Аннотация 2
Введение 6
1 Основание и развитие проекта «Формула студент ТГУ» 8
1.1 Инжиниринговый проект «Formula-Student» 8
1.2 Основы разработки и конструирования спортивных болидов 10
2 Тягово-динамический расчет 13
2.1 Подготовка исходных данных для тягового расчета 13
2.2 Расчет внешней скоростной характеристики (ВСХ) двигателя 15
2.3 Определение передаточного числа главной передачи 17
2.4 Расчет топливно-экономической характеристики автомобиля 29
3 Конструкторская часть 31
3.1 Техническое задание на разработку подъемника 31
3.2 Техническое предложение на разработку конструкции подъемника 34
3.3 Сравнительный анализ существующих аналогов оборудования 40
3.4 Подбор основных элементов конструкции 46
3.5 Разработка инструкции по работе с устройством для разборки/сборки элементов 51
4 Безопасность и экологичность технического объекта 54
4.1 Конструктивная и технологическая характеристика объекта 54
4.2 Идентификация производственно-технологических и эксплуатационных профессиональных рисков 54
4.3 Методы и технические средства снижения профессиональных рисков 56
4.4 Функционирование объекта в чрезвычайных и аварийных ситуациях 59
5 Расчет экономической эффективности подъемника 64
5.1 Определение себестоимости изготовления 64
5.2 Определение затрат на выплату заработной платы 65
5.3 Определение затрат на содержание и эксплуатацию оборудования 68
5.4 Определение общей суммы затрат на изготовление конструкции подъемника для спортивного болида 69
Заключение 70
Список используемых источников 71
Приложение А Спецификация 75
Для существования и жизни всего мира промышленности, огромное значение имеет автотранспорт, а именно его очень эффективная работа. Из всех направлений развития мировой экономики автомобилестроение, как отрасль является ведущей. Вся мировая промышленность развивается очень быстро и для этого очень большое значение имеет появление новых технологий и разработок и инноваций, технических решений. Для ускорения развития промышленности автомобилей необходимо уменьшение трудоемкости техобслуживания, а также уменьшение расхода масла и топлива, все это необходимо для дальнейшего развития технического состояния автомобилей и является основным направлением. А также улучшение и повышение безопасности автомобилей и их надежности, уменьшение токсичности газов выхлопных, уменьшение шумности автомобиля, и уменьшение стоимости материалов на производство автомашин.
В современном обществе трудно себе представить жизнь без автомобилей, без транспорта в целом. В России автомобильный транспорт выступает в качестве главного компонента всей транспортной системы. Пожалуй, нет такой хозяйственной отрасли, которая бы могла функционировать без использования автомобилей. Ведущая роль принадлежит автомобильному транспорту в формировании технической, материальной базы России. Существенный рост промышленности, бытовых культурных потребностей в рамках рыночной экономики предусматривает, что будут перемещаться многочисленные грузы, пассажиры.
Высокая степень проходимости, отменная маневренность для работы в разных условиях - все это делает автомобильный транспорт главным средством перевозки пассажиров и грузов. На автомобильный транспорт отведено порядка 80% объема грузоперевозок, а также 90% - пассажирских перевозок. Кроме прочего, массовое использование автомобилей можно объяснить тем, что транспортировка пассажиров или грузов осуществляется «от точки до точки» - без пересадок, перегрузок.
В качестве объекта дипломной работы рассматривается зона технического обслуживания. Основой парка являются автомобили болидов проекта Формула-Студент, особенности конструкции были учтены при выполнении работы.
Аэродинамика кузова автомобиля, и его массу это влечет за собой уменьшение расхода топлива. Еще также возможно повсеместно переводить автомобили на газ метан или дизельное топливо, а также устанавливать более современные двигатели. Чтобы автомобили могли работать в более оптимальных режимах, необходимы электронные технологии, их широкое применение в конструкциях автомобиля это позволит достичь этого. Высокоточности проектов можно достичь с помощью пространственного моделирования всех деталей, это позволит в перспективе на долго уменьшить трудоемкость конструкторской работы инженеров автомобилестроителей.
В данной работе осуществляется расчет и проектирование. Применение специализированного оборудования повышает качество выполнения работ и снижает ее себестоимость.
Основным преимуществом и отличием гидравлических стендов от других стендов является их особое применение. Гидравлика позволяет проводить испытания образцов с большими массами в низком диапазоне частот.
Рассмотрим принцип работы: В зависимости от требуемых параметров, на вибростоле с объектом испытаний воспроизводится необходимая частота и амплитуда перемещений. В свою очередь, гидроцилиндр, гидроаккумулятор, подшипник и другие составные элементы стенда располагаются на опорной поверхности, которая стоит на пневмоопорах, таким образом достигается виброизоляция стенда и происходит снижение колебаний, передаваемых на пол.
В дипломном проекте на основании исходных данных проведена разработка стенда для болидов проекта Формула-Студент» [4] при условии осуществления деятельности при 3 категории эксплуатации в умеренных климатических условиях.
Целью дипломной работы является разработка проекта подъемника болидов проекта Формула-Студент с проектированием устройства для разборки/сборки кузовных элементов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы проведен расчет подъемного устройства, по результатам которого были определен размеры, форма конструкции, разработано планировочное место размещения оборудования в производственном корпусе. Для выполнения работ по ремонту автомобилей болидов проекта Формула-Студент выполнен расчет зоны технического обслуживания.
В конструкторской части разработан проект подъемника для разборки/сборки элементов. Предлагаемое устройство имеет простоту и надёжную конструкцию, которая не зависит от дополнительных источников энергии и имеет небольшой вес, что позволяет расположить стенд в любой удобной точке ремонтного предприятия.
Для выбора аналога устройства для разборки/сборки были рассмотрены стенды наиболее соответствующие техническому заданию и выбрана продукция следующих производителей: KraftWell, EQFS, Nordberg, AE&T. На основе формализованного процесса была выполнена сравнительная оценка качества выбранного оборудования.
Проанализированы операции по транспортировке и погрузке подъемника, производство погрузочно-разгрузочных работ. руководствуясь правилами по технике безопасности. Технико-экономическая оценка проекта показала, что себестоимость одного нормо-часа на участке технического обслуживания не превышает заданную.
1 Аринин И.Н. и др.. Техническое диагностирование автомобилей / И. Н. Аринин. - Ф.: «Кыргызстан», 1978. - 164 с.
2 Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: В 3т. Т.1. - М: Машиностроение, 2001. - 920 с.
3 Беляев В.М. Автомобили: Испытания: учебное пособие для вузов / В. М. Беляев, М. С. Высоцкий, Л. Х. Гилелес. - Минск: Высшая школа, 1991. - 187 с.
4 Бойко А.В. Совершенствование методов диагностики тормозных систем автомобилей в условиях эксплуатации на силовых стендах с беговыми барабанами: дис. канд. техн. наук: 05.22.10: защищена 25.06.08/ Бойко Александр Владимирович. - Иркутск, 2008. - 217 с.
5 Борц А.Д. Диагностика технического состояния автомобиля / А.Д. Норц, Я. К. Закин, Ю. В. Иванов. - М.: Транспорт, 1979. - 160 с.
6 Бродский В.В. - М: Наука, 1976. - 224 с.
7 Бухарин Н.А. Тормозные системы автомобилей / И. А. Бухарин. - М.-Л.: Машгиз, Ленинградское отд-ние, 1950. - 292 с.
8 Вахламов В.К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 240 с.
9 Веденяпин Г.В. Эксплуатация машинно-тракторного парка / Г.В. Веденяпин, Ю.К. Киртбая, М. П. Сергеев. - М.: Колос, 1968. - 342 с.
10 Веденяпин Г.М. Общая методика экспериментального исследования и обработки опытных данных / Г. М. Веденяпин. - Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Колос, 1973. - 195 с.
11 Величко А.В. Анализ процесса торможения автотранспортного средства / А.В. Величко // Транспортные средства Сибири: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Красноярск: КГТУ, 1995. - с. 83-89.
12 Верзаков Г.Ф. Введение в техническую диагностику / Г. Ф. Верзаков, Н. В. Кипшт, В. И. Рабинович, Л. С. Тимонеи. - М.: Энергия. 1968. - 219 с.
13 Генбом Б.Б. Вопросы динамики торможения и теории рабочих процессов тормозных систем автомобилей / Б. Б. Генбом. - Львов: Вища школа, 1974. - 234 с.
14 Гернер B.C. Исследование режимов контроля эффективности действия тормозных механизмов: дис. канд. техн. наук/ B. C. Гернер. - Харьков, 1970. - 153 с.
15 Говорущенко Н.Я. Диагностика технического состояния автомобилей. - М. Транспорт. 1970.
...