Содержание.............. 2
Понятие и проблемы омонимии................ 3
Лексические омонимы................. 19
Многозначные слова и омонимы................. 22
Возникновение омонимов в русском языке... 25
Языковые явления, сходные с лексической омонимией............ 28
Омонимия и полисемия в русском языке... 30
Функционально-стилистическая роль омонимии и близких к ней явлений................. 31
Определения явлений омонимии и омонимов, принадлежащих разным лингвистам........... 34
Литература............... 38
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР про¬являются в ограниченности словарного запаса, резком рас¬хождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, В. А. Ковшикова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный за¬пас. Характерным признаком для этой группы детей явля¬ются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сен¬сорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задерж¬ка речевого развития и др.).
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивно¬го словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают боль¬шие затруднения.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дош¬кольники с ОНР даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, земляника, брусника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, рабочий, тка¬чиха, швея), частей тела и частей предмета (бедро, стопа, кисть, локоть; манжета, фара, кузов) и др.
Многие дети затрудняются в актуализации таких слов, как овца, лось, ослик, грач, цапля, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер.
Особенно большие различия между детьми с нормаль¬ным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагатель-ных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назы¬вании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, пу-шистый, гладкий, квадратный и др.).
В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобла¬дают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежед¬невно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, ку-паться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.).
Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оцен¬ку, качества, признаки и др.
Нарушение формирования лексики у этих детей выра¬жается как в незнании многих слов, так и в трудностях поис¬ка известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР явля¬ется неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или непра-вильного употребления слов в речи детей с ОНР многообраз¬ны.
В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других — проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще ситуативный характер.
..............