ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ
АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЮНОШЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.Атлетическая гимнастика и ее влияние на физическое развитие
1.2.Атлетическая гимнастика в системе дополнительного образования
1.3.Анатомо-физиологические особенности развития юношей
Выводы по главе
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Задачи исследования
2.2.Методы исследования
2.3.Организация исследования
Выводы по главе
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1.Методика занятий атлетической гимнастикой с юношами в
системе дополнительного образования
3.2.Обоснование эффективности опытно-экспериментального
исследования
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Программа тренировок для экспериментальной группы
Актуальность исследования. В современном обществе здоровье является основной ценностью, важнейшим ресурсом и необходимым условием, обеспечивающим развитие человека. Укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Физическая культура и спорт - важная часть системы физического воспитания подрастающего поколения. В последние десятилетия наиболее популярным видом спорта среди молодежи является атлетическая гимнастика.
Атлетическая гимнастика - одно из наиболее эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. В процессе занятий атлетической гимнастикой и силовыми упражнениями происходит «укрепление опорно-двигательного аппарата - костей, связок, сухожилий, мышц, усиливается кровоснабжение мышечных тканей, что способствует их развитию» [8]. Выполнение комплекса упражнений с отягощениями «положительно влияют на белковый обмен, усиливают анаболические процессы, вследствие чего улучшается способность организма к регенерации, возрастает его сопротивляемость заболеваниям» [4].
Педагогическая целесообразность занятий атлетической гимнастикой заключается в том, что при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества. Кроме того, данный вид спорта способствует физическому оздоровлению, а также формирует чувство ответственности, взаимной поддержки и взаимопомощи, помогает формированию дружного коллектива учащихся.
Однако, в настоящее время система общего среднего образования в силу объективных причин не позволяет разрешить проблему повышения уровня физического состоянии учащихся. Это связано с тем, что уроки физической культуры и их недостаточное количество в системе школьного образования могут дать лишь 11 - 17% двигательной активности [30].
Поэтому возникает противоречие между необходимостью физического развития и недостаточностью физической нагрузки.
Проблема исследования: как влияет атлетическая гимнастика на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования?
Теоретической базой исследования являлись работы таких авторов, как В. Висневски; Р.Б. Пустильник; М.В. Блиснов и др., утверждающих, что атлетическая гимнастика является эффективным средством общей физической подготовки, гармонического развития, улучшения внешних форм человека. Результаты их исследований создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач по проблеме влияния атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс на занятиях атлетической гимнастикой в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: влияние атлетической гимнастики на
физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
Цель исследования: обосновать воздействие занятий атлетической гимнастикой на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования исследовать возможности влияния атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
2.Оценить физическое развитие юношей, занимающихся атлетической
гимнастикой в системе дополнительного образования.
3.Разработать и апробировать методику занятий атлетической гимнастикой для юношей в системе дополнительного образования;
4.Оценить эффективность опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: мы предположили, что применение
разработанной автором методики позволит значительно повысить уровень физического развития юношей при занятиях атлетической гимнастикой в системе дополнительного образования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: - анализ научно-методической литературы по теме исследования; - антропометрические измерения; - исследование (оценка) показателей функционального состояния кардиореспираторной системы; - педагогическое наблюдение; - педагогический эксперимент; - анализ и интерпретация эмпирических данных (методы математической статистики).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
-разработана методика занятий атлетической гимнастикой в системе дополнительного образования;
-экспериментально подтверждено положительное влияние разработанной методики на физическое развития юношей.
Теоретическая значимость заключается исследования возможностей влияния атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
Практическая значимость: разработанная методика может быть рекомендована для занятий атлетической гимнастикой для юношей в системе дополнительного образования
Структура бакалаврской работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 6 таблиц, 7 рисунков, список используемой литературы (35 источников), 1 приложение. Текст работы изложен на 53 страницах.
Атлетическая гимнастика занимает особое место среди занятий спортом, так как комплекс упражнений позволяет не только совершенствовать силовые показатели, но и учит правильно их расходовать. Не зря атлетическая гимнастика считается оздоровительновосстановительным видом спорта, поскольку допустимо заниматься с любыми видами нагрузок. Этот вид спорта доступен для граждан любых категорий, имеющих различные уровни физической подготовки.
Атлетическая гимнастика - одно из наиболее эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Многообразие упражнений и возможность дозирования нагрузки делает атлетическую гимнастику важнейшим средством оздоровления практически для всех возрастов. Кроме того, в последние десятилетия во всем мире наблюдается рост интереса к атлетической гимнастике у лиц различного возраста.
В рамках данной работы было исследовано влияние атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в системе дополнительного образования.
Педагогический эксперимент проходил с октября 2019 года по март 2020 года на базе МБУДО СДЮСШОР 7 «Акробат».
Исследование включало в себя четыре этапа:
На первом этапе была сформулирована тема исследования. Также на этом этапе были сформулированы основные принципы исследования, его гипотеза, цели и задачи. Также на данном этапе был проведен анализ литературных источников по проблеме, подобраны методы исследования.
На втором этапе разработана экспериментальная методика занятий по атлетической гимнастике для юношей в системе дополнительного образования.
На третьем этапе было проведено собственное исследование: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент. На данном этапе были сформированы контрольная и экспериментальные группы.
На четвертом этапе был проведен качественный и количественный анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследований были обобщены и на их основе были сформулированы выводы и оформлена выпускная квалификационная работа.
С юношами экспериментальной группы занятия по атлетической гимнастике проводились по разработанной нами методике, а юноши контрольной группе занимались по стандартной программе.
После 5 месяцев занятий по разработанной методике была оценена ее эффективность. Для этого была проведена повторная диагностика показателей физического развития и показателей функционального состояния кардиореспираторной системы участников КГ и ЭГ.
Анализируя данные повторного тестирования показателей физического развития участников КГ и ЭГ можно сделать вывод, что все показатели физического развития у участников обеих групп были улучшены:
-вес юношей в КГ увеличился на 4,6%, а в ЭГ - на 5,4%;
-окружность грудной клетки у юношей в КГ увеличилась на 7,4%, а в ЭГ - на 5,4%;
-жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у юношей в КГ увеличилась на 6,9%, а в ЭГ - на 7,4%; составила 3790,3±198,4, а в ЭГ 3674,3±116,5;
-кистевая динамометрия правой руки у юношей в КГ увеличилась на 24%, а в ЭГ - на 31,9%.
Анализируя данные повторной диагностики показателей функционального состояния кардиореспираторной системы участников КГ и ЭГ можно сделать вывод, что все показатели у участников обеих групп были улучшены:
-индекс Руфье-Диксона в КГ увеличился на 9,4%, в ЭГ - на 12,6%;
-проба Штанге в КГ увеличилась на 8,3%, а в ЭК - на 15,1%;
- проба Генчи в КГ увеличилась на 9,0%, а в ЭГ - на 16,2%.
Таким образом, полученные результаты исследования в экспериментальной группе показали эффективность разработанной нами методики.
На основании полученных данных можно сделать выводы, что разработанная методика может быть рекомендована для занятий атлетической гимнастикой для юношей в системе дополнительного образования.
Полученные в ходе эксперимента результаты позволили подтвердить гипотезу, которая была выдвинута автором работы, согласно которой применение разработанной автором методики позволит значительно повысить уровень физического развития юношей при занятиях атлетической гимнастикой в системе дополнительного образования.
1.Алейникова, Т.В. Возрастная психофизиология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. - Ростовна- Дону.: ЦВВР, 2000. - 454 с.
2.Биомеханика : учебник для студентов средних и высших учебных заведений по физической культуре / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова.
-Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 669 с.
3.Блиснов, М.В. Средства и методы педагогического контроля при занятиях мужчин силовыми упражнениями с оздоровительной направленностью : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / М.В. Блиснов. - Санкт-Петербургский НИИ физ. культуры.
-Санкт-Петербург, 1997. - 16 с.
4.Бугаев, Г.В. Организация и проведение урока по легкой атлетике в общ еобразовательной школе: Учебно-метод. пособие. / Г.В. Бугаев, В.С. Зыков, Л.Н. Чурикова, В.Н. Щеглов. - Воронеж: ВЦНТИ. 2008. - 171 с.
5.Введение в легкую атлетику : учебно-методическое пособие / составитель В. И. Никитин. — Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - 42 с.
6.Висневски, В. Методика занятий атлетической гимнастикой со студентами вузов : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / В. Висневски. - Москва: Гос. ин-т физ. культуры 1989. - 24 с.
7.Врублевский, Е. П. Легкая атлетика: основы знаний в вопросах и ответах : учебное пособие / Е. П. Врублевский. — 2-е изд., испр. и дополн. — Москва : Спорт-Человек, 2016. — 240 с.
8.Грецов, Г. В., Войнова, С. Е., Германова, А. А. Теория и методика
обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика : учебник : для образовательных учреждений высшего профессионального
образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению подготовки "Физическая культура" / Под редакцией Г. В. Грецова и А. Б. Янковского. - Москва : Академия, 2017. - 287 с.
9.Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика. Энциклопедия : энциклопедия : в 2 томах / В. Б. Зеличенок, В. Н. Спичков, В. Л. Штейнбах. — Москва : Спорт-Человек. 2013. - 832 с.
10.Ильин, Е.П. Психология спорта. / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 352с.
11.Легкая атлетика. Первый чемпионат мира : учебное пособие / составители В. С. Акилов [и др.]. - Екатеринбург : УрГПУ, 2016. - 38 с.
12.Легкая атлетика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / В. В. Прохоренко, С. Г. Дзержинский, Л. Б. Дзержинская ; Российская акад. народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации, Волгоградский фил. - Волгоград : ФГБОУ ВО РАНХиГС Волгоградский фил., 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.
13.Леньшина, М. В. Легкая атлетика в программах по физической культуре для общеобразовательной школы до и после принятия ФГОС второго поколения : учебное пособие / М. В. Леньшина. — Воронеж : ВГИФК, 2020. — 17 с.
14.Морозов, В. О. Легкая атлетика: техника и методика тренировки : учебно-методическое пособие / В. О. Морозов ; научный редактор А. В. Кирьякова. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 119 с.
15.Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 205 с...