Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс

Работа №106709

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс 9
1.1 Особенности развития наглядно-образного мышления детей
6-7 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Игры в кроссенс как средство развития наглядно-образного
мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс 22
2.1 Выявление уровня развития наглядно-образного мышления
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию
наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс 35
2.3 Оценка динамики уровня развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического
развития 51
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 62
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 63
Приложение В Примеры кроссенсов 64
Приложение Г Инфографики для родителей по применению игр в кроссенс 68
Приложение Д Результаты исследования на этапе контроля


Мыслительная деятельность у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является одним из сложных объектов изучения. В этом возрасте происходит отставание именно на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании конкретных образов-представлений, а также происходит сложность создания целого из частей и выделения частей из целого. В результате, несформированные образы-представления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития могут серьёзно повлиять на работу мыслительных операций - анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, а также могут повлиять на нарушение целостности и активности восприятия.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что у детей 6-7 лет с задержкой психического развития происходит отставание именно в познавательных психических процессах, которые играют важную роль в развитии каждого ребёнка. Одним из таких психических процессов выступает как раз мышление, а именно наглядно-образная форма мышления, тесно связанная с конкретными образами-представлениями, которые у воспитанников с задержкой психического развития, к сожалению, слабо и недостаточно сформированы. Возраст 6-7 лет считается очень важным, потому что речь идёт о новой ступени и о новом этапе развития каждого ребёнка - это школа. Поэтому, в возрасте 6-7 лет главной задачей является подготовка детей к школе, а наглядно-образное мышление является основой развития уже следующего вида мышления, а именно, словесно-логического мышления в младшем школьном возрасте.
В отечественной дефектологи, психологии и педагогике вопросы, которые касаются развития различных видов мышления, в том числе наглядно-образного у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, представлены и изучены в работах таких известных учёных, как Н.Ю. Борякова, Л.С. Выготский, Е.Н. Васильева, Л.А. Венгер, Т.А. Власова, П.Я. Гальперин, Т.В. Егорова, Г.И. Ефремова, М.И. Еникеев, В.И. Лубовский, К.С. Лебединская, Н.Г. Поддубная, Ф.А. Сохин, Е.С. Слепович, Г.Е. Сухарева, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенкова, М.Г. Ярошевский.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Опыт, который получает ребёнок через игру, даёт ему возможность понимать и решать задачи в наглядно-образном и словесно-логическом планах. Для развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития используют различные современные инновационные средства. Одним из таких инновационных и недостаточно изученных средств считаются игры в кроссенс. Игры в кроссенс имеют наглядное отображение необходимой информации, что является важным для детей с задержкой психического развития. Данное инновационное средство представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, а также символов, каждое изображение которых связано с предыдущим и последующим по смыслу. И основная цель игр в кроссенс - найти связь между этими картинками и объяснить, что общего между данными картинками. Очень важно, что игры в кроссенс позволяют решать проблемы развивающего, дифференцированного и личностно-ориентированного обучения детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Можно выделить противоречие между необходимостью развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием возможностей игр в кроссенс для осуществления данного процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования: каковы возможности игр в кроссенс в развитии наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития?
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы сформулировали тему исследования «Развитие наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс.
Объект исследования: процесс развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования: развитие наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс будет возможным, если:
- подобраны приёмы работы с кроссенсами в соответствии
с показателями наглядно-образного мышления;
- включены игры в кроссенс в коррекционно-образовательную деятельность учителя-дефектолога;
- разработаны наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями для организации творческой совместной работы с детьми по формированию и восстановлению в памяти уже известных детям образов-представлений.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс.
2. Выявить уровень развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций Л.С. Выготского;
- концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
- результаты исследований, посвященных развитию наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Н.Ю. Боряковой, Л.С. Выготского, Е.Н. Васильевой, Л.А. Венгера, Т.А. Власовой, П.Я. Гальперина, Т.В. Егоровой, Г.Н. Ефремовой, М.И. Еникеева, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской, Н.Г. Поддубной, Ф.А. Сохина, Е.С. Слепович, Г.Е. Сухаревой, Е.А. Стребелевой, Р.Д. Триггер, У.В. Ульенковой, В.И. Ядэшко, И.С. Якиманской, М.Г. Ярошевского);
- положения исследований о возможностях игр в кроссенс в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста (С.А. Белосипецкой, В.С. Зайцева, М.И. Никоарэ, Н.В. Чаркиной).
Методы исследования:
- теоретический (анализ психолого-педагогической литературы и методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
- методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 198 «Вишенка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 13 детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития.
Новизна исследования заключается в разработке этапов и подборе приёмов работы, используемых в процессе игр в кроссенс, в соответствии с показателями наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании поэтапной работы с использованием игр в кроссенс, которая может составить основу для расширения научных представлений о средствах развития наглядно-образного мышления и построении педагогического процесса по развитию наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования, содержание коррекционно-образовательной деятельности, приемы работы с кроссенсами, игры в кроссенс, разработанные наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями по применению кроссенсов, могут использовать педагоги- психологи, учителя-дефектологи при построении работы по развитию наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Структура бакалаврской работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы (26 наименований) и 5 приложений. Текст работы проиллюстрирован 14 таблицами и 1 рисунком. Объём бакалаврской работы - 61 страница.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Задержка психического развития - это, прежде всего, замедление темпа психического развития, впоследствии которого познавательные процессы отстают от принятых возрастных норм. У дошкольников с таким нарушением важно развивать познавательные психические процессы, в частности, наглядно-образное мышление, являющееся основой для развития словесно-логического.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в подготовительной к школе группе преобладают низкий уровень развития наглядно-образного мышления у 46% детей 6-7 лет с задержкой психического развития и средний уровень у 54% детей. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления ни у кого из воспитанников не был получен. В процессе диагностики у дошкольников возникали трудности, например, при зрительном соотнесении частей и целого и их пространственного расположения (когда собирали разрезные картинки), при оперировании образами в процессе обобщения (поиск лишней картинки), при оперировании образами в процессе анализа и синтеза (трудно было найти недостающую часть коврика).
Мы определили и экспериментально проверили, что процесс развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством игр в кроссенс будет возможным, если:
- подобраны приёмы работы с кроссенсами в соответствии с
показателями наглядно-образного мышления у детей;
- включены игры в кроссенс в коррекционно-образовательную
деятельность учителя-дефектолога;
- разработаны наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями для организации творческой совместной работы с детьми по формированию и восстановлению в памяти уже известных детям образов-представлений.
По результатам проведённой работы мы отметили повышение уровня развития наглядно-образного мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития. С помощью контрольной диагностики выявлено, что количество воспитанников с низким уровнем развития наглядно-образного мышления снизилось и составило 23% (выявлено 46% на констатирующем этапе). Количество детей со средним уровнем развития наглядно-образного мышления 62%, повысилось на 8% (54% на констатирующем этапе).
Количество воспитанников с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления 15% (на констатирующем этапе детей с высоким уровнем не выявлено). По данным результатам, можно сказать, что отмечается положительная динамика показателей наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены. Проведённое исследование позволило установить, что использование игр в кроссенс в работе с дошкольниками 6-7 лет с задержкой психического развития является возможным и эффективным способом развития наглядно-образного мышления. Кроме того, игры в кроссенс достаточно интересны, очень нравятся детям. Результаты контрольного эксперимента подтвердили верность выдвинутой нами гипотезы.



1. Бусленко В. Н., Федин С. Н. Кроссенс // Журнал «Наука и
жизнь». М. : 2004. № 6. С. 30-32.
2. Бусленко В. Н., Федин С Н. Кроссенс Игра для эрудитов //
Журнал «Наука и жизнь». М. : 2002. №2. С. 29-35.
3. Выготский Л С. Мышление и речь. М. : Педагогика, 1982. 445 с.
4. Венгер Л. А., Мухина В. С Развитие мышления дошкольника //
Дошкольное воспитание. 1974. № 7. С. 30-37.
5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. : «Педагогика», 1986. 225 с.
6. Гордичук А. Н. Методическая
разработка занятия «Волшебная книга знаний» с использованием технологии
«Кроссенс» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Новодвинск : Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества», 2019. 8 с. URL :
https ://педпроект.рф/№р-соп7епб/ир1оаЙ8/2020/01/ (дата обращения : 30.01.2022).
7. Дергачёва Е. В. Мастер-класс «Использование кроссенс-технологии при работе с детьми». URL :
https://znanio. ru/media/master-klass-ispolzovanie-krossens- tehnologii-pri-rabote-s-detmi-2627626 (дата обращения : 16.03.2022).
8. Ельцова А. С., Микляева Н. В. Особенности развития мышления у дошкольников с ЗПР : статья в сборнике трудов конференции. Орехово- Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. С. 64-67.
9. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 2. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 496 с .
10. Калинина Ю. А. Особенности формирования наглядно-образного
мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития статья в сборнике трудов конференции.
Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2013. С. 215-217.
11. Крылов А. А. Психология. М. : Проспект, 2000. 583 с.
12. Кротова Ю. В. Основные направления коррекционной работы по развитию наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития : статья в сборнике статей. Сочи : МДОБУ Детский сад комбинированного вида № 125, 2020. С. 131-135.
13. Лаврухина Н. Е., Васина Ю. М. Вопрос о специфике развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития : статья в сборнике трудов конференции. Тула : ФГБОУ ВО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2018. С. 48-50.
14. Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Добровольская Т. А. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 320 с.
15. Мельник Ю. Ю., Коротовских Т. В. Особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития : статья в сборнике трудов конференции. Сургут : БУ ВО ХМАО- Югра «Сургутский государственный педагогический университет», 2016. С. 449-454.
16. Михалева О. В. Проект «Использование технологии «кроссенс» в развитии интеллектуальных способностей старших дошкольников. Борзи : МДОУ «Детский сад № 126», 2020. 12 с. URL : http://ds_borz_126. borz. zabedu. ru/images/obrazovanie/proektkrossen s_compressed.pdf (дата обращения : 31.01.2022).
17. Немов Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности: учебное пособие. М. : Издание Юрайт, 2014. 752 с.
18. Никульникова О. В. Кроссенсы на закрепление содержания сказок для детей 6-7 лет. Магнитогорск : МДОУ«Центр развития ребёнка - детский сад № 178». 2016. 5 с. URL : https://www. psyoffice. ru/35002-13- 21425. html. (дата обращения: 09.09. 21).
19. Никоарэ М. И. Пересечение
смыслов, или Творим с историей // Учительская газета. 2012. С. 20-28. URL: http://www.ug.ru/method_article/214 (дата обращения: 23. 03. 2022).
20. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника: монография. М. : Издательство Педагогика, 1977. 272 с.
21. Поддьяков Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 342 с.
22. Педагогическая мастерская «Кроссенс». Сборник итоговых работ. Из опыта работы педагогов города Лысьвы: / сост. Скотынянская В. Э. Лысьва : МАУ ДПО «Центр научно-методического обеспечения», 2020. 98 с.
23. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Педагогика, 1958. 586 с.
24. Симошкевич Е. А., Теплякова Е. Ф. Особенности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Журнал Мир педагогики и психологии. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2020. №2 (43). С. 84-89.
25. Филатова О. С. Технология
кроссенс, как метод социализации
ребёнка в современном мире. Тейково : МДОУ детский сад №1 «Алёнушка», 2022. 12
с. URL : https://nsportal.ru/detskiy-
sad/raznoe/2022/04/25/tehnologiya-krossens-interaktivnaya-igra-v- tehnike-krossens (дата обращения : 25.04.2022).
26. Шунина И. В. Использование
технологии «Кроссенс» в развитии
интеллектуальных способностей
дошкольников. Методическая
разработка. Стерлитамак : МАДОУ
«Детский сад № 91», 20 с. URL : https://www.art-
talant. org/publikacii/8198-ispolyzovanie-tehnologii-krossens-v- razvitii intellektualynyh-sposobnostey-doshkolynikov (дата обращения: 04.02. 2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ