Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности личности младших школьников с разным социометрическим статусом

Работа №106816

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста 9
1.1 Понятие межличностных отношений и их виды 9
1.2 Факторы, влияющие на формирование межличностных отношений 14
1.3 Особенности личности в младшем школьном возрасте 20
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей личности младших школьников с различным социометрическим статусом 36
2.1 Организация и методы исследования особенностей личности младших школьников с различным социометрическим статусом 36
2.2 Анализ результатов изучения особенностей личности младших школьников с различным социометрическим статусом 39
Заключение 58
Список используемой литературы 60

Актуальность исследования. Среди многообразия проблем современной психологии детей младшего школьного возраста, общение со сверстниками является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
Человек - существо социальное. Личность индивида развивается в обществе, в котором он живет и зависит от системы отношений, в которые он включается. Природа межличностных отношений сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вступая в различные межличностные отношения, разнообразные по форме, содержанию, ценностям - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различные рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Опыт межличностных отношений детей младшего школьного возраста с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является основой для развития личности ребенка, формирования его самосознания. Фундаментальное значение проблемы взаимоотношений детей в последние годы особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение проблемы межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Изучение этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область разнообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.
Актуализирующаяся потребность в общении со сверстниками определяют эмоциональное благополучие школьников (И.С. Кон, А.Н. Прихожан, Х. Ремшмидт и другие). Система личных отношений наиболее эмоционально насыщенна, поэтому какие-либо осложнения в сфере взаимоотношений со сверстниками школьниками переживаются очень остро и болезненно. Изучение особенностей взаимоотношений со сверстниками необходимо учителям, психологам, социальным работникам для выбора адекватных путей помощи детям младшего школьного возраста в преодолении трудностей во взаимоотношениях со сверстниками, и, следовательно, для оказания содействия психическому развитию. Проблема межличностных отношений между детьми и сверстниками изучена достаточно подробно такими авторами психологами как, В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Б.Н. Мухина, А.В. Мудрик, Я.Л. Коломинский, А.М. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и другие. В ходе многочисленных исследований в этой области накоплен большой объем данных, касающихся школьного возраста.
Общение со сверстниками позволяет детям преодолеть семейные привязанности, чреватые опасными последствиями. Но это только половина дела. Вторая - и не менее важная половина, по мнению А. Кемпинского, заключается в том, что при общении со сверстниками для ребенка создаются возможности установить контакты с равными ему людьми.
Потребность в общении со сверстниками, которую родители не могут заменить, возникает у детей очень рано и возрастает с возрастом. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников негативно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.
Младший школьный возраст является наименее изученным с этой точки зрения и остается открытым периодом в генетической линии развития межличностных отношений.
Поскольку учебная деятельность традиционно считается ведущей в этом возрасте, исследования, относящиеся к этому возрастному периоду, были направлены в первую очередь на изучение связанных с ней психологических способностей: познавательных способностей ребенка, компонентов учебной деятельности, рефлексии и др. Общение и взаимоотношения со сверстниками изучались преимущественно в рамках учебной деятельности, как эффективные средства ее организации [30].
Но, помимо общения на уроке, младшие школьники вступают в довольно сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются неизученными.
Эта проблема особенно актуальна в связи с личностно-ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более бережное отношение к психологическому благополучию детей. Кроме того, данные по этому вопросу позволят составить более полное психологическое описание младшего школьного возраста.
Все перечисленное обусловило выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования: выявление и изучение особенностей личности младших школьников с различным социометрическим статусом.
Объект исследования: особенности личности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности личности младших школьников с различным социометрическим статусом.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших школьников с высоким социометрическим статусом будут преобладать такие личностные особенности как доброжелательность, уверенность, добросовестность, самоконтроль и спокойствие.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой теме;
• подобрать методики для изучения положения школьника в структуре межличностных отношений в классе, самооценки личности и особенностей детско-родительского взаимодействия;
• подобрать группу испытуемых - детей младшего школьного возраста;
• эмпирически исследовать особенности личности младших школьников с различным социометрическим статусом;
• обработать полученные результаты и сделать выводы.
Теоретико-методологические основы исследования составляют исследования отечественных психологов, рассматривающих проблему межличностных отношений детей младшего школьного возраста таких как В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Б.Н. Мухина, А.В. Мудрик, Я.Л. Коломинский, А.М. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и другие.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
Психодиагностические методы - методика «Социометрия»; методика изучения самооценки - Т. Дембо, С. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; личностный опросник, детский 12 факторный вариант методики Р. Кеттелла.
Методы количественного и качественного анализа эмпирических данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Эмпирическая база исследования: исследование особенностей личности младших школьников и особенностей межличностных отношений в классе проводилось на базе ОАНО «Частная школа Колледж-XXI» г. Москвы среди учащихся в возрасте 10-11 лет, из них 12 мальчиков и 18 девочек в период с февраля по март 2022 года.
В исследовании приняло участие 30 учащихся в возрасте от 10,2 до 11, 8 лет. Средний возраст представителей выборки - 11,06 лет. Гендерная сторона выборки представлена 60% девочек и 40% мальчиков согласно списочному составу класса.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучается взаимосвязь личностных особенностей современных детей младшего школьного возраста с особенностями межличностных отношений в группе сверстников. Результаты могут дополнять курсы «Возрастная психология», «Психологическая служба в организации». Также, результаты исследования могут послужить основой для дальнейших исследований по проблеме исследования.
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы в работе психолого-педагогических служб средних общеобразовательных учреждений в ситуациях реализации диагностических и развивающих программ, направленных на оптимизацию межличностных отношений в группе младших школьников.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 источников). Для иллюстрации текста используется 6 таблиц, 4 рисунка. Основной текст работы изложен на 64 страницах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение теоретических источников показало, что учебная деятельность становится ведущей для младших школьников. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешная работа, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности; могут развиться компенсаторные самооценка и мотивация.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у него складывается система межличностных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими. Положение ученика начальных классов в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом личностных свойств, общих для детей младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование индивидуально-психологических особенностей младших школьников позволило установить взаимосвязи социометрического статуса и личностных особенностей учащихся.
Популярные лучше приспособлены социально, они открытые, добросердечные, общительные и непринужденные в общении. Они больше уверены в себе, что означает спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Дети эмоционально уравновешенные, не склонны к необдуманным поступкам, для них характерно высоко развитое чувство ответственности, целеустремленность, добросовестности, аккуратности. Они непринужденны в общении, легко вступают в контакт со взрослыми. У них высокий самоконтроль и хорошее понимание социальных нормативов.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе межличностных отношений в классе, также обладает некоторыми общими характеристиками. Непопулярные дети отличаются недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, в их поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Отмечается плохое внимание, утомляемость, они остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, эмоционально неуравновешенные, легко выводятся из душевного равновесия, часто имеют пониженное настроение, они напряжены, раздражительны, фрустрированы. Дети склонны к риску, отличаются чрезмерным оптимизмом и переоценкой своих возможностей. У них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. В общении со взрослыми проявляют застенчивость и робость, присутствует низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.
Предстоящее вступление в подростковый возраст у младших школьников и выдвижение в качестве ведущей деятельности личностного общения со сверстниками, актуализирует и обостряет их проблемы межличностных взаимоотношений, неблагоприятного социометрического положения в группе и требует безотлагательной помощи в оптимизации и развитии их личностных свойств, влияющих на благополучие межличностных взаимоотношений в учебной группе.


1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Аспект Пресс, 2013. 375с.
2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства. М. : Инфра-М, 2014. 86 с.
3. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. 576 с.
4. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М. : Наука, 2015. 312 с.
5. Бодалев А. А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. 2013. №2. С.89-91.
6. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. В 2-х частях. ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / под ред. Б. С. Волкова. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. 343 с.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2005. 670 с.
8. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии СПб. : Изд. «Союз», 2006 г, 44 с.
9. Горбатов Д. С. Практикум по психологическому исследованию. Самара : БАХРАХ-М, 2014. 248 с.
10. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М. : Просвещение, 2016. 207 с.
11. Заиченко Н. У. Конфликтные характеристики межличностных отношений и конфликты между детьми и взрослыми // Мир психологии. 2015. С.20-34.
12. Журавлев А. Л. Социальная психология. М .: ПЕР СЭ, 2012. 351 с.
13. Кон И. С. Дружба. М. : Политиздат, 2013. 348 с.
14. Кон И. С. Психология старшеклассника. М. : Просвещение, 2012. 207 с.
15. Ковалев П.А. Методы математической статистики в психологических исследованиях: Уссурийск: Издательство УГПИ, 2014.176с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ