Введение
1 Современное состояние ремонтной сварки корпуса коробки передач автомобиля КАЛИНА
1.1 Сведения о детали и обнаруживаемых дефектах
1.2 Сведения о материале для изготовления корпуса коробки передач
1.3 Базовая технология ремонтной заварки трещин в корпусе коробки передач
1.4 Формулировка задач выпускной квалификационной работы
2 Проектная технология ремонтной сварки корпуса коробки передач
2.1 Обоснование выбора способа ремонтной сварки
2.2 Повышение эффективности механизированной сварки плавящимся электродом в защитных газах при ремонтной сварке деталей из алюминиевых сплавов
2.3 Описание операций технологического процесса ремонтной сварки корпуса коробки передач
3 Безопасность и экологичность проектного технологического процесса
3.1 Технологическая характеристика объекта
3.2 Идентификация профессиональных рисков
3.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков
3.4 Обеспечение пожарной безопасности
3.5 Обеспечение экологической безопасности
4 Оценка экономической эффективности проектной технологии
4.1 Исходная информация для выполнения экономической оценки предлагаемых технических решений
4.2 Расчёт фонда времени работы оборудования
4.3 Расчёт шуточного времени
4.4 Заводская себестоимость базового и проектного вариантов технологии
4.5 Капитальные затраты по базовому и проектному вариантам технологии
4.6 Показатели экономической эффективности
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Повышение стоимости запасных частей и снижение покупательной способности населения делают актуальным восстановление изношенных деталей машин как основного способа поддержания работоспособности автомобильного парка. Как правило, восстановленная запасная часть имеет стоимость в 1,5…2,5 раза меньше, чем стоимость новой детали, при этом ресурс восстановленной запасной части не уступает ресурсу новой детали.
Необходимость обеспечения запасными деталями различного технологического оборудования предполагает привлечение значительных материальных и трудовых затрат. При этом количество ремонтнопригодных деталей достигает 75% от общего числа заменяемых деталей, что позволяет получить значительную экономию при переходе от покупки новых деталей к использованию ремонтных технологий [4],[7].
При изготовлении деталей машин все большее распространение получают алюминиевые сплавы, которые благодаря соотношению прочностных свойств и легкости расширяют область применения начинают вытеснять конструкционные стали и чугуны. Алюминиевые сплавы обладают уникальным сочетанием свойств: относительно высокая прочность, малая плотность, хорошая коррозионная стойкость, что делает их применение в изготовлении деталей машин весьма перспективным [3],[19],[22].
Перспективно использование алюминиевых сплавов в автомобилестроении, так как оно позволяет экономить горючее. Выгодно применять алюминий также в узлах грузовых, строительных машин. Хотя алюминиевые сплавы в 4...6 раз дороже стали, а изготовление деталей из них обходится на 20-30% дороже стальных, применение 1 кг алюминия позволяет уменьшить массу машины на 2,25 кг [15].
Наличие на поверхности детали тугоплавкой окисной плёнки которая тяжелее расплавленного металла и тонет в нём, приводит к загрязнению сварного шва и существенно снижает его прочностные характеристики. Также следует принимать во внимание растворимость газов в расплавленном алюминии, что вызывает образование пор. Кроме того, алюминиевые сплавы характеризуются провалом прочность при нагреве, что приводит к нестабильности формы сварного шва и образованию горячих трещин.
Одной из деталей автомобиля, которая требует ремонта с использованием дуговых способов сварки, является корпус коробки передачи автомобиля КАЛИНА. Для проведения эффективного ремонта этой детали требуется применение специального сварочного оборудования.
Однако ремонт этой детали требует существенно меньших и затрат металла и энергии по сравнению с изготовлением новой детали. Кроме того, приобретение и доставка новой детали требует затрат времени, а реализация технологии ремонта позволяет этого избежать. На основании этого можно заключить, что ресурсосбережения должно двигаться в направлении повышения эффективности ремонтных технологий деталей из алюминиевых сплавов на примере корпуса коробки передач автомобиля КАЛИНА.
Цель выпускной квалификационной работы — повышения производительности и качества сварочных технологий при ремонте корпуса коробки передач автомобиля КАЛИНА.
В настоящей выпускной квалификационной работе поставлена цель — повышение производительности и качества сварочных технологий при ремонте корпуса коробки передач автомобиля КАЛИНА.
Базовая технология ремонтной сварки предусматривает применение аргонодуговой сварки неплавящимся электродом. Недостатками базовой технологии является: малая производительность способа сварки; высокие требования к квалификации сварщика, от способностей которого существенно зависит качество сварки; требуется проведение качественной подготовки поверхности детали сварочной проволоки.
На основании результатов проведённых литературных исследований сделан вывод о том, что перспективным направлением повышения производительности при ремонтной сварке деталей из алюминиевых сплавов может считаться применением модернизированной механизированной сварки проволокой сплошного сечения в защитных газах.
Для импульсного управления горением дуги и персоналом электродного металла предложено использовать формирователь импульсов согласно разработке отечественных исследователей [13].
Для повышения производительности ремонтной сварки и эффективного удаления загрязнений с поверхности деталей предложено приметить разработку отечественных исследователей [14].
Изучение особенностей технологического процесса сборки и сварки позволило идентифицировать опасные и вредные производственные факторы. На основании этих выделенных факторов предложен ряд стандартных средств и методик, позволяющих устранить опасный фактор или уменьшить его влияние на персонал до приемлемого уровня.
Готовой экономический эффект при внедрении проектной технологии составляет 0,742 млн. рублей.
1. ГОСТ 2685-75 Сплавы алюминиевые литейные: марки, технические требования и методы испытаний.- М.: Издательство стандартов, 1980.
2. Гуревич С. М. Справочник по сварке цветных металлов. - Киев: Изд-во "Наукова думка", 1981. 608с.
3.Гуреева М.А., Грушко О. Е. Алюминиевые сплавы в сварных конструкциях современных транспортных средств // Конструкционные материалы. 2009. √ 11 С. 27-41.
4. Ельцов В.В. Восстановление и упрочнение деталей машин: учебное пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014.
5. Ельцов В. В. Объект исследований — трехфазная сварочная дуга // Сборник трудов к 40-летию кафедры ОТСП и 75-летию В. И. Столбова; под ред. В. В. Масакова, В.П. Сидорова. Тольятти : ТГУ, 2007,С. 105-116.
6.Зайцев О. И. Прогнозирование параметров режим при импульсно - дуговой сварке алюминиевых сплавов: дис. ... канд. техн. наук : 05.03.06 / Олег Игоревич Зайцев ; Тульский государственный университет. Тула, 2003.
7.Камкин С.В., Возницкий И.В., Большаков В.Ф. Эксплуатация судовых дизельных энергетических установок. М.: Транспорт, 1996.422 с.
8.Клячкин Я.Л. Сварка цветных металлов и их сплавов. — М.: Машиностроение, 1964.335 с.
9.Короткова Г.М. Источники питания переменного тока для сварки неплавящимся электродом алюминиевых сплавов : монография. Тольятти:
ТГУ, 2009.335 с.
10. Краснопевцева И.В. Экономическая часть дипломного проекта: метод. указания. Тольятти: ТГУ, 2008.38 с.
11. Кудинова Г.Э. Организация производства и менеджмент: метод. указания к выполнению курсовой работы. Тольятти: ТГУ, 2005. 35 с.
12. Лебедев В.А Некоторые особенности дуговой механизированной сварки алюминия с управляемой импульсной подачей электродной проволоки // Сварочное производство. 2007.√11. С. 26-30
13. Патент √2191665 РФ, МПК В 23 К 9/09 Способ сверки / Князьков А.Ф, Федько В.Т., Крампит А.Г. заяв. 28.11.2000; опубл. 27.10.2002, Бюл.30
14. Патент √2332285 РФ. МКИ В23К9/16. Способ сварки ы защитной газ с газодинамическим удалением слоя загрязнений из зоны сварки / Панус В.С., Брусянин Д.В., Фролов В.И. заяв. 05.04.2006; опубл. 27.08.2008, Бюл. 24.
15. Рязанцев В.И., Федосеев В.А., Манцев В.Н. Создание сварного кузова автомобиля из алюминиевых сплавов //Сварочное производство. √11. 1999.С.36—42.