Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения в процессе составления коллажей 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 8
1.2 Составление коллажей как средство развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления в процессе составления коллажей 24
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления 24
2.2 Содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления в процессе составления коллажей 35
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления 48
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 60
Приложение Б Количественные результаты на констатирующем этапе эксперимента 61
Приложение В Количественные результаты на контрольном этапе эксперимента 62
Современные исследования показывают, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями зрения, растет с каждым годом. Особое внимание у таких детей требует развитие наглядно-образного мышления, так как при участии мышления возможно познание детьми действительности, которое является важным составляющим элементом познавательно-исследовательской деятельности. Наглядно-образное мышление помогает ребенку в познании явлений, признаков и свойств предметов.
Проблема исследования наглядно-образного мышления в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения занимает большое место в специальной психологии. Данному вопросу большое внимание в своих исследованиях уделяли многие тифлопедагоги: Т.П. Головина, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош. Они считают, что развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения необходимо начинать с раннего возраста, так как наглядно-образное мышление способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста «умения выделять существенные связи и отношения между предметами и объектами действительности, что способствует повышению уровня развития интеллектуальных способностей ребенка» [25].
«Одним из способом развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения является деятельность, которая позволяет детям воплощать в реальности задуманное» [18].
«Коллаж - это наклеивание или нанесение на какую - либо основу различных материалов для создания смешанной композиции; готовое изделие, выполненное таким способом; прием в искусстве по созданию композиций из отдельных фрагментов» [8].
«При использовании техники коллаж готовые произведения творчества получаются неожиданными от сочетания разнородных материалов, эмоционально насыщенны» [3].
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения и недостаточностью использования техники «коллаж» как средства, обеспечивающее эффективность данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности техники «коллаж» как средства развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления в процессе составления коллажей».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления в процессе составления коллажей.
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления.
Предмет исследования: построение коллажей как средство развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения развития наглядно-образного мышления.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что развитие у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления в процессе составления коллажей будет успешным, если:
• обосновать принципы совместной деятельности детей и педагога при составлении коллажей;
• отобрать техники изготовления коллажей и разработать перспективный план совместной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями зрения и педагога в процессе составления коллажей;
• организовать совместную деятельность детей и педагога по созданию коллажей.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления посредством построения коллажей.
Выявить уровень развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления.
Разработать, апробировать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления посредством построения коллажей.
Выявить динамику уровня развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• «теоретические положения А.Г. Литвака, Л.В. Кузнецовой, В.И. Лубовского о развитии наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения» [10];
• теоретические положения О. Дорохова, Л.Я. Кабалиной, О.К. Ожерельевой об использовании техники коллаж в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада № 173 «Василек» городского округа Тольятти.
Новизна исследования заключается в том, что разработан перспективный план совместной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями зрения и педагога в процессе составления коллажей; содержание совместной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями зрения и педагога в процессе составления коллажей, выполненных в различных техниках.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработано содержание поэтапной работы по развитию у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления в процессе составления коллажей, выполненных в различных техниках.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления может быть использовано в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 наименований) и 3 приложений. Для иллюстрации текста используется 4 таблицы, 11 рисунков. Основной текст работы изложен на 59 страницах.
Проблема исследования наглядно-образного мышления в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения занимает большое место в специальной психологии. Данному вопросу большое внимание в своих исследованиях уделяли многие тифлопедагоги: Т.П. Головина, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С.М. Хорош. Они считают, что развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения необходимо начинать с раннего возраста, так как наглядно-образное мышление способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста «умения выделять существенные связи и отношения между предметами и объектами действительности, что способствует повышению уровня развития интеллектуальных способностей ребенка» [25].
Одним из способом развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения является деятельность, которая позволяет детям воплощать в реальности задуманное - техника коллажа.
«При использовании техники коллаж готовые произведения творчества получаются неожиданными от сочетания разнородных материалов, эмоционально насыщенны» [3].
Во время работы с коллажами ребенок 6-7 лет с нарушениями зрения соотносит образ какого-либо элемента с объектом окружающего мира, что в свою очередь, стимулирует развитие наглядно-образного мышления.
Экспериментальная работа проводилась на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детского сада № 173 «Василек» городского округа Тольятти. В исследовании приняли участие 15 детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Были получены следующие количественные результаты уровня развития наглядно-образного мышления у детей 6-7 лет с нарушениями зрения на констатирующем этапе:
• низкий уровень развития наглядно-образного мышления был выявлен у 6 детей 6-7 лет с нарушениями зрения (40%);
• средний уровень развития наглядно-образного мышления был выявлен у 6 детей 6-7 лет с нарушениями зрения (40%);
• высокий уровень развития наглядно-образного мышления был выявлен у 3 детей 6-7 лет с нарушениями зрения (20%).
Мы предположили, что развитие у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления в процессе составления коллажей будет успешным, если:
• обосновать принципы совместной деятельности детей и педагога при составлении коллажей;
• отобрать техники изготовления коллажей и разработать перспективный план совместной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями зрения и педагога в процессе составления коллажей;
• организовать совместную деятельность детей и педагога по созданию к
Мы определили принципы совместной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями зрения и педагога в технике коллаж.
На первом этапе формирующего эксперимента мы отобрали разнообразный материал, используемый для создания коллажей.
Также на первом этапе мы отобрали разные техники изготовления коллажей, которые «позволяют детям 6-7 лет с нарушениями зрения чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее; развивают воображение, фантазию, компоненты наглядно-образного мышления; дают полную свободу для самовыражения» [11].
На втором этапе формирующего эксперимента мы разработали перспективный план совместной деятельности детей 6-7 лет с нарушениями зрения и педагога в процессе составления коллажей.
Также на этом этапе мы разработали Алгоритм действий при создании коллажа.
На третьем этапе формирующей работы мы организовали совместную деятельность детей 6-7 лет с нарушениями зрения и педагога по созданию коллажей, выполненных в разных техниках.
Обобщая результаты контрольного этапа исследования, мы можем сделать вывод, что есть положительная динамика уровня развития у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления:
• количество детей 6-7 лет с нарушениями зрения с низким уровнем развития наглядно-образного мышления уменьшилось на 20%,
• количество детей 6-7 лет с нарушениями зрения с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления увеличилось на 20%.
Обобщая результаты экспериментальной работы, можно говорить о том, что организованная нами работа по развитию у детей 6-7 лет с нарушениями зрения наглядно-образного мышления в процессе составления коллажей оказалась успешной. Это свидетельствует о правильности, выдвинутой гипотезы. Задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 2011. 736 с.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Академия, 2016. 1105 с.
3. Дорохов О. Техника коллажа. Лекция 4. [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/80/231/49808.php (дата обращения: 15.03.2022).
4. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики : Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М. : ВЛАДОС, 2013. 244 с.
5. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию // Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М. : Новая школа, 1998. 144 с.
6. Земцова М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М. : Просвещение, 2013. 256 с.
7. Коваленко Б. И., Коваленко Н. Б., Куличева Н. И. Тифлопедагогика. М. : Академия, 2015. 382 с.
8. Коллаж - популярная техника современного искусства [Электронный ресурс]. URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/kollazh (дата обращения: 15.03.2022).
9. Кабалина Л. Я. Коллаж как искусство [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/591461 (дата обращения: 15.03.2022).
10. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. : Сфера, 2016. 377 с.
11. Лурье И. Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими дошкольниками. М. : Владос, 2014. 504 с.
12. Люблинская А. А. Детская психология. М. : Академия, 2014. 328 с.
13. Матвеев В. Ф., Козловская Г. В. Психические изменения у слепых и слабовидящих детей. М. : Медицина, 2015. С. 170-179.
14. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2011. 618 с.
15. Ожерельева О. К. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Начальная школа. 2002. № 6. 58-63 с.
...