Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические условия и факторы адаптации к учебно- профессиональной деятельности курсантов-новобранцев

Работа №106641

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Психологические составляющие социальной адаптации личности
1.1 Состояние проблемы адаптации личности в отечественной и зарубежной
психологии 9
1.2 Содержание и структура социально-психологической адаптации
личности 27
1.3 Виды, уровни, условия и факторы социально-психологической адаптации
в профессиональной деятельности 31
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследование психологических условий и факторов социально-психологической адаптации личности
2.1 Особенности условий и факторов социальной адаптации личности
курсантов-новобранцев к учебной деятельности 35
2.2 Вклад личностных качеств в социально - психологической адаптации
курсантов к учебно-профессиональной и воинской служебной деятельности 36
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список используемой литературы 54

Сложившиеся в последнее время социально-экономические условия жизни в Российской Федерации актуализируют проблему социальной адаптации к любой деятельности и делают ее более значимой для науки и практики. В современном российском обществе четко прослеживается противоречие между научно обоснованным пониманием адаптации как ведущего процесса в становлении специалиста, профессионального работника и отсутствием желания, мотивации создания условий и учета факторов для их реализации в этом процессе. Однако ряд вопросов этой проблемы пока еще остаются «белыми» пятнами в науке и практике и требуют безотлагательного решения.
Поэтому в настоящее время в связи изменениями, произошедшими в Вооруженных силах России (искоренение «дедовщины», изменение отношения в обществе к военнослужащим и возросшее материальное благосостояние и др.), возрос интерес к военной профессии. В связи с этим назрела острая потребность не только в изучении условий и факторов социально - психологической адаптации, но и в разработке психокоррекционных консультационных программ, практических рекомендаций для различных категорий населения, особенно для молодых людей, которые призваны в вооруженные силы РФ.
Несмотря на возросший интерес к воинской профессии, состояние психологического и физического здоровья оставляет желать лучшего. Этот факт приходиться учитывать при профессиональном отборе при поступлении в военное училище, так как состояние здоровья определяет динамику и качественную характеристику процесса адаптации. Особенно на начальном этапе воинского обучения и службы.
Нерешенные вопросы проблемы психологической адаптации будущего военного специалиста к учебно-профессиональной деятельности являются весьма актуальными в настоящее время.
Особое значение в профессиональном становлении будущего военного специалиста имеет начальный этап его подготовки. Это касается и призывников, и курсантов, и студентов высших военных и гражданских учебных заведений. Протекание этих процессов связано и во многом определяется успешной адаптацией к новой деятельности и сформированным наличным адаптационным потенциалом.
Известно, что учебная деятельность в военных училищах существенно отличается от учебной деятельности в гражданских вузах. Это касается, прежде всего, таких факторов, как оторванность от близких людей, семьи, появлением множества барьеров в связи с новыми условиями в учебной и служебной деятельности, к которым необходимо приспосабливаться и формировать профессионально-личностные качества, преодолевая физические, психологические и социальные барьеры.
В этот период учебно-профессионального образования изменяется прежний стереотип поведения, формируются ценностные установки и смыслы, мотивация на будущую военно-профессиональную деятельность.
В период начальной адаптации к новой деятельности в связи с новыми ее условиями и внешней структурой, особенно такой деятельности как военная, ломается старый динамический стереотип поведения и формируется новый. Этот процесс предполагает развитие и совершенствование личностных качеств, которые обеспечат продуктивное вхождение и освоение новой деятельности, с одной стороны, и развитие и коррекцию личностных качеств, обеспечивающих успешное выполнение функций осваиваемой деятельности, с другой.
Результатом выполнения новой деятельности является изменение не только личности, но и ее важнейшего структурного ядра - направленности и ее форм, а также личностных качеств, определяющих не только эффективную адаптацию, но и достижения целей деятельности.
Признавая значение понимания механизмов адаптации в развитии и совершенствовании организма, психики, социальных отношений при общении и взаимодействии в деятельности, изучению этой проблемы посвятили свои исследования биологи, физиологи и медики (Ч. Дарвин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин и др.), психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Лабунская и др.), социологи (Д.А. Андреева, Ф.Б. Березин и др.).
При этом в исследованиях ученых различных научных специальностей отдавался приоритет соответственно биологическим, психологическим, социальным условиям и факторам протекания процесса адаптации. В ряде работ учитывался комплекс названных факторов, и адаптация рассматривалась ими как системное явление, получившее название - системная адаптация (П.К. Анохин, А.А. Ухтомский, Б.Г. Ананьев, Н.Н. Аймухамбетов и др.).
Обращение к изучению адаптации многочисленных исследователей различных специальностей в течение продолжительного времени (первое исследование адаптации провел Клод Бернар, описавший механизм адаптации - гомеостаз, равновесие между взаимодействующими сторонами ) способствовало раскрытию многочисленных научных фактов адаптации и теорий, но не пролило свет на ряд вопросов, которые нуждаются в новых исследованиях. В частности, требуют доработки исследования психологических условий и факторов, способствующих или препятствующих преодолению учебно-профессиональных барьеров, возникающих в учебно-профессиональной деятельности будущих военных специалистов.
В связи с выше изложенным в настоящей работе объект исследования - это курсанты-новобранцы, зачисленные в военное училище.
Предмет исследования: психологические условия и ряд личностных факторов, которые определяют успешность социально - психологической адаптации курсантов-новобранцев, поступивших в военное училище.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что понимание роли психологических условий и участия личностных факторов уверенности в собственных возможностях, в принятии себя и других, являющихся у курсантов-новобранцев значимыми для успешного прохождения воинской службы, окажут положительное влияние на процесс адаптации.
Цель исследования - выявить психологические условия и личностные факторы успешной социально - психологической адаптации курсантов- новобранцев и разработать коррекционные техники, приемы сопровождения учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы, имеющей отношение к проблеме социальной и социально - психологической адаптации личности.
2. Выявить особенности протекания процесса социально - психологической адаптации личности курсанта-новобранца к учебно-профессиональной деятельности.
3. Изучить специфику участия личностных факторов: уверенности в собственных возможностях, принятия себя и других в процессе социально-психологической адаптации курсантов-новобранцев.
При выполнении работы в качестве методологической основы нами использовались научно-теоретические подходы, положения, психологические теории, рассматривающие сущность и механизмы социально - психологической адаптации личности. Методологическую основу составила психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева, оценивающая ведущую деятельность как условие и фактор развития личностных свойств и качеств, теорию психологического стресса Г. Селье, объясняющую динамику процесса адаптации, системно-функциональный подход, рассматривающий взаимодействие всех условий и факторов для достижения успешной адаптивной деятельности курсанта-новобранца.
В работе использован психологический тест 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), тест социально- психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, тест нервно- психологического напряжения Т.А. Немчина, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова, C.B. Чермянина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной психологической литературы по исследуемой проблеме показывает, что в настоящее время проблема социальной адаптации рассматривается с позиции общего адаптационного синдрома Г. Селье, теории адаптационного барьера (Ю.А. Александровский и др.), психоаналитической концепции адаптации личности (Х. Хартман и др.), необихевиористской теории адаптации (Д. Айзенк и др.), эмотивной концепции адаптации (Ч. Дарвин, П.К. Анохин, Ф.З. Меерсон), интеракционистской концепции адаптации (Дж. Мид и др.), экзистенциальной концепции адаптации (И. Ялом и др.), культурологического подхода и других научных подходов, развиваемых современной психологией.
Перечисленные выше подходы свидетельствуют о том, насколько велик научный интерес к проблеме адаптации у представителей психологии.
Знакомство с современной психологической литературой формирует убеждение, что проблема адаптации будет существовать до тех пор, пока человек занят деятельностью, в результате которой не только преобразует мир (природу, общество, других людей), но и самого себя. Наше исследование предполагает дать ответ на вопрос: что именно изменяется у субъекта, трансформирующего один вид деятельности в другой.
Обращение к проблеме адаптации курсантов-новобранцев было вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, за последние 20-25 лет, согласно данным врачей, в РФ значительно снизился потенциал здоровья, здорового образа жизни, у российской молодежи, что не могло не сказаться на освоении ими самых разнообразных видов деятельности, особенно служению военному делу. Во - вторых, изменившаяся политическая обстановка в мире, требующая для сохранения государства обладать подготовленными и высококомпетентными Вооруженными Силами. В-третьих, необходимость создания адекватных условий и факторов в государственных институтах, при вступлении в новую деятельность, сопровождающуюся скоротечной динамикой ее освоения и становление специалистом. Особенно важно выполнение третьего обстоятельства на начальном этапе освоения воинской профессии.
Из психолого-педагогической литературы известно, чтобы динамично пройти этот начальный этап и приобрести специальные компетенции необходимо обладать знаниями и готовность их применять о тех качествах будущего специалиста, которые наиболее продуктивны в процессе адаптации.
Среди психологических концепций, теорий, имеющих прямое отношение к процессу адаптации, адаптационной деятельности, следует особо выделить: психологическую теорию деятельности, психологическую теорию личности и субъектно-деятельностный подход. Разработчиками этих теорий и подхода были отечественные психологи - Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.И. Брушлинский и др.
Центральной задачей нашей работы явилось выявление условий и факторов, непосредственно связанных с адаптацией курсантов-новобранцев, резко изменивших условия быта и трудоемкой деятельности. Трудности быта и службы при должном воспитании, обучении и строгом выполнении дисциплинарных обязанностей и ответственности приводят к формированию и обладанию особыми факторами, к которым мы отнесли личностные качества, и развитие и коррекция которых изменит в положите5льную сторону процесс адаптации и адаптационную деятельность, в целом. Мы исходили из общепринятого мнения, согласно которому сформированные личностные качества будут являться движущими силами процесса адаптации.
Какой вклад в разработку учения о социальной адаптации сделан психологами. Как показано в работе, привнесен психологический смысл в содержание понятия «социальная адаптация». Он состоит в том, что раскрыты и предложены механизмы такого межличностного взаимодействия, которое будет соответствовать выполнению воинских обязанностей и конструктивному решению спорных вопросов, возникающих между курсантами. Эти вопросы поднимались нами при проведении «Тренинга адаптивного роста» с курсантами-новобранцами.
Адаптация курсанта-новобранца имела свои особенности, которые состояли в изменении и формировании биологических, психологических и социально-психологических, определяющих динамику протекания этого процесса. После проведения «Тренинга адаптивного роста» существенно возросли показатели субъектной активности у курсантов экспериментальной группы, имеющие прямое отношение к процессу социально-психологической адаптации. В положительную сторону у этих же курсантов изменились способность к саморегуляции, уверенность в собственных силах, адаптационный потенциал курсантов.
Таким образом, члены экспериментальной группы в результате социально-психологического тренинга научились лучше понимать и сформировали навыки общения и взаимодействия в группе с другими курсантами, приобрели личностные качества, которые весьма значимы для течения процесса адаптации.
На основании анализа современной психологической, социологической научной литературы и собственных полученных результатов можно кратко сформулировать заключение в следующих тезисах
1. В процессе исторического развития ряда наук (биология, медицина, педагогика, психология, философия и др.) понятие «адаптация» совершенствовалось, приобретало новое содержание и новаторские идеи. Учитывая развитие форм движения материи (Ф. Энгельс «Диалектика природы») и достижения социально-психологических наук, можно утверждать, что содержание адаптации отражает современный уровень развития социальных наук. Согласно нашему представлению, оно звучит так: социальной адаптации - это активный динамичный процесс взаимодействия субъекта и социальных сфер общества, результатом которого является формирование социальных межличностных и межгрупповых отношений, освоение социальных ролей, выработка осознанных установок, стратегий и образцов поведения, которые определяют и способны совершенствовать межличностные взаимодействия в группе и коллективе.
2. В различных дисциплинах современной науки в понятие «социальной адаптации» вносится различное содержание и смысл, что подчеркивает специфику дисциплин.
3. Результатом выполненного исследования явилось нахождение психологических условий и факторов, определяющих успешную социально- психологическую адаптацию курсантов-новобранцев военного училище. В работе установлено, что среди личностных качеств ведущая роль в социально-психологической адаптации принадлежит мотивации достижения успеха в адаптивной деятельности, субъектной активности, эмоциональной комфортности и устойчивости, нормативности поведения и его внутреннего контроля. Последние два качества, присущие курсантам, будут способствовать формированию у них осознанной стратегии поведения.



1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности (Проблема методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды [Текст] / К.А. Абульханова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с.
2. Алексеева, Л. Ф. Проблемы активности личности в психологии: Автореф. дис. д-ра психол. наук [Текст] / Л.Ф. Алексеева. - Томск, 1997. - 41 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 376 с.
5. Андреева, Д. А. Влияние адаптации студентов на учебную деятельность [Текст] / Д.А. Андреева. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1975. - С. 78¬82.
6. Анохин, П. К. Очерки по физиологии функциональной системы [Текст] / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 447 с.
7. Анцыферова, Л. И. Личность с позиции динамического подхода [Текст] / Л.И. Анциферова // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990. - С. 7-17.
8. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
9. Барбашов, З. И. Адаптация человека [Текст] / З.И. Барбашов, И.И. Лихницкая. - Л.: Наука, 1972. - 267 с.
10. Березин, Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности [Текст] / Ф.Б. Березин, И.Ю. Мирошников, И.Т. Розовская. - М.: Медицина, 1976. - 186 с.
11. Бернштейн, H. A. Очерки по физиологии движения и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Наука, 1966. - 349 с.
12. Брушлинский, A. B. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы [Текст] / А.В. Брушлинский // Известия Российской академии образования. -М., 1999. - 38 с.
13. В помощь выпускнику: Рекомендации молодому офицеру по организации воспитательной работы с личным составом подразделения [Текст] / Власов, В.Н., Дохолян СБ., Лесковский И.Ф., Митрофанов В.Т. - Ростов: РВВКИУРВ, 1994. - 109 с.
14. Военная психология и педагогика [Текст] / П.А. Корчемный. - М.: Совер-шенство, 1988. - 384 с.
15. Воинский труд: наука, искусство, призвание [Текст] / Л.Г. Лаптев. - М.: Совершенство, 1998. - 448 с.
16. Вопросы психической адаптации [Текст] / А.П. Сокольский. -
Новосибирск: НГУ, 1974. - 56 с.
17. Психологическая адаптация как проблема медицинской психологии [Текст] / В.М. Воробьев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1993. -№ 2. - С. 22-24.
18. Методы саморегуляции. В 2 частях [Текст] / С.Ф. Воронков. - Барнаул: АГУ 1992. - Ч1-2 // Военно-медицинский журнал. - 1988. - 8. - С. 45-47.
19. Адаптация к условиям воинской службы и профилактика дезадаптационных расстройств [Текст] / П.О. Вязицкий. - М.: Академия, 2001. - 124 с.
20. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика [Текст] / K.M. Гуревич, Е.М. Борисова. - М.: УРАО, 2000. - 304 с.
21. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000. - 102 с.
22. Иванова, Е. В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Е.В. Иванова. - Пермь, 2000. - 18с.
23. Казначеев, В. П. Биосистема и адаптация [Текст] / В.П. Казначеев. - Новосибирск: НГУ, 1973. - 74 с.
24. Квин, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квин. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
25. Леви, В. Аутогенная тренировка для Вас [Текст] / В. Леви. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1990. - 32 с.
26. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 234 с.
27. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1972. - С. 341-401.
28. Лилиенталь, И. Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу вуза: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / И.Е. Лиленталь. - Ставрополь, 2000. - 22 с.
29. Логвиненко, А. Д. Измерения в психологии [Текст] / А.Д. Логвиненко.
- М.: МГУ, 1993. - 480 с.
30. Ломов, Б. Ф. Личность в системе общественных отношений [Текст] / Б.Ф. Ломов // Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - №1. - С. 3-17.
31. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
32. Марищук, В. Л. Оценка эмоциональной устойчивости (по внешним проявлениям) [Текст] / В.Л. Марищук // Практикум по инженерной психологии, психологии труда. - Л: ЛГУ, 1983. - С. 130-137.
33. Мартене, В. К. Оценка адаптации человека-оператора [Текст] / В.К. Мартене, В.Ю. Щебланов, A.A. Талалаев // Психологический журнал. - 1980.
- Т. 1. - №4. - С. 121-125.
34. Меерсон, Ф. З. Адаптация и стресс [Текст] / Ф.З. Меерсон. - М.: Просвещение, 1981. - 278 с.
35. Меерсон, Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика [Текст] / Ф.З. Меерсон. - М.: Наука, 1981. - 278 с.
36. Налчаджян, A. A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст] / A.A. Налчаджян, Э.А. Александрян. - Ереван, 1988. - 263 с.
37. Немчин, Т. А. Состояния нервно-психического напряжения [Текст] / Т.А. Немчин. - Л.: ЛГУ, 1983. - 163 с.
38. Нервно-психологическая неустойчивость и меры по ее выявлению у военнослужащих [Текст] / Под ред. И.В. Солдатова. - М.: МО РФ, 1992. - 45 с.
39. Психология. Словарь [Текст] / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
40. Ромм, М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект [Текст] / М.В. Ромм. - Новосибирск: Наука.
Сибирская издательская фирма РАН, 2005. - 275 с.
41. Свенцицкий, A. Л. Понятие о производственной адаптации личности / Организационная психология. Хрестоматия [Текст] / А.В. Свенцицкий. - СПб.: Питер, 2000. - С. 244-247.
42. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1979. - 168 с.
43. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с.
44. Тарасов, C. B. Срочная служба: вопросы адаптации [Текст] / С.В. Тарасов // Социологические исследования. - 1999. - №2. - С. 22-24.
45. Тарасов, С. Г. Основы применения математических методов в психо-логии [Текст] / С.Г. Тарасов. - СПб.: СПГУ, 1998. - 97 с.
46. Тюрин, Ю. Н. Анализ данных на компьютере [Текст] / Ю.Н. Тюрин. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 384 с.
47. Феденко, Н. Ф. Актуальные проблемы военной социальной психологии Прикладные проблемы социальной психологии [Текст] / Н.Ф. Феденко. - М.: Наука, 1986. - С. 270-281.
48. Философская энциклопедия [Текст] / Ф.В. Константинов, В. 7 т. Т. 5. / Ф.В. Константинов. - М.: «Советская энциклопедия», 1970. - 576 с.
49. Царегородцев, Г. И. Философские проблемы теории адаптации [Текст] / Г.И. Царегородцев. - М., 1975. - 216 с.
50. Фрейд, 3. «Я» и «Оно». В 2-х книгах [Текст] /З. Фрейд. - Тбилиси: «Мерани», 1991.
51. Хакин, Ю. Л. Личностные и социально-психологические опросники в
прикладных исследованиях: проблемы и перспективы Социальная
психология и общественная практика [Текст] / Ю.Л. Хакин. - М.: Наука, 1985. - с. 163-178.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ