Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной мотивации у младших школьников в учебной деятельности

Работа №106538

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
148
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 8
1.1. Сущность и содержание понятия «мотив» и «мотивация» 8
1.2 Особенности познавательной мотивации детей младшего школьного возраста в учебной деятельности 15
1.3. Формы и методы формирования познавательной мотивации детей младшего школьного возраста в учебной деятельности 18
Выводы по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Диагностика уровня развития познавательной мотивации детей
младшего школьного возраста 26
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков по литературному чтению,
направленного на повышение уровня развития познавательной мотивации
детей младшего школьного возраста 35
2.3 Анализ и обобщение результатов исследования по формированию познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста 39
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
Список используемой литературы 50
Приложение А_ Анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой 55
Приложение Б_ Протокол_ «Оценка уровня учебной мотивации» Н.Г Лускановой, 56
Приложение В_ Протокол_ «Оценка уровня учебной мотивации» Н.Г Лускановой, 57
Приложение ГДиагностика личностных универсальных действий методика «Лесенка побуждений» 58
Приложение Д_«Лесенка побуждений»Л.И. Божович, А. К. Марковой,3 «Б» 59 Приложение Е_ Методика «Лесенка побуждений» Л. И. Божович, А. К. Марковой, 3 «В» 60
Приложение Ж_ Методика «Изучение мотивации обучения у младших школьников»_М.Р. Гинзбурга 61
Приложение И_ «Методика изучения мотивации обучения младших школьников» М.Р. Гинзбурга, 3 «Б» 62
Приложение К_ «Методика изучения мотивации обучения младших
школьников» М.Р. Гинзбурга, 3 «В» 63
Приложение Л_Расписание уроков в 3 «Б» и 3 «В» классах 64
Приложение М_План - конспект по литературному чтению 65
Приложение НПротокол итогового проведения методики «Оценка уровня учебной мотивации младшего школьника» Н.Г. Лускановой, 3 «Б» 67
Приложение О_ Протокол итогового проведения методики «Оценка уровня учебной мотивации младшего школьника» Н.Г. Лускановой, 3 «В» 68
Приложение П_ «Методика изучения мотивации обучения младших
школьников» М.Р. Гинзбурга, 3 «Б» 69
Приложение Р_ «Методика изучения мотивации обучения младших
школьников» М.Р. Гинзбурга, 3 «В» 70
Приложение С_«Математическая статистика для психолога» 71


Актуальность. Основной проблемой системы образования является формирование познавательной мотивации. Это обуславливается тем, что при развитии социума сформировался новый заказ на образование. В перспективе российского развития востребованным человеком будет считаться член общества, который занимает активную гражданскую позицию и тот, кто готов к различным решениям проблем в сфере жизненных ситуаций и ответственный в своих решениях. Самостоятельность, активная познавательная деятельность, мыслительная креативность, сплоченность, коммуникативность и способность в ориентации потоках информативности, это те качества, которые необходимы выпускникам образовательных учреждений среднего звена.
Главным вопросом в начальной школе является мотив учения, так как он выполняет функцию смыслообразования и побуждения к деятельности. В младшем школьном возрасте важной задачей служит формирование основы для умений и желания получать знания.
Главная цель на начальной ступени общего образования это развитие познавательной мотивации, поэтому Федеральный компонент государственного стандарта, разработан с учётом основных направлений модернизации образования, направлен в основном на деятельностный компонент, который повышает мотивацию обучения, способности, возможности, потребности и интереса младших школьников.
Главная цель начальной школы - это формирование и развитие познавательной мотивации учеников. Усвоение школьного предмета происходит во время познавательной деятельности, которая не может осуществляться без познавательной мотивации.
В психологической науке ведется разработка вопросов по проблеме мотивации и применяются различные методы. Такие факторы, как установки, потребности, чувство долга, цели и интересы понимаются как мотив учебной деятельности. По словам А.Н. Леонтьева мотивы побуждают и направляют любую деятельность личности.
Так из вышесказанного мы сформулировали тему исследования «Развитие познавательной мотивации у младших школьников в учебной деятельности».
Объектом исследования является этап формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Предмет исследования: образовательные условия формирования познавательной мотивации детей начальной школы при применении уроков с нестандартными формами по литературному чтения и внеурочной деятельности.
Целью исследования мы обозначили повышение уровня обучения детей младшего школьного возраста литературному чтению через формирование познавательной мотивации.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и признаки формирования познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста;
2. Определить исходный уровень познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста;
3. Выработать методики формирования познавательной мотивации;
5. Выбрать подходящие диагностические методики;
6. Реализовать опытно - экспериментальное исследование для выявления эффективности формирования познавательной мотивации.
Гипотеза исследования: формирование познавательной мотивации эффективнее при применении в образовательном процессе нестандартных форм занятий по литературному чтению и внеурочной деятельности.
Теоретическая основа: психолого - философские теории развития познавательной мотивации Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева С.Л. Рубинштейна, М. Теплова, Б.Ф. Ломова и др.
Методы применяемые в процессе исследования:
Теоретические - анализ и изучение литературы по проблеме исследования;
Эмпирические - тестирование, беседы, наблюдение, эксперимент;
Статистическая обработка полученных показателей.
Опытно - экспериментальную базу составили 60 учащихся 3 «Б» и 3 «В» классов, МБОУ «Средняя школа № 14» г.Нягань, Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
Опытно - экспериментально исследование реализовывалось в три этапа:
1. Констатирующий эксперимент - выявление уровня познавательной мотивации младших школьников.
2. Формирующий эксперимент - апробация форм и методов педагогического воздействия для развития познавательной мотивации.
3. Контрольный эксперимент - обработка данных, формулировка выводов и результатов исследования.
Теоретическая значимость заключается в определении сущности понятия «мотив», «мотивация», «познавательная мотивация», углублении знаний о развитии мотивационной сферы детей младшего школьного возраста. Практическая значимость в разработке. апробации и внедрении дидактического материала для развития познавательной мотивации.
Достоверность выводов: анализ литературы по проблеме исследования и обработкой данных психолого-педагогических исследований методами математической статистики.
Структура работы: введение, глава по теоретическому исследованию, вывод по первой главе, глава по опытно - экспериментальному исследованию, вывод по второй главе, заключение по исследованию, список использованных источников и приложения. Работа изложена на 71 страницах, проиллюстрирована 9 рисунками и 9 таблицами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В ходе проведённого исследования установлено, что проблема формирования учебной мотивации у учащихся начальных классов в процессе учебной и внеурочной деятельности является особо актуальной в современной педагогической теории и практике, что требует её теоретической и научно-методической разработки.
2. Определено содержание понятия «мотивация» как общее обозначение для процессов, методов, средств побуждения, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Это причины, побуждающие личность не останавливаться, а действовать, совершать поступки.
3. В ходе исследования конкретизированы структура и содержание учебной мотивации, отражающие единый характер мотивационной сферы учащихся, включающие познавательные, социальные и личностные мотивы. Обоснована необходимость использования нетрадиционных форм организации урока и внеурочной деятельности по предмету «Литературное чтение» в процессе повышения учебной мотивации младших школьников.
4. Дана качественная характеристика результата формирования учебной мотивации у учащихся начальных классов (его показателей и уровней). Согласно критерию К. Пирсона, выдвинутая гипотеза справедлива, то есть произошедшие положительные изменения в уровнях учебной мотивации у учащихся экспериментальной группы не вызваны случайными причинами, а являются следствием комплексной реализации программы эксперимента.
5. Внедрили комплекс организационно-педагогических условий, который состоит из:
- важность учета психологических, индивидуальных и возрастных особенностей учеников;
- важность положительно - эмоционального состояния учеников во время урока;
- применение современных технологий в образовательной деятельности;
- применение нестандартных форм занятий во внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения;
- оценка собственной деятельности и работы сверстников.
6. Раскрыты методические пути формирования учебной мотивации младших школьников на основе использования нетрадиционных форм организации урока и внеурочной деятельности. Предложены формы организации работы по формированию учебной мотивации учащихся.
7. Использование нестандартных форм занятий во внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения приводит к повышению уровня познавательной мотивации, что подтвердило нашу гипотезу.
Данная проблема по повышению познавательной мотивации детей младшего школьного возраста в педагогической теории и практике очень важна, необходимо искать новые способы для совершенствования педагогического процесса, с целью повышения уровня познавательной мотивации.



1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: РГУТиС, 1980. 186 с.
2. Андриади И. Л. Основы педагогического мастерства - М., 1999. 327 с.
3. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. Текст. / А. Ф. Ануфриев, С. Н: Костромина. - М.: Ось. -2006. 272 с.
4. Аствацатуров Г. О. Технология целеполагания урока. Текст. / Г. О. Аствацатуров. - Волгоград: Учитель, 2009. 118 с.
5. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. - Улан-Удэ: Слово, 2007. 150 с.
6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - Спб.: Речь, 2005. 28 с.
7. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 128-129 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. - М.: Институт практической психологии, 1995. 209 с.
9. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2016. 477 с.
10. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. -М.: МГУ, 1991. 144 с.
11. Венгер А.Л Психологическое обследование младших школьников/ А.Л Венгер, Г.А Цукерман. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 159с: ил. - (Библиотека школьного психолога).
12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 288 с.
13. Воровщиков С.Г., М.М. Новожилова. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект. 2006 г. 109 с.
14. Выготский Л.С Педагогическая психология. - М., 1996. 1007 с.
15. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Теминова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: Психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. - 2 е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 256 с.
16. Гилленбранд, К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
17. Горностай П., Титаренко Т. Психология личности: словарь- справочник. К.: «Рута», 2001. 320 с.
18. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики. М.: Просвещение, 2005. 218 с.
19. Дмитриева Т.В. Формирование мотивационной сферы личности и учебный процесс // Труды ДВГТУ. - 2000. № 126. 242-249 с.
20. Ермолаева М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. 2-е издание. Издательство: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК. Серия: Библиотека психолога. 2003. 376 с.
21. Есина Е. В. Педагогическая психология. Конспект лекций. Серия: Экзамен в кармане. Издательство: Эксмо, 2008. 160 с.
22.Зимняя И.А Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд.второе, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2000. 384 с.
23. Игошина Е.В. Методика исследования мотивов учения Начальная школа. 1995. 15-17 с.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб.: 2008. 512 с.
25. Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1981. № 1. 29-44 с.
26. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005. - 176 с.
27. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: НГПИ, 1992. 52 с.
28. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Издательство: М., Директ-Медиа, 2008. 342 c.
29. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 44-49 с.
30. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивов учения. М.: Просвещение, 1990. 68 с.
31. Матюхина М.В Мотивация учения младших школьников. М., 1984. 144 с.
32. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь: Д НУ, 1971. 120 с.
33. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной
деятельности // Вопр. психологии. 1987. № 5. 56с.
34. Мотивация личности. Феноменология, закономерности и механизмы формирования / Под ред. А.А. Бодалёва. М.: Педагогика, 1982. 120 с.
35. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В.Н. Пунчик [и др.]. Минск: Красико-Принт, 2009. 176 с.
36. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
37.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.; Просвещение, 1996. 352 с.
38. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов / Ю.К Бабанский, В.А Сластенин, Н.А Сорокин и др.; Под ред. Ю.К Бабанского. - 2 - е изд., доп. и перераб. М., ПРОсвещение, 1988. 479 с.
39. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед.вузов: в 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2000. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
40. Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г.
Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. 494с.
41. Психологический словарь авт. - сост. В.Н.Копорулина,
М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М.Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. 196 с.
42. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. URL:
http://psi.webzone.ru.
43. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. 672с.
44. Рогов Е.И Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб.пособие / Е.И. Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 383с.
45. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - сост.
А.В.Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб: Издательство "Питер", 2000. 712 с.
46. Сережкина А.Е Основы математической обработки данных психолого-педагогических исследований: Учебное пособие/ Казанский гос. Технолог. Ун-т, 2003. 96с.
47. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н Общая педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А Сластенина: в 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003. ч.2, 256с.
48. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. 176с.
49. Солдатов Д.В Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе. - Обнинск, 2001. 18с.
50. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.
51. Федорова А. А. Взаимосвязь мотивации обучения с эмоционально личностными особенностями детей / А. А. Федорова // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. № 3. 237-243 с.
52. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. 2-е изд. СПб.: Питер М.: Смысл, 2003. 860 с.
53. Цукерман Г.А., Суховерша Ю.И. Поисковая активность в учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007. № 5. 49-56с.
54.Чаканова С. Д. Роль социального фактора в формировании мотивации учебной деятельности / С. Д. Чаканова // Научный прогресс. 2017. № 2. 21-22 с.
55. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. - М: Аркти, 2007. 152 с.
56. Юсупов И.М Педагогическая психология. Учебное пособие. Самара: Изд-во СамИКП - СНЦ РАН. 2003, 76 с.
57. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: Просвещение, 2008. 317с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ