Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Характеристика речи детей с ОНР

Работа №1067

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы44
Год сдачи2013
Стоимость900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Общее недоразвитие речи.
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием ре-чи…………………………………………………………….5
1.2. Причины общего недоразвития ре-чи……………………………...6
1.3. Клинические виды общего недоразвития ре-чи…………………...9
Глава 2. Характеристика речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Развитие звукопроизношения в онтогене-зе……………………...23
2.2. Нарушение звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием ре-чи…………………………………………………………...25
2.3.Развитие лексики в онтогене-зе……………………………………26
2.4. Нарушение лексики у детей с общим недоразвитием ре-чи…….30
2.5. Развитие грамматического строя речи в онтогене-зе……………36
2.6. Нарушение формирования грамматичаского строя речи детей с общим недоразвитием ре-чи…………………………………………………..39
Заключе-ние……………………………………………………………..43
Литерату-ра……………………………………………………………...44


При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно поль-зуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навы-ками словообразования и словоизменения. К этому времени оконча-тельно формируется правильное звукопроизношение, готовность к зву-ковому анализу и синтезу.
Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко за-держивается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроиз-ношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
«Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстрой-ство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности» (8,с.50).
Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований раз-личных форм речевой паталогии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудни-ков НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И.Жаренкова и др.) в 50 – 60-х годах XX в. Отклонения в формирова-нии речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиций системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.
Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.Е.Хватцева (1959), В.К.Орфинской (1959, 1968), Н.А.Никашиной (1968), Г.А.Каше (1985), В.Правдиной (1972), Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной (1986, 1991), С.Н.Шаховской (1971), Б.М.Гриншпуна (1988) и других.
Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения воз-можных осложнений в школьном обучении.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при.............

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В логопедии как в педагогической науке понятие «общее недораз-витие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нор-мальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушает-ся формирование всех компонентов речевой системы. «При недоразви-тии речи отмечается позднее её появление, скудный запас слов, аграм-матизм, дефекты произношения и фонемообразования» (9, с.67).
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвити-ем речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном упо-треблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформиро-ванности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
У дошкольников с общим недоразвитием речи грамматические формы словоизменения, словобразования, типы предложений появля-ются, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Анализ речи детей обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологи-ческими, так и синтаксическими единицами. У них выявляются затруд-нения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Дефекты произношения и фонемообразования проявляются в том, что дошкольники не различают на слух и в произношении бизкие зву-ки, искажают звуковую структуру и звуконаполняемость слов. В про-цессе овладения звукопроизношением у них возникают специфические затруднения, связанные как с усвоением звуков, так и с усвоением рит-мически организованной звуко-слоговой структуры речи. Звукопроиз-ношение детей с общим недоразвитием речи не соответствует возрастной норме.



1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопеди-ческой работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: 1985
3. Жукова Н.С. и др. Логопедии. Преодоление общего недоразви-тия речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД,1999.
4. Каше Г.А..Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение,1985.
5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и Грам-матического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ»,2001.
6. Логопедия: Учеб. Для студ. Дефектол. Фак. Педвузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
7. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: кн. д/воспитателя дет.сада – М.: Просвещение, 1988.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т.В.Волосовец, Н.В.Горина, Н.И.Зверева и др.;Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издатель-ский центр «Академия», 2000.
9. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е.Левиной. М.: «Просвещение»,1967.
10. Поваляева М.А.. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
11. Правдина О.В. Логопедия. – М.: «Просвещение», 1973.
12. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диа-гностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2001.
13. Ткаченко Т.А.. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1998.
14. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методи-ческое пособие. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 1999.
15. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелина, Г.В.Чиркина.- М.:Просвещение, 1989.
16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Из-дательство ГНОМ и Д», 2000.
17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Часть I. – М.: Издательство «Альфа», 1993.
18. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Часть II. –М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997.
19. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопро-изношения:Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед.уч-щ.-М.: Просвещение,1989.
20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.:Учпедгиз, 1959.
21. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное по-собие для студентов высших и средних специальных педа-гогических учебных заведений: Т. I ,II / Под ре. Л.С.Волковой и В.И.Селеверстов.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ