Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в системе дополнительного образования

Работа №106699

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Сущность образного мышления и механизмы его развития в процессе художественной деятельности 12
1.2 Художественный образ как условия формирования образного мышления 19
1.3 Образно-пластический язык скульптуры как средство формирования образного мышления 30
Выводы по I главе 35
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
2.1 Специфика организации занятий лепкой с учащимися 8-10 летнего возраста 38
2.2 Модель методической системы формирования образного мышления учащихся 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании 45
2.3 Критерии и уровни оценки сформированности образного мышления учащихся 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании 58
Выводы по II главе 63
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8-10 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
3.1 Состояние проблемы формирования образного мышления учащихся 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании (констатирующий эксперимент) 67
3.2 Экспериментальная проверка методической системы формирования образного мышления учащихся 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании (формирующий эксперимент) 73
3.3 Контрольный (сравнительный) эксперимент 84
Выводы по III главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 100

Проблема исследования и ее актуальность. Еще Лев Толстой говорил, что: «Ученик, который в школьном возрасте не научился творить, то и в жизни он будет только копировать и подражать...» [5, с.87].
Опираясь на различные концепции ФГОС и ФГТ, на выходе из школы мы ожидаем увидеть разносторонне развитую, творческую, активную личность, умеющую решать задачи разного порядка.
Дополнительное образование детей - это пространство, в котором не только происходит процесс обучения, но и среда, способствующая развитию, воспитанию и раскрытию творческого потенциала личности ребенка.
Для многих детей дополнительное образование является «социальным лифтом», где они получают практические навыки, необходимые для жизни, учатся формировать собственное мнение и мировосприятие, развивают коммуникативные качества, учатся сотрудничеству, раскрытию своих личностных способностей.
Задачами дополнительного художественного образования является обеспечение качества образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями государства, личности и общества. Изобразительное искусство играет особую роль в развитии духовно-нравственных ценностей, мышления, восприятия, памяти, воображения, речи. И в этом процессе особенно важным является развитие образного мышления, опирающееся на эстетическое и эмоционально-чувственное восприятие, позволяющее сформировать мысленный образ, того, что человек видел или воспринимал ранее.
Творческое мышление - это психологический процесс, направленный на открытие чего-то нового или усовершенствование какой-либо задачи. Еще во времена Аристотеля считалось, что у человека имеется пять органов чувств: слух, зрение, вкус, обоняние и осязание. В сознании человека при формировании образов участвуют все процессы, протекающие в коре головного мозга (чувства человека, память, ощущение, воображение, понимание, восприятие). Творческое мышление помогает человеку выразить себя, свои мысли и чувства, характер, видение других людей, природы и свой внутренний мир.
Процесс формирования образного мышления представляет собой некую спираль, которая уточняется, дополняется и наслаивается друг на друга, и в итоге представляет некий чувственно-эмоциональный и зрительный образ.
Чем ярче восприятие, тем разнообразнее образы, тем выразительнее проявление творческих способностей. Образы как идейное содержание восприятия имеет эмоционально-нравственную окраску. Это способствует становлению в сознании ребенка жизненных принципов и идеалов, развивает гибкость мышления, способствует быстрой усвоемаемости получаемой информации, позволяет корректировать их модель поведения.
В системе дополнительного образования, образное мышление формируется и развивается именно в художественно-творческой деятельности, на дисциплинах композиция, рисунок, живопись, скульптура.
В возрасте 8-10 лет ребенок уже имеет интеллектуальный, жизненный, эмоциональный опыт. Однако именно в этом возрасте важно дать обучающимся возможность найти свой собственный путь творческого развития, а не привить навыки использования готовых схем, шаблонов и стандартов.
Поэтому задача педагога-создать условия для раскрытия творческого потенциала обучающегося.
Одним из средств формирования образного мышления является занятия лепкой. Они способствуют развитию мелкой моторики руки, творческих способностей, зрительного восприятия, улучшают память, формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев» [89, с.5]. Именно лепка, представляет собой процесс, в основе которого ребенок создает рельефно-объемные фигуры и формы, композиции из различных пластических материалов.
В существующих программах по изобразительному искусству, в учебном плане которых есть предмет «Лепка (скульптура)» затрагивается общее знакомство учащихся с данным предметом (приобретение начальных навыков в работе с пластичными материалами, способы, методы, приемы лепки), что не способствует формированию образного мышления.
Мы живем в XXI веке, это поколение интерактивных детей. Им гораздо интереснее играть в компьютерные игры, чем лепить, рисовать. Это отрицательно сказывается на умственной активности, дети плохо рассказывают, читают и пишут, их речь невнятная, не умеют сравнивать, анализировать и делать выводы.
Одним из способов формированием образного мышления является лепка. Лепка способствует развитию мелкой моторики рук и пальцев, развитию творчества и воображения, координации глаз и рук, благотворно воздействует на нервную систему, развивает пространственное мышление, формирует понятие о цвете, форме, фактуре предметов.
Так, во многих научных исследованиях подтверждается связь мелкой моторики и речи (М.И. Кольцова и Е.И. Есенина), авторы которых считают, что, если тренировать пальцы, умственное развитие и речь ребенка будут происходить активнее.
Это подтверждается в учебных пособиях таких авторов, как: Н.С. Боголюбова, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой Н.М. Конышевой, Н.А. Курочкиной, Е.В. Лебедевой, К.М. Лепилова, Г.В. Пантюхиной, И.Н. Потехина, Н.Б. Халезовой.
Проблемой поиска методов развития личности учащегося, основами скульптуры и лепки занимались: А.А. Булкин, Т.А. Васильева, А.П. Даниленко, Г.М. Вишнева, В.И. Костенко, А.Н. Насырова, А.В.
Значительный вклад в теорию и методику обучения личности учащихся, способствующую формированию чувства пространственно-образного мышления внесли работы: Н.О. Андреева, М.А. Керзина, И.Р. Крестовского, Ю.С. Мануйлова, В.Т. Риттера.
Исследованием образного мышления занимались: Г.А. Елесина, Н.Н. Ладыгина, З.И. Калмыкова, В.С. Мухина, Л.С. Выгосткий, Е.И. Рубенштейн, А.Н. Леонтьев.
На развитие эмоциональной сферы в образных представлениях большую роль играют наглядные и иллюстративные материалы, наполненные живой, доброй и реалистической подачей образов (рисунки, фотографии, репродукции работ, таблицы, схемы, аудио и видео материалы, образы народного фольклора, художественные произведения художников- анималистов, иллюстраторов таких как: Ю.А. Васнецова, Е.М. Рачева, В.Г. Сутеева, Е И. Чарушина, В.Т. Чижикова).
Мультипликационные произведения, влияющие на образное мышление учащихся: «Пластилиновая ворона» (1981 г., А. Татарский), «Муха-Цокотуха» (1941 г., В. Сутеев), «Аленький цветочек» (1954г., М. Цехановский), «Ворона и лиса» (1807 г., И. Крылов), «Петушок золотой гребешок» (1955 г., П. Носов), «Кто сказал мяу?» (1963 г., В. Сутеев), «Теремок» (1971 г., Л. Амальрик) и т.д.
Несмотря на большое количество научных исследований и публикаций, проблема формирования образного мышления остается актуальной на сегодняшний день. Проведенный теоретический анализ указывает на то, что задания носят стихийный и эпизодический характер развития, обучения и воспитания, что мало способствует созданию выразительного образа и соответствует задачам формирования образного мышления на занятиях лепкой.
На основании этого возникают противоречия: в разных областях науки проведены различные исследования, подтверждающие необходимость формирования образного мышления у детей. Однако эти все исследования не используются в методической деятельности педагога. Это ведет к тому, что большинство детей, растущих в современном обществе слабо развиты в плане образного мышления и творческого выражения, что отражается на качестве художественного образования и эстетического воспитания младших школьников. Цель данной работы есть преодоление этих противоречий. Отсутствие научно обоснованной методики, влияет на процесс умственного развития ребенка и его творческой активности.
Проблемой нашего исследования является недостаточно разработанная методическая система, способная активизировать процесс развития образного мышления учащихся 8-10 лет на занятиях лепкой.
Цель исследования: решить проблему формирования образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой. Обеспечить создание модели методической системы, позволяющей педагогу вести поиск средств, форм и методов, способных активизировать процесс формирования образного мышления учащихся 8-10 лет на занятиях лепкой.
Объект исследования - процесс формирования образного мышления у детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в учреждениях дополнительного образования.
Предмет исследования - система методических средств, обеспечивающих формирование образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой.
Задачи исследования:
• выявить психолого-физиологическую природу развития образного мышления;
• научно обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему, направленную на формирование образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой;
• в содержательном компоненте модели методической системы определить педагогические технологии, методы, формы и средства обучения, способствующие развитию образного мышления детей 8 -10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании;
• разработать критерии и уровни оценивания сформированности образного мышления на занятиях лепкой детей 8-10 летнего возраста в системе дополнительного образования.
Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс формирования образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой будет результативным и эффективным, если:
• разработана модель методической системы, в содержательном компоненте которой педагогические технологии, средства, формы и методы, направленные на формирование образного мышления;
• определены критерии и уровни оценивания формирования образного мышления;
• разработана система заданий и упражнений, направленных на формирование образного мышления.
Методологической основой исследования являются основные положения из теории художественного познания, философии; ключевые положения физиологии зрительного восприятия, педагогике и психологии ; различные исследования творческого развития ребенка в области художественного образования.
Методы исследования:
Изучение и теоретический анализ научных исследований, философской, психолого-педагогической и методической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме магистерской диссертации . Методы эмпирического исследования, беседа, наблюдение и тестирование; поведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; анализ детских работ и результатов по разработанным критериям; разработка системы заданий и упражнений, направленных на развитие образного мышления. Апробация модели методической системы и проверки ее эффективности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• теоретически и методически обоснована необходимость формирования у детей 8-10 летнего образного мышления на занятиях лепкой;
• научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методическая система, направленная на формирование образного мышления;
• разработаны критерии оценки и уровни сформированности образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой;
• выявлена система методических средств и педагогических технологий формирования образного мышления.
Теоретическая значимость исследования:
• разработана, научно обоснована методическая система, как модель обучения ребенка, способствующая формированию образного мышления у обучающихся;
• определены методы и система практических заданий по лепке, активизирующие творческую деятельность и способствующие формированию образного мышления у детей 8-10 лет.
Практическая значимость результатов исследования.
Основные результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в системе общего образования, в школах дополнительного образования, при разработке новых программ и пособий по предмету «Лепка».
Материалы проведенного исследования могут использованы в целях совершенствования образовательных программ по изобразительному искусству, как необходимому условию в формировании образного мышления у детей на занятиях лепкой в системе дополнительного образования.
Достоверность результатов исследования: доказывают научность методических исследований в области философии, психологии, методики преподавания лепки.
Положения, выносимые на защиту:
• Разработанная, научно-обоснованная, экспериментально проверенная, модель методической системы, направленная на формирование образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании.
• Критерии и уровни оценки формирования образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании.
• Экспериментально проверена система методических средств, направленная на формирование образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Экспериментальная работа проводилась в МБОУ ДО «Родник» г. Тольятти в 2016 - 2018 гг. В педагогическом эксперименте приняла участие группа из 18 учащихся в возрасте 8 - 10 лет.
Первый этап (2016-2017 гг.) проводилась поисково-теоретическая работа: изучение, анализ и исследование психолого-педагогической, философской, методологической, искусствоведческой литературы по теме исследования. Была выдвинута гипотеза, что определялось методологией исследования; были намечены цель, задачи, содержание, методы исследования и структура методической системы, экспериментальных заданий, направленных на формирование образного мышления учащихся 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой. Была разработана модель методической системы и критерии оценивания детских работ, направленные на формирование образного мышления детей.
Второй этап (2017-2018 гг.) продолжается теоретическая работа по вопросам методики и поиска эффективных средств преподавания лепки. Работа над педагогическим экспериментом: констатирующий - определен уровень образного мышления детей, умения и навыки работы с глиной , пластилином; формирующий - проводилась работа согласно выстроенной модели методической системы направленной на формирование образного мышления детей на занятиях лепкой; контрольно-проверочный - анализировались творческие работы учащихся, согласно разработанным критериям оценки; на основе методов математического анализа обрабатывались данные эксперимента в процентном соотношении с последующей итоговой теоретической и научно-обоснованной характеристикой проделанной работы.
Структура и основное содержание диссертации:
Работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Текст иллюстрирован таблицами и диаграммами отражающие основные положения и результаты исследования. Приложения включает фотографии творческих работ учащихся, выполненных в ходе педагогического эксперимента.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итогом нашего исследования явилась разработка и апробация в процессе научно-исследовательского эксперимента научно-разработанной методики формирования образного мышления учащихся 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании. Материалы исследования позволили сделать теоретические, методические и научно - обоснованные выводы по формированию образного мышления учащихся 8 - 10 летнего возраста на занятиях лепкой.
Выявлен один из механизмов формирования образного мышления на занятиях лепкой в дополнительном образовании. Проанализированы материалы по педагогике, психологии, искусствоведению, эстетике, методике преподавания прикладной деятельности (лепке). Образное мышление детей может формироваться под воздействием иллюстративного, наглядного материала (аудио - видео материла); поэтапно преобразующийся в работе благодаря стимулированию творческой и познавательной активности учащихся.
Обобщая весь проделанный опыт проведенного научного исследования, можно сказать, что у учащимся в возрасте 8-10лет осуществляется спонтанное развитие творческих способностей, что необходимо учитывать в практической деятельности педагога. Что касается навыков развития образного мышления учащихся, в большей части эти навыки при грамотной работе педагога можно развить. Необходимо правильно построить педагогический процесс обучения .
Как подчеркивает, С.Е. Игнатьев «Иногда говорят, что школа не призвана готовить художников и что подобные знания, умения и навыки им не нужны, что достаточно использовать уроки изобразительного искусства лишь для воспитания у детей чувства прекрасного, умения разбираться в различных видах изобразительного искусства. Все это правильно, но конкретная изобразительная деятельность и заложенные в нее основы изобразительной грамоты помогают ребенку глубже проникнуть в сложный мир окружающей действительности, понять его» [4, c.45]
Умение воспроизводить предметы, окружающие нас и образно мыслить формируют у детей пространственное мышление, которое необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности человека. В результате занятий лепкой (скульптурой), у ребенка формируется направленность на сферу профессиональной деятельности. Это способствует самоопределению ребенка в окружающем мире, и позволит в дальнейшем вырабатывать свою жизненную позицию.
Результаты исследования показали эффективность использованной методики на формирующем этапе эксперимента, где обучение строилось на принципах поэтапного и последовательного познания материала.
Разработанная модель методической системы содержит структурно - содержательные компоненты, в основе которых знаниевый, технологический и эмоционально-образный обеспечивают процесс последовательного этапов обучения, а с другой стороны способствуют развитию и формированию определенных знаний, умений, навыков.
Методика экспериментального обучения проводилась с использованием различных видов и форм занятий по лепке: лепка с натуры, сюжетная лепка, декоративная лепка, лепка по представления.
Экспериментальные результаты исследования подтвердилась гипотезой, о том, что процесс формирования образного мышления детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в системе дополнительном образовании будет результативным и наиболее эффективным, если мы разработаем программу обучения, выстроим систему заданий и упражнений.
В ходе педагогического эксперимента были определены наиболее значимые формы и методы работы с учащимися 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой, направленные на формирование образного мышления. Вовлечение учащихся в деятельность прикладного характера, связанного с воспроизведением в материале объектов по произведениям литературы, обеспечили существенный рост по формированию образного мышления учащихся и развитие эстетического отношения к предмету.
Формирующий этап эксперимента дал положительные результаты, в качестве количественных показателей, уровней и критерий оценки.
В ходе исследования были решены поставленные перед нами задачи:
• на основе изучения научных трудов и исследований в этой области педагогики и методики преподавания дисциплин художественного цикла проведен анализ понятия художественного и образного мышления, а также выявлена психолого-физиологическая природа факторов, способствующих их развитию;
• выявлены основные критерии, посредством которых можно определить уровень сформированности образного мышления у детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании;
• проведен анализ принципов, методов, форм, условий, средств обучения, способствующих эффективному развитию образного мышления у детей 8-10 летнего возраста на занятиях лепкой в дополнительном образовании;
• научно обоснована, разработана и экспериментально проверена модель методической системы, направленная на формирование образного мышления у детей 8-10 летнего возраста.
Исходя из психолого-педагогических и методических принципов построения учебного процесса обучения учащихся 8-10 летнего возраста прикладному искусству выявлены пути и методы формирования образного мышления на занятиях лепкой в дополнительном образовании. В рамках данного исследования, была сделана попытка раскрыть у учащихся образные представления, практические и художественно-творческие способности.
Однако многие аспекты проблемы формирования образного мышления учащихся 8-10 летнего возраста требуют дальнейшего исследования, беря во внимание более старших по возрасту школьников.


1. Андреев, А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория / А.Л. Андреев. - М.: Знание, 1981. - 64 с.
2. Алексеева, Л.Л. Особенности преподавания лепки на заочных отделениях художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореф. дис.канд. пед наук / Л.В.Алексеева М., 1968. - 16 с.
3. Алексеева, Л.Д. Внеклассные занятия по лепке в школе: учеб. - метод. пособие для студентов-заочников художеств. -граф. фак. / Л. В. Алексеева; Глав. упр. высш. и средн. пед. учеб. заведений М-ва просвещения РСФСР, Моск. гос. заоч. пед. ин-т. - Москва: Просвещение, 1970. - 46 с.
4. Антипова, М. Р. Соленое тесто: необычные поделки и украшения, красивые вещи своими руками / М.А. Антипова. - Ростов-на-Дону : Владос ; М.: Рипол Классик, 2007. - 182 с.
5. Аносова, Е.С. Особенности скульптурного образа/ Е.С. Аносова// Начальная школа №1: К урокам изобразительного искусства. - М., 2005. № 1. - С. 82-86
6. Арнхейм, Р.В Искусство и визуальное восприятие/ Пер. с англ. В. Н. Самохина/ Общ. ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова. М. 1974. - 392 с.
7. Бакшинский, А.Т. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В.Бакушинский. - М.: Культура и просвещение, 1992. - 66 с.
8. Бардина, Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М., 1990. - 302 с.
9. Бастиан, Лиза. Игрушки из массы для лепки / Лиза Бастиан. - М.: Арт-Родник, 2007. - 725 с.
10. Беляев, Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
11. Боголюбов, Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке: Пособие для учителя. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. - 126 с
12. Боголюбов, Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке: Метод.руководство для руководителей кружков общеобразоват. Школ и внешкольных учреждений. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.
13. Бокарев, А.П. Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Краснодар, 2006. - 189 с. : ил..
14. Ветлугина, Н.И. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под ред. проф. Н. А. Ветлугиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1972. - 287 с. : ил., нот.; 22 см.
15. Вартен, Д. Лепка по представлению - М. Студент, 2015 - 64с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ