Введение 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 8
1.1. Понятие самостоятельности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2. Психолого-педагогические условия развития самостоятельности у
младших школьников 23
Выводы по 1 главе 34
Глава 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 36
2.1 Исследование уровней развития самостоятельности младших
школьников 36
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков математики для развития
самостоятельности учащихся 50
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 64
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список использованной литературы 75
Приложение
Наиболее актуальной задачей современного образовательного процесса является развитие у учащихся навыков самостоятельности. Действующий Федеральный образовательный стандарт общего начального образования ставит перед педагогами задачи развивать у младших школьников навыки самостоятельной работы в процессе усвоения учебного материала.
Под самостоятельностью школьника понимают его умения ставить перед собой определенные учебные задачи, а также, решать их без внешнего побуждения и не опираясь на помощь взрослых. Самостоятельность находится в тесной взаимосвязи с существующими потребностями личности выполнять действия, руководствуясь собственным осознанным побуждением. Самостоятельность ребенка подразумевает наличие у него таких качеств как инициатива, познавательная активность, творческая направленность личности, способность ставить перед собой цели, первоначально планировать деятельность.
Системообразующий компонент личности ребенка является сложной целостной системой, непосредственно влияющий на механизмы ее развития. Одним из таких механизмов является самостоятельность, которая дает ребенку возможность относительно легко ориентироваться в ситуации нестандартных, изменяющихся условий окружающей действительности к которым он может легко приспособиться, благодаря наличию у него навыков самостоятельности. В современных условиях реформирования системы образования речь идет о потребности в определенной организации учебно-воспитательного процесса, подразумевающей наличие у ученика возможности проявить творчество, активность, самостоятельность в процессе обучения, а также, развить индивидуальный стиль учебной деятельности. Руководствуясь вышесказанным, можно сказать о ведущей в процессе организации образовательной деятельности задаче развития у младшего школьника способностей избирательно усваивать знания и умения, адекватно применять полученные знания на практике. Ученые указывают на необходимость развития у младшего школьника таких качеств, как желание приобретать новые знания, умение самостоятельно раскрывать суть изучаемых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях.
Наукой дидактикой было установлено, что развитие самостоятельности и творческой активности младших школьников при обучении математике должно происходить непрерывно от самого низкого уровня самостоятельности, так называемой воспроизводящей самостоятельности, к самому высокому уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом необходимые уровни развития самостоятельности. Необходимо обратить внимание на тот факт, что процесс перехода воспроизводящей самостоятельности в творческую наблюдается при осуществлении каждого этапа учебной работы, которые обеспечивают выход учащегося на определенный уровень самостоятельности. Обозначенные взаимосвязанные этапы работы характеризуются последовательностью, взаимозависимостью, взаимопроникновением и обусловливают друг друга. Управление процессом перехода воспроизводящей самостоятельности в самостоятельность творческую у ребенка младшего школьного возраста и его координация является одной из задач воспитания, развития самостоятельности личности, которая возлагается на педагога, работающего в начальной школе.
Проблему развития самостоятельности младших школьников в процессе обучения изучали многие ученые.
Самостоятельность как определяющее свойство личности рассматривали в своих трудах многие русские ученые, являющиеся яркими представителями передовой педагогической мысли, а именно А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов. Теоретические и практические советы Л.Н. Толстого по вопросам воспитания детей в аспекте исследуемого вопроса и сегодня достаточно актуальны. Стремясь усовершенствовать процесс обучения в Яснополянской школе, он ввел много новшеств, которые и сегодня являются актуальными и применяются на практике педагогами начальной школы и воспитателями. Главными новшествами были: воспитание в ребенке самостоятельности, удовлетворение его потребности в знаниях, развитие у ребенка стойкого интереса к занятиям посредством «духа сознательной дисциплины».
В конце XIX - начале XX века известнейшие представители сообщества ученых педагогической и психологической науки - П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель говорили о необходимости реализации принципа развития творческих способностей обучающихся, а также, развитию их самостоятельности. Значительный вклад в дальнейшее изучение процесса развития самостоятельности был внесен К.Д.Ушинским. Понятие самостоятельности он определял как «самодеятельность» ребенка и ставил данный процесс в качестве основного дидактического принципа непосредственно влияющего на процесс формирования личности.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников на уроках математики?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность необходимых психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников.
Объект: процесс развития самостоятельности младших школьников.
Предмет: развитие самостоятельности у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: развитие самостоятельности у младших школьников будет эффективным, если разработать и внедрить комплекс уроков математики, направленный на развитие самостоятельности учащихся.
Задачи:
- рассмотреть понятие самостоятельности младших школьников в психолого-педагогической литературе.
- провести диагностику уровня развития самостоятельности у младших школьников;
- создать благоприятные психолого-педагогические условия развития самостоятельности для младших школьников;
- выявить критерии, показатели и уровни развития самостоятельности младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс уроков по математике, направленный на развитие самостоятельности учащихся;
- обобщить и проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
1.Теоретический анализ психолого -педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение.
2.Эмпирические методы (тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента).
База исследования: МБУ СОШ № 46 г.Тольятти
Практическая значимость работы состоит в выявлении психолого-педагогических условий и разработки комплекса уроков, способствующих развитию самостоятельности младших школьников на уроках математики.
Современное общество в настоящее время интенсивно развивается, что стимулирует образовательные организации серьезней подходить к процессу воспитания активной жизненной позиции у учащихся, созидающей личности. А формирование этого показателя невозможно без своевременно заложенных у ребенка навыков самостоятельной деятельности. Такая личность способна самостоятельно регулировать собственное поведение и все виды деятельности, в состоянии определять перспективы своего развития, оптимально выбирая пути и средства достижения намеченных целей. Чем более высок уровень самостоятельности, тем успешнее человек задает свое будущее, свои планы и более успешно действует, реализуя их.
Комплекс мероприятий по развитию самостоятельности является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса начальной школы, так как непосредственно в данный возрастной период происходит закладка фундамента формирующейся личности.
Целью нашего исследования было изучение теоретических и практических аспектов, касающихся выявления необходимых психолого-педагогических условий развития самостоятельности младших школьников.
Так, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «самостоятельность» рассматривается как ведущее качество личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами, планируя при этом свою деятельность, подчиняясь какому-либо режиму и правилам. Как показал анализ психолого-педагогической литературы, вопросы развития у учащихся начальной школы навыков самостоятельности сегодня имеют важное значение, так как данные навыки являются необходимыми не только в учебном процессе целях, но и в процессе формирования у будущих граждан потребностей к непрерывному образованию и самообразованию, а также в способностях анализировать стоящие перед ними задачи и успешно ориентироваться в новых жизненных условиях.
Самостоятельная работа представляет собой особую форму организации учебной деятельности, которая может осуществляться под непосредственным руководством педагога, которое может быть как прямым, так и косвенным. Ставя перед собой задачи эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся, педагог должен определить признаки самостоятельной работы: наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся.
Практическая деятельность учителей начальной школы при организации самостоятельной работы учащихся дает возможность сформулировать условия, которые способствуют ее эффективности:
- систематичность использования заданий, применяемых для организации самостоятельной работы;
- наличие системы планирования заданий для самостоятельной работы по форме и по содержанию;
- необходимость соотносить уровень сложности заданий уровню реальных возможностей учащихся;
- необходимость придерживаться оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15—20 мин) при проектировании урока;
- использование последовательного усложнения содержания задач для самостоятельной учебной деятельности учащихся младших классов;
- необходимость четкой формулировки цели заданий;
- рациональное сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой;
- стимулирование учащихся выбирать задания более высокого уровня сложности;
- необходимость разумного сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения.
В настоящее время система оценки уровня развития личности определяется ее способностью к саморазвитию и самообучению, деятельность педагога должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы.
Стоит отметить, что процесс повышение качества школьного математического образования в результате внедрения активных форм и методов обучения состоялся. В результате чего процесс обучения начал приобретать более деятельностный характер, что подразумевает акцент на практикоориентированное обучение, необходимость использования межпредметных связей и, несомненно, развитие самостоятельности учащихся и их личной ответственности за принятые решений.
Самостоятельность учащегося являясь залогом его успешного обучения в средней школе, основывается на приобретенной и развитой самостоятельности в младшем школьном возрасте. Учебная самостоятельность школьника это одна из сторон его личностного развития, позволяющая расширять знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя.
Анализ исследования полностью подтверждает истинность выдвинутой гипотезы. Действительно, развитие самостоятельности осуществляется эффективно, если обеспечивается: стимулирование активности школьника в различных видах деятельности, изменение позиции учителя в организации деятельности детей от непосредственного руководства к опосредованному. В ходе экспериментальной работы цель и задачи исследования были достигнуты, а гипотеза подтвердилась.
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2013. -546с.
2. Асперова, И. Б. Профессиональное воспитание в школе / И.Б.Асперова.
- М.: Знание, 2013.-285с.
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учебник для вузов / Ю.К.Бабанский. — М.: Просвещение, 2013.-479с.
4. Балкин, Н. А., Тхамафокова С. Т. Организация самостоятельной работы по математике учащихся 3-4 классов / Н.А.Балкин, С.Т.Тхамафокова.
— М.: Просвещение, 2013. -287с.
5. Березин, В. Н. Умения и навыки творческой работы при решении задач по математике / В.Н. Березин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-218с.
6. Белкин, Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л.Белкин. - М.: Дрофа, 2014.-279с.
7. Бершадский, М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии/М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. -256с.
8. Боричевская, В.И. Развитие самостоятельности мышления у учащихся // Начальная школа. — 2012. — №2- с.34-37.
9. Буряк, В. К. Самостоятельная работа учащихся / В.К.Буряк. - М.: Просвещение, 2014.-417с.
10. Вапрян, Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших
школьников на уроках математики // Начальная школа. — 2014. — №12.-с.12-15.
11. Васильева, Р. А., Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р. А. Васильева, Г.Ф. Суворова. - М.: Педагогика, 2013. -207с.
12. Вентцель. К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Л.Д. Филоненко- М., 2013.-227с.
13. Гаврилычева, Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Начальная школа 2013 — №11—с.17-23.
14. Гликман, И. З. Педагогическая технология - это одно из средств педагогической методики // Директор школы. — №7- 2014.-с.46-49,
15. Горностаева, З. Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа № 4. — 2013.-с 17-23.
16. Гришкова, Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности школьника в учебной деятельности // Начальная школа. №11 — 2014.- с.41-45.
17. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к
самообразованию / А.К.Громцева. — М.: Просвещение, 2013.-316с.
18. Давыдов, В. В. Российская педагогическая энциклопедия /
В.В.Давыдов. - М.: Дрофа, 2014.-328с.
19. Данилов, М.А. Проблемы и перспективы развития образования/М.А. Данилов — М.: Педагогика,2013. -358с.
20. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ПедВУЗов /А.Н. Джуринский - М.; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432с.
21. Дмитриев, Ю.Н. Психологический словарь. — М.: Дрофа, 1990.-225с.
22. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П.Есипов. - М.: Просвещение, 2013.-458с.
23. Жарова, Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В.Жарова. - СПб.: Нева, 2014.-407с.
24. Изучение трудных тем по математике в I-III классах / Сост. Н. Г. Уткина. — М.: Просвещение, 2013.-155с.
25. Ильина, Т.А. Проблемное обучение - понятие и содержание // Вестник высшей школы. - М., № 2-2014.-с.24-27.
26.Зимняя, А. И. Педагогическая психология / А.И.Зимняя. — М.: Логос,
2015. -384с.
27.Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б.Зотов. — М.: Велби, 2014.-259с.
28. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения./П.Ф. Каптерев - М.: «Педагогика», 1982.-704с.
29. Ковальская, М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения / М.К.Ковальская. — М.: Просвещение, 2013.-201с.
30. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я.А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 2013.
31. Кондрашенкова, Т. А. Формирование общелогических умений при
обучении математике / Т.А.Кондрашенкова, И.Л. Никольская. — М.:
Наука, 2013.-356с.
32. Кралевич, И. Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности / И.Н. Кралевич. - Нижний Новгород: Учебная литература, 2015.-312с.
33. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.:
Педагогика, 1981.-186с.
34. Лодатко, Е. А. Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики / Е.А.Лодатко. — М.: Просвещение, 2014. -216с.
35. Лошкарева, Н. А. Формирование учебных умений учащихся младших классов / Н.А.Лошкарева. — М.: Просвещение, 2014. -169с.
36. Маркова, А. К. Формирование мотивации в школьном возрасте / А.К.Маркова. - М.: Просвещение, 2015.-299с.
37. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учеником: пособие для учителя / Е.Л.Мельникова. - М.: АПКиПРО, 2014.
38. Мельникова, Е. Л. Технология проблемно-диалогического обучения / Е.Л.Мельникова. — М.: Логос, 2013.-384с.
39.Онищук, В. А. Урок в современной школе / В.А.Онищук. — М.:
Просвещение, 2014.-264с.
40. Орлов, В. Н. Активность и самостоятельность учащихся / В.Н.Орлов. - М.: Логос, 2014. -357с.
41. Пидкастистый, П.И. Педагогика: учебник / П.И.Пидкастистый. — М.: Педагогическое общество России, 2014.
42. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И.Пидкасистый. - М.: Педагогика, 2014.¬308с.
43. Проблемы школьного воспитания. Вестник учителя-СПб №4, 2013.- с.14-20.
44. Половникова, Н. А. Метод познавательной деятельности - средство и
результат воспитания познавательной самостоятельности
школьников./Н.А. Половникова - Учёные записки. 2012.-277с.
45. Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления—М.:
Просвещение, 2013.-448с.
46. Попова, А.И. Развитие самостоятельности младших школьников в условиях коллективных занятий / А.И.Попова. — М.: Просвещение, 2014. -206с.
47. Психологические исследования интеллектуальной деятельности/Под. ред. О.К. Тихомирова— М.: ТЦ Сфера, 2013. -253с.
48. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.- : М.: Политиздат; Издание 2-е, испр. и доп.1990.-494с.
49. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 1999.-704с.
50. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математии / Сост. С. И. Демидова, Л. О. Денищева. — М.: Просвещение, 2015.¬215с.
51. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике /Сост. Ю. Д. Кобалевский - М.: Просвящение, 2014.-87с.
52. Сарсекеева, Ж.Е. Развитие самостоятельности младших школьников в
учебно-воспитательном процессе // Начальная школа. — 2013. —
№2.с.31-34.
53. Селиванов, В. И. Воля и ее воспитание / В. И. Селиванов. - М.: Знание,
2016. -226с.
54. Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы: учебник / М.Н.Скаткин. — М.: Педагогика, 2012.-298с.
55. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина М.: Издательский центр «Академия», 2014.-576с.
56. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2014.-448с.
57. Смирнов, В. З. Педагогические идеи Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова/В.З. Смирнов-М.,2013.-221с.
58. Смирнова, Н. М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся / Н.М.Смирнова. - М.: Просвещение, 2014.*221с.
59. Технические средства обучения в средней школе. / Под ред. Л. П. Прессмана. — М.: Педагогика, 2012.-304с.
60. Тихонов, И.И. Методы научной организации и управления в учебном процессе./И.И. Тихонов- М., 2013.-41с.
61. Тищенко Т.Н. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества школьников в процессе общественно полезного труда: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 2013.-25с.
62. Толковый словарь С.И. Ожегова/Под.ред .Л.И. Скворцова-28 изд.дополн.перераб. — М.:Мир образования ОНИКС,2013г. —112с.
63. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений /Л.Н. Толстой-М.-1983.-307с.
64. Ушинский, К.Д. Три элемента школы // Начальная школа. — 1974.¬219с.
65. Федоренко, И. Г. Подготовка учащихся к усвоению знаний/ И.Г. Федоренко-Киев: Рад. школа, 2012. -94с.
66. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. — М.: Просвещение,
2014.-332с.
67.Чернявская, А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения / А.П.Чернявская. - Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2014. -224с.
68. Шаповаленко, С.Г. Вопросы дальнейшего совершенствования методов обучения и методов управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе/С.Г. Шаповаленко- М.,2013.-145с.
69. Якиманская, И.С. Психологические особенности овладения учебными умениями в курсе математики / И.С.Якиманская. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. -177с.
70. Ямалтдинова Д.Г. Организация самостоятельной деятельности
учащихся // Начальная школа. — 2014. — №2.-с.7-11.