед ними задачи. Выявив влияние дидактических игр на онтогенез вышеуказанного вида мышления у детей II младших групп, была определена эффективность работы воспитателя по развитию вышеуказанного вида мышления у детей II младшей группы посредством дидактических игр.
В ходе выполнения настоящей работы гипотеза исследования о том, что онтогенез наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи познавательных игр будет более действенным, если: корректно избрана совокупность познавательных игр; по избранному комплексу познавательных игр выработаны развивающие занятия, нацеленные на развитие у детей вышеуказанного вида мышления; корректно выработаны консультации для родителей по использованию познавательных игр в целях развития у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенного мышления также была доказана.
Таким образом, гипотеза доказана, поставленные задачи решены, цель достигнута.
дидактических игр и его развитие при помощи их. В ходе проведенного исследования в данной работе указанная цель была достигнута. При помощи познавательных (дидактических) игр вышеуказанный вид мышления у младших дошкольников развивается более эффективнее.
В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, заключающиеся в изучении специальной литературы, посвященной особенностям развития менталитета у детей младшего дошкольного возраста. Было выполнено исследование степени онтогенеза указанного выше вида мышления у детей второй младшей группы. Был разработан и апробирован план работы по развитию наглядно-действенного мышления через познавательные игры. Было выявлено влияние познавательной игры на онтогенез указанного выше вида мышления у детей младшего дошкольного возраста.
Ученные доказали, что дидактические игры является отличным способом для развития психических познавательных процессов, мыслительных операций, помогают подготовить ребенка к учебной деятельности в школе.
Продиагностировав особенности вышеуказанного вида мышления у детей II младших групп (экспериментальной и контрольной) выявили недостаточный уровень развития мышления. У детей слабо сформированы временные и пространственные представления, восприятие цвета и формы и слабо развито наглядно-действенное мышление.
Был разработан и апробирован план работы познавательных игр, направленный на развитие наглядно-действенного мышления в исследуемой II младшей группе. В результате было установлено то, что, играя дети лучше усваивают материал, правильно выполняют поставленные перед ними задачи. Выявив влияние дидактических игр на онтогенез вышеуказанного вида мышления у детей II младших групп, была определена эффективность работы воспитателя по развитию вышеуказанного вида мышления у детей II младшей группы посредством дидактических игр.
В ходе выполнения настоящей работы гипотеза исследования о том, что онтогенез наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи познавательных игр будет более действенным, если: корректно избрана совокупность познавательных игр; по избранному комплексу познавательных игр выработаны развивающие занятия, нацеленные на развитие у детей вышеуказанного вида мышления; корректно выработаны консультации для родителей по использованию познавательных игр в целях развития у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенного мышления также была доказана.
Таким образом, гипотеза доказана, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Подобные работы
- Дидактические игры как средство развития памяти детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ДОСУГОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Формирование сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (Арский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022



