Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах 7
1.1 Понятие коррупции, ее причины и меры противодействия 7
1.2 Причины возникновения коррупции 13
1.3 Предметы и пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах 24
Глава 2 Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции 33
2.1 Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах как составная часть надзорной функции прокуратуры, его цели и задачи 33
2.2 Особенности организации и проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах 40
Глава 3 Совершенствование мер прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции 55
3.1 Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах 55
3.2 Пути совершенствования эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции на примерах зарубежных стран 64
Заключение 74
Список используемой литературы и используемых источников 77
Коррупция, как социальное явление проникло во все сферы жизни общества в Российской Федерации, а также на мировом уровне, что затрудняет работу всех общественных механизмов, вызывает со стороны общества волнение и недоверие к государству, что серьезным образом влияет на репутацию Российской Федерации на международном уровне и рассматривается как одна из главных угроз безопасности России.
Рассматривая коррупцию как серьезное препятствие для развития государства, в ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ уточнил, что «борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительных органов и судебной системы до пропаганды нетерпимости среди граждан, включая повседневные проявления этого социального зла».
Сегодня в России, для реализации этих задач, осуществляется комплекс мероприятий, которые направлены на совершенствование правовых и организационных основ по борьбе с коррупцией.
Так, например, во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31.07.2008, в декабре 2008 года Федеральным Собранием Российской Федерации принят пакет федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, в том числе основным антикоррупционным законом является № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В 2009 году был утвержден Федеральный закон № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в котором «устанавливаются правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения». А уже в 2010 году Правительством Российской Федерации была принята «Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» вместе с «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
В целях укрепления усилий всех субъектов антикоррупционной деятельности Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции.
Однако, не смотря на реализуемые нововведения, злоупотребление служебным положением со стороны чиновников и иных государственных структур не прекратилось, что, безусловно, требует особого контроля со стороны прокуратуры.
Исходя из указанного, Генеральным прокурором РФ вынесен приказ от 29.08.2014 N 454 (ред. от 09.03.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», в котором назвал коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации и потребовал принять меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений служебными полномочиями.
В связи с глобальными масштабами поражения коррупционными деяниями, одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности стал надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Объект исследования - правоотношения, которые складываются в процессе организации и осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах
Предмет исследования - деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах, а также теоретические и практические проблемы реализации прокурором своих полномочий.
Задачи исследования:
• изучить теоретические и практические основы деятельности прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах;
• разработать рекомендации для совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах ;
• провести анализ законодательных пробелов и коллизий в правовом регулировании данной сферы и формирование путей решения;
• разработать предложения по улучшению законодательства по противодействию коррупции.
Теоретическая актуальность и востребованность состоит в том, что дипломная работа состоит из совокупности исследований проблематики прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах, которая возникла в связи с законодательными нововведениями.
В заключении подведены итоги проведенного исследования и сделаны выводы. В приложении предоставлены статистические данные, на основании которых проводились исследования.
Коррупция - это процесс, в котором, по меньшей мере, два человека действуют в ущерб общественным интересам, нарушая свои собственные интересы и нарушая моральные и правовые нормы, нарушая основы демократического развития, верховенства закона. В общем, коррупция относится к злоупотреблению государственной службой в личных целях. Сюда входят такие действия, как взяточничество, кумовство и злоупотребление служебным положением в личных целях.
Предмет надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах является соблюдение Конституции РФ, ратифицированных международно-правовых актов и исполнение законов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также имеющих нормативный характер указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, основанных на действующем законодательстве и регулирующих антикоррупционные отношения, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие указанным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.
А также, с учетом Федерального закона от 25.12.2008 № 273- ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к предмету данного надзора относится исполнение муниципального законодательства о противодействии коррупции органами местного самоуправления.
В качестве целей прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах предлагается признать верховенство закона, единство и высокий уровень законности, защищенность от коррупции прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Этапы проведения прокурорской проверки, предложенные ранее, помогут правильно подготовиться к предстоящей проверке, выделить объект проверки, помогут в выявлении конкретных коррупционных нарушений на практическом примере, а также в безошибочном выборе мер прокурорского реагирования.
Для повышения качества проводимых прокурорских проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах выделены следующие рекомендации:
• закрепление за конкретным работником надзора за исполнением антикоррупционного законодательства в городских (районных) и приравненных к ним специализированных прокуратурах;
• обеспечение равномерного распределения работы между коллективом, исключая ситуации при которых вышестоящие прокуратуры дают излишние задания, которые не связаны с состоянием законности или серьезными сигналами о существующих правонарушениях;
• регулярное проведение совещаний на межведомственных заседаниях по противодействию коррупции с заслушиванием отчетов правоохранительных органов, рассмотрение оперативных материалов в положенный срок и дача указаний оперативным работникам о своевременном исполнении совместных планов проведения мероприятий;
• создание работы мобильной приемной, периодически проверяя средства массовой информации на наличие нарушений законодательства, проведение собраний с руководителями финансовых сообществ, общественных организаций, для выявления коррупционных факторов, и возможного проявления инициативы со стороны общества
• конкретизация механизмов взаимодействия между работниками управления по надзору за исполнением федерального законодательства и сотрудниками специализированного отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции с целью исключения дублирования функций;
• организация систематической проверки знаний сотрудников, занимающихся надзором за исполнением законодательства о противодействии коррупции на уровне районов, городов, а также субъектов РФ и регулярное проведение мероприятий по повышению квалификации, путем создания конференций и иных учебных мероприятий.
Реформы прокуратуры России должны опираться на широкие обобщения зарубежного опыта. Заимствование элементов зарубежной практики не должно носить характера механического перенесения, принудительного «вживления» инородных правовых образований в государственно-правовую материю российского общества без учета сложившихся и не подлежащих кардинальному перевороту отечественных правовых институтов и традиций. При этом нужно учитывать, что каждый отдельный институт в зарубежных правовых системах - это всего лишь элемент отлаженного, сбалансированного правоохранительного механизма, который может и не «сработать» в наших условиях.
1. Бут Н.Д., Теоретические, правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением законов о свободе экономической деятельности в Российской Федерации: дис. докт. юрид. наук. - М., - 2016. - С.168.
2. Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции: монография / под общ. ред. А.В. Кудашкина. М.//: Юрлитинформ, - 2017. - С.103.
3. Казарина А.Х. Теоретические и прикладные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов экономической направленности: автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2019. С.36 - 37.
4. Калашников Н.Н. Зарубежный опыт прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства / Н.Н. Калашников // World science. - 2018. - № 2 (30), Vol. 5. - С. 80-88.
5. Карпов Н.Н. Прокуратура: надзор или деятельность? // Законность. Изд-во: Редакция журнала «Законность» (Москва). - 2015. - № 8 (985). - С. 7 - 11.
6. Карпов Н.Н. Прокурорский надзор за исполнением имеющих нормативный характер указов Президента Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2016. - № 5. - С.27.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями на 1 марта 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. №52. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 25.12.2020).
8. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) //Бюллетень международных договоров. - октябрь 2006 г. - № 10.
9. Манкут А. Понятие юридической ответственности прокуроров / А. Манкут // Предпринимательство, экономика и право. - 2016. - № 2. - С. 158-161.
10. Наумов А.С., Коррупция: причины возникновения, влияние и методы борьбы / А.С. Наумов., // Журнал «Мировое и национальное хозяйство». - 2019. - №8.- с. 31-32.
11. Приказ Генпрокуратуры России N 511, Росфинмониторинга N 244, МВД России N 541, ФСБ России N 433, ФТС России N 1313, СК России N 80 от 21.08.2018 "Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем" (ред. от 21.08.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325093/2ff7a8c72de3 9 94f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 25.12.2020).
12. Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии коррупции в государственных органах и организациях: пособие под науч. ред. А.Г. Воробьева; Генеральная прокуратура Рос. Федерации; Академия Генеральной прокуратуры Рос. Федерации. - Москва, 2015. - 176 с., с. 52.
13. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: сборник методических рекомендаций / под общ. ред. начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 3 класса А.Е. Русецкого. - Москва, 2017. - 237 с., с 44.
14. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов и законностью правовых актов: учеб. пособие / И.И. Головко, Э.Р. Исламова, С.И. Коряченцова, Д.М. Плугарь; С.- Петерб. юрид. ин-т (филиал) Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. СПб., - 2017.
15. Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/2, Генпрокуратуры России N СД-1-14 от 14.02.2014 "О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции" Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193882/ (дата обращения 02.05.2021).
...