Введение 7
1 Теоретические аспекты аттестации работников бюджетной
организации 10
1.1 Ретроспективный анализ подходов к аттестации работников 10
1.2 Виды, формы и методы аттестации и оценки персонала 17
1.3 Особенности трудовой деятельности работников в бюджетных
учреждениях 24
2 Оценка аттестации работников в МБУ детский сад № 147 «Сосенка» 36
2.1 Характеристика муниципального образовательного учреждения и
анализ использования бюджетных средств 36
2.2 Анализ процесса аттестации работников муниципальных
образовательных учреждений 46
3 Разработка мероприятий, направленных на совершенствование процесса
аттестации персонала бюджетных организаций 52
3.1 Алгоритм аттестации работников в условиях перехода на
профессиональные стандарты 52
3.2 Расчет социально-экономической эффективности 56
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложения
Принятые в последнее время законы и другие нормативно -правовые акты, касающиеся деятельности бюджетных организаций и учреждений, предъявляют к научной среде и практикам, участвующим в их деятельности, новые требования. Необходимо скорейшее теоретическое осмысление нововведений, проведение необходимых исследований и внедрение на основе полученных данных, практических мероприятий. Бюджетные организации играют немаловажную роль в развитии экономики регионов и муниципальных образований. Отсюда возникает потребность в анализе компетентности работников муниципальных учреждений.
Актуальность темы исследования определяется несколькими причинами. Так, реформа управления в России привела к росту полномочий и самостоятельности в решении вопросов, лежащих в плоскости компетенций бюджетных организаций, и как следствие, изменились требования к их кадрам. Во-вторых, как и во всех сферах человеческой деятельности, необходимо внедрять инновационные технологии в процессы управления кадрами.
Вышеперечисленные обстоятельства определили выбор темы настоящей квалификационной работы - «Совершенствование аттестации персонала бюджетной организации».
Проблемам кадровой политики, управления персоналом уделено значительное внимание в управленческой, кадровой и специальной литературе авторами А.Я. Кибановым, А.В. Дейнека, Н.В. Федоровой, П.Э. Шлендером и др.
Вопросы, касающиеся процедуры аттестации работников организаций отмечены в трудах авторов: Е. Ветлужских, Бернарда Марра, А.Я. Анцупова, Т.И. Захаровой и др.
Вопросы муниципального управления и экономики рассмотрены в трудах А.Г. Авшарова, А.В. Пикулькина, Н.В. Постового, А.В. Черджиева и других авторов.
Вместе с тем, множество научных работ, посвященных проблеме аттестации персонала, было опубликовано еще до необходимого применения профессиональных стандартов и, таким образом, в трудах ученых не были учтены требования к компетенциям современного работника образовательного учреждения.
Цель работы: разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы аттестации работников бюджетных образовательных учреждений.
Чтобы успешно достичь поставленной цели, необходимо решить задачи:
1. Провести теоретический анализ аттестационных процедур
персонала бюджетных организаций;
2. Определить особенности трудовой деятельности работников
бюджетных организаций;
3. Провести анализ организационно-экономической деятельности бюджетной организации;
4. Разработать алгоритм аттестации персонала в условиях действующего законодательства.
Объект исследования - муниципальное бюджетное учреждение детский сад № 147 «Сосенка».
Предмет исследования - система аттестации работников МБУ.
Теоретической и методологической основой работы являются учебно-методическая литература и опубликованные труды ученых и практиков как российских, так и зарубежных, в области управления персоналом, в сфере муниципального управления, нормативно-правовые акты и положения документов, регламентирующих деятельность муниципальных бюджетных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов, способствующих научно-практическому улучшению аттестационного процесса работников муниципальных учреждений вообще и образовательных, в частности . Разработанный алгоритм процесса аттестации может быть успешно использован в оценочных процедурах другими организациями.
Выпускная квалификационная работа структурно включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список из 37-ми источников и пять приложений.
Первая глава ВКР посвящена ретроспективному анализу подходов к аттестации работников, выявлены популярные виды и методы аттестации и оценки персонала, выявлены особенности трудовой деятельности работников бюджетных учреждений.
Вторая глава посвящена характеристике МБУ - детского сада, анализу организационно-экономических показателей и действующей в детском саду процедуры аттестации его работников.
В третьей главе разработаны и обоснованы предложения, благодаря которым, по нашему мнению, система аттестации работников муниципального бюджетного образовательного учреждения приобретает новый алгоритм с учетом требований законодательства .
Общий объем работы 63 страниц, в том числе 21 рисунок и 6 таблиц.
Проблема аттестации работников муниципальных учреждений назрела давно. Особенно актуальна она в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях, поскольку обязательным является переход на профессиональные стандарты педагогов, а централизованных требований на сегодняшний день нет. Министерство образования направило правительству России обращение с предложением изменить подходы к аттестации работников образовательных учреждений, но пока не разработан единый механизм диагностического инструментария оценки компетенция педагогов.
В настоящей работе были исследованы теоретические аспекты аттестации работников бюджетной сферы на примере детского сада «Сосенка». Были изучены традиции при подготовке и проведении аттестационных процедур, тщательно изучены виды, методы и формы аттестации, а также рассмотрены особенности трудовой деятельности работников бюджетных учреждений.
На основе проведенного анализа определений данной категории, было сформулировано авторское определение: «Аттестация - это процесс оценивания уровня квалификации работника, которая необходима и достаточна для выполнения его трудовой функции, закрепленной в профессиональном стандарте, либо в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации». В результате изучения нормативно-правовых актов по аттестации, сделан вывод о том, что реформирование кадровой работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, влечет переход из плоскости квалификаций в плоскость компетенций, о необходимости уточнения критериев, которые адекватно оценили бы компетенции работников. В связи с неизбежностью перехода на профессиональные стандарты, указано на необходимость разрабатывать и внедрять модели профессиональных компетенций с учетом адаптации уже имеющегося в мировой и отечественной практике опыта в данном вопросе.
Во второй главе в результате проведенной характеристике функционирования исследуемого объекта и анализа существующего процесса аттестации работников, был смоделирован алгоритм, отражающий все этапы и их содержание.
В третьей главе обоснованы предложения, способствующие совершенствованию процесса аттестации работников. Таковыми являются:
1) изменение алгоритма процесса аттестации путем введения в него дополнительного блока «индикаторы поведения аттестуемых», отражающие положения профессиональных стандартов педагога, повара и бухгалтера.
2) автоматизация аттестационного процесса на платформе «1С: Оценка персонала», способная гармонично вписаться в уже применяемый продукт автоматизации для бюджетных учреждений.
Социально-экономическая эффективность предложений очевидна, поскольку благодаря внедрению мероприятий, снижается текучесть персонала, повышается приверженность к учреждению и использованию более точных показателей компетентности работников.
1. Дейнека А. В. Управление персоналом организации [Электронный ресурс] : учебник / А. В. Дейнека. - Москва : Дашков и К°, 2015. - 288 с.
2. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО-Пресс, - 2000. - С.40.
3. Мелихов Ю.Е. Управление персоналом. Портфель надежных технологий [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие/ Мелихов Ю.Е., Малуев П.А.- Электрон.текстовые данные. - М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 193 с.
4. Мелькина В.В. О роли аттестации работников в современных условиях // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. №5-7. С. 100-103.
5. Мумладзе Р.Г. Основы управления персоналом [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Р.Г. Мумладзе, И.В. Васильева. - Москва: Русайнс, 2015. - 152 с.
6. Настольная книга кадровика. Юридические аспекты Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. Контракт, Инфра-М, 2013.- 368 с.
7. Официальный сайт МБУ детский сад № 147 «Сосенка» г.о.
Тольятти http://chgard147.tgl.net.ru
8. Пантелеева В. В. Современные технологии оценки персонала [Электронный ресурс] : электрон. учеб.-метод. пособие / В. В. Пантелеева ; ТГУ ; Гуманит.-пед. ин-т ; каф. «Теорет. и прикладная психология». - Тольятти : ТГУ, 2015. - 134 с.
9. Пластинина Н. Аттестация и ее последствия // Кадровик.ру, 2013, № 12. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/attestaciya-i-ee- posledstviya (Дата обращения: 13.03.2017)
10. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110) (ред. от 19.03.2017).
11. Постановление Совета Министров СССР «О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи» от 26.07.1973 № 531 .[Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9035213 (Дата обращения: 13.03.2017)
12. Постановление Совета Министров СССР от 24.09.1968 № 760 «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники». Библиотека нормативно-правовых актов СССР [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc ussr/usr 6904.htm (Дата обращения: 13.03.2017)
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 № 276
«Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
http://www.rg.ru/2014/06/04 (дата обращения: 02.03.2017).
14. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственных (муниципальных) учреждений при введении эффективного контракта». [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu53.ru/np-includes/ (дата обращения: 14.03.2017)
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г. № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер"»
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. Профессиональный стандарт
«Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)».
17. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 08 сентября 2015 г. № 610н «Об утверждении профессионального стандарта "Повар"»
18. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утв. Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р.
19. Сайт компании EFSOL. Режим электронного доступа -
http://efsol.ru/company/about.html (Дата обращения 02.05.2017)
20. Сайт консалтинга. «Налог-налог.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://buhonline24.ru/kadry/ (Дата обращения 17.04.2017)
21. Сайт организации 1С. Режим электронного доступа. - http:// 1c.ru/rus/products/1c/predpr/bbo5.htm (Дата обращения 29.04.2017)
22. Синица О.С. Аттестация работников [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/attestaciya-rabotnikov (Дата обращения: 13.03.2017)
23. Технология оценки и сертификации квалификации руководителей
муниципальных образовательных учреждений // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения 09.10.2016).
24. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 15.02.2017).
25. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / П.Э. Шлендер [и др.].- Электрон.текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 319 c.- Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/8597.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
26. Управление персоналом. Словарь-справочник. [Электронный ресурс]. URL: http://psyfactor.org/personal0.htm
27. Управление персоналом организации [Электронный ресурс] : учебник / А.Я. Кибанов [и др.] ; под ред. А.Я. Кибанова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 694 с.
28. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях».
29. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25 -ФЗ (ред. от 30.03.2015) «О муниципальной службе в Российской Федерации».
30. Федорова Н.В. Управление персоналом: учебник / Н.В. Федорова,
О.Ю. Минченкова. - М.: КНОРУС, 2013. - 432 с.
31. Что такое эффективный контракт с педагогом в образовании? [Электронный ресурс]. URL: http://law5.ru/obrazcy-dokumentov (дата обращения 29.03.2017)
32. Шестакова Е. Что значит применение профстандартов для работодателя и HR-службы: 6 главных вопросов. http://www.hr-director.ru
33. HR-Portal. Сообщество и публикации. Режим электронного доступа http://hr-portal.ru/page/1s-personal-programmnyy-kompleks
34. Эффективный контракт для бюджетников: переход на эффективный
контракт начнется уже в этом году// Политическое образование. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/200822 (дата обращения
10.04.2017)
35. Fletcher C. Personality tests the great debate //Personnel management. 1991. September. P.38-42
36. Gaudler A., Rosental D., Thornton G.C., Bentson C. Meta-analysis of assessment centers validity // Journal of applied psychology. 1987. 72. P.492-511
37. Kwiatkowcki R. Testing in the workplace //The Psychology (Special issue). 1994. 7 (1). P.10-32
38. The right indicators for personal goals.// Country Selection/ 1&1 is
pleased to offer a product range specifically for international customers. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.1and1.co.uk/digitalguide/online-marketing/web-analytics/kpis-in-online- marketing/
39. Young R.A., Valach L., Collin A. A contextual explanation of career. In D.Brown, L. Brooks, & Associates. Career choice and development (3rd ed., pp. 477-512). San Francisco: Jussey-Bass,1996
40. Zunker V.G. Career Counseling, applied concepts of life planning. An International Thompson Publishing company, Brooks, 1998