Формирование читательского интереса у младшего школьника в процессе взаимодействия школы и библиотеки
|
Введение 5
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования читательского интереса у младшего школьника в процессе взаимодействия школы и библиотеки 9
1.1 Читательский интерес и особенности его формирования в
младшем школьном возрасте 9
1.2 Принципы и методы взаимодействия школы и библиотеки по
формированию читательского интереса 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательского интереса у младшего школьника 36
2.1 Диагностика уровня сформированности читательского интереса у
младшего школьника 36
2.2 Разработка и внедрение комплекса мероприятий, способствующих формированию читательского интереса в процессе взаимодействия школы и библиотеки 50
2.3 Анализ и обобщение результатов 57
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Показатели уровня сформированности активности читательского интереса 70
Приложение Б Показатели уровня сформированности читательской заинтересованности 73
Приложение В Показатели уровня сформированности эмоционального восприятия 78
Приложение Г Показатели уровня сформированности отношения к чтению. 80
Приложение Д Показатели уровня сформированности критерий по
результатам четырех методик 84
Приложении Е Разработка планов-конспектов формирующего этапа эксперимента 86
Приложение Ж Показатели уровня сформированности читательской активности на контрольном этапе эксперимента 91
Приложение И Показатели уровня сформированности читательской заинтересованности на контрольном этапе эксперимента 92
Приложение К Показатели уровня сформированности эмоционального восприятия на контрольном этапе эксперимента 94
Приложение Л Показатели уровня сформированности отношения к чтению на контрольном этапе эксперимента 95
Приложение М Показатели уровня сформированности критерий по результатам четырех методик 96
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования читательского интереса у младшего школьника в процессе взаимодействия школы и библиотеки 9
1.1 Читательский интерес и особенности его формирования в
младшем школьном возрасте 9
1.2 Принципы и методы взаимодействия школы и библиотеки по
формированию читательского интереса 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию читательского интереса у младшего школьника 36
2.1 Диагностика уровня сформированности читательского интереса у
младшего школьника 36
2.2 Разработка и внедрение комплекса мероприятий, способствующих формированию читательского интереса в процессе взаимодействия школы и библиотеки 50
2.3 Анализ и обобщение результатов 57
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Показатели уровня сформированности активности читательского интереса 70
Приложение Б Показатели уровня сформированности читательской заинтересованности 73
Приложение В Показатели уровня сформированности эмоционального восприятия 78
Приложение Г Показатели уровня сформированности отношения к чтению. 80
Приложение Д Показатели уровня сформированности критерий по
результатам четырех методик 84
Приложении Е Разработка планов-конспектов формирующего этапа эксперимента 86
Приложение Ж Показатели уровня сформированности читательской активности на контрольном этапе эксперимента 91
Приложение И Показатели уровня сформированности читательской заинтересованности на контрольном этапе эксперимента 92
Приложение К Показатели уровня сформированности эмоционального восприятия на контрольном этапе эксперимента 94
Приложение Л Показатели уровня сформированности отношения к чтению на контрольном этапе эксперимента 95
Приложение М Показатели уровня сформированности критерий по результатам четырех методик 96
Одной из значимых проблем на сегодняшний день является проблема снижения читательского интереса детей. Читательский интерес - достаточно сложная сфера направленности личности, в которой находят свое выражение характер, нравственно-эстетическое отношение к действительности, культурный уровень человека и общий кругозор. Изменение общественной жизни привело к росту числа неблагополучных семей, в которых, к сожалению, родители мало заинтересованы в воспитании ребенка. Да и дети стали уделять много времени современным гаджетам. Изменились и позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми. Родители стали реже читать детям. Это привело к нарушению полноценного и систематического общения с книгой.
И.И. Тихомирова говорит о том, что современный кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен к этой сфере занятий интерес: «по большому счету интерес, как сила, влекущая к чтению, это центральное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь решения проблемы, именуемой «кризис общения» [27].
Не является секретом, что книга играет огромную роль в духовном развитии человека. В период интенсивного становления личности ее значение особенно велико. Ведь именно книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, страданий и радостей, поступков, мыслей, побуждений и отношений. Она учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося строится на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет основной результат и цель образования. Невозможно воспитать всесторонне развитую личность, не приобщая ребенка к чтению, не формируя его читательский интерес. Библиотека располагает большими возможностями в решении этого вопроса. «Формирование образованной и культурной личности - это цель современной школы, а путь к ее достижению - введение обучающихся в культуру, освоение ими нравственных и культурных образов, выработанных человечеством в целом [4].
Следует отметить, что одним из приоритетных направлений в современной образовательной и культурной политике государства является приобщение детей к чтению.
При взаимодействии школы и библиотеки решаются важные задачи воспитания читательской компетенции младшего школьника. Библиотеки, используя различные формы индивидуальных, групповых, массовых мероприятий, способны пробудить в ребенке интерес к чтению, раскрыть значимость и уникальную ценность чтения для всестороннего развития личности ребенка. Библиотекари развивают такие качества у читателей, как мышление, воображение, память и речь - основу хорошей учебы в школе.
В организации библиотечной среды представлена вся мировая культура в ее системной классификации. Книжные фонды, объединенные в единое информационно-коммуникативное пространство, создают у обучающихся наглядный универсальный образ знаний. Раскрывая эти богатства через экскурсии по библиотеке, тематические обзоры, книжные выставки, библиотека раздвигает границы чтения, побуждает к выбору собственного пути в мире знаний.
Библиотека - не просто пункт выдачи книг, она является культурным центром, способный вызвать интерес к чтению у младших школьников.
Исходя из этого, считаем проблему весьма актуальной, поскольку формирование читательского интереса во взаимодействии с библиотекой помогает ребенку создать свой образ по неким общечеловеческим культурным и нравственным образцам. А образцы находятся в искусстве и жизни, познавая которые, ребенок осваивает нравственные образы, делает их своими и усваивает нравственные ценности.
Проблема исследования: отсутствие системы целенаправленного формирования читательского интереса младших школьников.
Цель исследования: выявить условия организации взаимодействия школы и библиотеки, которые положительно влияют на формирование читательского интереса младшего школьника.
Объект исследования: процесс формирования читательского интереса.
Предмет исследования: взаимодействие школы и библиотеки как эффективное условие по формированию читательского интереса.
Гипотеза: формирование читательского интереса младшего школьника будет эффективным при взаимодействии школы и библиотеки, если:
- будут учитываться индивидуальные особенности ребенка (возрастные индивидуально-психологические особенности личности;
- развивать эмоциональную среду ребенка;
- будут использоваться эффективные методы и формы взаимодействия школы и библиотеки по формированию читательского интереса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Определить уровень сформированности читательского интереса у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс мероприятий по формированию читательских интересов;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты по теме исследования.
Методы исследования: анкетирование, метод опроса, зачетные работы по литературному чтению, беседа.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Выселки - государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа с. Выселки, Ставропольского района, Самарской области. В исследовании приняли участие обучающиеся третьих классов, составом по 20 человек.
Практическая значимость: данная работа может быть использована библиотекарем, учителем начальных классов для решения вопросов по формированию читательского интереса младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источника) и приложений (11 приложений). Текст работы дополнен таблицами (12 таблиц).
И.И. Тихомирова говорит о том, что современный кризис детского чтения состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен к этой сфере занятий интерес: «по большому счету интерес, как сила, влекущая к чтению, это центральное звено, потянув за которое можно вытянуть всю цепь решения проблемы, именуемой «кризис общения» [27].
Не является секретом, что книга играет огромную роль в духовном развитии человека. В период интенсивного становления личности ее значение особенно велико. Ведь именно книга вводит ребенка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, страданий и радостей, поступков, мыслей, побуждений и отношений. Она учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося строится на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет основной результат и цель образования. Невозможно воспитать всесторонне развитую личность, не приобщая ребенка к чтению, не формируя его читательский интерес. Библиотека располагает большими возможностями в решении этого вопроса. «Формирование образованной и культурной личности - это цель современной школы, а путь к ее достижению - введение обучающихся в культуру, освоение ими нравственных и культурных образов, выработанных человечеством в целом [4].
Следует отметить, что одним из приоритетных направлений в современной образовательной и культурной политике государства является приобщение детей к чтению.
При взаимодействии школы и библиотеки решаются важные задачи воспитания читательской компетенции младшего школьника. Библиотеки, используя различные формы индивидуальных, групповых, массовых мероприятий, способны пробудить в ребенке интерес к чтению, раскрыть значимость и уникальную ценность чтения для всестороннего развития личности ребенка. Библиотекари развивают такие качества у читателей, как мышление, воображение, память и речь - основу хорошей учебы в школе.
В организации библиотечной среды представлена вся мировая культура в ее системной классификации. Книжные фонды, объединенные в единое информационно-коммуникативное пространство, создают у обучающихся наглядный универсальный образ знаний. Раскрывая эти богатства через экскурсии по библиотеке, тематические обзоры, книжные выставки, библиотека раздвигает границы чтения, побуждает к выбору собственного пути в мире знаний.
Библиотека - не просто пункт выдачи книг, она является культурным центром, способный вызвать интерес к чтению у младших школьников.
Исходя из этого, считаем проблему весьма актуальной, поскольку формирование читательского интереса во взаимодействии с библиотекой помогает ребенку создать свой образ по неким общечеловеческим культурным и нравственным образцам. А образцы находятся в искусстве и жизни, познавая которые, ребенок осваивает нравственные образы, делает их своими и усваивает нравственные ценности.
Проблема исследования: отсутствие системы целенаправленного формирования читательского интереса младших школьников.
Цель исследования: выявить условия организации взаимодействия школы и библиотеки, которые положительно влияют на формирование читательского интереса младшего школьника.
Объект исследования: процесс формирования читательского интереса.
Предмет исследования: взаимодействие школы и библиотеки как эффективное условие по формированию читательского интереса.
Гипотеза: формирование читательского интереса младшего школьника будет эффективным при взаимодействии школы и библиотеки, если:
- будут учитываться индивидуальные особенности ребенка (возрастные индивидуально-психологические особенности личности;
- развивать эмоциональную среду ребенка;
- будут использоваться эффективные методы и формы взаимодействия школы и библиотеки по формированию читательского интереса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Определить уровень сформированности читательского интереса у младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс мероприятий по формированию читательских интересов;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты по теме исследования.
Методы исследования: анкетирование, метод опроса, зачетные работы по литературному чтению, беседа.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Выселки - государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа с. Выселки, Ставропольского района, Самарской области. В исследовании приняли участие обучающиеся третьих классов, составом по 20 человек.
Практическая значимость: данная работа может быть использована библиотекарем, учителем начальных классов для решения вопросов по формированию читательского интереса младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (53 источника) и приложений (11 приложений). Текст работы дополнен таблицами (12 таблиц).
Читательский интерес - это направленный интерес. Проявляется он в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенного в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. Читательский интерес - это факт выбора из всего разнообразия литературных источников ту книгу, которая имеет для этого читателя определенную значимость, увлекает самим процессом и формирует положительное отношение к чтению.
Взаимодействие школы и библиотеки включало в себя разнообразные виды деятельности, которые обладают значительными возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на обучающегося. Формирование читательского интереса у младшего школьника рассматривается как одна из составляющих учебно-воспитательного процесса и как одна из форм досуговой деятельности.
Работая над проблемой исследования, были выявлены условия эффективного формирования читательского интереса:
- процесс взаимодействия школы и библиотеки по формированию читательского интереса рассматривается как составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга младших школьников;
- использование разнообразных форм организации работы с детьми, что сделает этот процесс увлекательным;
- учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Выбранные диагностические методики раскрыли критерии, показатели и уровни сформированности читательского интереса у младшего школьника.
Рассматриваемые критерии: активность, заинтересованность, эмоциональная привлекательность и отношение к чтению.
Результаты экспериментального этапа эксперимента в двух группах показали, что у обучающихся третьих классов преобладает средний уровень сформированности читательского интереса. В связи с этим был разработан и внедрен комплекс мероприятий по формированию читательского интереса в процессе взаимодействия школы и библиотеки. На сегодняшний день библиотека это не только то место где можно почитать или взять книгу на дом, это информационная и культурно-просветительская организация, располагающая организованным фондом, предоставляемых пользователями.
Формирующий этап эксперимента был направлен на то, чтобы расширить круг читательских интересов, познакомить их с основными литературными жанрами; научить целенаправленно ориентироваться в книге; увлечь и заинтересовать самим процессом чтения; формировать
полноценное восприятие, эмоционально-чувственное отношение к произведениям; обогатить духовный мир и формировать читательский интерес младшего школьника.
На контрольном этапе эксперимента выявлено положительное влияние формирующего этапа эксперимента. Разработанные мероприятия позволили повысить уровень читательской активности, заинтересовать конкретными книгами и формировать положительное отношение к чтению.
Следует отметить, в ходе совместной работы школы и библиотеки по развитию читательского интереса младшего школьника наблюдается рост по следующим показателям:
- заинтересованность книгами определенной тематики;
- увлеченность процессом чтения;
- положительное отношение к чтению.
Полученные нами данные в значительной мере подтверждают гипотезу о том, что формирование читательского интереса младшего школьника при взаимодействии школы и библиотеки будет эффективным, если учитываются индивидуальные особенности, развиваются эмоциональная среда и используются эффективные методы и формы работы.
Взаимодействие школы и библиотеки включало в себя разнообразные виды деятельности, которые обладают значительными возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на обучающегося. Формирование читательского интереса у младшего школьника рассматривается как одна из составляющих учебно-воспитательного процесса и как одна из форм досуговой деятельности.
Работая над проблемой исследования, были выявлены условия эффективного формирования читательского интереса:
- процесс взаимодействия школы и библиотеки по формированию читательского интереса рассматривается как составная часть учебно-воспитательного процесса, как одна из форм организации досуга младших школьников;
- использование разнообразных форм организации работы с детьми, что сделает этот процесс увлекательным;
- учет возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
Выбранные диагностические методики раскрыли критерии, показатели и уровни сформированности читательского интереса у младшего школьника.
Рассматриваемые критерии: активность, заинтересованность, эмоциональная привлекательность и отношение к чтению.
Результаты экспериментального этапа эксперимента в двух группах показали, что у обучающихся третьих классов преобладает средний уровень сформированности читательского интереса. В связи с этим был разработан и внедрен комплекс мероприятий по формированию читательского интереса в процессе взаимодействия школы и библиотеки. На сегодняшний день библиотека это не только то место где можно почитать или взять книгу на дом, это информационная и культурно-просветительская организация, располагающая организованным фондом, предоставляемых пользователями.
Формирующий этап эксперимента был направлен на то, чтобы расширить круг читательских интересов, познакомить их с основными литературными жанрами; научить целенаправленно ориентироваться в книге; увлечь и заинтересовать самим процессом чтения; формировать
полноценное восприятие, эмоционально-чувственное отношение к произведениям; обогатить духовный мир и формировать читательский интерес младшего школьника.
На контрольном этапе эксперимента выявлено положительное влияние формирующего этапа эксперимента. Разработанные мероприятия позволили повысить уровень читательской активности, заинтересовать конкретными книгами и формировать положительное отношение к чтению.
Следует отметить, в ходе совместной работы школы и библиотеки по развитию читательского интереса младшего школьника наблюдается рост по следующим показателям:
- заинтересованность книгами определенной тематики;
- увлеченность процессом чтения;
- положительное отношение к чтению.
Полученные нами данные в значительной мере подтверждают гипотезу о том, что формирование читательского интереса младшего школьника при взаимодействии школы и библиотеки будет эффективным, если учитываются индивидуальные особенности, развиваются эмоциональная среда и используются эффективные методы и формы работы.
Подобные работы
- Развитие интереса к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - ПРИВЛЕЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Формирование читательской компетенции младших школьников в
процессе чтения юмористических произведений
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие образовательной организации с муниципальными учреждениями культуры по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НО СРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование читательской самостоятельности учащихся младших школьников (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Развитие читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Взаимодействие с библиотекой как форма организации внеурочной деятельности в начальной школе (Валуйский колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



