Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексические и грамматические аспекты перевода текстов руководств по эксплуатации автомобилей (на примере текстов на английском и русском языках)

Работа №106555

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы137
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения текстов руководств по экс­плуатации 7
1.1. Жанрово-стилистическая характеристика текстов руководств по эксплуатации 7
1.2. Лексические и грамматические средства текстов руководств по эксплуатации 13
1.3. Перевод текстов руководств по эксплуатации в теоретическом освещении 23
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Лексическо-грамматические аспекты перевода текста руко­водства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET с ан­глийского языка на русский 31
2.1. Жанрово-композиционное своеобразие текста руководства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET 31
2.2. Анализ лексических и грамматических средств текста руковод­ства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET 36
2.3. Передача лексическо-грамматических особенностей текста руководства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET в процессе перевода с английского языка на русский 47
Выводы по второй главе 53
Заключение 55
Ссылки 57
Список использованной литературы 70
Приложения 78

Рестайлинг серийных автомобилей и создание новых моделей, а также возможности продажи любой марки в неограниченном числе стран предъявляет не теряющее актуальности требование: создание и перевод на почти все языки мира руководств по эксплуатации автомобилей. Не всегда за этим процессом поспевают профессиональные переводчики, поэтому в Сети можно найти всё больше сайтов, созданных автолюбителями в помощь друг другу. Например, сайт, прописанный в Интернете еще в 2012 году «Руководства пользователя BMW» (http://www.bmwmanuals.ru/guide-33.html), или портал «Автомануалы: Руководства. Советы. Схемы. Фото» (http://automn.ru/).
Кроме того, анализ сайтов различных бюро переводов показал, что самым востребованным на сегодняшний день является перевод технических, юридиче­ских, финансовых текстов (http://avalonsamara.ru/page/theme, http://news.flarus.ru/?topic=1647), такого же мнения придерживаются переводчи­ки-практики на переводческих форумах и порталах (http://www.multitran.ru/c/m10.exe?a=4&MessNum=192345&l1=1&l2=2, http://translation-blog.ru/tehnika/), это подтверждается данным Исследователь­ского центра портала Superjob.ru (https://www.superjob.ru/research/articles/110981/perevodchik/).
Еще одним показателем актуальности выбранной темы является тот факт, что о жанровой принадлежности текстов руководств по эксплуатации до сих пор ведутся научные дискуссии и, соответственно, появляется большое количе­ство работ, посвященных лингвостилистическим и переводческим проблемам текстов руководств и инструкций, такие как: «О структуре и национальных особенностях текстов руководств по эксплуатации» Е.В. Шапкиной; «Инструк­ция по эксплуатации как жанр директивного дискурса» Е.Ю. Мощанской; «Ре­чевой жанр инструкции» Н.А. Карабань; «Коммуникативно-прагматическая и структурно-семантическая характеристика текста инструкции» М.С. Писаренко, а также «К проблеме перевода терминов научно-технических текстов» Е.Н. Базалиной.
Эти обстоятельства являются неоспоримым свидетельством актуально­сти выбранной темы бакалаврской работы.
Объектом исследования являются тексты руководств по эксплуатации автомобиля CHEVROLET на английском и русском языках.
Предметом исследования являются лексические и грамматические осо­бенности текстов руководств по эксплуатации автомобиля CHEVROLET в ас­пекте их перевода.
Цель данного исследования - определить особенности передачи харак­терных лексических и грамматических явлений текста руководства по эксплуа­тации автомобиля CHEVROLET процессе перевода с английского языка на русский.
В соответствии с поставленной целью в работе обозначены следующие задачи:
• определить жанрово-стилистические особенности текстов руководств по эксплуатации;
• обозначить лексические и грамматические средства текстов руководств по эксплуатации;
• изучить принципы перевода текстов руководств по эксплуатации;
• выявить жанрово-композиционное своеобразие текста руководства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET;
• проанализировать лексические и грамматические средства текста руко­водства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET;
• осуществить сравнительно-сопоставительный переводческий анализ тек­стов руководств по эксплуатации автомобиля CHEVROLET на исходном языке и языке переводе .
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1) методы анализа и обобщения; 2) метод сплошной выборки; 3) метод лингвостилистического анализа; 4) метод предпереводческого анализа, включающего в себя определение жанрово-стилистической принадлежности текста оригинала, коммуникативной функции и коммуникативных задач текста, изучение лингвистических аспектов текста: структурно-композиционных, со­держательных вплоть до выбора языковых единиц; 5) сравнительно-сопоставительный метод, благодаря которому соотнесены лингвостилистиче­ские средства, используемые в текстах руководств по эксплуатации автомобиля CHEVROLET на английском и русском языках, выявлены их общие и отличи­тельные черты, а также обоснована необходимость применения трансформаций при переводе; 6) метод трансформационного анализа для выявления комплекса переводческих трансформаций в переводе и объяснения причин и механизмов трансформации исходной единицы; 7) статистический метод.
Теоретической базой работы послужили научные исследования таких ученых, как И.С. Алексеева, А.С. Киндеркнехт, В.Н. Комиссаров, В.М. Лейчик, Е.Ю. Мощанская, У.А. Ульянова, Е.В. Шапкина.
Практическая значимость бакалаврского исследования заключается в создании глоссария для перевода текстов руководств по эксплуатации автомо­билей CHEVROLET, предназначенного для работы в системе автоматизиро­ванного перевода smartCAT, а также в возможности использования данных, по­лученных в результате исследования, в практических целях.
Материалом исследования послужили текст руководства по эксплуата­ции автомобиля CHEVROLET на английском языке объемом более 70 000 зна­ков и текст руководства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET на русском языке объемом более 70 000 знаков.
Структура и основное содержание работы.
Логика исследования и последовательность решения поставленных задач обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заклю­чения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяют­ся объект и предмет исследования, характеризуются цели, задачи, методы, определяется практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические основы изучения текстов руководств по эксплуатации» характеризуются основные жанровые и лингвостилистические особенности данных текстов в теоретических трудах отечественных и зарубеж­ных лингвистов, при этом внимание фокусируется на процедуре передачи вы­явленных характеристик текстов руководств по эксплуатации в процессе пере­вода.
Вторая глава «Лексическо-грамматические аспекты перевода текста ру­ководства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET с английского языка на русский» посвящена рассмотрению текста руководства по эксплуатации авто­мобиля, а также выявлению особенностей передачи лексических и грамматиче­ских черт текста руководства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET в про­цессе перевода с английского языка на русский язык.
Список использованной литературы состоит из 50 научных источни­ков, шесть из которых на английском языке.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Приложения содержат лингвостилистический анализ текста руководств по эксплуатации автомобиля CHEVROLET на английском языке; лингвостили­стический анализ текста руководства по эксплуатации автомобиля CHEVRO­LET на русском языке; данные трансформационного анализа, полученные при изучении передачи лексических, а также грамматических особенностей текста руководства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET в процессе перевода с английского языка на русский язык; анализ приемов перевода, использованных для передачи лексических и грамматических средств, типичных для текста ру­ководства по эксплуатации автомобиля; глоссарий, предназначенный для авто­матизированного перевода текстов руководств по эксплуатации автомобилей CHEVROLET, созданный в программе smartCAT.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основной целью данной работы было определить особенности передачи характерных лексических и грамматических явлений текстов руководств по эксплуатации автомобиля CHEVROLET процессе перевода с английского языка на русский.
В ходе исследования были сделаны выводы, что основными жанрово-стилистическими особенностями текстов руководств по эксплуатации являются стандартизация, сдержанный характер изложения, логичность, аргументиро­ванность, а также официальность, имперсональностъ, объективность, безэмо­циональность, сухость, которые находят свое выражение в отборе языковых средств, таких как: терминология, полисемия, сокращения и аббревиатуры и грамматических структурах. Все эти параметры работают на выполнение руко­водством своих основных целей - описывать и сообщать значимые объектив­ные сведения об изделии, а также предписывать, либо запрещать определенные действия.
Что касается лексических и грамматических особенностей текстов руко­водств по эксплуатации, в текстах на разных языках существуют как различия, так и совпадения. Что касается совпадений, то, как в русских, так и в англий­ских текстах руководств по эксплуатации используются императивы, употреб­ляются условные предложения, инфинитив и пассивные конструкции, а также отсутствуют специальные термины и эмоционально-окрашенная лексика. Что касается различий, то в русскоязычной традиции в текстах руководств никогда не используется элементы разговорного стиля или сленговые выражения, а предложения, как правило, не начинаются с союзов.
При переводе руководств по эксплуатации необходимо знать о двуна­правленности текста, двойном предназначении руководства (сообщить инфор­мацию и предписать действия); стандартном способе изложения информации (клише инструкции, стереотипные императивные конструкции и синтаксиче­ские структуры); соотнесенности лексики с определенной профессиональной сферой, а также учитывать национальную специфичность в языковом оформле­нии текста руководств и смежность с другими жанрами текста.
Что касается жанрово-композиционных особенностей, содержание руко­водства по эксплуатации автомобиля представляет собой информацию, связан­ную с функционалом устройства. Содержание руководств по эксплуатации также наполняется информацией о комплектации автомобиля, об использова­нии и описании принципа действия. Все эти данные располагаются в логиче­ской последовательности и определяют композицию текста руководства. Ком­позиция текстов руководств по эксплуатации представляет собой деление на пункты, параграфы и тематические разделы.
Языковая организация текста руководства по эксплуатации как в ориги­нале на английском языке, так и в переводе на русском языке определяется принадлежностью данного жанра к официально-деловому стилю и научно-техническому подстилю речи, которые определяют его цельность, связность и формируют данную речевую единицу. Иными словами, руководство по эксплу­атации автомобиля Chevrolet Corvette представляет собой совокупность языко­вых средств, соотнесенную с задачами общения в конкретной сфере деятельно­сти, которую оно обслуживает.
При передаче лексическо-грамматических особенностей текста руковод­ства по эксплуатации автомобиля CHEVROLET в процессе перевода с англий­ского языка на русский необходимо учитывать такие факторы, как: прозрач­ность (ясность) либо воспроизведение в переводе определений и понятий мето­дом подбора аналогов и эквивалентов в языке перевода; точность перевода определений и названий; отсутствие грамматических и орфографических по­грешностей; соответствие синтаксиса правилам языка перевода и соответствие его оригиналу.


1. Алексеева, И.С. Профессиональный тренинг переводчика [Текст] / И.С. Алексеева. - СПб. : Союз, 2005. - С.176-177.
2. Арнольд, И.В. Лексикология современного английского языка [Текст] / И.В. Арнольд. - М. : Высш. шк., 1986. - 295 с.
3. Базалина, Е.Н. К проблеме перевода терминов научно-технических текстов [Электронный ресурс] / Е.Н. Базалина // Вестник Майкопского государ­ственного технологического университета. - 2009. - №1. - URL :
http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-perevoda-terminov-nauchno- tehnicheskih-tekstov (дата обращения : 02.05.2017).
4. Борисова, Л.И. Лексические особенности англо-русского научно-технического перевода: теория и практика перевода [Текст] : учебное посо­бие / Л.И. Борисова. - М. : НВИ-ТЕЗАУРУС, 2005. - 215 с.
5. Брандес, М.П. Предпереводческий анализ текста [Текст] / М.П. Брандес, B. И. Провоторов. - М. : НВИ-Тезаурус, 2001. - 224 с.
6. Валгина, Н.С. Теория текста [Текст] : учебное пособие / Н.С. Вагина. - М. : Логос. 2003. - 250 с.
7. Букин, С.В. Предопределенное значение термина как эффективное средство при создании руководств пользователя [Текст] / С. В. Букин ; науч. рук. C. Б. Велединская // Коммуникативные аспекты языка и культуры : сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции сту­дентов и молодых ученых, г. Томск, 21-23 мая 2014 г. : в 3 ч. - Томск : Изд- во ТПУ, 2014. - Ч. 2. - C. 208-213.
8. Глаголев, Я.Б. Актуальность идентификации видов инструктирующего тек­ста для переводчиков [Текст] / Я.Б. Глаголев, А.С. Киндеркнехт // Филоло­гические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2014. - №1 (31) : в 2-х ч. Ч. II. - C. 54-56.
9. Егоров, М.А. Жанровые особенности руководства по эксплуатации автомо­биля на русском и английском языках [Текст] / М.А. Егоров // Коммуника­тивные аспекты языка и культуры : сборник материалов XV Международ­ной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - Томск : Изд-во ТПУ, 2015. - Ч. 2. - С. 113.
10. Зеленская, А.В. Критерии оценки качества перевода технического текста (на примере инструкции) [Текст] / А.В. Зеленская// Коммуникативные аспекты языка и культуры : сборник материалов XV Международной научно - практической конференции студентов и молодых ученых. - ТПУ, 2015. - С. 117.
11. Канащук, С.А. Структурные, стилистические и коммуникативные особенно­сти традиционных текстов дискурса инструкций [Текст] / С.А. Канащук // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - №344. - С. 18-21.
12. Карабань, Н.А. Речевой жанр инструкции [Текст] / Н.А. Карабань // Изве­стия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - Т 7. - №5. - С. 96-99.
13. Киндеркнехт, А.С. Текст инструкции в переводческом освещении [Текст] / А.С. Киндеркнехт // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - №4 (34) : в 3-х ч. - Ч. III. - C. 97-99. - URL :
http://www.gramota.net/materials/2/2014/4-3/24.html (дата обращения : 25.10.2016).
14. Киндеркнехт, А.С. Ошибки и неточности перевода потребительской ин­струкции [Электронный ресурс] / А.С. Киндеркнехт // Вестник ПНИПУ Проблемы языкознания. - 2016. - №1. - URL :
http://cyberleninka.ru/article/n/oshibki-i-netochnosti-perevoda-potrebitelskoy- instruktsii-frantsuzskiy-yazyk (дата обращения : 10.04.2017).
15. Климзо, Б.Н. Ремесло технического переводчика : Об английском языке, пе­реводе и переводчиках научно-технической литературы [Текст] / Б.Н. Климзо. - 2-е изд., переработанное и дополненное - М. : Р.Валент, 2006. - С. 239-243.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ