Введение 3
1 Теоретические и правовые аспекты слияний и поглощений как стратегии
развития компании 8
1.1 Сущность и характеристика слияний и поглощений как стратегии
развития компании 8
1.2 Формы и методы осуществления сделок слияния и поглощения .... 17
1.3 Правовое регулирование слияний и поглощений в Российской
Федерации 30
1.4 Особенности проведения сделок слияния и поглощения в банковском
секторе 34
2 Оценка синергетического эффекта от слияния банков на примере ПАО «Банк
ВТБ», ПАО «Банк ВТБ 24» и ПАО «БМ-Банк» 37
2.1 Финансово-экономический анализ деятельности компаний 37
2.2 Оценка стоимости бизнеса компаний до слияния 50
2.3 Оценка стоимости компании после слияния 60
3 Эффективность сделок слияния и поглощения банков 65
3.1 Методологические подходы к оценке эффективности сделок 65
3.2 Основные проблемы слияний и поглощений в России 71
3.3 Тенденции и перспективы развития рынка слияний и поглощений в
банковском секторе 73
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложение
Актуальность исследования. Слияния и поглощения (mergers and acquisitions, M&A) это явление, существующее в экономике несколько десятилетий. Эти процессы заняли свою нишу на рынке, где обращаются привычные для всех людей материальные или финансовые активы, а также права на собственность, которые подразумевают под собой корпоративный контроль. Суть любого из таких процессов состоит в укрупнении капитала и бизнеса путем передачи корпоративного контроля, другими словами - в объединении нескольких организаций в одну. Слияния и поглощения требуют привлечения огромных средств, финансовых и человеческих ресурсов. Это тот процесс, который подразумевает участие специалистов самого высокого уровня, так как даже при самых благоприятных условиях всегда сохраняются высокие риски, и даже небольшие ошибки и просчеты могут привести к нежелательным последствиям совершенно непредвиденных масштабов.
Даже при всей рискованности, рынок слияния и поглощения имеет курс на глобализацию. Это связано с тем, что слияния и поглощения позволяют получить ощутимое конкурентное преимущество за счет достижения эффектов рационализации производства, увеличения эффективности управления, завоевания новых рынков, диверсификации рисков и расширения потребительской базы. Слияния и поглощения остаются одним из самых действенных методов конкурентной борьбы.
Объект исследования: ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Банк ВТБ 24» и
ПАО «БМ-Банк».
Предмет исследования : прогнозирование синергии в рамках оценки эффективности сделок слияния и поглощения.
Целью исследования работы является оценка синергетического эффекта и проблем слияния и разработка путей их решения.
Гипотеза исследования: предложенная классификация мотивов
позволяет руководителям организаций выбрать наиболее выгодную стратегию своего развития через слияние или поглощение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- раскрыть понятие «слияния и поглощение», определить мотивы сделок слияний и поглощений;
- определить особенности рынка сделок слияний и поглощений в российской экономике и в банковском секторе, в частности;
- провести финансовый анализ изучаемых компаний до и после проведения сделки слияния;
- проанализировать эффективность сделки слияния на примере
представленных компаний;
- выделить основные проблемы рынка слияний и поглощений в России;
- выявить тенденции и перспективы развития рынка слияний и поглощений в банковской сфере.
В работе предлагается решение теоретического и практического вопроса, касающегося прогнозирования синергетических эффектов от сделок слияний и поглощений. В исследовании рассмотрены подходы к прогнозированию синергетических эффектов, а также предложен более усовершенствованный метод. Сформулированные выводы помогут поспособствовать углублению научных разработок в области прогнозирования синергетических эффектов от сделок слияний и поглощений.
Базовыми для настоящего исследования явились также следующие положения. Глобальные слияния и поглощения достигли своего пика в 2007 году. Хотя в настоящее время сделки слияний и поглощений значительно сократились в основном из-за глобального финансового кризиса, в посткризисный период они начинают восстанавливаться. И Китай, и Великобритания являются самыми активными участниками слияний и поглощений, особенно в сфере финансовых услуг. Для обеспечения успеха будущих слияний и поглощений решающее значение имеет постановка правильных целей.
Все больше и больше компаний хотят стать транснациональными, поскольку тогда перед ними открываются хорошие возможности обеспечения конкурентоспособности на мировой арене.
Согласно Международному бизнес-отчету (IBR), в 2020 году две компании из пяти, планирующие экономический рост в течение следующих трех лет, рассматривают именно слияния и поглощения. В 2018 году этот показатель составлял одну из трех, а до финансового кризиса - одну из четырех.
Речь идет о странах БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) которые также рассматривают возможность слияний и поглощений с целью выхода на новые рынки. В этой сфере лидирует Китай, он стремится показать себя в качестве отличного примера для инвесторов во всем мире.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщения и синтез научной и методической литературы по проблеме исследования;
- практические: анализ цифровых данных.
Опытно-экспериментальная база исследования компаниями
ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Банк ВТБ 24» и ПАО «БМ-Банк».
Научная новизна исследования заключается в развитии теоретико-методических основ оценки синергетического эффекта, который возникает при сделках слияния и поглощения в организациях банковского сектора : учет и определение факторов, которые влияют на синергетический эффект и расчет результативности сделки слияния и поглощения, как разницы между потенциальным и фактическим значением синергизма.
Теоретическая значимость исследования выражается в обосновании теоретико-методологических основ, объясняющих экономическую природу функционирования рынка слияний и поглощений. В ходе теоретического исследования проблем слияния и поглощения установлены факторы влияния на изменение стоимости компаний. Раскрыта сущность синергетического эффекта от слияния и поглощения, определены соответствующие принципы.
Практическая значимость исследования обусловлена актуальностью рассматриваемых вопросов, возможностью применения их на практике: в банковском секторе при прогнозировании синергии от сделок слияний и поглощений.
Достоверность результатов исследования основывается на положениях концепций о стоимостной оценке и на выводах, полученных в ходе теоретического анализа научной литературы.
Полученные в ходе исследования результаты и выводы строятся на основе сведений о базе практики, и подтверждаются применением целого ряда методов оценки стоимости компании, оценки стоимости синергетического эффекта, полученного после слияния и поглощения.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в оценке синергетического эффекта от слияния банков на примере ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Банк ВТБ 24» и ПАО «БМ-Банк».
Основные теоретические положения исследования нашли свое отражение в публикациях автора в периодических изданиях об экономических науках.
На защиту выносятся следующие положения:
- обосновано в ходе исследования положение о том, что в ходе влияния и поглощения на стоимость предприятия банковского сектора влияет целый ряд факторов: внешние микро факторы и макро факторы в экономике (спрос, степень конкуренции); внутренние микро факторы и макро факторы (политика ценообразования, заемные средства, управление в организации); факторы, связанные с организационной структурой (налоговые эффекты, эффекты, связанные с монополией; эффекты, вызванные изменением рыночной стоимости компании и стоимостью замещения, эффект накопления денежных средств и др.). Исследована специфика формирования стоимости предприятия банковского сектора при слияниях и поглощениях (в зависимости от стратегии функционирования и особенностей взаимодействия структурных единиц);
- обоснованы принципы проектирования механизма стоимостной оценки синергетического эффекта от реализации сделок слияния и поглощения в отношении предприятий, профиль которых связан с банковской деятельностью (достижение синергизма, зависимость от внешней среды, прогрессия, изменение стоимости и асимметрии в информационном взаимодействии). В работе обосновывается, что реализация указанного механизма должна строиться на принципах (оценка стоимости бизнеса, учет элементов синергизма);
- предложен методический инструментарий, ориентированный на синергический эффект от слияния и поглощения для компаний банковского сектора, использование которого позволяет установить погрешности между фактическими и возможными эффектами от синергии, а также установить условия, соблюдение которых позволит достичь положительного эффекта.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета. Анализ психолого¬педагогической литературы показал, что проблема формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного развития детей.
Согласно проведенному теоретическому анализу было выявлено, что для формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета необходимо соблюдать следующие педагогические условия:
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и атрибутами, способствующими формированию у детей правил гостевого этикета;
- разработка и включение в режимные моменты игрового комплекса в соответствии с показателями формирования у детей правил гостевого этикета;
- организация совместной работы с родителями по формированию у детей правил гостевого этикета.
На основании изучения работ И.Н. Курочкиной, Н.В. Кулешовой, Л.В. Кирс, Т.В. Сенько, А.М. Щетининой, а также в соответствии с поставленной целью нами были, выделены критерии, показатели и подобраны диагностические задания.
Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов по вопросу формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета, обусловливают необходимость оказания педагогической помощи по данному вопросу.
Анализ полученных результатов сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета на констатирующем этапе нашего исследования условно позволил нам отнести детей к трем уровням .
К низкому уровню сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета мы условно отнесли 6 детей (30%). Дети этого уровня не знают правила гостевого этикета, не стремятся самостоятельно узнавать и пользоваться правилами гостевого этикета, при объяснении и демонстрации правил не пытаются их запомнить и не стремятся их применять.
К среднему уровню сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета мы условно отнесли 10 детей (50%). Дети данного уровня знают некоторые правила гостевого этикета, однако не всегда их стараются выполнять. Эти дети выполняют правила гостевого этикета только в том случае, если того требует задание или по просьбе воспитателя. В повседневных режимных моментах дети этого уровня правила этикетного поведения практически не используют.
К высокому уровню сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета мы условно отнесли 4 детей (20%). Дети данного уровня знают и используют правила гостевого этикета не только по заданию и просьбе воспитателя, но и применяют их в режимных моментах детского сада и в повседневной жизни в целом.
В формирующей части нашего экспериментального исследования были реализованы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет правил гостевого этикета.
Реализация первого педагогического условия включала обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и атрибутами, способствующей формированию у детей 5-6 лет правил гостевого этикета, с целью повысить эффективность занятий детей по формированию правил гостевого этикета.
Для реализации второго педагогического условия нами был разработан игровой комплекс в соответствии с показателями уровня сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета. Игровой комплекс включал в себя дидактические упражнения, сюжетно-ролевые игры и игровые ситуации.
Реализация третьего педагогического условия включала совместную работу с родителями по формированию у детей 5-6 лет правил гостевого этикета. Благодаря совместной работе с родителями у детей появился интерес к проблеме формирования правил гостевого этикета. В процессе проведенной нами работы дети проявляли заинтересованность и активность, что отразилось в результатах контрольного этапа.
По результатам контрольного среза, согласно проведенному анализу, заметна положительная динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет правил гостевого этикета. Показатель низкого уровня снизился на 15%, показатель среднего уровня вырос на 10%, а показатель высокого уровня вырос на 5%.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую нами гипотезу.
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа : http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site- dok.html
2. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р.С. Буре. - М. : Мозаика-синтез, 2012. - 110 с.
3. Борисова, Н.О. О нравственном воспитании дошкольников [Текст] / Н.О. Борисова // Дошкольное воспитание. - № 5. - 2017. - С. 44-49.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна / Международная педагогическая академия. - М., 2015. - 212 с.
5. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости [Текст] / Л.П. Васильева-Гангнус. - М. : Баллас, 2016. - 124 с.
6. Выготский, Л.С. Воспитание чувств [Текст] / Л.С. Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия; сост. И.В. Дубровина [и др.]. - М. : Академия, 2017. - С. 233-235.
7. Горбачёва, В.А. Формирование поведения в детском саду [Текст] / В.А.Горбачёва. - М. : Ось, 2014. - 153 с.
8. Грибова, Л.А. О культуре поведения [Текст] / Л.А.Грибова. - М. : АСТ, 2013. - 104 с.
9. Гропаха, Н.М. Педагогические условия осознания нравственной ценности правил поведения детьми младшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Гропаха. - М., 2013. - 167 с.
10. Добрович, А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.В. Добрович. - М., 2014. - 161 с.
11. Дорохов, А.А. Культура поведения [Текст] / А.А. Дорохов. - М.,
2015. - 177 с.
12. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. - М. : Изд-во Московского университета,
2016. - 181 с.
13. Киянченко, Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет [Текст] : дис... канд. пед. наук. / Е.А. Киянченко. - М., 2015. - 145 с.
14. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М. : Академия, 2017. - 432с.
15. Курочкина, И.Н. Этикет в нашей жизни [Текст] / И.Н. Курочкина, Т.В. Черник. - М. : Баллас. 2014. - 321 с.
16. Курочкина, И.Н. Этикет. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст] : учеб. пособие для СПО / И.Н. Курочкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 134 с.
17. Лаврентьева, Г.П. Культура общения у дошкольников [Текст] / Г.П. Лаврентьева. - М. : Мозаика-синтез, 2015. - 115 с.
18. Лихачёва, Л.С. Школа этикета [Текст] / Л.С. Лихачёва. - Екатеринбург, Сред-Урал, кн. Изд-во, 2018. - 216 с.
19. Мондейкене, Л.А. Формирование единства нравственных знаний и поведения у старших дошкольников [Текст] / Л.А. Мондейкене. - М. : Просвещение, 2014. - 280 с.
20. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / С.О. Николаева. - М. : Владос, 2013. - 140 с.
21. Николаева, Т.Н. Этикет и мы [Текст] / Т.Н. Николаева, С.И. Илларионов. - М. : Владос, 2013. - 128 с.
22. Неверович, Я.З. Некоторые психологические особенности
овладения дошкольниками нормами поведения [Текст] / Я.З. Неверович / Развитие волевых и познавательных процессов у дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - С. 24-29.
23. Островская, Л.Ф. Поведение - результат воспитания [Текст] / Л.Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 5. - С. 13-17.
24. Островская, Л.Ф. Азы воспитанности [Текст] / Л.Ф. Островская // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 8. - С. 21-27.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Оникс-ЛИТ, 2012. - 1376 с.
26. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей в детском саду [Текст] / С.В. Петерина. - М. : Владос, 2016. - 173 с.
27. Портянкина, Г. Упражнения на закрепление правил культурного поведения [Текст] / Г. Портянкина // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3. - С. 24-28.
28. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей [Текст] / Т.О. Пономаренко // Дошкольное воспитание. -
2017. - № 3-4. - С. 10-14.
29. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]
/ Г.А. Урунтаева. - М. : Сфера, 2012. - 361 с.
30. Юдина, Н. Уроки вежливости [Текст] / Н. Юдина // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4. - С. 36-39.
31. Якобсон, С.Г. Проблемы этического развития детей [Текст] / С.Г. Якобсон. - М. : Аргус, 2014. - 167 с.
32. Якобсон, С.Г. Что по мнению детей, «хорошо», а что - «плохо» [Текст] / С.Г. Якобсон // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 46-49.
33. Игры, направленные на формирование культуры речевого общения [Электронный ресурс] // Режим доступа : https://nsportal.ru/detskii- sad/vospitatelnaya-rabota/2015/06/13/igry-napravlennye-na-formirovanie-kultury- rechevogo
34. Игры по правилам современного этикета [Электронный ресурс] //
Режим доступа : https://www.maam.ru/detskijsad/igry-po-pravilam-
sovremenogo-yetiketa.html
35. Картотека игр по правилам речевого этикета [Электронный
ресурс] // Режим доступа : https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2018/12/12/kartoteka-igr-po-pravilam-etiketa
36. Фархшатова И.А., Особенности формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет [Электронный ресурс] / И.А. Фархшатова, М.С. Давлетова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 168-172. // URL: http://e-koncept.ru/2017/770304.htm