Совершенствование логистической системы организации (на примере ООО «Приматек»)
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты исследования логистических процессов на предприятии 8
1.1 Сущность и принципы логистической системы 8
1.2. Роль логистики в повышении эффективности и росте
конкурентоспособности предприятий 16
1.3. Критерии эффективности логистической системы 23
Глава 2 Анализ организации логистической системы предприятия (на примере
ООО «Приматек») 32
2.1. Краткая характеристика организации 32
2.2. Анализ сложившейся логистической системы в компании 38
Глава 3 Повышение эффективности функционирования логистической системы ООО «Приматек» 48
3.1. Проблемы логистической системы ООО «Приматек» 48
3.2. Пути решения выявленных проблем и перспективы развития 54
логистической системы в ООО «Приматек» 54
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Цели и задачи подсистем логистической системы 71
Приложение Б Основные экономические показатели за 2019-2021 годы ООО
«Приматек» 72
Глава 1 Теоретические аспекты исследования логистических процессов на предприятии 8
1.1 Сущность и принципы логистической системы 8
1.2. Роль логистики в повышении эффективности и росте
конкурентоспособности предприятий 16
1.3. Критерии эффективности логистической системы 23
Глава 2 Анализ организации логистической системы предприятия (на примере
ООО «Приматек») 32
2.1. Краткая характеристика организации 32
2.2. Анализ сложившейся логистической системы в компании 38
Глава 3 Повышение эффективности функционирования логистической системы ООО «Приматек» 48
3.1. Проблемы логистической системы ООО «Приматек» 48
3.2. Пути решения выявленных проблем и перспективы развития 54
логистической системы в ООО «Приматек» 54
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Цели и задачи подсистем логистической системы 71
Приложение Б Основные экономические показатели за 2019-2021 годы ООО
«Приматек» 72
Актуальность исследования. Современное состояние мировой экономики подразумевает расширение хозяйственных связей за счет активных глобализационных процессов и увеличения уровня потребления. Это неизбежно приводит к развитию рынка производителей, а также увеличению логистической сети, поскольку материалы, продукция и товары должны быть доставлены заказчику. В этой связи с каждым годом все больше увеличивается роль логистических систем, так как они реализуют важнейшие социальные экономические функции и являются связующим звеном между всеми участниками хозяйственных взаимоотношений.
Более того, реализуемые логистическими системами функции постоянно усложняются, чтобы соответствовать запросам современного общества. Изначально главным фактором появления логистики была справедливая потребность увеличения производительности экономических систем в обстоятельствах растущего уровня платежеспособного спроса, уменьшения доступности источников сырья и увеличения конкурентной борьбы, но в ходе изменения международный экономической системы в сервисную экономику с рыночным приоритетом покупателя, логистика приобрела сильный стимул к развитию. В частности, помимо традиционных операций (транспортировка, комплектация и внутреннее перемещение) она дополнилась сбором, хранением и обработкой данных информационного потока и др. Современная логистическая стала представлять уникальную деятельность, которая охватывает все подсистемы предприятия и влияет на каждый элемент в цепи. Слаженная логистика увеличивает общую эффективность деятельности предприятия, а недостаточная существенно ее снижает, тормозя все другие бизнес-процессы.
Рассматривая влияние логистики на деятельность любого предприятия, следует отметить, что она при правильном построении всех бизнес-процесс способствует повышению конкурентоспособности за счет удовлетворения потребностей заказчиков и снижения количества временных и финансовых издержек на проведение тех или иных операций. Осуществление данной задачи достигается, основным способом, за счет регулирования, управления параметрами вещественных потоков, обрабатываемых транспортным обслуживанием и оптимального сочетания их с потоками транспортных услуг.
В целом важно отметить, что актуальность внедрения логистики связана с интенсификацией и расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций. В этой связи представляется очевидной значимость данного исследования и необходимость более глубокого изучения путей повышения эффективности логистической системы. Для достижения большей наглядности этот процесс рассмотрен на примере компании «Приматек», осуществляющей свою деятельность на территории Ленин-градской области.
Степень научной разработанности. Исследованием логистических систем занимались многие специалисты, среди которых можно выделить следующих: Т. В. Алесинская, Б. А. Аникин, А. М. Гаджинский, Ю. Кормачихин, Г. Г. Левкин, В. С. Лукинский, И. А. Мищерский, Н. К. Моисеева, А. Н. Родников, О. М. Сярдова Е. В. Федорова, А. И. Шинкевич и др. Тем не менее, несмотря на значительное количество работ, следует отметить недостаточность исследований по повышению эффективности функционирования логистических систем.
Цель исследования состоит в изучении современных путей повышения эффективности логистической системы.
Объектом исследования выступает ООО «Приматек».
Предметом исследования является процесс функционирования логистической системы организации.
Названная цель предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть сущность и принципы логистической системы;
- определить роль логистики в повышении эффективности и росте конкурентоспособности предприятий;
- изучить критерии эффективности системы;
- охарактеризовать логистическую компанию ООО «Приматек»;
- выявить проблемы системы в ООО «Приматек»;
- предложить пути решения выявленных проблем и определить перспективы развития логистической системы в ООО «Приматек».
Методическую основу исследования составили: общенаучный (диалектический), систематизация, обобщение, аналитический, системно-структурный, сравнительно-сопоставительный методы.
Теоретической базой исследования послужили: отчетность ООО «Приматек», а также труды отечественных авторов, как: Д. С. Аксенова, В.Д. Газман, В. Галов, А. Г. Зеленкова, А.Р. Зорькин, Т. Купринов, О.Н. Ларин, А. Ю. Москальченко, У. Нордхаус, П. Самуэлльсон, А.А. Суска, О.М. Сярдова, А.В. Тебекин, А. К. Тменов, М. А. Чернышев, интернет-ресурсы и др.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в деятельности предприятий для совершенствования и оценки системы управления логистическими транспортными потоками.
Практическая значимость работы заключается в развитии теоретических и методических основ принятия управленческих решений в логистике и управлении цепями поставок.
Структура выпускной квалификационной работы, обусловленная логикой исследования, его целью и задачами, представлена введением, основной частью, включающей в себя три главы (теоретическую, аналитическую и практическую), заключением и списком использованной литературы.
Более того, реализуемые логистическими системами функции постоянно усложняются, чтобы соответствовать запросам современного общества. Изначально главным фактором появления логистики была справедливая потребность увеличения производительности экономических систем в обстоятельствах растущего уровня платежеспособного спроса, уменьшения доступности источников сырья и увеличения конкурентной борьбы, но в ходе изменения международный экономической системы в сервисную экономику с рыночным приоритетом покупателя, логистика приобрела сильный стимул к развитию. В частности, помимо традиционных операций (транспортировка, комплектация и внутреннее перемещение) она дополнилась сбором, хранением и обработкой данных информационного потока и др. Современная логистическая стала представлять уникальную деятельность, которая охватывает все подсистемы предприятия и влияет на каждый элемент в цепи. Слаженная логистика увеличивает общую эффективность деятельности предприятия, а недостаточная существенно ее снижает, тормозя все другие бизнес-процессы.
Рассматривая влияние логистики на деятельность любого предприятия, следует отметить, что она при правильном построении всех бизнес-процесс способствует повышению конкурентоспособности за счет удовлетворения потребностей заказчиков и снижения количества временных и финансовых издержек на проведение тех или иных операций. Осуществление данной задачи достигается, основным способом, за счет регулирования, управления параметрами вещественных потоков, обрабатываемых транспортным обслуживанием и оптимального сочетания их с потоками транспортных услуг.
В целом важно отметить, что актуальность внедрения логистики связана с интенсификацией и расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций. В этой связи представляется очевидной значимость данного исследования и необходимость более глубокого изучения путей повышения эффективности логистической системы. Для достижения большей наглядности этот процесс рассмотрен на примере компании «Приматек», осуществляющей свою деятельность на территории Ленин-градской области.
Степень научной разработанности. Исследованием логистических систем занимались многие специалисты, среди которых можно выделить следующих: Т. В. Алесинская, Б. А. Аникин, А. М. Гаджинский, Ю. Кормачихин, Г. Г. Левкин, В. С. Лукинский, И. А. Мищерский, Н. К. Моисеева, А. Н. Родников, О. М. Сярдова Е. В. Федорова, А. И. Шинкевич и др. Тем не менее, несмотря на значительное количество работ, следует отметить недостаточность исследований по повышению эффективности функционирования логистических систем.
Цель исследования состоит в изучении современных путей повышения эффективности логистической системы.
Объектом исследования выступает ООО «Приматек».
Предметом исследования является процесс функционирования логистической системы организации.
Названная цель предопределила постановку следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть сущность и принципы логистической системы;
- определить роль логистики в повышении эффективности и росте конкурентоспособности предприятий;
- изучить критерии эффективности системы;
- охарактеризовать логистическую компанию ООО «Приматек»;
- выявить проблемы системы в ООО «Приматек»;
- предложить пути решения выявленных проблем и определить перспективы развития логистической системы в ООО «Приматек».
Методическую основу исследования составили: общенаучный (диалектический), систематизация, обобщение, аналитический, системно-структурный, сравнительно-сопоставительный методы.
Теоретической базой исследования послужили: отчетность ООО «Приматек», а также труды отечественных авторов, как: Д. С. Аксенова, В.Д. Газман, В. Галов, А. Г. Зеленкова, А.Р. Зорькин, Т. Купринов, О.Н. Ларин, А. Ю. Москальченко, У. Нордхаус, П. Самуэлльсон, А.А. Суска, О.М. Сярдова, А.В. Тебекин, А. К. Тменов, М. А. Чернышев, интернет-ресурсы и др.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы в деятельности предприятий для совершенствования и оценки системы управления логистическими транспортными потоками.
Практическая значимость работы заключается в развитии теоретических и методических основ принятия управленческих решений в логистике и управлении цепями поставок.
Структура выпускной квалификационной работы, обусловленная логикой исследования, его целью и задачами, представлена введением, основной частью, включающей в себя три главы (теоретическую, аналитическую и практическую), заключением и списком использованной литературы.
Таким образом, в ходе проведения данного исследования удалось установить, что логистика на сегодняшний день является неотъемлемым элементом деятельности любой организации. Логистика представляет собой вид деятельности, направленный на оптимизацию планирования, организации, учета, регулирования и контроля движения материальных и информационных потоков в процессе достижения плановых результатов, а именно движение от поставщика до конечного потребителя. Правильно выстроенная система логистических связей позволяет получить существенные преимущества в условиях жесткой конкурентной борьбы, сформировавшейся в современной рыночной экономике. На активное развитие логистических связей и логистики в целом оказали влияние такие ключевые факторы как глобализация мировой экономики и научно-техническая революция, вызвав повышенный спрос на логистические услуги.
Организация и контроль за системой логистических процессов играют важнейшую роль в деятельности любой организации, тем более, производственной. Они создают благоприятные возможности для того, чтобы обеспечивать высокий уровень ликвидности и рентабельности; поддерживать необходимую скорость снабжения сырьем производственных объектов; способствовать переработки сырья и реализации продукции.
Рассмотренная нами компания ООО «Приматек» является современным предприятием полного цикла, способным осуществлять разработку лакокрасочных материалов по требованиям заказчиков, производить их на современном оборудовании, осуществлять логистику по всей территории России. Имя собственную научно-техническую базу и модернизированное производство оно способно следовать рецептуре ведущих европейских и азиатских компаний, производящих лакокрасочные материалы.
Компания позиционирует себя как производитель полного цикла, поэтому в поле нашего рассмотрения были следующие виды деятельности компании:
- поставка сырья;
- переработка сырья и создание продукции;
- хранение и поставка продукции.
В свою очередь они создавали следующие логистические цепочки:
- закупочный процесс: доставка сырья и оборудования на предприятие (или удаленные склады), размещение сырья и оборудования на складе;
- производственный процесс: доставка сырья и оборудования на производство; внутри складское распределение сырья, оборудования и готовой продукции;
- сбытовой процесс: отправка готовой продукции и/или оборудования клиенту или на удаленный склад.
Наиболее интересным для нас оказался внутренний сбытовой процесс. Закупочной и сбытовой мы могли оценить в большей степени лишь по работе иных транспортных компаний, услугой которых пользуется компания ООО «Приматек». Однако, мы отметили особенности использования компанией собственного транспорта, состоящего из малотоннажных грузовиков.
Сама производственная логистика в компании разделена на три составляющие:
- логистика сырья для производства;
- логистика оборудования для производства и заказчиков;
- логистика готового товара для складов компании и конечных заказчиков.
Во всех случаях обнаруживались проблемы логистической составляющей, которые можно охарактеризовать как общие, существующие у большинства производственных компаний с сетью представительств:
- значительная децентрализация;
- низкий уровень координации между сотрудниками отдела сбыта и отдела снабжения;
- задержки в принятии решений, а также наличие «ведомственности» в принятии решений.
Как мы сделали предположение, все это является следствием не только технических и технологических просчетов, но в основном ввиду отсутствия цифровизации в бизнес-процессах, а также в отсутствии высококвалифицированного персонала.
На наш взгляд две последние причины являются наиболее важными, так как современное предприятие (тем более имеющее производство) должно идти в ногу со временем и внедрять в свою деятельность оцифрованные бизнес- процессы. Это тесно связано и с необходимостью набора персонала, который должен научиться работать в современной среде.
Поэтому мы особое внимание обратили на два последних тезиса в нашей работе:
- необходимость обучение персонала путем наставничества (впрочем, это не отменяет получение первичных знаний);
- внедрение современной CRM, способной покрывать необходимые потребности в коммуникации как с клиентами, так и, внутри отделов. Система управления взаимоотношениями должна учитывать и вбирать в себя все процессы организации, включая логистические.
В завершение можно отметить, что организация логистических процессов лежит в основе многих производственных процессов. Оттого, насколько хорошо выстроена и отлажена логистическая система напрямую зависит репутации компании и финансовая прибыль. Именно поэтому важно непрерывно совершенствовать логистические процессы, чтобы помочь компании экономить временные и трудовые затраты, а также имеет мощные конкурентные преимущества [6].
Организация и контроль за системой логистических процессов играют важнейшую роль в деятельности любой организации, тем более, производственной. Они создают благоприятные возможности для того, чтобы обеспечивать высокий уровень ликвидности и рентабельности; поддерживать необходимую скорость снабжения сырьем производственных объектов; способствовать переработки сырья и реализации продукции.
Рассмотренная нами компания ООО «Приматек» является современным предприятием полного цикла, способным осуществлять разработку лакокрасочных материалов по требованиям заказчиков, производить их на современном оборудовании, осуществлять логистику по всей территории России. Имя собственную научно-техническую базу и модернизированное производство оно способно следовать рецептуре ведущих европейских и азиатских компаний, производящих лакокрасочные материалы.
Компания позиционирует себя как производитель полного цикла, поэтому в поле нашего рассмотрения были следующие виды деятельности компании:
- поставка сырья;
- переработка сырья и создание продукции;
- хранение и поставка продукции.
В свою очередь они создавали следующие логистические цепочки:
- закупочный процесс: доставка сырья и оборудования на предприятие (или удаленные склады), размещение сырья и оборудования на складе;
- производственный процесс: доставка сырья и оборудования на производство; внутри складское распределение сырья, оборудования и готовой продукции;
- сбытовой процесс: отправка готовой продукции и/или оборудования клиенту или на удаленный склад.
Наиболее интересным для нас оказался внутренний сбытовой процесс. Закупочной и сбытовой мы могли оценить в большей степени лишь по работе иных транспортных компаний, услугой которых пользуется компания ООО «Приматек». Однако, мы отметили особенности использования компанией собственного транспорта, состоящего из малотоннажных грузовиков.
Сама производственная логистика в компании разделена на три составляющие:
- логистика сырья для производства;
- логистика оборудования для производства и заказчиков;
- логистика готового товара для складов компании и конечных заказчиков.
Во всех случаях обнаруживались проблемы логистической составляющей, которые можно охарактеризовать как общие, существующие у большинства производственных компаний с сетью представительств:
- значительная децентрализация;
- низкий уровень координации между сотрудниками отдела сбыта и отдела снабжения;
- задержки в принятии решений, а также наличие «ведомственности» в принятии решений.
Как мы сделали предположение, все это является следствием не только технических и технологических просчетов, но в основном ввиду отсутствия цифровизации в бизнес-процессах, а также в отсутствии высококвалифицированного персонала.
На наш взгляд две последние причины являются наиболее важными, так как современное предприятие (тем более имеющее производство) должно идти в ногу со временем и внедрять в свою деятельность оцифрованные бизнес- процессы. Это тесно связано и с необходимостью набора персонала, который должен научиться работать в современной среде.
Поэтому мы особое внимание обратили на два последних тезиса в нашей работе:
- необходимость обучение персонала путем наставничества (впрочем, это не отменяет получение первичных знаний);
- внедрение современной CRM, способной покрывать необходимые потребности в коммуникации как с клиентами, так и, внутри отделов. Система управления взаимоотношениями должна учитывать и вбирать в себя все процессы организации, включая логистические.
В завершение можно отметить, что организация логистических процессов лежит в основе многих производственных процессов. Оттого, насколько хорошо выстроена и отлажена логистическая система напрямую зависит репутации компании и финансовая прибыль. Именно поэтому важно непрерывно совершенствовать логистические процессы, чтобы помочь компании экономить временные и трудовые затраты, а также имеет мощные конкурентные преимущества [6].



