Введение
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 6
1.1. Патология слуха. Причины нарушения слуха 6
1.2. Особенности психического и физического состояния слабослышащих
детей старшего школьного возраста 10
1.3. Легкая атлетика как средство развития двигательных способностей у
слабослышащих детей старшего школьного возраста 14
ГЛАВА 2 . МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3 . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ .. 27
3.1. Изучение уровня развития двигательных способностей слабослышащих
юношей 15-17 лет до педагогического эксперимента 27
3.2. Обоснование подобранных средств для дополнительных учебно -
тренировочных занятий по легкой атлетике для слабослышащих юношей 15¬17 лет 28
3.3. Определение эффективности воздействия средств, используемых на дополнительных занятиях по легкой атлетике на развитие двигательных
способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается тенденция к росту детской инвалидности. К числу патологических отклонений в состоянии здоровья относится и нарушение слуха. В своих работах автор Л.А. Добрынина отмечает, что «Примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость».
К сожалению, как отечественные, так и зарубежные статистические данные указывают на постоянное увеличение числа детей с отсутствием или понижением функции органа слуха [Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2003, Речицкая Е.Г. и др., 2014; Королева И.В., 2016; Харченко Л.В., 2016]. По данным Всемирной организации Здравоохранения России детей и подростков с нарушением слуха насчитывается более 600 тысяч.
Сегодня важно создавать условия в нашей стране, способствующие ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, в частности, детям с нарушением слуха.
Одним из непосредственных условий жизнедеятельности ребёнка является удовлетворение его биологической потребности в движении. В соответствии с концепцией И.А. Аршавского «Формирование органов и функциональных систем, развитие разнообразных навыков в наибольшей степени обусловлено объёмом двигательной активности. Именно физическое воспитание обеспечивает не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребёнка» [И.А. Аршавский, 1982].
Проблема развития двигательных способностей у слабослышащих детей за счёт увеличения их двигательной активности становиться всё более актуальной. Причём ещё недостаточно разработано программ и методик, которые смогли бы решить все задачи специального воспитания данной категории детей. Недостаточно изучено влияние разнообразных средств и методов адаптивного физического воспитания на развитие двигательных способностей у слабослышащих старшеклассников.
Выше сказанное, позволило определить актуальность выбранной темы исследования «Развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет средствами легкой атлетики».
Гипотеза. Предполагается, что подобранные средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике позволят значительно улучшить двигательные способности у юношей 15-17 лет, имеющих нарушение слуха.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по легкой атлетике для юношей с нарушением слуха.
Предмет исследования - средства дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
В связи с вышесказанным, мы поставили следующую цель в нашей работе - исследование влияний применения средств дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
2. Подобрать средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
3. Проверить эффективность, подобранных средств для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, на практике.
Практическая значимость. Подобранные средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике для слабослышащих юношей 15-17 лет, направлены на улучшение их двигательных способностей. Они могут быть использованы методистами, инструкторами и тренерами в залах ЛФК, в спортивных клубах и т.п. в практической работе со старшеклассниками, имеющими нарушения слуха.
Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Сравнительная характеристика результатов уровня развития двигательных способностей на начало педагогического эксперимента достоверных различий (p<0,05) между экспериментальной и контрольной группой не показала.
2. Подобрали средства для проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике для юношей 15-17 лет, имеющих нарушение слуха. Они предусматривают повышение у данной категории юношей уровня развития двигательных способностей, укрепление здоровья и привитие интереса к занятиям легкой атлетикой.
3. Выявили достоверное улучшение (p<0,05) показателей, характеризующих уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет после педагогического эксперимента в ЭГ.
4. Доказали эффективность влияния дополнительных занятий по легкой атлетике на уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
Рекомендуем использование средств легкой атлетики на занятиях, направленных на развитие двигательных способностей юношей 15-17 лет с нарушением слуха.
Перед началом дополнительных занятий по легкой атлетике для лиц, имеющих нарушения слуха, важно изучить их состояние здоровья, выявить, нет ли противопоказаний к занятиям, данным видом деятельности.
На учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике важно решать коррекционно-развивающие задачи, такие как коррекция и развитие координационных способностей и физической подготовленности; коррекция техники основных движений; коррекция соматических нарушений, компенсация утраченных функций.
При проведении учебно-тренировочных занятий следует руководствоваться принципами оздоровительной тренировки (последовательности, систематичности, сознательности и активности, свободного выбора, доступности, ценностной ориентации, индивидуализации, прочности, и др.).
1. Алябьева, Е.Л. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. / Е.А. Алябьева. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы индивидуального развития.
-М.: Наука, 1982. - С. 270.
3. Богомильский М.Р. Нарушение слуха и их коррекция у детей - Москва, Российский вестник перинатологии и неонатологии, 2000. - №5. - с.20-24
4. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха /Р. М. Боскис. - М.: Просвещение, 1987.- 346с.
5. Врублевский Е.П. Легкая атлетика. Основы знаний (в вопросах и ответах) [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.П. Врублевский. - Электрон. текстовые данные. - М. : Издательство «Спорт», 2016. - 240 с.
6. Выготский JI.C. Проблемы дефектологии /Л.С. Выготский. - М., 1995.
7. Германов Г.Н. Урок легкой атлетики в школе. Часть I [Электронный ресурс] : монография / Г.Н. Германов, Е.Г. Германова. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 242 с.
8. Говорун М.И., Гофман В.Р., Мельник С.М. Повышение эффективности диагностики центральных нарушений при сенсоневральной тугоухости. - Москва: Российская оториноларингология, 2003. - №3. с.45-48.
9. Голованова Л.Е. Структура старческой тугоухости у пациентов. - СПб гериатрического центра. - Москва: Российская оториноларингология. - 2003. - №3. с.48-51
10. Гришина Г.Н. Любимые детские игры /Г.Н. Гришина. - М., 1997.
11. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] : учебник / С.П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные.
- М. : Издательство «Спорт», 2016. - 616 с.
12.Загорянская М.Е., Румянцева М.Г. Значение эпидемиологических методов исследования в профилактике нарушений слуха у детей - Москва: Российская оториноларингология, 2003. - №3. - С.79-83.
13. Каргалицкая А.С. Музыкально ритмические занятия в школе для слабослышащих детей (1-2 годы обучения) /А.С Каргалицкая. - М., 1992.
14. Королева И.В. Помощь детям с нарушением слуха [Электронный ресурс] : руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : КАРО, 2016. — 304 с.
15. Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха) [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие /
Е.Г. Речицкая [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - М. : Московский педагогический государственный университет, 2014. - 184 с.
16. Красноперова Н.А. Зрительная работоспособность у детей с нарушением слуха / Н.А. Красноперова //Дефектология. - 2001. - № 1. -С. 11-16.
17. Легкая атлетика [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.В. Караван [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 85с.
18. Луценко С.А. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения. Лёгкая атлетика [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / С.А. Луценко, С.В. Тухто, К.Ю. Заходякина. - Электрон. текстовые данные. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 84 с.
19.Овчинников Е.Л. Акустоволновая модель слуха: эффект возрастной эволюции улиткового протока. - Москва: Российская оториноларингология. - 2003. - №3. с.106-111
20.Озолин Н.Т. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 480 с.
21. Пузанов Б.П. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением слуха [Электронный ресурс] : учебное пособие / Б.П. Пузанов, Т.Г. Богданова. - Электрон. текстовые данные. - М. : Прометей, 2012. - 256 с.
22. Сурдопедагогика : учеб. для студентов вузов, обуч. по специальности 031600 "Сурдопедагогика" / И. Г. Багрова [и др.] ; под ред. Е. Г. Речицкой. - Гриф МО. - Москва : Владос, 2014. - 655 с. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр.: с. 652-655. - ISBN 978-5-691-01320-1 : 238-00.
23. Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей.- М.: Медицина, 1984. - 239 с.
24. Фандикова, Л.А. Режимы двигательной активности глухих и слабослышащих детей, обучающихся в специнтернате/Фандикова Л.А. // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХХПИ. - Харьков, 2001. - № 4. - С. 46-50.
25. Харченко Л.В. Теория и методика адаптивной физической культуры для
лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.В. Харченко, Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе. - Электрон. текстовые данные. - Омск: Омский государственный университет им.
Ф.М. Достоевского, 2016. - 112 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Текст/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2014. - 480 с.
27. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 464с.
28. Щуплецова Т.С. Особенности развития мышечной силы у глухих школьников // Теория и практика физической культуры, 1990, № 8. - С. 28.
29.Элективные курсы по физической культуре и спорту [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. В. Тычинин ; Воронеж. гос. ун-т инж. технологий ; [науч. ред. В. М. Суханов]. - Воронеж : ВГУИТ : ЭБС АСВ, 2017. - 63 с. - ISBN 978-5-00032-250-5.