Введение 6
Глава 1. Теоретические основы разработки и внедрения
маркетинговой стратегии в сетевом ритейле 10
1.1 Сущность, цели и задачи маркетинговой стратегии 10
1.2 Комплекс маркетинга и классификация маркетинговой стратегии 31
1.3 Основные этапы разработки маркетинговой стратегии 36
1.4 Особенности формирования маркетинговой стратегии предприятий
современного сетевого ритейла 40
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды сети гастрономов «Радуга вкуса» 51
2.1 Общая характеристика сети гастрономов «Радуга вкуса» 51
2.2 Анализ макросреды сети 68
Г лава 3. Разработка стратегии развития сети гастроном «Радуга
вкуса» ООО «Счастье есть» 87
3.1 Оценка конкурентоспособности современной торговой сети как
основа разработки маркетинговой стратегии 87
3.2 SWOT-анализ ООО «Счастье есть» 101
3.23Разработка маркетинговой стратегии развития сети гастрономов «Радуга вкуса» 108
Заключение 120
Список использованных источников 121
В настоящее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соответственно к стратегическому планированию на всех этапах функционирования предприятия. Формированию такого подхода к управлению способствовала сама по себе стабилизация общей экономической ситуации в стране, активное проникновение теоретических и практических наработок в сферах маркетинга и менеджмента в повседневную жизнь предприятий и фирм. Руководители четко осознали необходимость и важность грамотного и взвешенного подхода к планированию и управлению. Стратегическое планирование становится возможным на определенном этапе существования предприятия, основными признаками которого являются: стабильные объемы производства,налаженные рынки сбыта,устойчивые экономические связи,закрепленная за данным предприятием доля рынка и т. д. Довольно часто, сталкиваемся с ситуацией, когда изменения в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. Иными словами, стратегия развития была определена неверно.Логичным продолжением изменений в стратегии, являются последующие изменения в тактическом планировании и текущем планировании.
Для крупных компаний, располагающих большими активами, фондоемким производством, имеющих большую протяженность производственной структуры наличие стратегии развития считается просто необходимым условием выживания. именно стратегическое планирование позволяет определить фирме свои цели и то, к чему ей необходимо стремиться, посредством чего развиваться свой бизнес или просто выжить в усиливающейся конкурентной борьбе.
Многие известные компании не только имеют хорошо разработанную и прозрачную стратегию, но и упорно придерживаются установленных параметров развития, и это, в конечном итоге, привело их к успеху, но и
при достижении успехов, ради дальнейшего существования, фирма должна прибегать к стратегическому планированию. Это должно быть не разовым процесом, а постоянной, текущей деятельностью топ-менеджеров. Использование стратегии как инструмента управления в повседневной деятельности фирмы является необходимым условием и средством не только выживания, но и обеспечения процветания компании.
Вне зависимости от масштабов бизнеса использование стратегического управления компанией позволяет руководству свободно ориентироваться в кризисной ситуации, вселяет в персонал уверенность в надежности бизнеса.
Грамотная и взвешенная стратегия развития - это не цель, а средство реализации планируемого будущего компании, средство самовыражения и путь к обеспечению стабильного дохода для менеджмента и акционеров компании.
Одним из основных моментов стратегий предприятия является разработка стратегий маркетинга. Разработка стратегий маркетинга рассматривается в качестве ключевого этапа процесса стратегического планирования предприятия в целом и является необходимым элементом, чтобы добиться наилучших результатов деятельности фирмы.
В последнее время стратегии в маркетинге получают все большее значение. Еще несколько лет назад стратегический маркетинг представлялся, прежде всего, как определение общего направления деятельности фирмы, ориентированного в будущее и реагирующего на изменение внешних условий. в последнее время основной упор делается на формирование ориентированной на рынок эффективной организационной и управленческой системы, и распределение в соответствии с этим управленческих ресурсов. Иначе говоря, сейчас маркетинговая стратегия рассматривается как объединенная система организации всей работы фирмы.
В мировом хозяйстве не существует единых универсальных форм для организации всех предприятий на основе принципов маркетинга. Разработка и применение конкретных маркетинговых приемов требует дифференцированного подхода, учитывающего особенности функционирования предприятия и, прежде всего, специфику рынка, на котором они действуют.
Развитие стратегического аспекта маркетинга на рынке потребительских товаров имеет исключительно важное значение, так как рынок вступил в ту стадию своего развития, когда отсутствие четко разработанных стратегий, базирующихся на результатах маркетинговых исследований, приводит к снижению эффективности маркетинговой деятельности и потери конкурентных преимуществ предприятия.
Сущность маркетинга на современном потребительском рынке состоит в приоритете индивидуальных потребностей над всей производственно коммерческой деятельностью предприятия. Поэтому маркетинг должен рассматриваться не только как один из элементов управления, но и как глобальная функция, определяющая содержание всей производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вследствие этого современный маркетинг становится, прежде всего, стратегическим, возрастает целенаправленность и научная обоснованность принимаемых маркетинговых решений, краткосрочные планы все в большей мере опираются на долговременные программы, определяющие глобальные цели предприятия на рынке.
Цель выпускной дипломной работы - наиболее полно и глубоко изучить все теоретические и практические аспекты разработки и внедрения маркетинговой стратегии фирмы на примере сети гастрономов «Радуга вкуса» ООО «Счастье есть».
Задачами данной работы являются:
1) определение сущности и видов маркетинговой стратегии;
2) анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;
3) разработка маркетинговой стратегии и механизма ее внедрения для ООО «Счастье есть».
Объектом исследования в данной работе является крупное розничное торговое объединение, функционирующее в одном из промышленных городов России - в г. Томске. В состав объединения в настоящий момент входит 19 магазинов, оно контролирует 24% розничного рынка города.
Предметов исследования является деятельность отдела маркетинга и руководства сети гастрономов «Радуга вкуса» по разработке и внедрению маркетинговой стратегии развития сети.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по маркетингу, экономике, теории управления: Г.Л. Азоева, И. Ансоффа, Р.С. Базена, И.К. Беляевского, А.А. Бравермана, А.И. Булеева, Г.А. Васильева, В.В. Войленко, И.В. Гладких, П. Диксона, Е. Дихтля,С.В. Картышова, А.И. Ковалева, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, Е.П. Пешковой, А.Н. Романова, А.Ю. Юданова и др.
В работе использовались методы маркетингового анализа и стратегического анализа (SWOT-анализ, матрица McKinsey^ некоторые методы экономико-статистического исследования: Дельфи-метод, параметрические индексы, атрибутивные оценки, наблюдение, группировка, сравнительный анализ.
На принятие маркетинговых решений оказывают влияние различные факторы, в основном - это внешние факторы, например, экономические - уровень безработицы и доходов населения, политические - общая политическая обстановка в стране, правовая среда - развитие законодательства в области предпринимательства и т.д. Все это способствует тому, что принять действительно верное решение бывает иногда очень сложно.
Выдвижение наиболее важных задач в области производственной, ценовой, сбытовой политики предприятия, определение генеральных направлений, повышения его деловой активности с использованием благоприятных внешних факторов и внутренних возможностей воздействия на покупателей (потребителей)и конкурентов составляют суть стратегии маркетинга. Она осуществляется через стратегическое проектирование, позволяющее привести в соответствие цели и возможности предприятия по их достижению. Процесс стратегического проектирования состоит из выработки программы предприятия, формулирования его задач и целей, анализа хозяйственного портфеля и перспективного планирования роста организации.
Выявленные на основе анализа цели стратегического развития в первую очередь отражают направления деятельности по преодолению слабых и укреплению сильных конкурентных позиций предприятия. Поскольку составляющие стратегического потенциала непосредственно связаны со всеми видами ресурсов предприятия, расширение того или иного ресурса во взаимосвязи с другими позволит реализовать стратегические цели.
Маркетинговая стратегия в организации играет очень важную роль, так как способствует ее росту и поддержанию конкурентоспособности на рынке.Маркетинговая стратегия - это рациональное положение, с помощью которого сеть гастрономов «Радуга вкуса»решает поставленные задачи.
1. АссэльГэнри.Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 757 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. -М.: Экономика, 2012. -
615 с.
3. Вайсман Е.Д., Соловьева И.А. Карты позиционирования в стратегии развития фирмы / Вайсман Е.Д.// Маркетинг. - 2010 - №1. - С. 78-89.
4. Гавриленко Н.И. Роль стратегического маркетинга в управлении предприятием в условиях рыночных отношений.// Финансы и кредит. - 2013. - № 22. - С. 17-32.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. - Изд-во МосковскогоУниверситета, 2011. - 455 с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во Московского университета, 2012. - 573 с.
7. Гилберт А. Черчилль. Маркетинговые исследования - СПб: Издательство «Питер», 2010.- 752 с.
8. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2011. - 656с.
9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология.- М.: Финпресс, 2011. - 739 с.
10. Ковалев М.Н. Стратегический маркетинг. - М.: ТетраСистемс,
2012. - 325 с.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 5-е европ.изд.- М.;Спб.;К.:Издательский дом «Вильямс», 2010. - 944 с.
12. Семенов И.В. Стратегический маркетинг в формировании конкурентных преимуществ/Семенов И.В.// Маркетинг. - 2011. - № 1. - С. 15-23.
13. Соболев В.А., Хайруллин Р.Н. Маркетинговые стратегии фарминдустрии / Соболев В.А. // Маркетинг. -2010 - № 5. - С. 27-39.
14. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент.СПб: Питер Ком, 2009. - 755 с.
15. Ноздревой Р.Б. Крылова Г.Д., Соколов М.И. Маркетинг: учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу.- М.: Юрист,
2010. - 497 с.
16. Муромкина И.И. Разработка стратегий маркетинга на рынке потребительских товаров. - Н.Новгород: НКИ, 2010. - 257 с.
17. Голубков Е.П. Сегментация и позиционирование// Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. -№ 4. -С. 124 -135.
18. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия//Управление компанией. -2011. - № 3. - С. 18-27.
19. Рыкова И.В. Товарный знак как способ защиты прав, торговая марка как средство продвижения. История и перспективы развития//Мар- кетинг в России и за рубежом. -2012. - № 3. - С. 95-113.
20. КондинскаяО. Стратегический маркетинг и финансовое планирование// Маркетинг -2011. - № 2. -С. 34-47.
21. Гэбэй Дж. Маркетинг: новые возможности. - Пер. с англ. К. Ткаченко. - М.: Фаир-Пресс, 2012. - 625 с.
22. Федорова М.С. Разработка маркетинговой стратегии предприятия/ М.С. Федорова // Молодой ученый. - 2011. - № 5, Т.1. - С. 232-234.
23. Справочно-информационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tomsk.ru09.ru.
24. Информационный социальный портал о бизнесе, предпринимательстве, работе и карьере[Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://4allbiz■щ/■
25. Академия информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://infosystems■щ/■
26. Журнал «Управление магазином». - Издательский дом «Имидж-
Медиа» 2005-2010гг.[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.trademanagement.ru/.
27. Приказ Росстата от 14.11.2013 № 447 «Об утверждении
Методических указаний по расчету индекса-дефлятора оборота розничной торговли на региональном уровне».
28. Мегамагнат. Ритейл франчайзинг инвестиций. Портал о торговле в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.megamagnat.ru/.
29. Форекс. Экономический портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forexaw.com/.
30. Журнал «Новости маркетинга». 2005-2010. - Издательский дом Имидж-Медиа [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://www■marketingnews■щ/
31. Чернозубенко Павел Евгеньевич. - 2005-2014. Записки
маркетолога. Сайт маркетинг-директора [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://marketch■щ/■
32. Арутюнова Д.В.Стратегический менеджмент:учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.
33. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - №1 (21). - С. 151-157.