Развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках русского языка
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития навыков взаимодействия у учащихся начальных классов 7
1.1. Особенности взаимодействия учащихся начальных классов 7
1.2. Возможности русского языка в развитии навыков взаимодействия
младших школьников 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков
взаимодействия у младших школьников на уроках русского языка 18
2.1 Диагностика уровня развития навыков взаимодействия у младших
школьников 18
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков по русскому языку с целью
развития навыков взаимодействия у младшего школьника 27
2.3. Анализ и обобщение результатов 36
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 49
Глава 1. Теоретические основы развития навыков взаимодействия у учащихся начальных классов 7
1.1. Особенности взаимодействия учащихся начальных классов 7
1.2. Возможности русского языка в развитии навыков взаимодействия
младших школьников 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков
взаимодействия у младших школьников на уроках русского языка 18
2.1 Диагностика уровня развития навыков взаимодействия у младших
школьников 18
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков по русскому языку с целью
развития навыков взаимодействия у младшего школьника 27
2.3. Анализ и обобщение результатов 36
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложения 49
Внедрение Федеральных общеобразовательных государственных стандартов - новый этап в развитии общего начального образования. Поэтому современный учитель должен быть более творческим, инициативным, ответственным, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющим самостоятельно принимать решение в любой жизненной ситуации. Приоритетные средства для достижения этого - культура общения и культура речи.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социальной активной личности.
В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным участником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.
Это в свою очередь требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития потенциальных возможностей.
В школе ребёнок учится излагать свои мысли. Он не просто повторяет вычитанные слова из учебников, а учится мыслить в речевой форме. В результате идёт развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.
Речь ребенка зависит от ситуации общения. Поэтому на уроках учителю необходимо создавать коммуникативную ситуацию, чтобы научить детей общаться в рамках учебных занятий. На уроках русского языка мы можем решить проблему коммуникации. Всё это и обусловило актуальность выбранной темы педагогического исследования: «Развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках русского языка». Подходы к решению проблем развития навыков взаимодействия отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
Цель: разработка и апробация уроков по русскому языку, обеспечивающих развитие навыков взаимодействия.
Объект: процесс обучения детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Предмет: развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития навыков взаимодействия у младших школьников будет достаточно высоким, если разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку с использованием приемов, направленных на развитие навыков взаимодействия у младшего школьника .
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
2 .Выделить критерии развития навыков взаимодействия у детей
младшего школьного возраста.
3 .Разработать и внедрить комплекс уроков с использованием
приемов, направленных на развитие навыков взаимодействия у младшего школьника.
4 . Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования в данной работе:
1. Изучение и анализ литературных источников;
2. беседа, тестирование;
3. опытно-экспериментальная работа.
Структура работы обусловлена целью и задачами работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющим самостоятельно принимать решение в любой жизненной ситуации. Приоритетные средства для достижения этого - культура общения и культура речи.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социальной активной личности.
В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным участником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.
Это в свою очередь требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития потенциальных возможностей.
В школе ребёнок учится излагать свои мысли. Он не просто повторяет вычитанные слова из учебников, а учится мыслить в речевой форме. В результате идёт развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.
Речь ребенка зависит от ситуации общения. Поэтому на уроках учителю необходимо создавать коммуникативную ситуацию, чтобы научить детей общаться в рамках учебных занятий. На уроках русского языка мы можем решить проблему коммуникации. Всё это и обусловило актуальность выбранной темы педагогического исследования: «Развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках русского языка». Подходы к решению проблем развития навыков взаимодействия отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
Цель: разработка и апробация уроков по русскому языку, обеспечивающих развитие навыков взаимодействия.
Объект: процесс обучения детей младшего школьного возраста на уроках русского языка.
Предмет: развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития навыков взаимодействия у младших школьников будет достаточно высоким, если разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку с использованием приемов, направленных на развитие навыков взаимодействия у младшего школьника .
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
2 .Выделить критерии развития навыков взаимодействия у детей
младшего школьного возраста.
3 .Разработать и внедрить комплекс уроков с использованием
приемов, направленных на развитие навыков взаимодействия у младшего школьника.
4 . Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования в данной работе:
1. Изучение и анализ литературных источников;
2. беседа, тестирование;
3. опытно-экспериментальная работа.
Структура работы обусловлена целью и задачами работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе написания нашей работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по проблеме развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Нами было выявлено, что в процессе взаимодействия детей в коллективе вырабатываются не только навыки общения, но и формируются доброжелательные отношения между учащимися и педагогами. Вследствие взаимодействия друг с другом у детей формируются симпатии и антипатии, определяется круг лиц, с которыми поддерживается контакт в коллективе, и через которые осуществляется усвоение групповых норм поведения, взаимопонимания. Необходимо отметить влияние возраста на формирование коллективистских отношений. Младший школьный возраст является важным периодом развития социальной жизни ребенка. В школе расширяется круг общения детей, складываются новые межличностные отношения. Изменяется состав значимых взрослых и сверстников, среди которых наряду с близкими родственниками, одно из приоритетных мест заняли учитель и одноклассники.
Мы пришли к выводу о том, что для детей младшего школьного возраста еще характерно в большей степени влияние именно взрослого, чем сверстника, в отличие от подросткового возраста. Это тот возраст, когда еще значим для ребенка совет старшего, а также признается авторитет учителя.
В ходе нашей работы нами был проведён эксперимент, который состоял из 3 этапов:
1 этап - констатирующий, в ходе которого мы изучили методическую литературу и ряд диагностических методик, направленных на исследование развития навыков взаимодействия младших школьников, и выбрали
необходимые методики для выявления уровня коммуникативных склонностей («Выявление коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова)), уровень взаимодействия («Рукавички» (Г.А. Цукерман)), уровень понимания позиции собеседника («Кто прав?» (Г.А. Цукерман)).
2 этап - формирующий, на котором нами был разработан и реализован комплекс уроков по русскому языку с приемами развития навыков взаимодействия с целью повышения уровня навыков взаимодействия младших школьников.
3 этап - контрольный, в ходе которого осуществлялась повторная диагностика уровня развития навыков взаимодействия младших школьников, также проводился анализ и обобщение полученных результатов.
Особенностью разработанного нами комплекса уроков является органичное сочетание изучения нового, повторения в виде актуализации знаний, формирования новых понятий и способов деятельности. Также происходит контроль усвояемости учебного материала, всей темы в целом в ходе его применения учащимися при постоянном решении ими на уроке практических и учебных задач, поэтому развитие навыков взаимодействия прошло наиболее легким путём.
Нами было выявлено, что в процессе взаимодействия детей в коллективе вырабатываются не только навыки общения, но и формируются доброжелательные отношения между учащимися и педагогами. Вследствие взаимодействия друг с другом у детей формируются симпатии и антипатии, определяется круг лиц, с которыми поддерживается контакт в коллективе, и через которые осуществляется усвоение групповых норм поведения, взаимопонимания. Необходимо отметить влияние возраста на формирование коллективистских отношений. Младший школьный возраст является важным периодом развития социальной жизни ребенка. В школе расширяется круг общения детей, складываются новые межличностные отношения. Изменяется состав значимых взрослых и сверстников, среди которых наряду с близкими родственниками, одно из приоритетных мест заняли учитель и одноклассники.
Мы пришли к выводу о том, что для детей младшего школьного возраста еще характерно в большей степени влияние именно взрослого, чем сверстника, в отличие от подросткового возраста. Это тот возраст, когда еще значим для ребенка совет старшего, а также признается авторитет учителя.
В ходе нашей работы нами был проведён эксперимент, который состоял из 3 этапов:
1 этап - констатирующий, в ходе которого мы изучили методическую литературу и ряд диагностических методик, направленных на исследование развития навыков взаимодействия младших школьников, и выбрали
необходимые методики для выявления уровня коммуникативных склонностей («Выявление коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова)), уровень взаимодействия («Рукавички» (Г.А. Цукерман)), уровень понимания позиции собеседника («Кто прав?» (Г.А. Цукерман)).
2 этап - формирующий, на котором нами был разработан и реализован комплекс уроков по русскому языку с приемами развития навыков взаимодействия с целью повышения уровня навыков взаимодействия младших школьников.
3 этап - контрольный, в ходе которого осуществлялась повторная диагностика уровня развития навыков взаимодействия младших школьников, также проводился анализ и обобщение полученных результатов.
Особенностью разработанного нами комплекса уроков является органичное сочетание изучения нового, повторения в виде актуализации знаний, формирования новых понятий и способов деятельности. Также происходит контроль усвояемости учебного материала, всей темы в целом в ходе его применения учащимися при постоянном решении ими на уроке практических и учебных задач, поэтому развитие навыков взаимодействия прошло наиболее легким путём.
Подобные работы
- Развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках
русского языка
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Организация словарной работы с младшими школьниками на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ
В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (УЧИТЕЛЬ-
УЧЕНИК) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Современные подходы к организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка в старших классах средней общеобразовательной школы
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022 - Развитие у четвероклассников умения соблюдать орфоэпические нормы на уроках русского языка (Вятский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА
ОСНОВЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во втором классе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



