Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 8
1.1 Особенности развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Специальные упражнения как средство развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи 14
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных упражнений 20
2.1 Выявление уровня развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 20
2.2 Содержание работы по развитию свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.3 Выявление динамики уровня развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня 36
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Приложения 50
В современном мире общество развивается очень активно и желает видеть в нём всесторонне развитых людей. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача с самого раннего возраста развивать подрастающее поколение, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов. И поэтому упор делается на развитие внимания у детей.
Внимание является неотъемлемой частью познавательной деятельности, когда сознание человека направленно и сосредоточенно на каком-либо реальном или идеальном объекте. Это может быть что угодно - предметы, явления, отношения, чувства, или внутренний мир человека. Для сосредоточения внимания на каком-либо объекте необходимо приложить усилия, и сосредоточить восприятие на чём-то одном. Внешний мир и уклад жизни окружает его с рождения огромным количеством информации. Полностью усваивать все это человек не способен. Ему требуется система, которая помогает выделять самую главную и нужную информацию. Эта система и есть внимание.
Развитие внимания в онтогенезе имеет свои особенности. Главная проблема в процессе развития внимания ребенка — это неусидчивость. Особенно отличаются неусидчивостью дети с общим недоразвитием речи. Им сложно сосредоточиться на чём-то одном. Такой ребёнок постоянно отвлекается, балуется и не может запомнить и выполнить даже самое простое задание.
Существует множество средств для развития свойств внимания у детей с общим недоразвитием речи. Одним из таких средств являются специальные упражнения. Специальные упражнения, это упражнения тренировочного характера направленные на развитие и закрепление конкретных навыков и умений.
На основании вышеизложенного, нами было сформулировано противоречие исследования между необходимостью развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточной разработанностью специальных упражнений для развития данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности специальных упражнений как средства развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности специальных упражнений как средства развития свойств внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: развитие свойств внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: специальные упражнения как средство развития свойств внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования развитие свойств внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня посредством специальных упражнений будет эффективным, если:
• учтены индивидуальные особенности развития свойств внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
• разработан и использован комплекс специальных упражнений, направленный на развитие свойств внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами, пособиями, дидактическими играми для развития свойств внимания.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1) изучить особенности развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня в психолого-педагогических исследованиях;
2) подобрать комплекс диагностических методик и выявить уровень развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня;
3) апробировать содержание работы по развитию свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта);
• эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, который в себя включает: констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическая основа исследования:
• исследования в области развития детского внимания Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Добрынина, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина;
• исследования по изучению развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, О.Н. Усановой.
Новизна исследования заключается в том, что определены возможности специальных упражнений как средства развитии свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что описаны и обоснованы специальные упражнения, применяемые для развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, коррекционной работы по развитию свойств внимания у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Подобранный комплекс специальных упражнений, может быть использован в практике образовательной работы детского сада.
База исследования: эксперимент проведён в МБУ детский сад № 116 «Солнечный» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие дети шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня в количестве 12 человек, посещающие группу компенсирующей направленности.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников), и 4 приложений. Текст иллюстрирован 12 таблицами и 2 рисунками.
Период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи является сложной, но необходимой для дальнейшего успешного обучения детей в школе.
Внимание - это ориентация всех когнитивных процессов на выполнение любых задач, действий. Чтобы быть осторожным, нужно обладать хорошо развитыми свойствами внимания. Основными свойствами внимания являются: концентрация, объем, переключаемость, распределяемость, устойчивость.
Концентрация - это характеристика внимания во времени. Она определяется продолжительностью внимания на одном и том же объекте или на одной и той же задаче.
Объем - это количество объектов, которые человек способен воспринять, чтобы охватить одновременно всю картину. К 6-7 годам ребенок может воспринимать до трех объектов одновременно с достаточной детализацией.
Переключаемость - это скорость, с которой фокус внимания перемещается от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Она связана с волевым усилием.
Распределяемость - это свойство внимания, которое проявляется в операционном процессе, требующем не одного, а как минимум двух разных действий одновременно.
Согласно проведенному теоретическому анализу было выявлено, что для развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи необходимая целенаправленная работа со специальными упражнениями.
Для диагностики уровня развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня были выделены следующие показатели их развития:
• уровень переключения внимания;
• уровень распределение внимания;
• уровень устойчивости внимания;
• уровень концентрации внимания;
• уровень объёма внимания.
Анализируя итоги констатирующего этапа исследования видно, что высокого уровня развития свойств внимания у детей шестого года жизни с ОНР III уровня выявлено не было, а с низким уровнем развития свойств внимания выявлено 67% детей. Средний уровень развития свойств внимания у 33% детей. Результаты, полученные в ходе констатирующего этапа эксперимента, подтверждают и дополняют данные научных исследований педагогов и психологов в данной области, обусловливают необходимость оказания психолого-педагогической помощи в развитии свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня.
Проделанная работа по развитию внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня включала в себя:
• учет индивидуальных особенностей развития свойств внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня, участвующих в исследовании;
• разработку и использование комплекса специальных упражнений, направленного на развитие свойств внимания детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи;
• обогащение развивающей предметно-пространственной среды атрибутами, пособиями, дидактическими играми по развитию свойств внимания.
Проведение контрольного этапа эксперимента показало, что после проведения формирующей работы количество детей с низким уровнем развития свойств внимания уменьшилось на 42%, и составляет 25% (3 ребёнка). Количество детей со средним уровнем увеличилось на 25%, это дети, имевшие в начале эксперимента низкий уровень развития свойств внимания, а стали на среднем уровне, что составило 58% (7 детей). Количество детей с высоким уровнем развития свойств внимания увеличилось на 17% (2 ребёнка), это дети которые на начальном этапе эксперимента имели средний уровень развития свойств внимания.
По итогам исследования видна безусловная положительная динамика результатов развития свойств внимания у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня. В основном у детей преобладает средний уровень развития свойств внимания.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены теоретические и экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: офиц. текст. - М. : Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
2. Баскакова, И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И.И. Баскакова. - М.: Институт практической психологии, 1995. - 34 с.
3. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972. - С. 32-82.
4. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст] / Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э. Э.Л.Фигередо // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М.: 1991. - С. 72-87.
5. Богомолов, В. Тестирование детей [Текст] / В. Богомолов. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - 29 с.
6. Волкова, Н.В. Внимание детей во время занятий [Текст] / Н.В. Волкова //Дошкольное воспитание. - 2010. - №12. - С. 6-9.
7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. // Режим доступа: http//www.koob.ru (дата обращения: 13.01.2019).
8. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2013. - 336 с.
9. Гуровец, Г.В. Психопатология детского возраста [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.В. Гуровец. - М.: Владос, 2008. - 360 с.
10. Добрынин, Н.Ф. О теории и воспитании внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. - М. : Академия, 2010. - 359 с.
11. Дубровинская, Н.В. Некоторые характеристики внимания в онтогенезе [Текст] / Н.В. Дубровинская // Психологический журнал. - 2012. - №5. - С. 54-65.
12. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
13. Карпова, С.И. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы / С.И. Карпова // Логопед в детском саду. - 2014. - № 9. - С.51-55.
14. Косякова, О.О. Логопсихология [Текст] / О.О. Косякова. - Ростов на Дону.: Феникс, 2007. - 224 с.
15. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская.- М.: Наука, 1997 - 176 с.
...