ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА: ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СПОРТИВНОГО ТРАВМАТИЗМА 11
1.1. Травматизм в гимнастике 11
1.2. Понятие о координационных способностях 18
1.3. Методика развития координационных способностей 21
1.4. Средства развития координационных способностей на занятиях художественной гимнастикой 29
Выводы по главе 41
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Задачи исследования 42
2.2. Методы исследования 42
2.3. Организация исследования 49
Выводы по главе 50
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 51
3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента 53
3.2. Планирование учебно-тренировочного процесса с направленным развитием координационных способностей 59
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 64
Выводы по главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Актуальность исследования. Гимнастика - система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления человека. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготовленность человека к разнообразной деятельности, формирование физического совершенства.
Художественная гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозность, точность. Она обеспечивает развитие таких физических качеств, как координация, быстрота, сила, гибкость, выносливость. Она формирует волю, характер, дисциплинированность, развивает память, мышление.
Художественная гимнастика - олимпийский вид спорта для женщин, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом, в сочетании с манипуляциями предметами под музыку. Художественная гимнастика - ациклический (нет стереотипно повторяющихся движений), сложно координационный вид спорта.
Говоря о том, что в гимнастике одним из важнейших факторов является развитие двигательных качеств, хотелось бы уточнить, что самым важным качеством являются координационные способности. Согласно определению Лях В.И. [52]: «Координация - это способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой; также, это способность к целесообразной организации мышечной деятельности». Развитие координационных способностей в теории и методике спортивной тренировки раскрывали Волков Л.В. [14], Зациорский В.М. [32], Карпеев А.Г. [38], Курамшин Ю.Ф.[47], Лях В.И.[52], Матвеев Л.П.[63], Назаренко Л.Д. [68], Назаров В.П. [73], Сулейманов И.И. [88] и др.
Особенности художественной гимнастики, как вида спорта рассматривали в научно-методической литературе Карпенко А.Л. [40], Назарова О.Н. [70], Лисицкая Т.С.[51], Орлова Л.П.[74], Сивакова Д.А. [86], Шарманова С.Б. [115] и др.
В художественной гимнастике важна специально - двигательная подготовка - это процесс развития способностей, необходимых для успешного освоения и качественного исполнения упражнений с предметами.
Современный уровень художественной гимнастики для достижения высоких результатов постоянно требует увеличения тренировочной нагрузки. За последние 10 лет в существующую классификацию неоднократно вносились изменения: повышались требования и снижался возрастной ценз выступающих по более высокому разряду. Этап углубленной специализации у гимнасток начинается уже с 8 - 10 лет.
Многих специалистов тревожит реальная угроза перегрузки опорно-двигательного аппарата (ОДА) спортсменок. Так, например, Миронова З. С. и Хайрец А.З. [65] считают, что «...вследствие интенсификации нагрузки, происходят значительные изменения ОДА гимнасток, зачастую, приводящие к микротравматизации и патологической перестройке мышц и суставов. Такое предтравматическое состояние значительно тормозит рост спортивного мастерства».
Согласно выводам Рокитенского В.И. [81]: «Наибольший объем тренировочной и соревновательной деятельности приходится на прыжковые упражнения и разнообразные вращения на носках ног. Последние, оказывая значительное влияние на несформированный опорно-двигательный аппарат (ОДА) юных спортсменок, являются одной из основных причин спортивного травматизма». Кроме того, большая часть специалистов, в числе которых Башкиров В.Ф. [4], Войцеховский С.М. [12], Высочин Ю.В. [17], считают, что одной из причин травматизма в художественной гимнастике, является низкий уровень развития координационных способностей у спортсменок.
Следовательно, планирование средств и методов развития координационных способностей в художественной гимнастике способствует повышению спортивно-технической подготовленности спортсменов, а значит и снижению травматизма, что является актуальной проблемой спортивной тренировки. Исходя из этого, была определена тема магистерской диссертации: «Планирование спортивной подготовки девочек - гимнасток после травм голеностопа».
Цель исследования: развитие координационных способностей девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, способствующих повышению специальной подготовленности и снижению травматизма спортсменок.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в группах углубленной подготовки спортивной секции по художественной гимнастике .
Предмет исследования: планирование развития координационных способностей у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой.
Гипотеза: предполагается, что рациональное планирование учебно-тренировочного процесса с преимущественной направленностью на развитие координационных способностей у гимнасток в возрасте 8-9 лет, позволит повысить уровень их физической и технической подготовленности, что, в свою очередь, положительно скажется на снижении травматизма в художественной гимнастике.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить причины и особенности травматизма в художественной гимнастике.
2. Разработать методику развития координационных способностей у девочек 8-9 лет на занятиях художественной гимнастикой.
3. Выявить эффективность применения на практике предложенной методики развития координационных способностей.
4. Оценить влияние уровня развития координационных способностей на травматизм в художественной гимнастике.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. педагогический эксперимент;
3. длительное включенное наблюдение;
4. контрольные испытания;
5. экспертное оценивание;
6. математико-статистические методы.
Проблема исследования - рост травматизма среди юных спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, обусловливает необходимость совершенствования планирования учебно-тренировочного процесса, способствующего повышению уровня физической и технической подготовленности гимнасток.
Теоретической основой исследования стали:
• научные работы, рассматривающие специфические особенности вида спорта - художественная гимнастика [Боброва Г.А., 1978; Горбачева Ж.С., 1997; Журавина М.Л., 2002; Карпенко Л.А., 2015; Лисицкая Т.С., 2016; Орлова Л.П., 2015; Сивакова Д.А., 2014];
• исследования проблем травматизма в спорте [Башкиров В.Ф., 2017; Высочин Ю.В., 2017; Геселевич В.А., 2011; Дембо А.Г., 1981, 1984, 2016; Демин Д.Ф., 2015; Добровольский В.К., 2015; Котельников Г.П., Краснов А.Ф., Мирошниченко В.Ф., 2015; Мартынов С.В., 2016];
• технологии и методики физической реабилитации [Ананненко Г.Л., 2014; Волков В. М., 2014; Летунов С.П., Мотылянская Р.Е., 2016; Д.Ф.Демин, 2015; Ласская Л.В., 2011; Миронова З.С., Хайрец А.З., 2015; З.С.Миронова, 2017];
• научные труда, отражающие вопросы спортивной подготовки [Боген М.М., 2019; Войцеховский С.М., 2012; Верхошанский Ю.В., 2008; Гандельсман А.Б. Смирнов К.М., 2015; Геселевич В.А., 2016; Камышов В.Я., 2013; Матвеев Л. П., 2007; Озолин Н.Г., 2017; Хартманн Ю., 2018].
Эмпирическая база исследования. Исследования проводились на базе физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ) на тренировках секции по художественной гимнастике. В исследовании принимали участие девочки 8-9 лет, занимающиеся в группе углубленной специализации, в количестве 20 человек.
Основные этапы исследования: Педагогическое исследование проводилось в период с марта 2019г. по март 2020г., по следующим этапам:
Организация исследования.
• Первый этап (март - август 2019г.) связан с теоретическим осмыслением проблемы, определением ее актуальности, объекта и предмета исследования; изучением научно-методической литературы в аспекте исследуемой проблемы с целью определения методологической и теоретической базы исследования. Проводились педагогические наблюдения за учебно-тренировочным процессом в целях выявления особенностей планирования физической нагрузки юным гимнасткам. Был проведен анкетный опрос и беседы с тренерами и спортсменами с целью выявления факторов и причин спортивного травматизма в художественной гимнастике. На данном этапе выдвигались цель, задачи исследовательской работы, формировалась гипотеза исследования.
• Второй этап (сентябрь - октябрь 2019г.) связан с проведением констатирующего эксперимента с целью выявления уровня подготовленности девочек и составления контрольной и экспериментальной групп. Исследования проводились на базе физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ), в нем были задействованы 20 гимнасток и 4 педагога. Контрольные испытания проводились в виде соревнований в присутствии специалистов по художественной гимнастике. По итогам исследования были сформированы экспериментальная и контрольная группы по 10 человек в каждой.
• На третьем этапе (октябрь 2019г. - март 2020г.) осуществлялась проверка гипотезы исследования. Экспериментальное планирование учебно-тренировочного процесса с преимущественной направленностью на развитие координационных способностей было внедрено в практику экспериментальной группы гимнасток группы углубленной специализации . По результатам повторного исследования координационных способностей у девочек 8-9 лет проводился анализ эффективности применяемого планирования. Использовались методы: педагогический эксперимент, контрольные испытания, экспертное оценивание, длительное включенное наблюдение, математические методы обработки результатов.
• Заключительный этап (март - апрель 2020г.) связан с анализом, обработкой, систематизацией и обобщением материалов исследования. Использовались математические методы качественно-количественного анализа результатов исследований. Осуществлялось оформление магистерской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- экспериментально обосновано планирование учебно-тренировочного процесса с преимущественной направленностью на развитие координационных способностей спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой;
- уточнено положение о том, что в рациональной организации учебно - тренировочного процесса и планировании специальной подготовки наиболее нагруженных звеньев опорно-двигательного аппарата (ОДА) гимнасток заложены значительные резервы не только освоения интенсивных нагрузок, но и профилактики травм.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дополнении теории вида спорта - художественная гимнастика сведениями о причинах травматизма; правилах безопасности и мерах, направленных на профилактику трав и заболеваний у гимнасток, занимающихся данным видом спорта. Полученные результаты могут служить теоретической основой для дальнейшего исследования проблемы травматизма в художественной гимнастике.
Практическая значимость: результаты работы послужат основой для разработки практических рекомендаций по профилактике травматизма и применению восстановительных методик на тренирующем этапе физической реабилитации спортсменов-гимнастов после полученных травм.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть учтены тренерами и спортсменами при планировании учебно - тренировочного процесса не только в художественной гимнастике, но и в других видах спорта, в целях повышения эффективности специальной подготовки и профилактики травматизма спортсменов.
Достоверность результатов подтверждается теоретико-методологической базой исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; проведением педагогического эксперимента и личным участием в нем автора; адекватностью поставленных задач; применением методов математической обработки полученных данных при помощи пакета прикладных компьютерных программ; положительным результатом исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях ТГУ и методических семинарах кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта.
Положения, выносимые на защиту:
1. Информация о наиболее нагружаемых звеньях опорно-двигательного аппарата гимнасток, пиках травматизма в зависимости от возраста и этапов многолетней подготовки, спортивного стажа и квалификации, а также об особенностях адаптации скелета спортсмена к выполнению специфических гимнастических элементов должны служить основой при планировании учебно-тренировочного процесса, в целях повышения эффективности спортивно-технической подготовленности и профилактики травматизма спортсменов.
2. Целесообразность планирования учебно-тренировочного процесса с преимущественной направленностью на развитие координационных способностей у гимнасток в возрасте 8-9 лет доказана экспериментальными данными проведенного исследования.
3. Высокий уровень развития координационных способностей у гимнасток способствует эффективному освоению сложных технических элементов (прыжковые упражнения, разнообразные вращения на носках ног, хореографические элементы с предметами и др.), что, в свою очередь, способствует снижению травм у спортсменов.
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы. Основная часть работы изложена на 87 страницах компьютерного текста. Работа содержит 10 таблиц, 4 рисунка. Список используемой литературы насчитывает 124 источников, в том числе, 5 иностранных.
1. Статистика показывает, что травмы опорно-двигательного аппарата у гимнасток локализуются преимущественно в области поясничного отдела позвоночника, коленных и голеностопных суставов.
2. Анкетный опрос и беседы позволили определить, что к обстоятельствам и причинам возникновения травм тренеры и спортсмены относят следующие:
• В годичном тренировочном цикле подготовки юных гимнасток наибольшее количество травм - 57,7 % приходится на подготовительный период, значительно реже они возникают в основном периоде - 26,9 % случаев. Всего 15,4 % случаев приходится на переходный период.
• Следующая особенность травматизма в этом виде спорта - наибольшее количество травм, регистрируемое во время тренировочного занятия, - 76,5 %. Следует отметить, что во время соревнований, в том числе и ответственных, травмы регистрируются значительно реже - в 8,8 % случаев.
• Основные причины травматизма у гимнасток:
- неправильная организация учебно-тренировочного процесса - 7,7 %;
- неудовлетворительное состояние мест занятий и снарядов - 11,7 %;
- методические ошибки - 19,2 % ошибки в технике исполнения - 57,7%;
- нарушения правил - 3,9 %.
• К организационным ошибкам, приводящим к травмам, в первую очередь следует отнести недостатки материально-технического обеспечения учебно-тренировочного процесса (некачественные оборудование и спортивный инвентарь, неудовлетворительное состояние спортзала).
• Большой процент травм связан с ошибками методического характера. Это, прежде всего, ранняя и узкая специализация. Так, специальные упражнения составляют 95 % общей нагрузки, и только 5 % приходится на упражнения общеукрепляющего, спортивно-вспомогательного и игрового характера, что, как известно, отрицательно сказывается на уровне общей физической подготовленности, общей работоспособности и выносливости юных гимнасток.
• Изменение содержания учебно-тренировочного процесса в сторону резкого увеличения нагрузок также ведет к возникновению травм опорно- двигательного аппарат у гимнасток. Оно выражается в неадекватном увеличении объема и интенсивности физических нагрузок, что, по нашим данным, является причиной 60,9 % травм, а также в усложнении элементов упражнений - 34,8 % травм.
• К методическим ошибкам следует отнести, кроме того, и традиционно пренебрежительное отношение к разминке или же неумение правильно провести разминку перед тренировкой и соревнованием. Сюда же относится, неумение должным образом настроиться на физическую тренировочную или соревновательную нагрузку и справиться с нарастающим утомлением.
• Непосредственной причиной возникновения травм у гимнастов являются в 52 % случаев прямой механизм травмы, т. е. удары, падение и т. п.; в 42 % случаев - технические погрешности при выполнении хореографического элемента, приземления, когда имеет место резкое сгибание, разгибание либо излишнее скручивание в суставе, превышающее физиологическую амплитуду движений и прочность ткани, т. е., непрямой механизм травмы.
• Психоэмоциональное состояние юных спортсменок во время тренировок и соревнований может также стать одной из причин возникновения травмы. Отрицательную роль здесь играет состояние расслабленности (8 % случаев травм), отсутствие желания тренироваться (32 % случаев травм) или плохое настроение (16 % случаев травм). Наиболее часто травмы возникают на фоне излишне возбужденного состояния, когда юной спортсменкой овладевает крайне сильное желание выполнить сложный элемент того или иного упражнения, что приводит к возникновению травмы в 52% случаев. У 28% травмированных гимнасток при их обследовании было отмечено неадекватно приподнятое (эйфорийное) настроение.
3. Первоначальное тестирование (сентябрь 2019 года) включало в себя следующие тесты: «мост» на коленях; кувырок боком вправо и влево; шпагат с перекатом через спину; упражнение без предмета; кувырок через плечо на одно колено; «эшапе» скакалкой; прыжки назад; бросок мяча и обруча. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что девочки контрольной и экспериментальной групп показали слабые результаты, в связи с низкой физической подготовленностью, на данном этапе достоверных отличий между группами не наблюдалось (р<0,05).
4. На основе анализа научно-методической литературы, изучения педагогической практики проведения занятий по художественной гимнастике с группами начальной подготовки были внесены коррективы в методику занятий для девочек 8-9 лет. Основой экспериментальной методики развития координационных способностей стало применение на каждом тренировочном занятии большого количества новых упражнений.
5. Для проведения повторного исследования (март 2020 года) в качестве тестов были взяты новые виды упражнений, так как прежние задания были освоены девочками на достаточно качественном уровне. «мост» из положения, стоя; переворот в сторону («колесо»); шпагат с перекатом через спину; упражнение без предмета; тест с кувырками; «винт» скакалкой; двойные прыжки; отбив и ловля мяча за спиной; бросок обруча.
6. Сравнительный анализ результатов тестирования координационных способностей девочек 8-9 лет показывает, что отмечаются достоверные (при р<0,05) различия средних оценок контрольной и экспериментальной групп показателей по тестам «колесо», шпагат с перекатом.
В тесте с кувырками, двойными прыжками, броске обруча и отбиве мяча показанные результаты - не стабильны (р>0,05), значительно отличаются в контрольной и экспериментальной группах.
7. Девочки экспериментальной группы показали более стабильные (при р<0,05) результаты в выполнении шпагата с перекатом, в тесте с кувырками, в броске обруча и отбиве мяча.
В тестах: «мост» из положения стоя, «винт» со скакалкой и упражнении без предмета достоверных различий в средних оценках контрольной и экспериментальной групп не наблюдается, но девочки экспериментальной группы показывают более стабильные (при р<0,05) результаты.
8. За шесть месяцев педагогического эксперимента в контрольной группе показатели в тесте «приседание» улучшились на 19 раз, тогда как в экспериментальной положительная динамика составила 42 раза.
Показатели в тесте - выпады с касанием стены коленом у девочек контрольной группы улучшились на 3 см; тогда как у гимнасток экспериментальной группы положительная динамика составила 8см и приблизилась к оптимальной норме, что доказывает эффективность разработанной нами экспериментальной методики.
9. Таким образом, применение разработанной нами экспериментальной методики позволило качественно повысить уровень координационных способностей у девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, что, в свою очередь положительно повлияло на восстановление подвижности голеностопного сустава у спортсменок после полученных травм.
На основании полученных в проведенном исследовании данных, нами разработаны практические рекомендации, направленные на профилактику травматизма в художественной гимнастике:
Меры профилактики. Профилактика травм ОДД в спортивной гимнастике непосредственно связана с выполнением упражнений на том или ином снаряде. Так, при упражнениях на снарядах должны вестись:
1) страховка спортсменов. При этом страхующий не должен допустить падения (особенно на голову и на инстинктивно вытянутую вперед руку), а если падение неминуемо - смягчить силу удара. Кроме того, тренер должен познакомить спортсмена с техникой самостраховки, научить его правильному падению и добиться того, чтобы он в совершенстве овладел этими приемами;
2) постоянная проверка состояния снаряда и места приземления; маты должны плотно прилегать друг к другу, слегка пружинить и покрывать площадь не менее 2 - 2,5 м;
3) санитарно-гигиенический контроль за залом. В первую очередь нельзя допускать перегрузки зала занимающимися. Та норма площади в гимнастическом зале на одного занимающегося должна быть не менее 6 м2;
4) проверка одежды и обуви гимнастов. Гимнастический костюм должен предохранять кожу от трения о снаряд. Обувь должна быть мягкой (подошва из тонкой кожи или плотной материи), без каблуков;
5) постоянный контроль за состоянием здоровья гимнастов. Особо здесь следует сказать о тщательном уходе за кожей рук. Перед каждым подходом к снаряду их нужно натирать двууглекислой магнезией, измельченной, без крупинок. Для профилактики образования мозолей широко применяются накладки из кожи. Если же появившиеся мозоли срываются или трескаются, следует немедленно обратиться за помощью к хирургу.
В спортивной гимнастике рекомендуется использовать защитные приспособления - напульсники, голеностопники, наколенники и т. п. Их следует носить тем гимнастам, которые приступают к тренировкам после перенесенных травм, локализовавшихся в области соответствующих суставов. Кроме того, в целях профилактики можно рекомендовать ношение под трусами суспензория или бандажа для предохранения половых органов от ущемления, сдавливания и ушибов.
Поскольку почти половина всех наблюдающихся травм ОДА в спортивной гимнастике связана с недостаточной подготовленностью спортсменов, тренеру следует особое внимание обратить на тщательное выполнение ими отдельных элементов упражнений, постепенно переходят к более сложным комбинациям.
1. Авдеева Т. Г. Введение в детскую спортивную медицину/ Т.Г. Авдеева, Л.В. Виноградова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 98c.
2. Ананненко Г.Л. Лечебная физическая культура и врачебный контроль. - М.: Медицина, 2014. - 368с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. - 3-е изд. доп. - М.: Просвещение, 2012. -325с.
4. Башкиров В.Ф. Профилактика травм у спортсменов. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2017. - 178с.
5. Барчуков И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие/И.с. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: Юнити, 2018. - 512с.
6. Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям: Теория и методика. - М.: КД Либроком, 2019. -226с.
7. Бирюков А.А., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 152с.
8. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - С. 135-145.
9. Биндусов Е.Е. Оздоровительный эффект некоторых видов гимнастических упражнений, используемых в занятиях с детьми // Подготовка спортивного резерва и здоровье: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Е.Е.Биндусов, А.В.Горинов. - Волгоград: ВГАФК, 1993. - С. 150-152.
10. Вербова З.Д. Искусство произвольных упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - С. 12-20.
11. Вейдер Джо. Комплексы упражнений на все группы мышц для начинающих. - М.: Советский спорт, 2016. - 126с.
12. Войцеховский С.М. Физическая подготовка спортсменов высшего класса. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 164с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 135с.
14. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2013. - 127с.
15. Волков В. М. Восстановительные процессы в спорте. -2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 142с.
...