Введение 4
Глава 1 Иллюстрация как вид изобразительного искусства 7
1.1 Теоретические аспекты развития иллюстрации как вида
графического искусства 7
1.2 Тенденции искусства в работах художников - иллюстраторов .... 15
1.3 Легенды Жигулевского края 20
Глава 2 Книжная иллюстрация как аспект нравственно-эстетического
воспитания детей 28
2.1 Иллюстрация как источник нравственно - эстетического
воспитания детей 28
2.2 Методические рекомендации развития композиционно-образного
мышления детей на уроках тематического рисования 32
2.3 Выбор темы бакалаврской работы 37
2.4 Поисковые эскизы и этапы выполнения творческой работы 39
Заключение 43
Список используемой литературы и используемых источников 44
Приложение А Примеры выполнения графических иллюстраций 48
Приложение Б Примеры выполнения графики в печатной литературе 58
Приложение В Поисковые эскизы к легенде «Жигулиха»
Открывая любое печатное произведение, каждый из нас замечал, что рядом с текстом находятся рисунки художников и различные фотографии. Такие изображения называют - иллюстрацией. По - латински «illustratio» - пояснение, наглядное изображение. Иллюстрации помогают нам наглядно уяснить и понять содержание какого - либо издания.
Иллюстрацией можно назвать любое изображение, которое помогает пояснить и дополнить текст, а еще ей можно назвать различные произведения изобразительного искусства, будь то, скульптурная композиция или полотно станковой живописи, которые были выполнены для литературных произведений.
В определенном понимании иллюстрация - это изображения, которые вместе с текстом доносят до читателя более четкое и точное восприятие указанной информации.
Как пример, можно привести яркие, красочные иллюстрации литературных произведений таких художников, как И.Я. Библин, Е.Д. Поленова, Ю.А. Васнецов.
Любая иллюстрация, демонстрирует индивидуальный язык автора, художника-иллюстратора, который передает мир по-своему различными средствами изобразительного искусства. При изучении иллюстрации можно обратить внимание на то, что у каждого художника - иллюстратора имеется свой неповторимый стиль. Можно понаблюдать за тем, как он выводит линию и как использует локальные пятна, какой получается характер движения иллюстрации статичный или динамичный, что для художника является главным свет или цветовая палитра, какие композиционные приемы художник использует.
Чтобы иллюстрация получилась настоящей и понятной читателю, иллюстратор должен погрузиться и проникнуться смыслом произведения.
Таким образом, можно сказать, что книжная иллюстрация представляет собой особый вид изобразительного искусства, который влияет на формирование эмоционально - чувственного восприятия мира человека, развивает воображение и фантазию, и образное мышление.
Еще с древнейших времен люди, живущие на территории России, сочиняли различные сказки, былины, легенды, рассказывали предания, в которых воспевали красоту Жигулей и природу родного края. Через иллюстрации дети лучше впитывали и проникались историей и традициями своих предков.
Книжная иллюстрация - это первое знакомство ребенка с миром изобразительного искусства. Изображение выступает как наглядное пособие для содержания литературного произведения, которое вызывает в ребенке, различные чувства и эмоции. Изображение воспитывает в ребенке любовь к Родному краю и патриотизм, а также имеет влияние на зрительное восприятие. Иллюстрация напрямую связана с эстетикой. В комплексе они формируют эстетическое и культурное обогащение личности.
Объект исследования - процесс создания серии графических работ - иллюстраций как художественно - графического языка изобразительного искусства в жанре дидактической литературы.
Предмет исследования - средства художественной выразительности художников - иллюстраторов в создании иллюстраций к литературным произведениям.
Цель работы - создание серии графических работ к легендам Жигулей.
Задачи:
- изучить и проанализировать историю возникновения, развития иллюстрации и книжной графики, а также изучить легенды Жигулевского края;
- исследовать особенности иллюстрации, ее выразительных средств, приемов и технологий как вида изобразительного искусства;
- выявить функциональное и художественное своеобразие жанра дидактической литературы на примере легенд о Жигулях;
- разработать учебно-методический материал к урокам по
тематическому рисованию направленный на развитие композиционно-образного мышления, а также воспитания патриотизма и любви к родному краю у учащихся;
- разработать эскизы и выполнить в материале серию графических работ на тему «Легенды Жигулей»».
Задача данной работы состоит в том, чтобы показать актуальность графического искусства, его традиционных разнообразных техник и приемов иллюстрирования в жанре дидактической литературы, обладающего огромным культурным наследием и своими выразительными особенностями, которые влияют на развитие и становление гармоничной личности, ее индивидуальных, творческих способностей.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она включает в себя методическое пособие по применению и использованию жанра дидактической литературы в методике преподавания, образования и воспитания, в художественном творчестве детей, направленном на развитие эмоционального состояния, формирования композиционно-образного мышления, эстетического восприятия, воспитания патриотизма и любви к Родине.
Все материалы данного исследования могут быть использованы как в методических, так и в практических целях в процессе обучения детей в ДХШ, ДШИ, общеобразовательных школах, на занятиях по дисциплинам ИЗО, в качестве проведения внеклассных мероприятий, мастер-классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложения.
Целью творческой работы являлась серия графических работ к легендам Жигулей и рекомендации по планированию тематических занятий в педагогической деятельности.
В ходе работы была исследована история становления иллюстрации с древних времен и до наших дней и проанализированы принципы воздействия ею на человека. Иллюстрация благотворно влияет на становление личности, развитие творческих способностей, она включает в себя воспитательную функцию, наделяющую человека любовью к Родине, к своей стране.
В настоящее время значимость и актуальность иллюстрации остается не изменой, а в подтверждение этому можно привести новые созданные стили и виды иллюстрации, а также технологии компьютерной графики. Иллюстрация стала тесно связана с графическим дизайном, с помощью которого в наше время создают логотипы брендов, различную рекламу и плакаты.
Выбранная тематика бакалаврской работы направлена на сохранение старинных преданий и легенд, на возрождение интереса к народному творчеству будущими поколениями. Ведь что как не легенда научит добру, сочувствию, героизму и патриотизму. Каждый человек должен знать историю своего родного края, его исторических событий.
Иллюстрации к легендам помогут более детально воспринять текст, а изображение поможет развить у читателя способность, мыслить, воображать и фантазировать.
1. Аксенова, Г.В. Русская книжная культура на рубеже XIX-XX веков [Текст] : монография / Г. В. Аксенова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский пед. гос. ун-т". - Москва : Прометей : Изд-во Прометей, 2011. - 199 с.; 20 см.;
2. Арутюнян Ю.И. Образы Средневековья в отечественной книжной
графике последней четверти XX-XXI веков // Новое искусствознание. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZobrazy-srednevekovya-v-
otechestvennoy-knizhnoy-grafike-posledney-chetverti-hh-xxi-vekov (дата
обращения: 10.05.2020).
3. Алексеева О.А. Иллюстрации английских художников периода
модерна к "Алисе в Стране Чудес" Л. Кэролла как воплощение новых принципов детской книжной графики конца XIX - начала XX века // Манускрипт. 2018. №12-1 (98). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsii-angliyskih-hudozhnikov-perioda- moderna-k-alise-v-strane-chudes-l-kerolla-kak-voploschenie-novyh-printsipov- detskoy-knizhnoy (дата обращения: 10.05.2020).
4. Баженова А.Е. Живописные рисунки А. Г. И В. Г. Трауготов как явление ленинградской книжной графики // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhivopisnye- risunki-a-g-i-v-g-traugotov-kak-yavlenie-leningradskoy-knizhnoy-grafiki (дата обращения: 10.05.2020).
5. Баженова А.Е. Книжная графика М. А. Бычкова: особенности
иллюстрирования сказки // Манускрипт. 2017. №8 (82). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/knizhnaya-grafika-m-a-bychkova-osobennosti- illyustrirovaniya-skazki (дата обращения: 10.05.2020).
6. Баженова А.Е. Сказка в отечественной книжной графике 1960¬1980-х гг. Связь иллюстрации и текста // Вестн. Том. гос. ун-та.
Культурология и искусствоведение. 2017. №25. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/skazka-v-otechestvennoy-knizhnoy-grafike-1960- 1980-h-gg-svyaz-illyustratsii-i-teksta (дата обращения: 10.05.2020).
7. Баженова А.Е. Влияние художественно-выразительных средств
кинематографа на развитие иллюстрации детской сказки // Манускрипт. 2017. №10-1 (84). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-
hudozhestvenno-vyrazitelnyh-sredstv-kinematografa-na-razvitie-illyustratsii- detskoy-skazki (дата обращения: 10.05.2020).
8. Бородина С.Д., Еманова Ю.Г., Яо М.К. Иллюстрация как
средство достижения релевантности текста: межотраслевой подход // Вестник ТГГПУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsiya- kak-sredstvo-dostizheniya-relevantnosti-teksta-mezhotraslevoy-podhod (дата
обращения: 10.05.2020).
9. Васильева Е.В., Ли М.Н. Иллюстрация детских книг в
современной Японии: базовые принципы и основные имена // Вестник ЧГАКИ. 2018. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustratsiya-
detskih-knig-v-sovremennoy-yaponii-bazovye-printsipy-i-osnovnye-imena (дата обращения: 10.05.2020).
10. Ганкина, Э.З. Русские художники детской книги [Текст]. - [Москва] : [Сов. художник], [1963]. - 278 с., 9 л. ил. : ил.; 29 см.
11. Ерков С. А. Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2006. - 17 с.
12. Забелина Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся : На факультативных занятиях по изобразительному искусству : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Орлов. гос. ун-т. - Москва, 2000. - 15 с.
13. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования" / Т. Г. Казакова. - Москва : ВЛАДОС, 2006. - 255 с. : ил.; 22 см. - (Педагогика и воспитание).;
14. Кирюхина Е. М. Эволюция викторианской сказочной живописи: от Ричарда Дадда к Беатрикс Поттер // Вестник ННГУ. 2012. №3-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/evolyutsiya-viktorianskoy-skazochnoy-zhivopisi- ot-richarda-dadda-k-beatriks-potter (дата обращения: 10.05.2020).
15. Кольцова Л.А. Художественная иллюстрация в России середины XIX века. М. С. Башилов и его современники : [монография] / Л. А. Кольцова ; Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразительных искусств Российской акад. художеств. - Москва : Галарт, 2008. - 316, [3] с. : ил., портр.; 25 см.;
16. Коньшина С.М. Книжная иллюстрация к детской сказке (на
примере творчества пермской художницы Н. П. Кацпаржак) // Вестник НАСА. 2018. №1 (14). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/knizhnaya-
illyustratsiya-k-detskoy-skazke-na-primere-tvorchestva-permskoy-hudozhnitsy-n- p-katsparzhak (дата обращения: 10.05.2020).
17. Кирюхина Е.М. Использование жанров сказки и сказочной
живописи современными американскими художниками // Вестник ННГУ. 2012. №5-1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ispolzovanie-zhanrov-skazki-i- skazochnoy-zhivopisi-sovremennymi-amerikanskimi-hudozhnikami (дата
обращения: 10.05.2020).
18. Коренблит С.П сихолого-педагогические основы развития предпосылок грамотности у детей в образовательном проекте «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») : Теория, технология и опыт применения стихов, песен, музыки, иллюстраций, мультфильмов, средств ИКТ [Электронный ресурс] [Текст] : практико-ориентированная монография. - 2-е издание, стереотипное. - Москва : Издательство «ФЛИНТА», 2016. - 301 с.; см.;
19. Кошкина О.Ю. Визуальное отражение основной идеи литературного произведения в творчестве И.Т. Богдеско // Пушкинские чтения. 2015. №XX. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vizualnoe-otrazhenie-
osnovnoy-idei-literaturnogo-proizvedeniya-v-tvorchestve-i-t-bogdesko (дата
обращения: 10.05.2020).
20. Мальцева, Л.В. Развитие художественно-творческих
способностей школьников средствами изобразительного искусства: (на материале этнохудожественной культуры Краснодарского края) / Л. В. Мальцева. - Краснодар : Экоинвест, 2009. - 445 с. : ил., портр., табл.; 24 см.;
21. Мочалова С.А. Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Мочалова Светлана Александровна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2009. - 16 с.
22. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Педагогика и методика начального образования" / Н. М. Сокольникова. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 364, [1] с., [12] л. цв. ил., портр. : ил., портр.;
23. У. Цзыцзин Индивидуальные и культурные особенности
оформления детских сказок художниками-иллюстраторами России и Китая на примере сказки Л. Фрэнка Баума "Удивительный Волшебник из страны Оз" // Манускрипт. 2018. №3 (89). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-i-kulturnye-osobennosti- oformleniya-detskih-skazok-hudozhnikami-illyustratorami-rossii-i-kitaya-na- primere-skazki-l-frenka (дата обращения: 10.05.2020).
24. Федоров С.А. Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюрой) : диссертация ... кандидата : 13.00.02. - Москва, 1983. - 203 c. : ил.