Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников 9
1.1 Особенности формирования логического мышления младших школьников 9
1.2 Возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная часть по формированию логического мышления младших школьников на уроках технологии 24
2.1 Выявление уровня сформированности логического мышления младших школьников 24
2.2 Разработка и реализация комплекса игр по технологии, направленных на формирование логического мышления младших школьников 33
2.3 Выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента 38
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Приложение А Соединение элементов воедино 50
Приложение Б Узнавание объекта по определённым признакам 51
Приложение В Игра «Что лишнее?» 52
Приложение Г Игра «Что общее?» 53
Приложение Д Серия игр-задач, способствующих формированию логического мышления у младших школьников 54
В каждом новом поколении появляются особые, специфические требования к системе образования. Несмотря на преобразования, которым подвергается учебно-воспитательный процесс, неизменными по многим параметрам остаются требования к его результатам. Так, в соответствии с ФГОС НОО, развитое логическое мышление, которое относится к метапредметным УУД, способно повышать качество обучения, мотивировать школьников к освоению новых знаний и делать более быстрым процесс их усвоения.
Активное внедрение новых технологий и неуклонное расширение человеческих знаний, приводит к необходимости постоянного обучения и самосовершенствования человека. Исследователи, в частности Е.Л. Солдатова, указывает, что объем знаний человечества каждое десятилетие увеличивается на сто процентов [25, с. 38].
Поэтому современной системе образования непросто бывает угнаться за такими темпами. Это актуализирует необходимость проектирования и внедрения таких программ в рамках современной системы образования, которые помогут развить у учащихся навыки самостоятельной деятельности и самообразования.
При этом ребенок не сможет самостоятельно получить качественные знания, если у него недостаточно развиты навыки сбора, анализа и обработки информации, способность к ее сопоставлению и определению истинности, полезности, в целом представляющие собой логическое мышление . Фактически, такие навыки и формируют интеллект человека, предоставляют ему возможность развиваться оптимальным образом, получать новые знания и применять их в реальной жизни для достижения поставленных перед ним целей и задач.
На протяжении многих лет педагогической наукой и практикой разрабатывались и экспериментально проверялись методы, средства, условия организации процесса обучения, которые развивают и формируют логическое мышление у учеников.
Результаты исследований, проводимых А.В. Белошистой, «в сфере формирования и обеспечения развития у детей школьного возраста навыков логического мышления, указывают на то, что к числу важнейших задач образовательного процесса в школе стоит отнести процесс формирования у учащихся навыков осуществления логических умственных операций, что позволит им на необходимом уровне овладеть разными методами и приемами логического мышления, приобрести полезные логические знания, обеспечить выработку у школьников особых умений, навыков, связанных с применением на практике таких знаний» [4, с. 51].
В своих психологических и педагогических исследованиях следующие ученые осуществляли проверку возможности усвоения детьми младшего школьного возраста логических знаний и навыков: А.Г. Асмолова, Л.Н. Асановой, А.К., Болотовой, Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожана, В.В. Зацепина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Головей, Ж.А. Чарнецкой.
В исследовательских трудах авторы пытаются доказать, что в случае правильной организации процесса обучения детей младшего школьного возраста, можно будет обеспечить ускорение процесса освоения ими основных навыков логического мышления. Они научаться делать правильные выводы, обобщать информацию, классифицировать и аргументировать собственные мысли, выводы.
Однако, относительно применения таких методов внутри педагогического сообщества нет единого мнения. Многие специалисты считают, что процесс классического обучения автоматически позволяет детям освоить основные навыки логического мышления (работы С.Е. Царевой, Е.Б. Чирковой, Д.В. Сухорукова, Л.А. Сорокиной).
В рамках иных исследований педагоги и ученые указывают, что добиться оптимального уровня развития логического мышления у детей в ходе обычного образовательного процесса будет крайне сложно, поэтому следует использовать специальный комплекс упражнений (труды А.А. Мусиной, А.В. Белошистой, Г.Б. Голуб, Б. Вучичевич, Н.Б. Шумаковой).
Другая группа специалистов (Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова, Н.Ф. Талызина, Е.А. Балашова) говорит о том, что реализация подобных задач возможна в ходе осуществления учебного процесса, предполагающего разъяснение логической стороны тех или иных изучаемых явлений, операций. В любом случае, все педагоги сходятся во мнении, что крайне важно обеспечивать у детей развитие навыков логического мышления, определяющих успех их интеллектуального и психологического развития.
Фактически, процесс развития логического мышления является неотъемлемой частью образовательного процесса в ходе работы с детьми младшего школьного возраста. При этом, нужно понимать, что формование у таких детей логического мышления и основных навыков интеллектуальной деятельности, имеет системный и целенаправленный характер.
Благодаря внедрению в учебный процесс комплекса специальных заданий, обеспечивающих развитие основных навыков логического мышления детей младшего школьного возраста, обеспечивается повышение его эффективности, лучшее освоение и понимание детьми разнообразной информации, полученной из разных источников.
Правда, стоит отметить, что до сих пор до конца не были изучены развивающие возможности игр в рамках проводимой учебной работы с детьми младшего школьного возраста.
При этом следует использовать потенциал не только, к примеру, уроков математики, на которых чаще всего и предпринимаются действия по формированию и развитию логического мышления. Нужно задействовать и другие учебные предметы.
Использование потенциала уроков технологии может существенно расширить возможности учебного процесса по развитию логического мышления младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности игр по технологии для повышения эффективности процесса формирования логического мышления младших школьников?
Цель исследования: разработать комплекс игр по технологии, способствующих формированию логического мышления младших школьников, и проверить их эффективность в процессе опытно - экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования логического мышления у младших школьников на уроках технологии.
Предметом исследования является процесс формирования логического мышления на уроках технологии с применением игр.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования логического мышления учащихся начальной школы будет более эффективным, если:
• использовать развивающий потенциал уроков технологии;
• применять разнообразные игры, направленные на сравнение, понимание различий между общими и частными признаками предметов и явлений, на проведение анализа и обобщения.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ особенностей формирования логического мышления младших школьников;
• охарактеризовать возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников;
• выявить исходный уровень сформированности логического мышления у младших школьников;
• разработать и применить комплекс игр по технологии, направленный на формирование логического мышления младших школьников ;
• выявить динамику уровня сформированности логического мышления у младших школьников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: диагностика уровня сформированности логического мышления у младших школьников, математическая обработка данных.
База исследования: младшие школьники ГБОУ СОШ с. Нижнее Санчелеево.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемой литературы из 33 источников, приложений. Общий объем работы, без приложений, 50 страниц машинописного текста, в том числе таблиц - 9, рисунков - 10.
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников, проанализированы несколько определений понятия «логическое мышление». После анализа литературы по теме исследования остановимся на следующем определении логического мышления, которое будем использовать в опытно-экспериментальной части - это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление.
Критерии, по которым мы в опытно-экспериментальной части оценивали формирование логического мышления - это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация.
Итак, деятельность младшего школьника в процессе изучения технологии становится основной для развития его познавательных способностей, которые включают в себя логическое мышление. Таким образом, практика начального образования подтверждает использование игровой деятельности в качестве эффективного средства интеллектуального развития младшего школьного возраста. Являясь ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе, игра выступает предпосылкой развития всех важнейших новообразований школьников. Участие детей в качественно организованной игровой деятельности способствует формированию произвольности поведения ребенка и развитию всех психических процессов, оказывая благоприятное влияние на всестороннее развитие ребенка и успешную его социализацию.
Определенным развивающим потенциалом в данной связи являются уроки технологии. Специфика учебного предмета «Технология» имеет свои характерные особенности, определенную учебную и образовательно-предметную среду, поэтому при раскрытии содержания изучаемого материала средства обучения на уроках технологии в большинстве случаев используются комплексно. Каждому из этих средств обучения, в зависимости от педагогической ситуации, содержания и типологии учебного предмета, присущи определенные дидактические функции и возможности.
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что логическое мышление в данных группах испытуемых сформировано преимущественно на низком и среднем уровнях. Это является недостаточным для успешного школьного обучения и эффективного овладения школьной программой начальной школы и свидетельствует о необходимости проведения дополнительной, специально организованной работы, направленной на развитие логического мышления младших школьников.
После проведения опытно-практической работы с детьми экспериментальной группы, направленной на развитие логического мышления младших школьников, можно отметить наличие положительной динамики: существенное повышение уровня развития основных компонентов логического мышления у младших школьников экспериментальной группы.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза о том, что использование на уроках технологии комплекса игр, направленных на развитие логического мышления младших школьников, оказывает положительное влияние на уровень сформированности логического мышления школьников, подтверждена.
1. Асанова Л. Н. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. М. : УЦ «Перспектива», 2018. 140 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. М. : Смысл. 2019. 448 с.
3. Балашова Е. А. Проектная деятельность и формирование ключевых компетенций // Начальная школа. 2018. №5. С. 21-23.
4. Белошистая А. В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие. М. : Юрайт, 2019. 129 с.
5. Бернштейн А. Н. Последовательность событий [Электронный ресурс]. URL: mdourossianka.ru/wp-content/uploads/2020.docx (дата обращения: 02.09.2021).
6. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2018. 478 с.
7. Вучичевич Б., Шумакова Н. Б. Интеллектуальное развитие младших школьников // Культурно-историческая психология. 2020. №4. C. 63-71.
8. Голуб Г. Б. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования: метод. пособие для педагогов -руководителей проектов учащихся основной школы. Самара : Учебная литература, 2016. 176 с.
9. Дубровина И. В. Психология. М. : Академия, 2016. 464 с.
10. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М. : Academia, 2018. 256 c.
11. Иванова Е. В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2016. №6. С. 59-60.
12. Козлова С. А. Развитие мышления детей 7-10 лет // Начальная школа. 2019. №8. С. 13-16
13. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М. : Эксмо, 2019. 176 с.
14. Лоскутова Н. А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. 2017. №4. С. 80-82.
15. Мусина А. А. Логические рассуждения младших школьников // Начальная школа. 2018. № 3. С. 21-24.
...