Развитие самостоятельности младших школьников в процессе обучения
|
Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Понятие самостоятельности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Психолого-педагогические условия развития самостоятельности у
младших школьников 23
Выводы по 1 главе 34
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 36
2.1 Исследование уровней развития самостоятельности младших
школьников 36
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков математики для развития
самостоятельности учащихся 50
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 64
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Понятие самостоятельности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Психолого-педагогические условия развития самостоятельности у
младших школьников 23
Выводы по 1 главе 34
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 36
2.1 Исследование уровней развития самостоятельности младших
школьников 36
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков математики для развития
самостоятельности учащихся 50
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 64
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
Наиболее актуальной задачей современного образовательного процесса является развитие у учащихся навыков самостоятельности. Действующий Федеральный образовательный стандарт общего начального образования ставит перед педагогами задачи развивать у младших школьников навыки самостоятельной работы в процессе усвоения учебного материала.
Под самостоятельностью школьника понимают его умения ставить перед собой определенные учебные задачи, а также, решать их без внешнего побуждения и не опираясь на помощь взрослых. Самостоятельность находится в тесной взаимосвязи с существующими потребностями личности выполнять действия, руководствуясь собственным осознанным побуждением. Самостоятельность ребенка подразумевает наличие у него таких качеств как инициатива, познавательная активность, творческая направленность личности, способность ставить перед собой цели, первоначально планировать деятельность.
Системообразующий компонент личности ребенка является сложной целостной системой, непосредственно влияющий на механизмы ее развития. Одним из таких механизмов является самостоятельность, которая дает ребенку возможность относительно легко ориентироваться в ситуации нестандартных, изменяющихся условий окружающей действительности к которым он может легко приспособиться, благодаря наличию у него навыков самостоятельности. В современных условиях реформирования системы образования речь идет о потребности в определенной организации учебно-воспитательного процесса, подразумевающей наличие у ученика возможности проявить творчество, активность, самостоятельность в процессе обучения, а также, развить индивидуальный стиль учебной деятельности. Руководствуясь вышесказанным, можно сказать о ведущей в процессе организации образовательной деятельности задаче развития у младшего школьника способностей избирательно усваивать знания и умения, адекватно применять полученные знания на практике. Ученые указывают на необходимость развития у младшего школьника таких качеств, как желание приобретать новые знания, умение самостоятельно раскрывать суть изучаемых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях.
Наукой дидактикой было установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности младших школьников при обучении математике должно происходить непрерывно от самого низкого уровня самостоятельности, так называемой воспроизводящей самостоятельности, к самому высокому уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом необходимые уровни развития самостоятельности. Необходимо обратить внимание на тот факт, что процесс перехода воспроизводящей самостоятельности в творческую наблюдается при осуществлении каждого этапа учебной работы, которые обеспечивают выход учащегося на определенный уровень самостоятельности. Обозначенные взаимосвязанные этапы работы характеризуются последовательностью, взаимозависимостью, взаимопроникновением и обусловливают друг друга. Управление процессом перехода воспроизводящей самостоятельности в самостоятельность творческую у ребенка младшего школьного возраста и его координация является одной из задач воспитания, развития самостоятельности личности, которая возлагается на педагога, работающего в начальной школе.
Проблему развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения изучали многие ученые.
Самостоятельность как определяющее свойство личности рассматривали в своих трудах многие русские ученые, являющиеся яркими представителями передовой педагогической мысли, а именно А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов. Теоретические и практические советы Л.Н. Толстого по вопросам воспитания детей в аспекте исследуемого вопроса и сегодня достаточно актуальны. Стремясь усовершенствовать процесс обучения в Яснополянской школе, он ввел много новшеств, которые и сегодня являются актуальными и применяются на практике педагогами начальной школы и воспитателями. Главными новшествами были: воспитание в ребенке самостоятельности, удовлетворение его потребности в знаниях, развитие у ребенка стойкого интереса к занятиям посредством «духа сознательной дисциплины».
В конце XIX - начале XX века известнейшие представители сообщества ученых педагогической и психологической науки - П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель говорили о необходимости реализации принципа развития творческих способностей обучающихся, а также, развитию их самостоятельности. Значительный вклад в дальнейшее изучение процесса развития самостоятельности был внесен К.Д.Ушинским. Понятие самостоятельности он определял как «самодеятельность» ребенка и ставил данный процесс в качестве основного дидактического принципа непосредственно влияющего на процесс формирования личности.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников на уроках математики?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность необходимых психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников.
Объект: процесс развития самостоятельности младших школьников.
Предмет: развитие самостоятельности у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: развитие самостоятельности у младших школьников будет эффективным, если разработать и внедрить комплекс уроков математики, направленный на развитие самостоятельности учащихся.
Задачи:
- рассмотреть понятие самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе.
- провести диагностику уровня развития самостоятельности у младших школьников;
- создать благоприятные психолого-педагогические условия развития самостоятельности для младших школьников;
- выявить критерии, показатели и уровни развития самостоятельности младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс уроков по математике, направленный на развитие самостоятельности учащихся;
- обобщить и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ психолого -педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
2.Эмпирические методы (тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
База исследования: МБУ СОШ № 46 г.Тольятти
Практическая значимость работы состоит в выявлении психолого-педагогических условий и разработки комплекса уроков, способствующих развитию самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Под самостоятельностью школьника понимают его умения ставить перед собой определенные учебные задачи, а также, решать их без внешнего побуждения и не опираясь на помощь взрослых. Самостоятельность находится в тесной взаимосвязи с существующими потребностями личности выполнять действия, руководствуясь собственным осознанным побуждением. Самостоятельность ребенка подразумевает наличие у него таких качеств как инициатива, познавательная активность, творческая направленность личности, способность ставить перед собой цели, первоначально планировать деятельность.
Системообразующий компонент личности ребенка является сложной целостной системой, непосредственно влияющий на механизмы ее развития. Одним из таких механизмов является самостоятельность, которая дает ребенку возможность относительно легко ориентироваться в ситуации нестандартных, изменяющихся условий окружающей действительности к которым он может легко приспособиться, благодаря наличию у него навыков самостоятельности. В современных условиях реформирования системы образования речь идет о потребности в определенной организации учебно-воспитательного процесса, подразумевающей наличие у ученика возможности проявить творчество, активность, самостоятельность в процессе обучения, а также, развить индивидуальный стиль учебной деятельности. Руководствуясь вышесказанным, можно сказать о ведущей в процессе организации образовательной деятельности задаче развития у младшего школьника способностей избирательно усваивать знания и умения, адекватно применять полученные знания на практике. Ученые указывают на необходимость развития у младшего школьника таких качеств, как желание приобретать новые знания, умение самостоятельно раскрывать суть изучаемых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях.
Наукой дидактикой было установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности младших школьников при обучении математике должно происходить непрерывно от самого низкого уровня самостоятельности, так называемой воспроизводящей самостоятельности, к самому высокому уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом необходимые уровни развития самостоятельности. Необходимо обратить внимание на тот факт, что процесс перехода воспроизводящей самостоятельности в творческую наблюдается при осуществлении каждого этапа учебной работы, которые обеспечивают выход учащегося на определенный уровень самостоятельности. Обозначенные взаимосвязанные этапы работы характеризуются последовательностью, взаимозависимостью, взаимопроникновением и обусловливают друг друга. Управление процессом перехода воспроизводящей самостоятельности в самостоятельность творческую у ребенка младшего школьного возраста и его координация является одной из задач воспитания, развития самостоятельности личности, которая возлагается на педагога, работающего в начальной школе.
Проблему развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения изучали многие ученые.
Самостоятельность как определяющее свойство личности рассматривали в своих трудах многие русские ученые, являющиеся яркими представителями передовой педагогической мысли, а именно А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов. Теоретические и практические советы Л.Н. Толстого по вопросам воспитания детей в аспекте исследуемого вопроса и сегодня достаточно актуальны. Стремясь усовершенствовать процесс обучения в Яснополянской школе, он ввел много новшеств, которые и сегодня являются актуальными и применяются на практике педагогами начальной школы и воспитателями. Главными новшествами были: воспитание в ребенке самостоятельности, удовлетворение его потребности в знаниях, развитие у ребенка стойкого интереса к занятиям посредством «духа сознательной дисциплины».
В конце XIX - начале XX века известнейшие представители сообщества ученых педагогической и психологической науки - П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель говорили о необходимости реализации принципа развития творческих способностей обучающихся, а также, развитию их самостоятельности. Значительный вклад в дальнейшее изучение процесса развития самостоятельности был внесен К.Д.Ушинским. Понятие самостоятельности он определял как «самодеятельность» ребенка и ставил данный процесс в качестве основного дидактического принципа непосредственно влияющего на процесс формирования личности.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников на уроках математики?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность необходимых психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников.
Объект: процесс развития самостоятельности младших школьников.
Предмет: развитие самостоятельности у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: развитие самостоятельности у младших школьников будет эффективным, если разработать и внедрить комплекс уроков математики, направленный на развитие самостоятельности учащихся.
Задачи:
- рассмотреть понятие самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе.
- провести диагностику уровня развития самостоятельности у младших школьников;
- создать благоприятные психолого-педагогические условия развития самостоятельности для младших школьников;
- выявить критерии, показатели и уровни развития самостоятельности младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс уроков по математике, направленный на развитие самостоятельности учащихся;
- обобщить и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ психолого -педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
2.Эмпирические методы (тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
База исследования: МБУ СОШ № 46 г.Тольятти
Практическая значимость работы состоит в выявлении психолого-педагогических условий и разработки комплекса уроков, способствующих развитию самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Современное общество в настоящее время интенсивно развивается, что стимулирует образовательные организации серьезней подходить к процессу воспитания активной жизненной позиции у учащихся, созидающей личности. А формирование этого показателя невозможно без своевременно заложенных у ребенка навыков самостоятельной деятельности. Такая личность способна самостоятельно регулировать собственное поведение и все виды деятельности, в состоянии определять перспективы своего развития, оптимально выбирая пути и средства достижения намеченных целей. Чем более высок уровень самостоятельности, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.
Комплекс мероприятий по развитию самостоятельности является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса начальной школы, так как непосредственно в данный возрастной период происходит закладка фундамента формирующейся личности.
Целью нашего исследования было изучение теоретических и практических аспектов, касающихся выявления необходимых психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников.
Так, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «самостоятельность» рассматривается как ведущее качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, планируя при этом свою деятельность, подчиняясь какому-либо режиму и правилам. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, вопросы развития у учащихся начальной школы навыков самостоятельности сегодня имеют важное значение, так как данные навыки являются необходимыми не только в учебном процессе целях, но и в процессе формирования у будущих граждан потребностей к непрерывному образованию и самообразованию, а также в способностях анализировать стоящие перед ними задачи и успешно ориентироваться в новых жизненных условиях.
Самостоятельная работа представляет собой особую форму организации учебной деятельности, которая может осуществляться под непосредственным руководством педагога, которое может быть как прямым, так и косвенным. Ставя перед собой задачи эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся, педагог должен определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Практическая деятельность учителей начальной школы при организации самостоятельной работы учащихся дает возможность сформулировать условия, которые способствуют ее эффективности:
- систематичность использования заданий, применяемых для организации самостоятельной работы;
- наличие системы планирования заданий для самостоятельной работы по форме и по содержанию;
- необходимость соотносить уровень сложности заданий уровню реальных возможностей учащихся;
- необходимость придерживаться оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15—20 мин) при проектировании урока;
- использование последовательного усложнения содержания задач для самостоятельной учебной деятельности учащихся младших классов;
- необходимость четкой формулировки цели заданий;
- рациональное сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;
- стимулирование учащихся выбирать задания более высокого уровня сложности;
- необходимость разумного сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
В настоящее время система оценки уровня развития личности определяется ее способностью к саморазвитию и самообучению, деятельность педагога должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы.
Стоит отметить, что процесс повышение качества школьного математического образования в результате внедрения активных форм и методов обучения состоялся. В результате чего процесс обучения начал приобретать более деятельностный характер, что подразумевает акцент на практикоориентированное обучение, необходимость использования межпредметных связей и, несомненно, развитие самостоятельности учащихся и их личной ответственности за принятые решений.
Самостоятельность учащегося являясь залогом его успешного обучения в средней школе, основывается на приобретенной и развитой самостоятельности в младшем школьном возрасте. Учебная самостоятельность школьника это одна из сторон его личностного развития, позволяющая расширять знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.
Анализ исследования полностью подтверждает истинность выдвинутой гипотезы. Действительно, развитие самостоятельности осуществляется эффективно, если обеспечивается: стимулирование активности школьника в различных видах деятельности, изменение позиции учителя в организации деятельности детей от непосредственного руководства к опосредованному. В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась.
Комплекс мероприятий по развитию самостоятельности является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса начальной школы, так как непосредственно в данный возрастной период происходит закладка фундамента формирующейся личности.
Целью нашего исследования было изучение теоретических и практических аспектов, касающихся выявления необходимых психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников.
Так, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «самостоятельность» рассматривается как ведущее качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, планируя при этом свою деятельность, подчиняясь какому-либо режиму и правилам. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, вопросы развития у учащихся начальной школы навыков самостоятельности сегодня имеют важное значение, так как данные навыки являются необходимыми не только в учебном процессе целях, но и в процессе формирования у будущих граждан потребностей к непрерывному образованию и самообразованию, а также в способностях анализировать стоящие перед ними задачи и успешно ориентироваться в новых жизненных условиях.
Самостоятельная работа представляет собой особую форму организации учебной деятельности, которая может осуществляться под непосредственным руководством педагога, которое может быть как прямым, так и косвенным. Ставя перед собой задачи эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся, педагог должен определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Практическая деятельность учителей начальной школы при организации самостоятельной работы учащихся дает возможность сформулировать условия, которые способствуют ее эффективности:
- систематичность использования заданий, применяемых для организации самостоятельной работы;
- наличие системы планирования заданий для самостоятельной работы по форме и по содержанию;
- необходимость соотносить уровень сложности заданий уровню реальных возможностей учащихся;
- необходимость придерживаться оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15—20 мин) при проектировании урока;
- использование последовательного усложнения содержания задач для самостоятельной учебной деятельности учащихся младших классов;
- необходимость четкой формулировки цели заданий;
- рациональное сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;
- стимулирование учащихся выбирать задания более высокого уровня сложности;
- необходимость разумного сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
В настоящее время система оценки уровня развития личности определяется ее способностью к саморазвитию и самообучению, деятельность педагога должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы.
Стоит отметить, что процесс повышение качества школьного математического образования в результате внедрения активных форм и методов обучения состоялся. В результате чего процесс обучения начал приобретать более деятельностный характер, что подразумевает акцент на практикоориентированное обучение, необходимость использования межпредметных связей и, несомненно, развитие самостоятельности учащихся и их личной ответственности за принятые решений.
Самостоятельность учащегося являясь залогом его успешного обучения в средней школе, основывается на приобретенной и развитой самостоятельности в младшем школьном возрасте. Учебная самостоятельность школьника это одна из сторон его личностного развития, позволяющая расширять знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.
Анализ исследования полностью подтверждает истинность выдвинутой гипотезы. Действительно, развитие самостоятельности осуществляется эффективно, если обеспечивается: стимулирование активности школьника в различных видах деятельности, изменение позиции учителя в организации деятельности детей от непосредственного руководства к опосредованному. В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - ВНЕУЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Внеклассная работа по литературному чтению как способ формирования читательской самостоятельности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



