РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба» 9
1.1 Развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня, как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Экспериментирование как средство развития связной речи у детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи III уровня 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба» 26
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 37
2.3 Выявление динамики уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня посредством экспериментирования 44
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложения 56
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба» 9
1.1 Развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
III уровня, как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Экспериментирование как средство развития связной речи у детей 5-6
лет с общим недоразвитием речи III уровня 18
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба» 26
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 26
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 37
2.3 Выявление динамики уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с
общим недоразвитием речи III уровня посредством экспериментирования 44
Заключение 52
Список используемой литературы 53
Приложения 56
Формирование правильной и грамотной речи является важным моментом на всех этапах развития ребенка 5-6 лет. Уровень владения речью в этом возрасте является базовым для успешного обучения ребенка в школьный период, так как дальнейшее обучение строится на этих навыках. На протяжении обучения ребенка в школе требования к его речи все более возрастают. Наличие недостатков речи у ребенка влияют на появление психологических проблем. Ребенок тяжело переживает свой недостаток.
Отставание ребенка в речевом развитии проявляется в различных нарушениях. Например, в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, а также в неправильном звукопроизношении. Расстройства речи необходимо выявлять как можно раньше.
Одним из средств эффективного развития связной речи детей, можно считать сказку. Русские народные сказки раскрывают перед детьми точность и выразительность языка. Они показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Характерная необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют считать сказки фактором развития связной речи детей. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Таким образом, можно сказать, что роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают грамотно строить диалоги. Особое значение имеет драматизация сказок, именно драматизация способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Несмотря на ряд исследований, посвящённых воспитательной и образовательной роли сказок (К.Д. Ушинский, А.В. Сухомлинский, А.И. Никифоров, Н.М. Ведерникова, Э.В. Померанцева и др.), вопрос о влиянии сказки «Курочка Ряба» на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в теории и практике дошкольного образования до сегодняшнего дня остаётся недостаточно исследованным.
В данном исследовании развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня рассматривается на материале сказки «Курочка Ряба». Именно в данной сказке, на наш взгляд, присутствует ряд особенностей (необычность событий в бытовом смысле, композиционно- стилистического построения, наличие житейских ситуаций), благодаря которым ребёнок находится в постоянном стремлении к познанию, желанию задать вопросы, проявить активность в познании окружающего мира («Откуда берутся яйца?», «Какие виды яиц ещё существуют?», «Кто ещё может вылупиться из яйца?» и т. д.).
Актуальность исследования обусловлена недостаточным изучением на теоретическом и практическом уровне проблемы развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования (на материалах сказки «Курочка Ряба»).
На основании вышеизложенного, было установлено противоречие между декларируемой необходимостью развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточностью использования экспериментирования, построенного на материалах сказки «Курочка Ряба», в данном процессе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каково влияние экспериментирования, построенного с
использованием материалов сказки «Курочка Ряба», на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Важность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние экспериментирования на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня (с использованием материалов сказки «Курочка Ряба»).
Объект исследования - процесс развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - экспериментирование как средство развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня (на материале сказки «Курочка Ряба»).
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что:
- связная речь детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня определяется наличием умений пересказывать текст, включаться в диалог, собирать смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
- развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования (на материале сказки «Курочка Ряба») организованно поэтапно с учётом степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе;
- экспериментирование, основанное на материалах сказки «Курочка Ряба», рассматривается нами как деятельность детей, направленная на решение речевых задач и предусматривающая наиболее высокую степень их активности и самостоятельности.
В соответствии с целью, гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа проблем развития связной речи, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать процесс экспериментирования и его возможности в развитии связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Разработать и экспериментально обосновать этапы организации экспериментирования (на материале сказки «Курочка Ряба»), направленные на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить показатели и уровни развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки фактического материала исследования в виде таблиц).
Теоретическую основу исследования составляют:
- философские, психологические и педагогические исследования по изучению экспериментирования (Н.И. Апполонова, Д.И. Воробьева, З.А. Грачева, О.Л. Князева, Т.А. Куликова, А.Р. Лурия, Л.М. Маневцова, A. К. Матвеева, Н.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, А.И. Савенков, Н.А. Семенова, В.В. Щетинина);
- психолого-педагогические положения о развитии связной речи у
детей с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, B. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.Н. Лебедева, Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова);
- психолого-педагогические положения о воспитательно-образовательной роли сказок (К.Д. Ушинский, А.В. Сухомлинский, М.М. Безруких, А.И. Никифоров, В. Аникин, В.Я. Пропп, Л.Б. Фесюкова, М.Е. Львова, И.Н. Тимофеева, Е.В. Свиридова, М.А. Андрианов).
Новизна исследования состоит в том, что теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние экспериментирования (с использованием материалов сказки «Курочка Ряба») на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен опыт исследования подходов к пониманию экспериментирования, а также воспитательно-образовательной роли сказки в развитии связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты проведенной работы могут быть использованы воспитателями и педагогами, дефектологами (логопедами), работающими с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти Самарской области. В исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Отставание ребенка в речевом развитии проявляется в различных нарушениях. Например, в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, а также в неправильном звукопроизношении. Расстройства речи необходимо выявлять как можно раньше.
Одним из средств эффективного развития связной речи детей, можно считать сказку. Русские народные сказки раскрывают перед детьми точность и выразительность языка. Они показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Характерная необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы, заставляют считать сказки фактором развития связной речи детей. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.
Таким образом, можно сказать, что роль сказок в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают грамотно строить диалоги. Особое значение имеет драматизация сказок, именно драматизация способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.
Несмотря на ряд исследований, посвящённых воспитательной и образовательной роли сказок (К.Д. Ушинский, А.В. Сухомлинский, А.И. Никифоров, Н.М. Ведерникова, Э.В. Померанцева и др.), вопрос о влиянии сказки «Курочка Ряба» на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в теории и практике дошкольного образования до сегодняшнего дня остаётся недостаточно исследованным.
В данном исследовании развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня рассматривается на материале сказки «Курочка Ряба». Именно в данной сказке, на наш взгляд, присутствует ряд особенностей (необычность событий в бытовом смысле, композиционно- стилистического построения, наличие житейских ситуаций), благодаря которым ребёнок находится в постоянном стремлении к познанию, желанию задать вопросы, проявить активность в познании окружающего мира («Откуда берутся яйца?», «Какие виды яиц ещё существуют?», «Кто ещё может вылупиться из яйца?» и т. д.).
Актуальность исследования обусловлена недостаточным изучением на теоретическом и практическом уровне проблемы развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования (на материалах сказки «Курочка Ряба»).
На основании вышеизложенного, было установлено противоречие между декларируемой необходимостью развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточностью использования экспериментирования, построенного на материалах сказки «Курочка Ряба», в данном процессе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каково влияние экспериментирования, построенного с
использованием материалов сказки «Курочка Ряба», на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Важность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние экспериментирования на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня (с использованием материалов сказки «Курочка Ряба»).
Объект исследования - процесс развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - экспериментирование как средство развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня (на материале сказки «Курочка Ряба»).
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что:
- связная речь детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня определяется наличием умений пересказывать текст, включаться в диалог, собирать смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам;
- развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования (на материале сказки «Курочка Ряба») организованно поэтапно с учётом степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе;
- экспериментирование, основанное на материалах сказки «Курочка Ряба», рассматривается нами как деятельность детей, направленная на решение речевых задач и предусматривающая наиболее высокую степень их активности и самостоятельности.
В соответствии с целью, гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа проблем развития связной речи, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать процесс экспериментирования и его возможности в развитии связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Разработать и экспериментально обосновать этапы организации экспериментирования (на материале сказки «Курочка Ряба»), направленные на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить показатели и уровни развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ), эмпирические (анкетирование, тестирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы математической и статистической обработки фактического материала исследования в виде таблиц).
Теоретическую основу исследования составляют:
- философские, психологические и педагогические исследования по изучению экспериментирования (Н.И. Апполонова, Д.И. Воробьева, З.А. Грачева, О.Л. Князева, Т.А. Куликова, А.Р. Лурия, Л.М. Маневцова, A. К. Матвеева, Н.Н. Поддьяков, Н.К. Постникова, А.И. Савенков, Н.А. Семенова, В.В. Щетинина);
- психолого-педагогические положения о развитии связной речи у
детей с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, B. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.Н. Лебедева, Н.В. Нищева, Т.А. Ткаченко, О.С. Ушакова);
- психолого-педагогические положения о воспитательно-образовательной роли сказок (К.Д. Ушинский, А.В. Сухомлинский, М.М. Безруких, А.И. Никифоров, В. Аникин, В.Я. Пропп, Л.Б. Фесюкова, М.Е. Львова, И.Н. Тимофеева, Е.В. Свиридова, М.А. Андрианов).
Новизна исследования состоит в том, что теоретически обосновано и экспериментально проверено влияние экспериментирования (с использованием материалов сказки «Курочка Ряба») на развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен опыт исследования подходов к пониманию экспериментирования, а также воспитательно-образовательной роли сказки в развитии связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты проведенной работы могут быть использованы воспитателями и педагогами, дефектологами (логопедами), работающими с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 171 «Крепыш» г.о. Тольятти Самарской области. В исследовании приняли участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В выпускной квалификационной работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются выводы, касающиеся теоретических и экспериментальных аспектов работы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что вопрос развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба» является актуальным.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня позволило установить, что данная проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Анализ констатирующего этапа эксперимента свидетельствует, что у большинства детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня есть трудности в становлении связной речи, умении составлять рассказ, участвовать в диалоге.
Формирующий эксперимент показал важность использования экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба». Именно данная сказка побуждает ребенка находиться в постоянном стремлении к познанию, желанию задать вопросы, проявить активность в познании окружающего мира («Откуда берутся яйца?», «Какие виды яиц ещё существуют?», «Кто ещё может вылупиться из яйца?» и т. д.).
Контрольный этап эксперимента свидетельствует о положительной динамике развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III. Дети показывают умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, собирать смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что вопрос развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня в процессе экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба» является актуальным.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня позволило установить, что данная проблема является актуальной и требует дальнейшего изучения.
Анализ констатирующего этапа эксперимента свидетельствует, что у большинства детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня есть трудности в становлении связной речи, умении составлять рассказ, участвовать в диалоге.
Формирующий эксперимент показал важность использования экспериментирования на материале сказки «Курочка Ряба». Именно данная сказка побуждает ребенка находиться в постоянном стремлении к познанию, желанию задать вопросы, проявить активность в познании окружающего мира («Откуда берутся яйца?», «Какие виды яиц ещё существуют?», «Кто ещё может вылупиться из яйца?» и т. д.).
Контрольный этап эксперимента свидетельствует о положительной динамике развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III. Дети показывают умение отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, собирать смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.



