Введение 6
Глава 1. Общеправовая характеристика закупок для государственных и муниципальных нужд 8
1.1 Понятие контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд 8
1.2 Принципы осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд 11
1.3 Источники правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд 15
Глава 2. Субъекты отношений по закупкам для государственных
и муниципальных нужд 20
2.1 Правовой статус заказчика 20
2.2 Правовой статус участника 24
2.3 Иные участники системы закупок для государственных и муниципальных нужд 29
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложения 48
Актуальность темы данной бакалаврской работы заключается в том, что в современных условиях развития экономики система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора. Система государственных закупок призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики и международных торговых отношений.
Внедрение автоматизированных информационных систем электронных закупок для государственных региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок на стадиях планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации.
Объектом исследования является правовое обеспечение закупок для государственных и муниципальных нужд.
Предметом работы является изучение таких законов как, Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Целью работы является изучение правового регулирования системы государственных закупок, повышения эффективности управления государственными ресурсами в условиях современной экономики России, система регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд максимально эффективно и результативно, а так же обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, с целью предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Поставленных целей работы предполагается достигнуть путём решения следующих задач:
а) изучить законодательство РФ о закупках для государственных и муниципальных нужд;
б) рассмотреть основные понятия, применяемые в законодательстве о закупках;
в) исследовать права и обязанности участников при осуществлении закупок;
г) рассмотреть ряд функций контролирующих органов;
д) рассмотреть ответственность за нарушение законодательства в сфере проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.
Нормативной основой исследования являются: Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, постановления Правительства, указы Министерства экономического развития, федеральный закон «О конкуренции», а так же материалы по осуществлению закупок для нужд МУ МВД России «Сызранское».
При проведении работы по изучению законодательства в сфере государственных закупок были применены следующие методы: исследовательский, диалектический, информационный.
Теоретической основой бакалаврской работы являются труды следующих авторов: Храмкина А.А., Воробьевой О.М., Евсташенкова А.Н., Губина Е.П., Лахно П.Г., Романова К.И., Беляевой О.А., Ермаковой А.В.
Данная бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
По данным Министерства экономического развития РФ по результатам мониторинга применения Закона № 44-ФЗ за I полугодие 2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) размещено извещений о закупках на сумму более 2,54 трлн. рублей. Общий объем заключенных контрактов составил порядка 2,07 трлн. рублей, что на 6% меньше показателя 2015 года (без учета контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе). Экономия бюджетных средств достигла 210 млрд. рублей. Среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило 10%. Прирост экономии по итогам отчетного периода составил 29% относительно аналогичного показателя прошлого года. Среднее количество участников закупок на торгах сохраняется на уровне 2015 г. и составляет в среднем 3. Среднее значение «индекса одной заявки» 1 - 5,5 процентных пунктов. Общий объем закупок у единственного поставщика снизился на 6,9%. Пре-обладающим способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет 53,9% от общего количества размещенных в ЕИС извещений.
Таким образом, можно говорить об эффективности применения Федерального закона №44-ФЗ в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения нужд МУ МВД России «Сызранское», как государственного заказчика, в 2016 году осуществлялась в соответствии с требования Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. В целях недопустимости нерационального расходования средств федерального бюджета, работа по заключению государственных контрактов и договоров организована с соблюдением принципа приоритета, то есть в первую очередь осуществляется закупка товаров, работ и услуг, без которых невозможно выполнение основных функций, связанных с обеспечением охраны общественного порядка и общественной безопасности. За 2016 год было произведено 93 закупки, из которых 40 с использованием конкурентных способов, в т.ч. 32 электронных аукциона на сумму 12 270,40 тыс. руб., (экономия составила 82,82 тыс.руб.); 1 запрос предложений на сумму 252,56 тыс.руб.(экономия составила 3,06 тыс. руб.) и 7 запросов котировок на сумму 641,38 тыс.руб. (экономия со-ставила 96,04 тыс. руб.); 53 закупки у единственного поставщика, 6 из которых являются монополистами - цена контрактов составляет 1 337,33 тыс.руб., и 47 закупок до 100,0 тыс.руб. на сумму 1 981,36 тыс.руб. (Приложение Б).
В ходе исполнения государственных контрактов осуществляется контроль за соблюдением сроков исполнения обязательств и условий контрактов, своевременное поступление документов, являющихся основанием для оплаты за выполненные работы, оказанные услуги, поставленные товары. В течение 2016 года было исполнено 90 государственных контрактов и договоров, сведения и отчеты об исполнении которых своевременно размещены в единой ин-формационной сети. По исполненным за отчетный период контрактам, штрафных санкций и уплаты неустоек не допущено. В ходе исполнения обязательств по заключенным государственным контрактам также не допускалось нарушения по срокам оплаты за выполненные работы, оказанные услуги и поставленные товары.
Анализ законодательства закупок в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд показал, что в сравнении с опытом применения Федерального закона 94-ФЗ, Федеральный закон 44-ФЗ более оптимален в условиях современного развития экономики. Постоянное совершенствование и внесение изменений в действующий закон о закупках, а так же оптимизация нормативной базы, предусматривающей ответственность, как должностных лиц, так и юридических, позволяет участникам закупок относиться более ответственно к исполнению обязательств по процедурам закупок. При соблюдении основных принципов контрактной системы, цель осуществления закупок по обеспечению выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Феде-рации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов будет максимально реализована.
Таким образом, в работе рассмотрены нормы правового регулирования системы государственных закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//СЗ РФ 2014г. №331ст.4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (1 часть от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// СЗ РФ 1994г. №32 ст.3301; 2 часть от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// СЗ РФ 1996г №5 ст.410; 3 часть третья от
26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016)// Парламентская газета №224 от 28.11.2001; 4 часть от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 28.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Парламентская газета № 214-215 от 21.12.2006.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ
18.11.2002 № 46 ст. 4532.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996г. №63-ФЗ (ред. от 03.04.2017)// СЗ РФ 1996г. №25 ст.2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ (ред. от 03.04.2017)// Парламентская газета № 241-242 от 22.12.2001.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. №197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// Российская газета №256 от 31.12.2001.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// СЗ РФ 1998г. №31 ст. 3823
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195-ФЗ (ред. от 03.04.2017)// Российская газета №256 от 31.12.2001.
9. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002г. № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016)// Парламентская газета №140-141 от 27.07.2002.
10. Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017)// СЗ РФ 2013г. №14 ст.1652.
11. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета №159 от 22.06.2011.
12. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2016)// Российская газета №25 от 08.02.2001.
13. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ 1996г. № 3 ст.145.
14. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции»// Российская газета № 162 от 27.07.2006.
15. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2016 № 2933-р «О проведении электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ» // СЗ РФ 09.01.2017 №2 ст.473.
16. Министерство экономического развития РФ «Доклад о результатах мониторинга применения Закона № 44-ФЗ за I полугодие 2016 г.» // econo- mu.gov.ru.
Специальная литература
17. Храмкин А.А., Воробьева О.М., Ермакова А.В. Правовое регулирование контрактной системы. Сборник нормативных актов. 2-е издание /; под ред. А.А.Храмкина - М.: ООО «ПРИНТ ПРО», 2016. - 464 с.
18. Храмкин А.А., Воробьева О.М., Ермакова А.В., Книга контрактного управляющего. 2-е издание // под ред. А.А. Храмкина. М.: ООО «ПРИНТ ПРО», 2016. - 322 с.
19. Храмкин А.А., Воробьева О.М., Евсташенков А.Н. Настольная книга госзаказчика // отв. ред. А.А. Храмкин. - 10-е издание, дополненное. - М.: ИД «Юриспруденция», 2015. - 576 с.
20. Губин Е.П., Лахно П.Г. «Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник» (3-е изд., перераб. и доп.)// «НОРМА», «ИНФРА-М», 2017.
21. Романов К.И. Принципы закупок для государственных и корпоративных нужд: в чем сходство и различия? // «Руководитель автономного учреждения», 2014, №3.
22. Беляева О.А. Тенденции развития законодательства Российской Федерации о регламентированных закупках // «Журнал российского права», 2016, №9.
23. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Сборник нормативных правовых актов. 11-е изд. - М.: ИД «Юриспруденция», 2015. - 428 с.
24. Государственные и муниципальные закупки - 2015. Сборник докладов Х Всероссийской практической конференции-семинара. - М.: ИД «Юриспруденция», 2016. - 504 с.
Материалы юридической практики
25. Определение Верховного суда Российской Федерации от 09.03.2017 № 302-ЭС16-14360.
26. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.09.2015 по делу № А70-5900/2014.
27. Решение Ульяновского УФАС России от 29 декабря 2016 г. № 13-854/03-2016.
28. Решение Хабаровского УФАС России от 27.01.2017 №22 по делу
№ 7-1/39.