Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретическое основы проблемы развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1. Понятие нравственных качеств в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Возможности литературного чтения в развитии нравственных качеств у младших школьников 11
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения 18
2.1. Диагностика уровня развития нравственных качеств у младших школьников 18
2.2. Содержание работы по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения 27
2.3. Анализ и обобщение результатов 33
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Приложение А Список детей экспериментальной и контрольной групп 46
Приложение Б Количественные результаты по всем диагностическим заданиям на констатирующем этапе эксперимента 48
Приложение В Количественные результаты контрольного среза состояния предмета исследования по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группах 50
Приложение Г Тематическое планирование 51
Приложение Д Конспекты занятий 57
Актуальность исследуемой проблемы объясняется тем, что для современной образовательной системы проблема развития нравственных качеств детей чрезвычайно важна. Согласно ФГОС, в условиях современного общественного развития духовно-нравственное воспитание относится к актуальным и приоритетным направлениям деятельности образовательных учреждений. Актуальность вопроса определяется отсутствием отчетливо поставленных жизненных целей и положительных направлений развития подрастающего поколения, стагнацией в развитии культурных направлений деятельности, необходимостью развития нравственных качеств у младших школьников. В настоящее время, духовное развитие детей находится на низком уровне и требует активного воспитательного воздействия со стороны школы и семьи. Материальные направления и ориентиры сегодня преобладают над духовными, поэтому программы школьного воспитания нацелены на воспитание ответственного гражданина, который может давать самостоятельную оценку своей деятельности, деятельности окружающих и учитывать интересы других граждан при совершении каких-либо действий и поступков. Этого можно достигнуть путем развития устойчивых духовных и нравственных качеств учащихся.
Исследования организации целенаправленного нравственного воспитания представлены в трудах многих ученых. Например, проблемой нравственного воспитания занимались такие исследователи в области педагогики как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В трудах данных исследователей рассматривается и выявляется сущность понятия «нравственное воспитание», его основные методы, формы и принципы организации. При этом особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса нравственности личности, было установлено, что сензитивным периодом для ее становления является период младшего школьного возраста.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. Нравственные представления - образцы, ранее воспринятого нравственного поведения, а также образы, созданные продуктивным воображением, формы чувственного отражения действительности в виде наглядно-образного знания.
На сегодняшний день сложилась ситуация, что в литературе недостаточно разработаны рекомендации и программы по нравственному воспитанию младших школьников.
Было установлено противоречие между необходимостью развития нравственных качеств у младших школьников и недостаточным использованием уроков литературного чтения в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова возможность развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективен, если:
• педагог использует воспитательный потенциал уроков литературного чтения с учетом возрастных особенностей детей (игровая мотивация, создание проблемных ситуаций);
• педагог применяет воспитательный процесс с применением игровых заданий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения.
2. Выявить уровень развития нравственных качеств у младших школьников.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения и определить ее эффективность.
4. Проанализировать и обобщить результаты.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения может быть использовано в образовательном процессе образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа № 69» города Тольятти.
В исследовании приняли участие 40 младших школьников 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками.
Нравственные качества - это явления морали, которые носят активный, наступательный, деятельно-преобразовательный характер, и в которых выражается обобщенное отношение социального субъекта к разнообразным фактам и процессам общественной жизни. Развитие нравственных качеств младших школьников - это педагогический процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на формирование нравственных качеств личности. Именно развитие нравственных качеств является стержнем в системе гармоничного и всестороннего развития личности. В младшем школьном возрасте происходит формирование первого цельного детского мировоззрения. Возникновение первичных морально-этических понятий (ребенок начинает понимать «что такое хорошо и что такое плохо») происходит именно в младшем школьном возрасте. Также в этом возрасте наблюдается формирование произвольного поведения, т.е. умения управлять собой и своими поступками. Возникает личное сознание (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый).
Проведенное исследование позволило установить, что уроки литературного чтения в начальной школе играет огромную роль в воспитании нравственных качеств у ребенка. Основной целью художественной литературы в этом возрасте является воспитание в ребенке личностных качеств, формирование его мировоззрения. Художественная литература решает такие задачи нравственного воспитания ребенка, как формирование первоначальных представлений о категориях нравственности, формирует способность ребенка сострадать и сопереживать близким людям и окружающим. Развивает в ребенке коммуникативные навыки, обогащает язык. Чтение художественной литературы в младшем школьном возрасте прививает эстетический вкус ребенку. При этом воспитание происходит не назидательным путем, а в игровой, ненавязчивой форме. Через отношение к событиям и героям произведения у ребенка формируется отношение к окружающему миру, людям, природе. На примере художественных произведений можно анализировать поведение героев, давать оценку их поступкам, выделять позитивные и негативные черты характера героев. В художественных произведениях поднимаются проблемы любви к ближнему, дружбы, справедливости, честности, достоинства, красоты и неповторимости и др. То есть, на примере художественных произведений можно раскрыть суть общечеловеческих ценностей, отграничить положительные от отрицательных и объяснить ребенку, в чем между ними разница. Большие возможности в нравственном воспитании имеют словесные методы обучения (объяснения, беседы, рассказы и др.).
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития нравственных качеств у младших школьников 40% детей, средним 60%, высокого уровня не выявлено. В контрольной группе выявлено, что 40% детей обладают низким уровнем, у 60% детей был выявлен средний уровень.
Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс развития нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения будет эффективен, если:
• если педагог использует воспитательный потенциал уроков литературного чтения с учетом возрастных особенностей детей (игровая мотивация, создание проблемных ситуаций);
• педагог применяет воспитательный процесс с применением игровых заданий, направленных на развитие нравственных качеств у младших школьников.
В результате проведенной работы отмечено значительное повышение уровня развития нравственных качеств у младших школьников.
1. Агапова И.С. Нравственное воспитание в школе. Москва : Айрис- пресс, 2015. 224 с.
2. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей школьного возраста. Москва : Издательство Перспектива, 2019. 248с.
3. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. Москва : Директ-Медиа, 2013. 134 с
4. Андреева Г.М. Психология социального познания. Москва : Аспект -Пресс, 2017. 288 с.
5. Архарова Л.И. Праздники и классные часы на тему нравственности. Москва: Просвещение, 2015. 65 с.
6. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Москва : Просвещение, 2018. 201 с.
7. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде // Начальная школа: плюс до и после. 2018. № 7. С.75-78.
8. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам нравственного воспитания. Москва : Республика, 2018. 103 с.
9. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. Москва: Педагогическое общество России, 2016. 520 с.
10. Беспятова Н.К. Занятие «Доброта». Москва: Эксмо, 2016. 38 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва : ЧеРо, 2015. 244 с.
12. Болотина Л.Р. Школьная педагогика. Москва : Академия, 2015. 317 с.
13. Бразговка Л.П. Значение нравственной установки в процессе морального становления младшего подростка // Этическое воспитание. 2017. №3. С.35-40.
14. Брушлинский А.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач. Москва : Просвещение, 2019. 342 с.
15. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации нравственного воспитания в системе образования детей // Молодой ученый. 2016. №5. С. 405-412.
...