Развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет средствами легкой атлетики
|
Введение
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 6
1.1. Патология слуха. Причины нарушения слуха 6
1.2. Особенности психического и физического состояния слабослышащих
детей старшего школьного возраста 10
1.3. Легкая атлетика как средство развития двигательных способностей у
слабослышащих детей старшего школьного возраста 14
ГЛАВА 2 . МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3 . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ .. 27
3.1. Изучение уровня развития двигательных способностей слабослышащих
юношей 15-17 лет до педагогического эксперимента 27
3.2. Обоснование подобранных средств для дополнительных учебно -
тренировочных занятий по легкой атлетике для слабослышащих юношей 15¬17 лет 28
3.3. Определение эффективности воздействия средств, используемых на дополнительных занятиях по легкой атлетике на развитие двигательных
способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 6
1.1. Патология слуха. Причины нарушения слуха 6
1.2. Особенности психического и физического состояния слабослышащих
детей старшего школьного возраста 10
1.3. Легкая атлетика как средство развития двигательных способностей у
слабослышащих детей старшего школьного возраста 14
ГЛАВА 2 . МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 25
ГЛАВА 3 . РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ .. 27
3.1. Изучение уровня развития двигательных способностей слабослышащих
юношей 15-17 лет до педагогического эксперимента 27
3.2. Обоснование подобранных средств для дополнительных учебно -
тренировочных занятий по легкой атлетике для слабослышащих юношей 15¬17 лет 28
3.3. Определение эффективности воздействия средств, используемых на дополнительных занятиях по легкой атлетике на развитие двигательных
способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность исследования. В настоящее время отмечается тенденция к росту детской инвалидности. К числу патологических отклонений в состоянии здоровья относится и нарушение слуха. В своих работах автор Л.А. Добрынина отмечает, что «Примерно 4-6% от всего населения земного шара имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. При этом около 2% имеет двустороннюю значительно выраженную тугоухость».
К сожалению, как отечественные, так и зарубежные статистические данные указывают на постоянное увеличение числа детей с отсутствием или понижением функции органа слуха [Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2003, Речицкая Е.Г. и др., 2014; Королева И.В., 2016; Харченко Л.В., 2016]. По данным Всемирной организации Здравоохранения России детей и подростков с нарушением слуха насчитывается более 600 тысяч.
Сегодня важно создавать условия в нашей стране, способствующие ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, в частности, детям с нарушением слуха.
Одним из непосредственных условий жизнедеятельности ребёнка является удовлетворение его биологической потребности в движении. В соответствии с концепцией И.А. Аршавского «Формирование органов и функциональных систем, развитие разнообразных навыков в наибольшей степени обусловлено объёмом двигательной активности. Именно физическое воспитание обеспечивает не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребёнка» [И.А. Аршавский, 1982].
Проблема развития двигательных способностей у слабослышащих детей за счёт увеличения их двигательной активности становиться всё более актуальной. Причём ещё недостаточно разработано программ и методик, которые смогли бы решить все задачи специального воспитания данной категории детей. Недостаточно изучено влияние разнообразных средств и методов адаптивного физического воспитания на развитие двигательных способностей у слабослышащих старшеклассников.
Выше сказанное, позволило определить актуальность выбранной темы исследования «Развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет средствами легкой атлетики».
Гипотеза. Предполагается, что подобранные средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике позволят значительно улучшить двигательные способности у юношей 15-17 лет, имеющих нарушение слуха.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по легкой атлетике для юношей с нарушением слуха.
Предмет исследования - средства дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
В связи с вышесказанным, мы поставили следующую цель в нашей работе - исследование влияний применения средств дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
2. Подобрать средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
3. Проверить эффективность, подобранных средств для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, на практике.
Практическая значимость. Подобранные средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике для слабослышащих юношей 15-17 лет, направлены на улучшение их двигательных способностей. Они могут быть использованы методистами, инструкторами и тренерами в залах ЛФК, в спортивных клубах и т.п. в практической работе со старшеклассниками, имеющими нарушения слуха.
К сожалению, как отечественные, так и зарубежные статистические данные указывают на постоянное увеличение числа детей с отсутствием или понижением функции органа слуха [Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2003, Речицкая Е.Г. и др., 2014; Королева И.В., 2016; Харченко Л.В., 2016]. По данным Всемирной организации Здравоохранения России детей и подростков с нарушением слуха насчитывается более 600 тысяч.
Сегодня важно создавать условия в нашей стране, способствующие ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, в частности, детям с нарушением слуха.
Одним из непосредственных условий жизнедеятельности ребёнка является удовлетворение его биологической потребности в движении. В соответствии с концепцией И.А. Аршавского «Формирование органов и функциональных систем, развитие разнообразных навыков в наибольшей степени обусловлено объёмом двигательной активности. Именно физическое воспитание обеспечивает не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого ребёнка» [И.А. Аршавский, 1982].
Проблема развития двигательных способностей у слабослышащих детей за счёт увеличения их двигательной активности становиться всё более актуальной. Причём ещё недостаточно разработано программ и методик, которые смогли бы решить все задачи специального воспитания данной категории детей. Недостаточно изучено влияние разнообразных средств и методов адаптивного физического воспитания на развитие двигательных способностей у слабослышащих старшеклассников.
Выше сказанное, позволило определить актуальность выбранной темы исследования «Развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет средствами легкой атлетики».
Гипотеза. Предполагается, что подобранные средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике позволят значительно улучшить двигательные способности у юношей 15-17 лет, имеющих нарушение слуха.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс по легкой атлетике для юношей с нарушением слуха.
Предмет исследования - средства дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
В связи с вышесказанным, мы поставили следующую цель в нашей работе - исследование влияний применения средств дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
2. Подобрать средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
3. Проверить эффективность, подобранных средств для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике, на практике.
Практическая значимость. Подобранные средства для дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике для слабослышащих юношей 15-17 лет, направлены на улучшение их двигательных способностей. Они могут быть использованы методистами, инструкторами и тренерами в залах ЛФК, в спортивных клубах и т.п. в практической работе со старшеклассниками, имеющими нарушения слуха.
Результаты проведённого исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Сравнительная характеристика результатов уровня развития двигательных способностей на начало педагогического эксперимента достоверных различий (p<0,05) между экспериментальной и контрольной группой не показала.
2. Подобрали средства для проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике для юношей 15-17 лет, имеющих нарушение слуха. Они предусматривают повышение у данной категории юношей уровня развития двигательных способностей, укрепление здоровья и привитие интереса к занятиям легкой атлетикой.
3. Выявили достоверное улучшение (p<0,05) показателей, характеризующих уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет после педагогического эксперимента в ЭГ.
4. Доказали эффективность влияния дополнительных занятий по легкой атлетике на уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
Рекомендуем использование средств легкой атлетики на занятиях, направленных на развитие двигательных способностей юношей 15-17 лет с нарушением слуха.
Перед началом дополнительных занятий по легкой атлетике для лиц, имеющих нарушения слуха, важно изучить их состояние здоровья, выявить, нет ли противопоказаний к занятиям, данным видом деятельности.
На учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике важно решать коррекционно-развивающие задачи, такие как коррекция и развитие координационных способностей и физической подготовленности; коррекция техники основных движений; коррекция соматических нарушений, компенсация утраченных функций.
При проведении учебно-тренировочных занятий следует руководствоваться принципами оздоровительной тренировки (последовательности, систематичности, сознательности и активности, свободного выбора, доступности, ценностной ориентации, индивидуализации, прочности, и др.).
1. Сравнительная характеристика результатов уровня развития двигательных способностей на начало педагогического эксперимента достоверных различий (p<0,05) между экспериментальной и контрольной группой не показала.
2. Подобрали средства для проведения дополнительных учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике для юношей 15-17 лет, имеющих нарушение слуха. Они предусматривают повышение у данной категории юношей уровня развития двигательных способностей, укрепление здоровья и привитие интереса к занятиям легкой атлетикой.
3. Выявили достоверное улучшение (p<0,05) показателей, характеризующих уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет после педагогического эксперимента в ЭГ.
4. Доказали эффективность влияния дополнительных занятий по легкой атлетике на уровень развития двигательных способностей у слабослышащих юношей 15-17 лет.
Рекомендуем использование средств легкой атлетики на занятиях, направленных на развитие двигательных способностей юношей 15-17 лет с нарушением слуха.
Перед началом дополнительных занятий по легкой атлетике для лиц, имеющих нарушения слуха, важно изучить их состояние здоровья, выявить, нет ли противопоказаний к занятиям, данным видом деятельности.
На учебно-тренировочных занятиях по легкой атлетике важно решать коррекционно-развивающие задачи, такие как коррекция и развитие координационных способностей и физической подготовленности; коррекция техники основных движений; коррекция соматических нарушений, компенсация утраченных функций.
При проведении учебно-тренировочных занятий следует руководствоваться принципами оздоровительной тренировки (последовательности, систематичности, сознательности и активности, свободного выбора, доступности, ценностной ориентации, индивидуализации, прочности, и др.).
Подобные работы
- Развитие скоростно-силовых способностей у юношей с нарушением слуха
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018



