Введение 4
1 Теоретические основы управления качеством продукции на
предприятии 6
1.1 Понятие, сущность, системы управления и показатели качества 6
1.2 Международные стандарты и инструменты управления качеством ...17
2 Анализ системы управления качеством продукции АО «ТКА» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2 Анализ системы управления качеством продукции в АО «ТКА» 30
3 Разработка мероприятий по совершенствованию управления качеством
продукции АО «ТКА» 39
3.1 Комплекс мероприятий по совершенствованию управления
качеством продукции 39
3.2 Оценка экономической эффективности от предлагаемых
мероприятий 51
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложения
С течением времени и радикальными изменениями в экономической системе, остается неизменным решающий фактор обеспечения эффективности любых преобразований - организация управления на всех уровнях.
К сожалению, тенденцией последних лет является кризис управления: переход к рыночной экономике предполагает довольно либеральные экономические отношения, которые без должного уровня государственного регулирования привели к тому, что вместо четкого самоуправления, отлаженного механизма регулирования и координации процессов, надежных горизонтальных и вертикальных связей, мы получили снижение ответственности, игнорирование прав, ухудшение организационных отношений, распад систем контроля на всех уровнях управления.
Процесс управления на предприятии представляет собой планирование, организацию, приведение в действие и контроль за результатами с целью достижения эффективной координации материальных и человеческих ресурсов при соответствующей мотивации последних для четкого выполнения поставленных задач.
Учитывая, что главным условием эффективного функционирования предприятия является предоставления конкурентоспособных услуг высокого качества, которая обеспечит удовлетворение потребностей клиентов, то неудивительно, что управлению качеством услуг оказывают доминирующее значение. Проблема управления качеством услуг всегда была и остается одной из сложных задач, с которыми приходилось иметь дело при производстве продукции и оказании услуг.
Необходимо отметить и то, что повышение качества предоставляемых услуг, является одним из доминирующих направлений роста не только эффективности системы управления, конкурентоспособности предприятия, но и в значительной степени определяет престиж страны на мировом рынке, то есть является решающим фактором увеличения национального богатства страны. Учеными давно было признано, что благополучие государства зависит от наличия конкурентоспособной отечественной продукции.
Поэтому, неудивительно, что данная проблема является весьма актуальной последние десятилетия.
Цель данной выпускной работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию управления качеством продукции АО «ТКА».
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Изучить теоретические основы управления качеством продукции на предприятии.
2) Провести анализ системы управления качеством продукции АО «ТКА».
3) Разработать мероприятия по совершенствованию управления качеством продукции АО «ТКА».
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является АО «ТКА».
Предмет выпускной квалификационной работы - процесс управления качеством продукции на предприятии.
Для написания работы были использованы следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический, математический и расчетный.
В процессе выполнения данной бакалаврской работы были изучены различные методы и способы совершенствования системы менеджмента качества предприятия.
Актуальность выбранной темы обусловлена очень тесной зависимостью между системой менеджмента качества продукции и качеством продукции, на которой в свою очередь сказывается работа всех процессов и подпроцессов в совокупности.
Первая глава бакалаврской работы посвящена исследованию теоретических основ системы менеджмента качества, здесь раскрыто понятие качества и принципы его управления, а также подробно рассмотрено построение системы менеджмента качества предприятия и пути повышения ее эффективности.
Во второй части выпускной квалификационной работы дана краткая характеристика хозяйственной деятельности предприятия АО «ТКА», представлены и проанализированы основные показатели деятельности предприятия, а также проведен анализ системы менеджмента качества и ее процессов.
За 2016 - 2018 гг. наблюдается снижение выручки. В 2018 году выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг составила 910734 тыс. руб., что на 414260 тыс. руб. или 31,3% меньше прошлого года.
В 2018 году по сравнению с 2016 годом себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг уменьшилась на 350284 тыс. руб. (2,35%) и составила 892392 тыс. руб.
Прибыль от продаж за 2018 год сложилась в размере -75805 тыс. руб. Чистая прибыль АО «ТКА» за 2018 г. составила -142689 тыс. руб., что на 137968 тыс. руб. меньше значения чистой прибыли 2017 года.
В результате анализа были выявлены основные проблемы и несоответствия, требующие немедленного решения. Исходя из обоснований проблемы, можно судить о том, что такая проблема требует ее немедленного устранения путем усовершенствования места хранения контрольных образцов внешнего вида. Кроме того, существуют узкие места в процессе «Развитие персонала», появившиеся в связи с низким уровнем мотивации персонала. Низкий уровень мотивации персонала напрямую действует на его работоспособность.
Возникновение вышеперечисленных ситуаций оправдывается переходом компании на новый международный стандарт автопрома IATF 16949:2017. Благодаря подробному анализу выявленных несоответствий путем проведения внутреннего аудита, был сформирован перечень значительных проблем. Их ликвидация возможна с помощью разработки целенаправленных мероприятий.
Третий раздел выпускной квалификационной работы содержит в себе подробное описание всех предложенных мероприятий по совершенствованию системы менеджмента качества на АО «ТКА» и этапы и сроки их реализации. Также рассчитана результативность процессов после внедрения процедур и установлена взаимосвязь между ними и самой СМК.
Применение разработанных и внедренных мероприятий показало, что их действие эффективно, а это значит, цель написания бакалаврской работы достигнута и все поставленные задачи выполнены.
1. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
2. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
3. Дафт Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 736 с.
4. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н.Новг.: НИМБ, 2016. - 320 с.
5. Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент организации: Учебно¬
практическое пособие / Н.Б. Ермасова. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 380 с.
6. Жигун Л.А. Теория организации: Словарь / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 116 с.
7. Кеворков В.В. Теория организации / В.В. Кеворков, Д.В.
Кеворков. - М.: КноРус, 2016. - 432 с.
8. Коробко В.И. Теория управления: Учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 383 с.
9. Коротков Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2015. - 272 с.
10. Круи М. Основы риск-менеджмента / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 390 с.
11. Лукичева Л.И. Управленческие решения: Учебник по
специальности «Менеджмент организации» / Л.И. Лукичева, Д.Н. Егорычев; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2015. - 384 с.
12. Лукичева Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: Учебник для бакалавров / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2016. - 488 с.
13. Мамаева Л.Н. Менеджмент организации. Введение в специальность / Л.Н. Мамаева. - М.: КноРус, 2015. - 232 с.
14. Международный стандарт ISO 8402:1994 «Управление качеством и обеспечение качества - Словарь» - М. : ВНИИС, 2014. 57 с.
15. Менеджмент организации: учебное пособие / Под ред. З.М. Румянцевой. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 432 с.
16. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс, 2016. - 672 с.
17. Пастухова В.В. Стратегическое управление предприятием: философия, политика, эффективность: монография / В.В.Пастухова .: М., 2017. 302 с.
18. Попов С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие / С.Г. Попов. - М.: Ось-89, 2016. - 176 с.
19. Репина Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А.
Репина, М.А. Чернышев, Т.Ю. Анопченко. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
Академцентр, 2015. - 240 с.
20. Ружанская Л.С. Теория организации: Учебное пособие / Л.С. Ружанская, А.А. Яшин, Ю.В. Солдатова. - М.: Флинта, 2016. - 200 с.
21. Русецкая О.В. Теория организации: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Русецкая, Л.А. Трофимова, Е.В. Песоцкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 391 с.
22. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 с.
23. Тебекин А.В. Менеджмент организации.: Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. - М.: КноРус, 2015. - 424 с.
24. Теория организации: Учебник. / Под ред. В.Б. Ременникова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 175 с.
25. Тихомирова О.Г. Менеджмент организации: теория, история, практика: Учебное пособие / О.Г. Тихомирова, Б.А. Варламов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 256 с.
26. Новый стандарт IATF 16949:2016 Ключевые изменения и процесс
перехода. // dnvgl.ru / [Электронный ресурс]. URL:
https: //www.dnvgl .ru/assurance/automotive/new-iatf- 16949-2016-standard.html (дата обращения: 25.02.2019).
27. Bateson J. Managing services marketing: Text and Redings (The Dryden Press Series in Marketing). - 3rd Edition. - Harcourt College Pub, 2015. 600 p.
28. Zhao Z. Analysis of relationship between quality management system and design assurance system // Procedia Engineering. - 2017. - Volume 80. - PP. 565-572.
29. Gronroos S. Service management and marketing : Customer Management in Service Competition. - 3rd Edition. - Wiley, 2017. 496 p.