Введение 5
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования читательского интереса у младшего школьника в процессе взаимодействия школы и библиотеки 9
1.1 Читательский интерес и особенности его формирования в
младшем школьном возрасте 9
1.2 Принципы и методы взаимодействия школы и библиотеки по
формированию читательского интереса 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательского интереса у младшего школьника 36
2.1 Диагностика уровня сформированности читательского интереса у
младшего школьника 36
2.2 Разработка и внедрение комплекса мероприятий, способствующих формированию читательского интереса в процессе взаимодействия школы и библиотеки 50
2.3 Анализ и обобщение результатов 57
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Показатели уровня сформированности активности читательского интереса 70
Приложение Б Показатели уровня сформированности читательской заинтересованности 73
Приложение В Показатели уровня сформированности эмоционального восприятия 78
Приложение Г Показатели уровня сформированности отношения к чтению. 80
Приложение Д Показатели уровня сформированности критерий по
результатам четырех методик 84
Приложении Е Разработка планов-конспектов формирующего этапа эксперимента 86
Приложение Ж Показатели уровня сформированности читательской активности на контрольном этапе эксперимента 91
Приложение И Показатели уровня сформированности читательской заинтересованности на контрольном этапе эксперимента 92
Приложение К Показатели уровня сформированности эмоционального восприятия на контрольном этапе эксперимента 94
Приложение Л Показатели уровня сформированности отношения к чтению на контрольном этапе эксперимента 95
Приложение М Показатели уровня сформированности критерий по результатам четырех методик 96
Одной из значимых проблем на сегодняшний день является проблема снижения читательского интереса детей. Читательский интерес - достаточно сложная сфера направленности личности, в которой находят свое выражение характер, нравственно-эстетическое отношение к действительности, культурный уровень человека и общий кругозор. Изменение общественной жизни привело к росту числа неблагополучных семей, в которых, к сожалению, родители мало заинтересованы в воспитании ребенка. Да и дети стали уделять много времени современным гаджетам. Изменились и позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми. Родители стали реже читать детям. Это привело к нарушению полноценного и систематического общения с книгой.
И.И. Тихомирова говорит о том, что современный кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен к этой сфере занятий интерес: «по большому счету интерес, как сила, влекущая к чтению, это центральное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь решения проблемы, именуемой «кризис общения» [27].
Не является секретом, что книга играет огромную роль в духовном развитии человека. В период интенсивного становления личности ее значение особенно велико. Ведь именно книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, страданий и радостей, поступков, мыслей, побуждений и отношений. Она учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося строится на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет основной результат и цель образования. Невозможно воспитать всесторонне развитую личность, не приобщая ребенка к чтению, не формируя его читательский интерес. Библиотека располагает большими возможностями в решении этого вопроса. «Формирование образованной и культурной личности - это цель современной школы, а путь к ее достижению - введение обучающихся в культуру, освоение ими нравственных и культурных образов, выработанных человечеством в целом [4].
Следует отметить, что одним из приоритетных направлений в современной образовательной и культурной политике государства является приобщение детей к чтению.
При взаимодействии школы и библиотеки решаются важные задачи воспитания читательской компетенции младшего школьника. Библиотеки, используя различные формы индивидуальных, групповых, массовых мероприятий, способны пробудить в ребенке интерес к чтению, раскрыть значимость и уникальную ценность чтения для всестороннего развития личности ребенка. Библиотекари развивают такие качества у читателей, как мышление, воображение, память и речь - основу хорошей учебы в школе.
В организации библиотечной среды представлена вся мировая культура в ее системной классификации. Книжные фонды, объединенные в единое информационно-коммуникативное пространство, создают у обучающихся наглядный универсальный образ знаний. Раскрывая эти богатства через экскурсии по библиотеке, тематические обзоры, книжные выставки, библиотека раздвигает границы чтения, побуждает к выбору собственного пути в мире знаний.
Библиотека - не просто пункт выдачи книг, она является культурным центром, способный вызвать интерес к чтению у младших школьников.
Исходя из этого, считаем проблему весьма актуальной, поскольку формирование читательского интереса во взаимодействии с библиотекой помогает ребенку создать свой образ по неким общечеловеческим культурным и нравственным образцам. А образцы находятся в искусстве и жизни, познавая которые, ребенок осваивает нравственные образы, делает их своими и усваивает нравственные ценности.
Проблема исследования: отсутствие системы целенаправленного формирования читательского интереса младших школьников.
Цель исследования: выявить условия организации взаимодействия школы и библиотеки, которые положительно влияют на формирование читательского интереса младшего школьника.
Объект исследования: процесс формирования читательского интереса.
Предмет исследования: взаимодействие школы и библиотеки как эффективное условие по формированию читательского интереса.
Гипотеза: формирование читательского интереса младшего школьника будет эффективным при взаимодействии школы и библиотеки, если:
- будут учитываться индивидуальные особенности ребенка (возрастные индивидуально-психологические особенности личности;
- развивать эмоциональную среду ребенка;
- будут использоваться эффективные методы и формы взаимодействия школы и библиотеки по формированию читательского интереса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Определить уровень сформированности читательского интереса у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс мероприятий по формированию читательских интересов;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты по теме исследования.
Методы исследования: анкетирование, метод опроса, зачетные работы по литературному чтению, беседа.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Выселки - государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа с. Выселки, Ставропольского района, Самарской области. В исследовании приняли участие обучающиеся третьих классов, составом по 20 человек.
Практическая значимость: данная работа может быть использована библиотекарем, учителем начальных классов для решения вопросов по формированию читательского интереса младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источника) и приложений (11 приложений). Текст работы дополнен таблицами (12 таблиц).
Читательский интерес - это направленный интерес. Проявляется он в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенного в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Читательский интерес - это факт выбора из всего разнообразия литературных источников ту книгу, которая имеет для этого читателя определенную значимость, увлекает самим процессом и формирует положительное отношение к чтению.
Взаимодействие школы и библиотеки включало в себя разнообразные виды деятельности, которые обладают значительными возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на обучающегося. Формирование читательского интереса у младшего школьника рассматривается как одна из составляющих учебно-воспитательного процесса и как одна из форм досуговой деятельности.
Работая над проблемой исследования, были выявлены условия эффективного формирования читательского интереса:
- процесс взаимодействия школы и библиотеки по формированию читательского интереса рассматривается как составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга младших школьников;
- использование разнообразных форм организации работы с детьми, что сделает этот процесс увлекательным;
- учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Выбранные диагностические методики раскрыли критерии, показатели и уровни сформированности читательского интереса у младшего школьника.
Рассматриваемые критерии: активность, заинтересованность, эмоциональная привлекательность и отношение к чтению.
Результаты экспериментального этапа эксперимента в двух группах показали, что у обучающихся третьих классов преобладает средний уровень сформированности читательского интереса. В связи с этим был разработан и внедрен комплекс мероприятий по формированию читательского интереса в процессе взаимодействия школы и библиотеки. На сегодняшний день библиотека это не только то место где можно почитать или взять книгу на дом, это информационная и культурно-просветительская организация, располагающая организованным фондом, предоставляемых пользователями.
Формирующий этап эксперимента был направлен на то, чтобы расширить круг читательских интересов, познакомить их с основными литературными жанрами; научить целенаправленно ориентироваться в книге; увлечь и заинтересовать самим процессом чтения; формировать
полноценное восприятие, эмоционально-чувственное отношение к произведениям; обогатить духовный мир и формировать читательский интерес младшего школьника.
На контрольном этапе эксперимента выявлено положительное влияние формирующего этапа эксперимента. Разработанные мероприятия позволили повысить уровень читательской активности, заинтересовать конкретными книгами и формировать положительное отношение к чтению.
Следует отметить, в ходе совместной работы школы и библиотеки по развитию читательского интереса младшего школьника наблюдается рост по следующим показателям:
- заинтересованность книгами определенной тематики;
- увлеченность процессом чтения;
- положительное отношение к чтению.
Полученные нами данные в значительной мере подтверждают гипотезу о том, что формирование читательского интереса младшего школьника при взаимодействии школы и библиотеки будет эффективным, если учитываются индивидуальные особенности, развиваются эмоциональная среда и используются эффективные методы и формы работы.
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июня
2017 г № 1155-р: О концепции программы поддержки детского и
юношеского чтения в Российской Федерации. Собрание законодательства РФ. 2017 г.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля
2018 г № 1375-р: Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 г. Проводимых в рамках Десятилетия детства [Электронный ресурс] : URL: http://government.ru/docs/33158/]/ (дата обращения: 22.03.2020).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31 декабря 2015 г. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г № 1576.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» от 4 декабря 1994 г. № 78-ФЗ // Библиотека и закон: Справочник. Документы. Комментарии. М.: 1996. Вып. 1. С. 4-5.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»
7. Авдеева А.В. Формирование читательской компетенции младших школьников // Молодой ученый. 2015. №22. С. 44-46.
8. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. М.: 2008. 18 с.
9. Агеева И.В. Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности // Молодой ученый. 2016. № 8.5. С. 1-4.
10. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 12. С. 27-28.
11. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. М.:1963. С. 46-65.
12. Библиотека и юный читатель: практическое пособие / под. ред. М.Д. Афанасьева, И.К. Арста. М.: Книжная палата, 1987. 255 с.
13. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: пособие для учителя. М.: 2008. 185 с.
14. Вестник детской литературы: ежеквартальное информационно-аналитическое издание. Выпуск 2. СПБ, 2011. С.126-130.
15. Внеклассное чтение. 1-4 классы. Хрестоматия. М.: СТД, 2015. 800 с.
16. Воюшина М.П., С.А. Кислинская., Е.В. Лебедева., И.Р. Николаева. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2010. 288 с.
17. Воюшина М.П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография. Санкт-Петербург.: Сударыня, 2007. 320 с.
18. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
19. Гончарова Е.Л. Ранние этапы становления читательской
деятельности при норме и при отклонениях в развитии. М.: 2009. 40 с.
20. Гусева Е.В., Курникова Е.А, Останина Е.А. Зачетные работы по литературному чтению: 3 класс: 2 часть к учебнику Климановой Л.Ф, Горецкого В.Г. М. : Экзамен, 2017. 64 с.
21. Жукова И.Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников: теоретический аспект исследования. // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №1. С.116¬120.
22. Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателей детского сада Ушакова О.С. М.: Просвещение, 1993. 271 с.
23. Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории. 2005. №3/4. С.12-21.
24. Календарь знаменательных дат на 2019-2020 год. [Электронный ресурс]: URL: http://bibl-140Zbloqspot.com]/ (дата обращения: 19.03.2020).
25. Камалова Л.А. Методика обучения литературному чтению в начальной школе: краткий конспект лекций. Каз. федер. ун-т. Казань, 2016. 10 с.
26. Карташов Н.С. Общее библиотековедение: учеб. В 2 ч. Ч. 2 Общая теория библиотечного дела. М.: МГУК, 1997. 256 с.
27. Конькова Т.Ю. Формирование у школьников интереса к чтению
классической художественной литературы как научно-педагогическая
проблема // Вестник МГУКИ. 2017. №1(75). С. 152-158.
28. Коханова В.А., Жигалов М.П., Колышева Е.Ю., Михайлова Н.С. Технологии и методики обучения литературе: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Наука, 2011. 248 с.
29. Крылова О.Н. Чтение. Формирование направленной работы с литературным источником. М. : Экзамен, 2012. 109 с.
30. Кузнецова Т.Я. Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху. // Вестник МГУКИ, 2018. №6(86). С.164-170.
31. Лихачев Б.П. Педагогика. М. : Прометей, 1996. 463 с.
32. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.:
Просвещение, 1979. 74 с.
33. Нестерова Н.А. Растим патриотов. М. : Библиотека, 2006. 124 с.
34. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. М. : Ментор, 2007. №1. С.11-13.
35. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 80000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
36. Первова Г.М. Формирование и развитие мотивации чтения. 2009. №9. С.21-23.
37. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Просвещение, 1973. 288 с.
38. Плотникова С.В. Теория и технология начального литературного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства; Урал. гос пед. ун-т. Электр. Дан. - Екатеринбург:[б.и.], 2017. электрон. опт. Диск (CD-ROM).
39. Плохотник Т.М. Взрослый разговор о детском чтении: проектная
деятельность детской библиотеки, направленная на родительскую аудиторию; [Электронный ресурс]: URL: www.nounb.sci-nnov.ru]/ (дата
обращения: 21.03.2020).
40. Популярный энциклопедический словарь. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. 1583 с.
41. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2018. 340 с.
42. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. М. : Просвещение, 1991. 238 с.
43. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?. // Начальная школа. 2005. № 2. С. 9-13.
44. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11- 18.
45. Сорока О.А. Методические рекомендации по формированию основ читательской самостоятельности у второклассников // Образование и воспитание. 2016. №2. С. 37-41.
46. Умнов Б.Г. Чтение детей и подростков в конце XX в. Ярославль.: ЛГИК, 1967. 103 с.
47. Умнов Б.Г. Проблема читательского интереса в социально-психологической теории. // Пресса -Читатель. 2009. № 6. С. 19-21.
48. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: учеб. пособие для студентов педвузов. М. : Перо 2018. 211 с.
49. Хопренинова В.А. Эстетическое переживание как условие художественного восприятия поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе // Наука и школа. МПГУ. 2013. С. 64-66.
50. Чернышова С.А. Формирование читательской культуры младших школьников на уроках внеклассного чтения // Молодой ученый. 2015. №22. С. 72-74.
51. Чикишева О.В. Анализ методов формирования интереса к чтению у младших школьников в условиях учебной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 83- 85.
52. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М. : Просвещение, 1988. 133 с.
53. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. М. : Просвещение, 1999. 135 с.