Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе проектной деятельности

Работа №106519

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных умений младших школьников в проектной деятельности 8
1.1. Коммуникативные умения: понятие и характеристика, особенности
развития в младшем школьном возрасте 8
1.2. Особенности организации проектной деятельности в начальной
школе 14
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений младших школьников в проектной деятельности 21
2.1. Исследование уровней коммуникативных умений младших
школьников 21
2.2. Разработка и внедрение мероприятий по формированию
коммуникативных умений с помощью проектной деятельности 28
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 35
Выводы по второй главе 41
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения 50


Актуальность исследования. Изменения, происходящие сегодня в российском образовании и в обществе в целом, требуют качественно нового подхода к учебно-воспитательному процессу. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Одна из важнейших задач современного образовательного учреждения - создание необходимых и достаточных условий, способствующих личностному становлению каждого обучающегося, формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения, субъектности участников образовательного процесса.
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема формирования коммуникативных умений: учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Согласно Федеральному государственному стандарту, в результате освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающийся должен:
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- проявлять готовность вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- уметь конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества [2].
Одним из наиболее эффективных методов, по сравнению с методами традиционными, является проектное обучение, предполагающее высокую степень самостоятельности обучающихся, высокий уровень их познавательной активности, развитость социальных навыков младших школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретение детьми опыта исследовательской, творческой деятельности, межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков. В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Именно это и определяет актуальность данной темы.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время изучением внедрения проектной деятельности в учебно -воспитательный процесс занимаются К.Н. Поливанова, Е.Н. Землянская, Н.М. Конышева, О.М. Корчажкина, Е.И. Мануйлова, Т.Д. Новикова, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат и др.
Проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе проектной деятельности?
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические возможности проектной деятельности, способствующие успешному формированию коммуникативных умений младших школьников.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной общей школе в условиях реализации ФГОС.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников в проектной деятельности.
Научная новизна: положительный результат диагностического комплекса для определения уровня коммуникативных умений у обучающихся начальной школы, как основа для дальнейшей разработки и внедрения мероприятий, способствующих повышению уровня коммуникативных умений у младших школьников.
В основу исследования положена гипотеза, суть которой заключается в предположении о том, что проектная деятельность способствует повышению уровня коммуникативных умений у младших школьников.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
1) изучить теоретические основы организации проектной деятельности как условия формирования коммуникативных умений у младших школьников;
2) разработать диагностический комплекс для выявления уровня коммуникативных умений у учащихся начальной школы;
3) оценить уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников;
4) разработать и внедрить комплекс проектных мероприятий, способствующих формированию коммуникативных умений у младших школьников;
5) произвести оценку эффективности проектных мероприятий по формированию коммуникативных умений младших школьников, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической
литературы по проблеме исследования;
- педагогическое наблюдение, анализ и обобщение
педагогического опыта;
- опросные методы: анкетирование, беседа, наблюдение,
педагогический эксперимент;
- анализ и систематизация данных;
- методы математической обработки данных исследования.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №26 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в бакалаврской работе была доказана эффективность проектной деятельности при формировании коммуникативных умений у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации и сделанные теоретические и практические выводы окажут помощь учителям начальных классов, студентам педагогических вузов, воспитателям и родителям в организации проектной деятельности младших школьников с целью формирования коммуникативных умений.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения. Общий объем работы составляет 55 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме, рассматриваемой нами в данной работе, мы раскрыли значение понятия "коммуникативные умения", остановившись на детальном рассмотрении особенностей их развития в младшем школьном возрасте.
В процессе изучения особенностей формирования коммуникативных умений, проанализировав мнения ведущих психологов-педагогов по данному аспекту, мы пришли к выводу о том, что коммуникативные умения - это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
В соответствии с заявленными задачами в нашей работе были изучены теоретические основы организации проектной деятельности как условие формирования коммуникативных умений у младших школьников.
На основании анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме был сделан вывод, что важная роль в процессе формирования коммуникативных умений отводится проектной деятельности. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы, а также диагностика уровней коммуникативных умений у младших школьников, их формирование в процессе проектной деятельности. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе ГБОУ СОШ №26 г. Сызрань. В эксперименте принимали участие ученики 1 «а» и 1 «в» классов в количестве 40 человек. В каждом классе по 20 человек.
Для реализации поставленной цели, на основе изученного нами теоретического материала, нами были выделены уровни коммуникативных умений: высокий, средний, низкий.
Постановка целей и показателей определили содержание и методики констатирующего и контрольного эксперимента: диагностические методики "Рукавички", "Кто прав?", "Дорога к дому", тест "Оценка уровня общительности" методика В.Ф. Ряховского.
В соответствии в полученными результатами констатирующего этапа эксперимента в качестве экспериментальной группы нами были выбраны 1 «а» класс.
Основной целью формирующего эксперимента явилась разработка и внедрение мероприятий по формированию коммуникативных умений с помощью проектной деятельности.
После проведения формирующего этапа эксперимента был выполнен контрольный этап, целью которого является определение эффективности формирующего эксперимента.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанных и внедренных мероприятий по формированию коммуникативных умений у младших школьников в проектной деятельности.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. от 07.03.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [электронный ресурс]. URL:http://
mon.gov.ru/dok/fgos/7195/.
3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 2017. 17 с.
4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. М. : Просвещение, 2004. 176 с.
5. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова. М. : Просвещение, 2006. 80 с.
6. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И.Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 608 с.
7. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография / Л.В. Байбородова.- Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. 215 с.
8. Баширова Р. Р. К вопросу о формировании коммуникативной
компетенции младших школьников / Р. Р. Баширова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики . 2016. No 2 (7).С. 75
9. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция,
педагогическая поддержка / М. Р. Битянова / Сб. метод, материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов.
М.:Педагогический поиск , 2015. С. 12-15.
10. Блинкова С.И. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках / С. И. Блинкова, А.А. Салахова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях. 2017. С. 41-43.
11. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб: Издательство "Питер", 2015. 304 с.
12. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева М., 2012. С. 12-14.
13. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина // Вопросы психологии. 2015. No 2. С. 149.
14. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе/ Р.С.Буре. М.: Просвещение, 2015. 486 с.
15. Василькова Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. М.: Академия, 2010. 156 с.
16. Виноградова Н.Ф. Продуктивный диалог - эффективный метод развития младших школьников / Н.Ф. Виноградова // Начальное образование. 2010. №1. С. 21-26.
17. Волкова, Л. Г. Гармонизация личности средствами художественной культуры / Л. Г. Волкова // Искусство и образование. 2012. No 4. С. 63-67.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 2012 С. 263-269.
19. Выготский JI.C. Психология развития ребёнка / JI.C. Выготский. М.: Смысл, Эксмо, 2014. 512 с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии : собр. соч. в 6 т. Т.4 / Л.С. Выготский. М. : Просвещение, 2004. 385 с.
21. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука : Избранные психологические труды / П.Я. Гальперин; под ред. А.И. Подольского; авт. вступ. ст. А.И. Подольский. Изд. 3-е. М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2008. 480 с.
22. Гейхман Л. К. Коммуникативная компетентность профессионала / Л. К. Гейхман // Профессиональное образование . М., 2016. С. 45-46.
23. Грезина С.С. Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности / С. С. Грезина // Эффективные модели психолого-педагогического и методического сопровождения внедрения ФГОС НОО: материалы регион, науч.-практ. конф. Нац. исслед. Нижегород. гос. ун-т им.Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал. 2016. С. 75-81.
24. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н. И. Дереклеева. М., 2015. С. 124¬135.
25. Еланцева Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников / Н.Д. Еланцева // Начальная школа плюс. 2012. No 12. С. 10-12.
26. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И.Н. Ерошенков. М.: НГИК, 2014. 32 с.
27. Губанова Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности / Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушкова // Воспитание школьников. 2014. №5. С. 34-37.
28. Дубровина И.В. Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Пригожан. М.,2014. 461с.
29. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л.В. Епишина // Начальная школа. 2008. № 11. С. 13-19.
30.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов . 2014. С.45.
31. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. СПб: Питер, 2014. 752 с.
32. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям / В.Н. Клепиков // Воспитание школьников. 2015. №8. С.18-22.
33. Марцинковская Т.Д. Семья и школа: культурно-историческая
перспектива / Т.Д. Марцинковская // Образовательная политика. 2013. № 56 (43-44). С. 47-51.
34. Мулярчик Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое плохо / Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. 2014. №10. С. 8-10.
35.Общая психология. Словарь/ Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2015. 576 с.
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. 1376 с.
37. Ооржак Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Ооржак. М.: Чистые пруды, 2012. С. 23-26.
38. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В.П. Проворотова// Начальная школа. 2013. № 1. С . 51-53.
39. Рожков М.И. Воспитание свободного человека / М.И. Рожков. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2016. 29 с.
40. Сироткина Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении / Е.Я.Сироткина //журн. Начальная школа. 2014. №8. С. 29 - 32.
41. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2014. 413 с.
42. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы / Д.И. Фельдштейн // Образовательная политика. 2013. № 5-6 (43-44). С. 82-89.
43. Фромм Э. Забытый язык. Введение в науку понимания снов, сказок и мифов / Э. Фромм. М.: АСТ Издательство, 2015. 316 с.
44. Шамова Т. И. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / Т.И. Шамова, Г.Воровшиков, М.М. Новожилова. М. : "5 за знания", 2009. 321с.
45. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 114¬116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ