Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития творчества младших школьников в проектной деятельности 7
1.1 Проблема исследования процесса развития творчества младших школьников в проектной деятельности в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности организации проектной деятельности, нацеленной на развитие творчества младших школьников 13
Глава 2 Экспериментальное исследование развития творчества младших школьников в проектной деятельности 20
2.1. Выявление исходного уровня развития творчества младших школьников 20
2.2. Разработка и внедрение проекта, нацеленного на развитие творчества младших школьников во внеурочной деятельности 34
2.3. Анализ эффективности процесса развития творчества младших школьников в проектной деятельности 40
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения 62
Творчество - одна из важных сторон развитие личности. Человек в процессе своей жизнедеятельности придумывает образы, которые его вдохновляют и к которым он устремлен, они необходимы для его нравственного и личностного роста. Известно, что человек развитый творчески гораздо продуктивнее решает стоящие перед ним задачи, может планировать будущее, обеспечивая большую свободу выбора возможных действий, поступков как своих, так и чужих. Это дает ему возможность эффективно строить свою жизнедеятельность в обществе, которое непрерывно развивается. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции.
Актуальность темы исследования по проблеме развития творчества младшего школьника в проектной деятельности заключается в том, что современная действительность ставит перед человеком задачи нестандартно мыслить, творчески решать возникающие вопросы и предвосхищать возможные результаты. Научная разработка использования метода проекта началась в первой половине двадцатого века американским педагогом В. Х. Килпатриком.
В России этот метод разрабатывался под руководством русского педагога С.Т. Шацкого, но в советское время не получил развития и поддержки.
В современной психолого-педагогической литературе данную тему продолжают разрабатывать Е.С. Полат, В.В. Гузеев, показывая для чего нужен метод проектов в современной школе и какие учебно - воспитательные возможности в нем заложены. Создание любого проекта - это сам по себе творческий процесс, поскольку для достижения результата задействуются разные формы и методы работы. Творческий проект предполагает создание творческого продукта, а значит, развитие творчества. Для младших школьников проект по форме напоминает игру с определенными правилами, а значит, задействуется направление деятельности наиболее близкое их возрастной физиологии. Таким образом, в проектной деятельности наиболее удачно сочетается возможность играть и творить, развивая природные возможности ребенка к творчеству.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает многообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого учащегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого и познавательного развития, обогащение форм взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в когнитивной деятельности. Это становится реальным в процессе проектной деятельности, поскольку все заложенное природой получит реализацию с учетом закономерностей всей системы когнитивных процессов, включая психологические. Известный психолог Карл Гроос считал, что если педагог-практик желает развить драгоценную способность творческой фантазии, то ему предстоит трудная задача - обуздать этого дикого и пугливого коня благородного происхождения и приспособить его к служению добру.
Тема развития творчества младших школьников отражалась в работах известных педагогов - психологов. К примеру, исследования Л.С. Выготского, Я.А. Пономарева, Р.С. Немова, В.А. Сухомлинского, показали, что творческое, выступает предпосылкой и условием успешного усвоения детьми имеющихся и новых знаний. Л.С. Выготский считает, что творческие процессы обнаруживаются уже в детстве, поэтому одним из очень важных вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о творчестве у детей, о развитии творчества и о значении творческой работы для его общего развития и созревания. Я. А. Пономарев делает вывод, что творчество - в самом широком смысле - есть взаимодействие, ведущее к развитию. У Р.С. Немова разработаны критерии, определяющие уровень творческого развития, которые используются для определения динамики творческого роста. В.А. Сухомлинский считал, что только творческий педагог может развить творческое начало в ребёнке, а метод проекта - это, прежде всего, сотрудничество учителя и ученика, поэтому важно показать как можно, используя метод проекта, работать над развитием творчества младшего школьника. Проблема развития творчества младших школьников наиболее актуальна в наше время, так как способствует развитию индивидуальных качеств ребёнка, его эмоциональной сферы. Все это показывает, что вопрос развития творчества и метод проекта рассматривались во многих работах педагогов-психологов, но вопрос развития творчества младшего школьника методическими средствами и возможностями, которые раскрываются в проектной деятельности рассмотрен недостаточно.
Проблема исследования: каковы приемы реализации содержания проекта, направленного на развитие творчества младших школьников?
Цель исследования: выявить и доказать эффективность развития творчества младших школьников в проектной деятельности посредством разработки содержания и приемов реализации проекта.
Объект исследования: процесс развития творчества младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание и приемы развития творчества младших школьников в проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, с целью изучения механизмов развития творчества младших школьников в проектной деятельности.
2. Выявить уровень развития творчества младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Разработать содержание и внедрить приемы организации проектной деятельности, направленные на развитие творчества младших школьников.
4. Доказать эффективность разработанного содержания и приемов реализации развития творчества младших школьников в проектной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творчества младших школьников в проектной деятельности происходит наиболее эффективно, если:
• обогащать опыт художественной деятельности средствами искусства;
• развивать эмоциональную отзывчивость с помощью нетрадиционных техник рисования;
• организовать занятия в форме творческих игр, стимулирующих оригинальные замыслы и способы решения творческих задач.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), экспериментальные (педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности детей).
Новизна исследования: разработано содержание и приемы реализации проекта, позволяющие развить творчество младших школьников в проектной деятельности.
Практическая значимость: предложенное содержание творческих приемов повысило качественный уровень процесса развития творчества в проектной деятельности. Разработанные материалы могут использоваться учителем начальных классов для развития творчества младших школьников во внеурочной деятельности.
База исследования: исследование проводилось в ГБОУ СОШ с. Русская Борковка.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творчества младшего школьника в проектной деятельности позволил углубленно изучить понятие творчества, с позиций разных авторов, взявших за основу наиболее значимую, по их мнению, сторону этого обширного понятия. Обобщая их мнения, можно сказать, что творчество - это, прежде всего, деятельность, процесс, позволяющий достичь нового результата духовного или материального характера. Поэтому для развития и созревания младших школьников, как творческих личностей, большое значение имеет творческая работа. Главной задачей учителя при организации подобной деятельности у детей младшего школьного возраста является тщательный подбор приемов и способов, которые позволят учащемуся раскрыться в творческой деятельности: рисовании, творческих играх, театральных постановках.
Среди показателей творчества выделяются такие качества, которые позволяют изучить уровень его развития у младших школьников и как процесс, и как продукт творчества. Полученные результаты на констатирующем этапе эксперимента, позволяют говорить о том, что творчество учащихся отличается неразвитостью оригинальности, способности к детализации замысла продукта творчества, фантазии.
Использование метода проекта на формирующем этапе эксперимента позволяет добиться повышения уровня творчества младших школьников за достаточно непродолжительное время и не в принудительной форме, а по желанию самих учащихся. Используемая технология как раз и формирует умение самостоятельно добывать новые знания, побуждает к активной деятельности и развивает эмоциональное восприятие окружающей действительности. Так же очень важно, что роль учителя во время работы по развитию творчества, как того требуют ФГОС НОО, исключительно сопровождающая и направляющая. Разработка приемов, в рамках реализации содержания проекта, происходила с учетом уровня развития показателей творчества и необходимой силой воздействия на каждый из них. Обращение к средствам искусства способствовало обогащению опыта художественной деятельности младших школьников. В результате включения в содержание проекта нетрадиционных техник рисования исчезла боязнь неуспеха, и появилось «хочу и могу», возникла эмоциональная отзывчивость к процессу творчества. Занятия, организованные в форме творческих игр развивают оригинальность замысла и умение находить решение творческих задач. На разных этапах проекта формировались ключевые компоненты развития творчества.
Полученные нами результаты позволяют утверждать, что развитие творчества в младшем школьном возрасте неотделимая часть процесса становления самодостаточной творческой личности. Поэтому работа учителя должна быть направлена на развитие творчества младших школьников во время внеурочной деятельность через проектную деятельность с использованием всех возможностей данной технологии.
1. Андреев В. И. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2014. - 3-е издание : 608 с.
2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Харьков : Фолио, 2002. 411 с.
3. Библер В.С. Мышление как творчество. М. : Политиздат, 1975. 399 с.
4. Бурбушева Г. Н. Творческие проекты на уроках трудового обучения // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 1. С. 16-18.
5. Варакина Л. В. Проектная деятельность детей и взрослых как фактор успешности воспитания и обучения // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 11. С. 61-63.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997. 96 с.
7. Гордиенко Е.В. Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования // Психологический журнал. 2015. № 4. С. 10-17.
8. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учеб.пособие. М. : ФЛИНТА : Наука, 2016. - 3-е издание : 272 с.
9. Гроос К. Введение в эстетику; перевод с немецкого А. Гуревича ; под редакцией Л. А. Сева: Южно-русское книгоиздательство Ф.А. Иогансона: Карл Гроос ; перевод с немецкого А. Гуревича ; под редакцией Л. А. Сева Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. - СПб. Книга по требованию, - 2012. 415 с.
10. Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 130-139.
11. Жабицкая Л. Г. О критериях диагностики литературной одаренности: Художественное творчество. Проблемы комплексного изучения. Л., 1983. С. 139-151.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. 412 с.
13. Кильпатрик В. Х. Основы метода. М.: Л., 1928.-235 с.
14. Кондратьева М. Ю. Социальная психология в образовании : учеб. пособие. М. : Пер Сэ, 2012. 383 с.
15. Ларина С. А. Шаги к успеху (Проектная деятельность в начальной школе) // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 5. С. 41-45.
...