Введение 4
1 Теоретические аспекты формирования маркетинговой стратегии
предприятия торговли 6
1.1 Роль и значение маркетинговой стратегии в деятельности
предприятия 6
1.2 Виды маркетинговых стратегий и основные принципы ее
реализации 11
1.3 Этапы разработки и анализа маркетинговой стратегии предприятия
торговли 16
2 Анализ маркетинговой стратегии предприятия торговли на примере АО
«Тандер» 29
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика АО «Тандер» 29
2.2 Анализ маркетинговой стратегии АО «Тандер» 32
3 Совершенствование маркетинговой стратегии АО «Тандер» 48
3.1 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии АО
«Тандер» 48
3.2. Экономическая эффективность предложенных мероприятий 61
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Приложение А Бухгалтерский баланс АО «Тандер» 74
Приложение Б Отчет о финансовых результатах АО «Тандер» за 2019 г 76
Приложение В Отчет о финансовых результатах АО «Тандер» за 2018г 78
В настоящее время маркетинговая стратегия - это важнейшая часть в процессе развития предприятия торговли. Методы и инструменты маркетинговой стратегии позволяют спрогнозировать рыночную реакцию, обеспечить высокие экономические результаты предприятия торговли и занять сильную конкурентную позицию.
Влияние цифровых технологий на маркетинговые стратегии необходимо рассматривать как актив, поскольку предполагается использование современных методов и инструментов маркетинга, которые предоставляют предприятиям торговли возможности для конкуренции, поддержания способностей и развития бизнеса.
Для разработки маркетинговой стратегии необходимы оценка и анализ, учет всех необходимых элементов, обоснованность и последовательность действий.
Следовательно, тема разработки и реализации эффективной маркетинговой стратегии является особо важной и актуальной в настоящее время.
Цель бакалаврской работы состоит в разработке маркетинговой стратегии предприятия торговли.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты формирования
маркетинговой стратегии предприятия торговли.
— проанализировать маркетинговую стратегию на примере действующего предприятия торговли.
— разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия торговли.
Объектом исследования является АО «Тандер».
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения по поводу повышения эффективности маркетинговой стратегии предприятия торговли на примере предприятия АО «Тандер».
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области формирования и оценки маркетинговых стратегий таких как Т.М. Ахтямов, В.Д. Шкардун, А.А. Исаева, О.Е. Конобеева, Ф. Котлер, О.К. Ойнер, М.В. Пухов, И.Г. Шелепина, Е.В. Самаева, Э.В. Эрдниева, З.Д. Манджиев, Н.Б. Идатиев, А.Д. Самаева, А.В. Сурин, П.Д. Шашнев, Ю.О. Теренина, А.А. Шевлякова, Дж. Шонесси и др., периодическая литература, данные сети Интернет и сайта АО «Тандер».
Методологической основой бакалаврской работы послужили экономико-статистические методы, методы сравнения, научного абстрагирования, синтеза, приемы сравнительного анализа и аналогий и т.д.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, приложений. В первом разделе раскрываются теоретические основы формирования маркетинговых стратегий, принципы и механизм формирования маркетинговых стратегий. Во втором разделе проводится анализ результатов деятельности и оценка маркетинговой стратегии предприятия АО «Тандер». В третьем разделе предлагаются рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия торговли АО «Тандер».
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что ее рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия торговли могут быть использованы в деятельности других предприятий
Формирование эффективной маркетинговой стратегии торгового предприятия сложный и важный процесс в деятельности организации. Сегодняшние маркетинговые стратегии требуют баланса новых инструментов и проверенных лучших практик
Для достижения цели бакалаврской работы решены следующие задачи:
— Рассмотрены теоретические аспекты формирования маркетинговой стратегии предприятия торговли.
— Проанализирована маркетинговая стратегия на примере действующего предприятия торговли.
— Разработаны рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия торговли.
В первом разделе раскрываются теоретические основы формирования маркетинговых стратегий, принципы и механизм формирования маркетинговых стратегий предприятий торговли.
При реализации маркетинговой стратегии происходит движение от анализа рыночной ситуации к прогнозам развития ее и формированию плана на будущее. Процесс разработки маркетинговой стратегии кропотливый и, безусловно, должен сопровождаться ответственностью специалиста. Для формирования маркетинговой стратегии важно провести маркетинговое исследование, предприятие должно сформировать такие политики как: ценовая, продуктовая, коммуникационная и сбытовая; осуществлять программы по увеличению продаж, в том числе проводить рекламные кампании собственных продуктов и бренда; анализировать и корректировать сформированную маркетинговую стратегию для увеличения эффекта от ее реализации.
Во втором разделе проводится анализ результатов деятельности и оценка маркетинговой стратегии предприятия АО «Тандер». В результате анализа маркетинговой стратегии АО «Тандер» были выявлены ее сильные и слабые стороны.
Сильные стороны текущей маркетинговой стратегии предприятия - это кросс-форматное предложение, выгодная и интересная программа лояльности; масштабная зона покрытия, представленность на национальном уровне, большое количество точек соприкосновения с покупателями; самая крупная и развитая логистическая сеть; стабильный источник инвестиций для обеспечения роста; удовлетворение самых важных потребностей покупателей и миссий наравне с конкурентами (в разрезе форматов); собственное производство товаров; лояльная клиентская база.
Главной проблемой текущей маркетинговой стратегии АО «Тандер» является низкая эффективность реализации ее проектов, направленных на сервис и качество обслуживания клиентов. По мнению многих экспертов у АО «Тандер» нет понимания покупателя и ориентированности на него, что является основным недостатком текущего развития предприятия. В то же время существуют следующие проблемы у предприятия: слабая доходность гипермаркетов, высокие расходы на обслуживание площадей, низкий контроль качества продукции в магазинах, высокая текучка персонала, низкая квалификация. Также предприятию необходимо акцентировать маркетинговую стратегию на привлечение более молодого и обеспеченного сегмента покупателей.
В третьем разделе предлагаются рекомендации по увеличению эффективности текущей маркетинговой стратегии предприятия торговли АО «Тандер». Маркетинговая стратегия АО «Тандер» должна опираться в первую очередь на сильные стороны предприятия. В то же время рекомендуется в маркетинговую стратегию включить пункты, направленные на улучшение клиентского сервиса и качества предоставляемых товаров и услуг, привлечения более молодого и обеспеченного потребителя, усиления конкурентных позиций.
Для совершенствования маркетинговой стратегии АО «Тандер» были предложены такие мероприятия как:
— четкое позиционирование каждого формата магазина;
— внедрение системы проверки качества товаров и услуг;
— внедрение касс самообслуживания во все форматы магазинов предприятия;
— использование современных инструментов Digital-маркетинга;
— запуск доставки ассортимента магазинов «Магнит» покупателю на дом.
Данные рекомендации позволят предприятию:
— формировать эффективные маркетинговые и стимулирующие мероприятия в зависимости от позиционирования магазина и его целевого покупателя.
— повысить качество продаваемой и производимой продукции за счет внедрения более эффективной системы проверки качества товаров и стимулирования потребителя.
— повысить сервис обслуживания за счет улучшенной проверки качества продукции, а также внедрения касс самообслуживания.
— увеличить прибыль предприятия и долю продаж за счет запуска доставки ассортимента магазинов «Магнит» покупателю на дом.
— укрепить конкурентные позиции.
Далее в работе был рассчитан экономический эффект от одной из предложенных рекомендаций, а именно от запуска интернет-магазина по доставке продукции АО «Тандер» на дом. Валовая прибыль от запуска интернет магазина может составить за год 61076510 тыс. руб. к концу первого года запуска. Следовательно, запуск данного проекта является эффективным мероприятием
1. Абдурахманов Ш. Р. Основные особенности современных маркетинговых стратегий // Матрица научного познания. 2019. № 5. С. 64-70.
2. Алешина И. В. Корпоративный имидж: стратегический аспект. / И.В. Алешина // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. №1. С.126.
3. Антонян М. А. Маркетинговая стратегия как ключевой фактор успеха компании. / М.А. Антонян, Е.А. Пономарева // Modern Science. - 2019. - № 10-1. - С. 35-38.
4. Асаул А. Н. Теория и практика принятия решения по выходу организации из кризиса / А.Н. Асаул, И.П. Князь, Ю.В. Коротаева.// СПБ. : Питер, 2017. С.96.
5. Ахтямов Т. М. Оценка и формирование корпоративного имиджа предприятия. / Т.М. Ахтямов, В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. - 2018. - № 3.
6. Бабкин А. В. Стратегическое планирование выхода предприятий на зарубежные рынки в условиях новой экономической реальности // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 4. С. 19-30.
7. Багиев Г. Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник. СПб : Обл. правл. ВНТОЭ, 2018. С.240.
8. Беспалько В. А. Современные подходы к реализации и анализу эффективности маркетинговой стратегии. / В.А. Беспалько, Н.В. Вахрушева, К.С. Савина // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1 (37). С. 265¬269.
9. Борисенок М. М. Маркетинговая стратегия как фактор развития малого предприятия // Вестник научных конференций. - 2019. - № 2-3 (42). - С. 18-20.
10. Галиева Г. Т. Формирование стратегии развития на основе маркетингового подхода. Горизонты экономики. - 2018. - № 2. - С. 43-45.
11. Г анаева Е. А. Маркетинг дополнительного образования: Учебно-методическое пособие. М. : Издательство МГОУ, 2017. С.118.
12. Гереев Р. З. Специфика формирования маркетинговой стратегии предприятия на основе его конкурентных преимуществ. / Р.З. Гереев, Р.Р. Кучуков, Д.М. Манакова // Дневник науки. 2018. № 7 (19). С. 13.
13. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство «Финпресс», 2017. С.688.
14. Горчакова Р. Р. Основные тенденции, сдерживающие формирование и развитие имиджа организаций. / Р.Р. Горчакова // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). Уфа : Лето, 2017. С. 87-90.
15. Дадаев Я. Э. Маркетинговые стратегии на этапах жизненного цикла товара // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2019. № 2. С. 38-49.
16. Данько Т. П. Управление маркетингом. М. : Инфра-М, 2017. С.352.
17. Данько Т. П. Вопросы развития цифрового маркетинга. / Т. П.
Данько, О. В. Китова // Проблемы современной экономики. 2017. № 3 (47).
С. 261-265.
18. Дитман Т. А. Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2019. № 10. С. 119-124.
19. Дитман Т. А. Этапы и цели организации маркетинговой деятельности коммерческого предприятия // Вестник молодежной науки. 2019. № 1 (18). С. 2.
20. Дорин А. Д Маркетинговые стратегии банка и их особенности /
А.Д. Дорин // Вектор экономики. - 2019. - № 1 (31). - С. 15-18.
21. Енина Е. С. Роль сферы услуг в современной экономике / Е. С. Енина // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 12-3 (77-3). - С. 1189-1193.
Т1. Ерохина Л. И., Башмачникова Е. В., Романеева Е. В. Маркетинг в
оптовой и розничной торговле: учебное пособие для вузов. М. : КноРус,
2017. С.248.
23. Загребина Ю. В. Основные этапы разработки маркетинговой
стратегии. / Ю. В. Загребина // Вопросы науки и образования. - 2019. -
№ 26 (75). - С. 8-11.
24. Ильяшенко В. В. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования. М. : КноРус, - 2017. - С.336.
25. Исаев А. А. Формирование маркетинговых стратегий предприятия: теоретический и методологический аспекты. / А.А. Исаев // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017. - № 4 (39). - С. 115-121.
26. Казакова Н. А. Информационно- аналитическое обеспечение системы контроллинга финансовой устойчивости. / Н.А. Казакова, Е.А. Федченко, Л.А Черепанова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. -
2018. - №18 (156). - С. 2-9.
27. Казаков С. П. Проблемы измерения эффективности маркетинга. / С. П. Казаков // Российское предпринимательство. 2018. №8(1). С.94-100.
28. Каландарова И Маркетинговые стратегии компаний. / И. Каландарова, Э.У. Тургунов, Ш.Ш. Норов // Проблемы и достижения современной науки. 2019. № 1 (6). С. 88-89.
29. Канаев А. В. Стратегическое управление коммерческим банком: концептуальные основы. СПб. : Изд-во СПбГУ, - 2017. - С.257.
30. Карл Сьюэлл, Пол Браун, Клиенты на всю жизнь. Carl Sewell, 2013, Иванов М.С. Фербер М.В., перевод на русский язык, 2017. - С.71.
31. Колосова В. В. Механизм построения эффективной маркетинговой стратегии на основе применения цифровой воронки продаж. /
В.В. Колосова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 43-51.
32. Комлев Е. Б. Анализ конкурентоспособности товара. / Е.Б. Комлев // Маркетинг в России и за рубежом. № 3. 2018. С. 15-17.
33. Конобеева О. Е. Маркетинговый подход формирования товарной
политики: практический опыт // Образование и наука без границ:
фундаментальные и прикладные исследования. 2017. №2. С. 294-297.
34. Конобеева Е. Е. Оценка конкурентоспособности кредитной организации через призму маркетинга. / О.Е. Конобеева, Е.Е. Конобеева // Вестник ОрелГИЭТ. 2017. №1 (15). С. 121-126.
35. Конобеева О. Е. Инвестиционное проектирование как основа продуктовой стратегии предприятия. / О.Е. Конобеева, Е.Е. Конобеева // Вестник ОрелГИЭТ. 2017. №1 (39). С. 137-142
36. Конобеева О. Е. Маркетинговые стратегии бизнеса. / О.Е. Конобеева, Н.А. Косолапов// Политико-психологический анализ социально-территориальных систем. М. : Аспект Пресс, 2017. С.356.
37. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Филипп Котлер; пер. с анг. - 7-е изд. М. : Альпина Паблишер, 2017. С.211.
38. Котлер Ф. Основы маркетинга / Армстронг Г., Вонг В., Сондерс Дж. - 5-е европейское издание. ИД Вильямс, 2017. С.752.
39. Кузнецова Л. В. Основы маркетинга: Учебное пособие. М. : Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2018. С.139.
40. Леонова Е. В. Имидж организации как фактор повышения ее конкурентоспособности // Проблемы и перспективы экономики и управления: СПб.: Свое издательство. 2018. С. 120-122.
41. Лизовская В.В. Финансовый инструментарий оценки маркетинговой деятельности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. № 3. С. 103-111.
42. Мамедов О.Ю. Основы маркетинга. М.: КноРус, 2017. - С.232.
43. Минин А. Маркетинговое планирование: российская практика/ А. Минин. М. : Вершина, 2018. - С.128.
44. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб. : Питер, 2018. С.567.
45. Мирославская М. В. Разработка маркетинговой стратегии предприятия. / М.В. Мирославская, С.А. Рожков // Форум молодых ученых. -
2019.- № 3 (31). - С. 580-584.
46. Митина Э. А. Концептуальные подходы и теоретическая модель понятия «маркетинговые метрики» в современной экономике. / Э.А. Митина // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. - 2019. - №1 (21). - С.108¬115.
47. Морозов Ю. В. Основы маркетинга: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2017. С.148.
48. Ойнер О. К. Оценка результативности маркетинга с позиций системы управления бизнесом. / О.К. Ойнер // Российский журнал менеджмента. 2018. № 2. С. 27-46.
49. Оспанова К. К. Электронный маркетинг-микс: ретроспектива и оценка современного состояния / К. К. Оспанова // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 4-16.
50. Официальный сайт АО «Тандер» - URL: http://www. magnit- info.ru/ (дата обращения 15.03.2020)
51. Пономарева Е. А. Успешное маркетинговое планирование. / Е.А. Пономарева, Т.В. Жукова // Современные научные исследования и разработки. 2019. № 1 (30). С. 872-874.
52. Пилипенко Н. Н., Татарский Е. Л. Основы маркетинга. Учебнометодическое пособие для вузов / Н.Н. Пилипенко, Е.Л. Татарский. - Р/на Дону: Феникс, 2017. 611 с.
53. Пичурин И. И. Основы маркетинга. Теория и практика: Учебное пособие. М. : ЮНИТИ, 2017. С.383.
54. Пухов М. В. Разработка маркетинговой стратегии вывода на рынок нового продукта // Правовестник. 2019. № 4 (15). С. 74-76.
55. Реброва Н. П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО. Люберцы: Юрайт, 2017. С.277.
56. Рогова А. А. Инновационные маркетинговые стратегии в интернете. В сборнике: Студенческая наука для развития информационного общества сборник материалов VI Всероссийской научно-технической конференции. 2017. С. 226-228.
57. Самаева Е. В. Формирование имиджа организации как элемента маркетинговой стратегии // Вестник Алтайской академии экономики и права.
-2019. - № 4. - С. 151-156.
58. Секерин В. Д. Основы маркетинга: Учебное пособие. М.: КноРус,
-2017. - С.232.
59. Сенаторов А. А. Контент-маркетинг. Стратегии продвижения в социальных сетях. М. : Альпина Паблишер, 2018. С.153.
60. Серновиц Э. Д. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить. Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2017. С. 47.
61. Солодар М. А. Воронка продаж в интернете. Инструменты автоматизации продаж и повышения среднего чека в бизнесе. М. : Эксмо, - 2018. - С.240.
62. Сураева М. О. Особенности процесса стратегического инновационного развития организаций. В сборнике: Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. Сборник научных статей 6-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А. 2017. С. 140-144.
63. Сурин А. В. Особенности формирования и реализации маркетинговой стратегии на предприятии // Вестник науки. 2019. № 3 (12). С. 76-83.
64. Чернов С. Е. Стратегический маркетинг информационно-консультационных услуг: Монография. - М. : ИПКгосслужбы, 2017. С.304.
65. Шашнев П. Д. Показатели эффективности маркетинга предприятий. // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. 2019. № 3 (17).С.46-51.
66. Шевлякова А. А. Особенности реализации стратегии развития в банковской сфере. / А.А. Шевлякова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2019. № 2. С. 271-276.
67. Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. СПб. : Питер, 2017. С.864.
68. Юдакова О. В. Методы для оценки эффективности маркетинга // Экономика и управление. 2017. №4 (77). С. 82-86.
69. Brooks Gregory. Marketing For Dummies: Wiley, 2018. 424 p.
70. Dan’ko T., Kitova O. [The issues of development of digital marketing]. In: Problemy sovremennoiekonomiki [Issues of Modern Economy], 2017, no. 3(47), pp. 261-265.
71. Peter Collin. Dictionary of Marketing: A&C Black, 2018. 320 p.
72. Porter M. E. Competitive Strategy Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N. Y.: The Free Press, 2012. [XXII] p., introduction, 398 p.
73. Sheth Jagdish N. Wiley International Encyclopedia of Marketing: Wiley. 1732 p.