Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению виртуального общения в обществе риска 8
1.1 Общество риска в трудах социологов 8
1.2 Виртуальное общение как предмет изучения в социологических теориях . 15
Глава 2 Социологический анализ качественных и количественных показателей отношения к виртуальному общению в контексте общества риска 23
2.1 Сравнение мнений подросткового и взрослого населения г. Тольятти об особенностях и рисках виртуального общения 23
2.2 Исследование виртуального общения в обществе риска с использованием метода интервью 39
Заключение 47
Список используемой литературы и используемых источников 49
Приложение А Программа социологического исследования 55
Приложение Б Анкета 67
Приложение В Таблицы распределений 71
Приложение Г Экспертное интервью 86
Актуальность темы исследования. В современном постиндустриальном обществе человек испытывает постоянную подверженность рискам - скрытым или видимым. Под риском социологи понимают вероятную возможность опасности, важность принятия решения, а также рассматривают риски в масштабе окружающего природного мира. Действительно, их в нашей жизни огромное множество - вероятный ущерб может быть связан со всеми сферами нашей повседневности. В данной работе мы рассмотрим социальные и информативные риски и особенности общения в интернет-сети.
Интернетом люди стали пользоваться относительно недавно, но он уже стал полноценным социальным институтом. За это время образовалось множество сетевых сообществ, социальных сетей и платформ, которые предоставляют людям поле для общения и развития социального взаимодействия. Интернет-пользователи уже привыкли получать не текстовые сообщения, а голосовые. Чувства описывать не с помощью эпитетов и других выразительных средств, а благодаря смайликам, стикерам, эмодзи и мемодзи. Выходить на связь без личных встреч, а в прямых эфирах и трансляциях. Для привлекательности в интернете не нужно стараться преобразить свою внешность, а достаточно использовать программные маски и фильтры.
Поскольку появляются устройства интернет вещей, и происходит интернет всего, важно остановиться на главном определяющим фактором для личности - общении. К общению в интернете нас привела повсеместная бытовая компьютеризация. Имея возможности знакомиться и общаться с людьми на расстоянии, мы, помимо очевидных плюсов пользования интернет-сетью, можем быть также подвержены ущербу, быть под влиянием угрозы, которую сами не осознаем. Происходит трансформация интернета в нейронет, т. е. он становится гипермобильным. Ускорение коммуникационных процессов, переизбыток публичной информации приводит к информационной перегрузке, человек может потерять связи, самого себя и свою бдительность, стать уязвимым.
Таким образом, необходимо изучить социальную и информационную сферу жизни людей, возможные риски от виртуального общения, дабы минимизировать их проявление.
Степень разработанности научной проблемы. Понятие риска впервые было сформулировано в проекте Ф. Найта с точки зрения неопределенности. В 1994 году Н. Луман в своем труде «Понятие риска» высказал предположение о том, что понятию риска противоположно понятие надежности [25, с. 135].
Основной вклад в социологию риска был внесен такими социологами как У. Бек («Общество риска: на пути к другому модерну» [4], «От индустриального общества к обществу риска» [5]), Петр Штомпка («Доверие - основа общества» [43], «Социальное изменение как травма» [44]) и Энтони Гидденс («Судьба, риск и безопасность» [11]).
На данный момент, такие ученые как В. И. Зубков, А. П. Альгин, В. С. Ибрагимов, Ю. Н. Козелецкий (а также многие другие), пришли к выводу, что риск является одной из характерных черт современного постиндустриального общества.
Данная тема поднимается в работах Е. Ю. Митрохиной, И. Б. Новик, И. А. Сосуновой.
Осмысление политических рисков нашло отражение в работах И. Эжиева [45], С. А. Красикова [24] и других исследователей.
Теоретико-методологическая база:
Рискологический подход (У. Бек, Э. Гидденс, П. Штомпка, Н. Луман) позволит ознакомиться с основными теориями социологии риска, а также выявить различные рисковые процессы в сети интернет и общение в нем как потенциальную угрозу в повседневной жизни пользователя.
Конфликтологический подход (П. Штомпка) в данной работе подразумевает, что риск - социальное явление. Данный подход позволит изучить риски социальных взаимодействий в интернете с точки зрения того, что идеального общества не существует, и конфликты в сети являются неизбежными. Также подход применим с теорией культурной травмы Петра Штомпки, с помощью которой социолог рассматривает социальные изменения с точки зрения неожиданности, радикальности и того, как это все в целом влияет на общество.
Исторический подход позволит рассмотреть развитие социологии риска через труды таких известных социологов как Никлас Луман, Ульрих Бек, Петр Штомпка и Энтони Гидденс. Теории этих ученых помогут разобраться в многогранности понятия «риск».
Цель бакалаврской работы - анализ мнений различных социальных групп к общению в интернете.
В связи с эти были выделены следующие задачи:
1. Изучить основные концепции риска в трудах основоположников социологии риска.
2. Определить факторы риска общения в сети.
3. Выявить отношение представителей различных социальных групп к общению в интернете.
4. Проанализировать мнение экспертов в вопросах безопасности и рисков при общении в интернете.
Объектом исследования является виртуальное общение.
Предметом исследования выступает виртуальное общение в обществе риска.
Методы исследования. В работе были использованы следующие социологические методы исследования: анкетирование и интервью.
Анкетирование по теме: «Отношение тольяттинцев к общению в интернете», экспертное интервью по теме «Исследование виртуального общения в обществе риска». Проведено аналитическое исследование на базе сравнения двух возрастных групп респондентов.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=200 человек. Экспертное интервью N=15 человек. Обработка и анализ полученной информации производилась с помощью программы Microsoft Office Excel, а также специализированной программы обработки статистической информации SPSS.
Апробация работы:
1. Студенческие дни науки в ТГУ (Тольятти, 2020 год): сборник студенческих работ / отв. С.Х. Петерайтис. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2020 (в печати).
Структуру бакалаврской работы составляет введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы и источников, приложения.
За относительно недавнее время образовалось множество сетевых сообществ, социальных сетей и платформ, предоставляющих людям место для общения и развития социального взаимодействия. Практически во всем мире, в том числе и в России, социальные сети и сайты знакомств для многих граждан стали важной частью жизнедеятельности. В современном ритме жизни человек зачастую не может находить достаточно времени на устройство своей личной жизни. В последние годы интернет все больше входит в нашу жизнь. Люди чаще стали общаться онлайн. У такого способа коммуникации есть ряд преимуществ. За один вечер можно общаться с гораздо большим количеством новых людей, чем в реальной жизни. В жизни далеко не каждому выпадает случай пообщаться с новым человеком, потому что просто не находится повода или не хватает времени.
Имея возможности знакомиться и общаться с людьми на расстоянии, мы, помимо очевидных плюсов пользования интернетом, можем быть также подвержены ущербу, быть под влиянием рисков, которые сами не осознаем.
Огромную роль в жизни человека играют социокультурные риски. Изучение рисков в современной России является важным. Выявление видимых и невидимых угроз поможет предотвратить их появление в будущем, снизить возможность поражения рисками, в том числе и социальных, информационных, которые увеличиваются по мере увеличения пользователей интернета и продвижения технологий.
Учитывая то, что и личное, и деловое общение приходится в последнее время на интернет, то, вместе с этим, появляются определенные коммуникационные риски, такие как: нежелательные знакомства, незаконные контакты, домогательства, травля (кибербуллинг), встречи с интернет- пользователями в реальности, шантаж, асоциализация, сложности в адаптации и психологические риски. Часто риск рассматривается в следующих аспектах: угроза, опасность, возможность, неопределенность.
Также мы выделили характеристики сетевых сообществ, определяющие интернет-социализацию: участники строят взаимоотношения со всеми; анонимность; свобода входа и выхода в сеть; конкретные интересы.
Интернет-сообщество продолжает развиваться, появляются новые способы коммуникации, постоянно обновляются возможности для знакомств, различные приложения и программы для связи. Адаптируясь под виртуальную среду, люди также меняются и психологически. В данное время существует множество проблем и неизученных предметов социальной составляющей интернета, напрямую затрагивающей субъективные изменения индивида, которые необходимо проанализировать и изучить с социологической, психологической, культурологической, кибернетической, философской и других точек зрения для полного понятия современного социального общества.
Ознакомившись с теоретическим материалом, мы провели два социологических исследования с помощью метода анкетирования и интервью. Сравнили мнения подросткового и взрослого населения города Тольятти относительно общения в интернете. Подтвердили свои гипотезы.
Мнения подростков не сильно отличаются от мнений взрослых. Существенные различия в том, что подростки чаще знакомятся, общаются в интернете, а также проявляют инициативу при общении. У подростков больше друзей и в жизни, и в интернете. Вдобавок они более удовлетворены своими коммуникативными качествами. Взрослые, в свою очередь, стараются ни во что не вмешиваться при общении.
Несмотря на наличие факторов риска в общении по интернету, большая часть респондентов не сталкивалась с реальными угрозами. Следовательно, люди предпринимают определенные эффективные меры при общении для обеспечения своей безопасности.
Необходимо дальше изучать социальную и информационную сферу жизни людей для минимизирования проявления рисков данного характера.
1. Акимов В. А. Концепции риска и концепции анализа риска / B. А. Акимов, С. П. Воронов, Н. Н. Радаев // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. № 2. С. 562-567.
2. Алтухова Т. В. Социальная компьютерная сеть «ВКонтакте»: жанровая характеристика // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 3. С. 21-25.
3. Антонова Ю. А., Демина С. А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Лингвокультурология. 2010. № 4. С. 15-20.
4. Бек У. Общество риска: на пути к другому модерну. М. : Прогресс- Традиция. 2000. 105 с.
5. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Thesis. 1994. № 5. С. 97-123.
6. Белинская Д. В. Спид дейтинг как форма добрачных отношений // Социально-экономические явления и процессы. 2015. № 4. С. 102-105.
7. Быкова С. В. Склонность к риску как устойчивое свойство личности // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2016. Т. 1. № 1. C. 157-160.
8. Гаврилов К. А. Методология социологических исследований. О конструировании понятия «риск» в социологии // Социология: 4М. 2007. № 24. С. 60-80.
9. Гаврилов К. А. Социологический подход к анализу риска // Социологический журнал. 2007. № 3. С. 40-58.
10. Где найти свою вторую половинку? [Электронный ресурс] : Пресс-выпуск № 2229. 13.02.2013 // ВЦИОМ: URL:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1191 (дата обращения: 10.05.2020).
11. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5. С. 110.
12. Голошубина О. К. Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации / Вестник Омского университета. 2015. №1 (75). С. 208-212.
13. Данилов С. А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 42-46.
14. Долгорукова И. В. Социальная тревожность и социальные опасения населения России: социологическое измерение / И. В. Долгорукова, Т. Ю. Кирилина, Ю. Н. Мазаев, Т. Н. Юдина // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 57-66.
15. Дягилева Н. С., Журавлева Л. А. Сущность социокультурной идентичности молодежи в среде интернет-коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 42. С. 152-153.
...